- Преподавателю
- История
- Урок-игра по истории на тему: Междуречье: рождение цивилизации (5 класс)
Урок-игра по истории на тему: Междуречье: рождение цивилизации (5 класс)
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Канар А.И. |
Дата | 08.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Алена Павловна Середа
План-конспект
Урок-игра 5 класс
Тема: «Междуречье: рождение цивилизации».
Цели урока:
-
Уметь объяснять географическое положение Древнего Востока, Шумера.
-
Уметь делать выводы об особенностях развития данной цивилизации, анализируя факты истории жителей Междуречья.
-
Характеризуя отрасли хозяйства жителей Междуречья, уметь объяснять, почему именно орошаемое земледелие и ремесло хорошо было развито на данной территории.
-
Расширить рамки учебника, познакомив учащихся со строительством городов и зиккуратов.
Задачи:
1. Образовательная: познакомить с Древним Двуречьем - государством Западной Азии, определить местоположение, климатические и природные условия, изучить культуру и занятия древних шумеров;
2. Развивающая: способствовать развитию логического мышления, речи, воображения, памяти, внимания, расширять словарный запас.Развивать наглядно-образное мышление учащихся. Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать;
3. Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, самостоятельность.
Межпредметные связи: история, география, литература, изобразительное искусство.
Оборудование: план-конспект, проектор, презентация, учебник: История Древнего мира. 5 класс. В.И. Уколова, Л.П.Маринович., ФГОС., 2012. Атлас: История Древнего мира. 5 класс. ФГОС.
Литература:
-
Детская энциклопедия: (Всемирная история) Т.1. - 8 изд-е, 2004г.
-
Годер Г.И. Методические пособие по истории древнего мира: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003г.
-
Михайловский Ф.А. История Древнего мира.
Методы: словесный, наглядный, практический
Основные понятия:государство, монархия, казна, налоги, ирригационная система орошения, царь, монархия.
На доске: тема урока, понятия «государство», «монархия», «город-государство», «ирригационная система орошения».
Дом. Зад. П.10, ответить на вопросы с.47.
Ход урокаЭтапы урока
и время на
его проведение
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный
момент (3мин)
Приветствует учащихся, проверяет готовность
класса к уроку, отмечает отсутствующих,
намечает планы урока, предлагает задавать
вопросы, на которые дети не смогли найти
ответы, имели затруднения в изучении темы
«Междуречье»
Приветствуют учителя,
готовятся к уроку,
заслушивают планы
урока, задают вопросы
по интересующей их теме
предшествующего урока.
Готовятся к повторению
пройденного материала
2. Повторение материала (10 мин)
Учитель приносит древнюю шкатулку, но чтобы открыть ее нужно получать ключи в течении урока.
Чтобы получить 1 ключ - учащиеся должны разгадать кроссворд по прошлым темам. Тот, кто разгадывает первый и у него все верно, получает первый ключ. Ребята вслух читают вопросы и ответы, сравнивают и обсуждают.
Учитель помогает сформулировать новую тему урока и записать ее в тетрадь.
Учащиеся разгадывают кроссворд (раздаточный материал Приложение 1).Ребята вслух читают вопросы и ответы, сравнивают и обсуждают. Ученики формируют тему урока и записывают в тетрадь.
3. Изучение нового материала. (10 мин)
Учитель : - Я сегодня предлагаю вам отправиться со мной в путешествие? Хотите?
Я предлагаю отправиться в далекое путешествие, в прошлое - на Древний Восток. Именно здесь родились первые цивилизации. Понятие «Древний Восток» охватывает Ближний и Дальний Восток, Центральную и Юго-Восточную Азию
Я буду вашим гидом и вы можете задавать мне вопросы, которые возникнут в ходе нашего путешествия, а я постараюсь на них ответить.
Учитель предлагает посмотреть на карте, где же находится цивилизация. (с. 8-9).
Учитель задает вопросы, где находится Древний Восток?
Где находится Междуречье и Шумер? Какие реки находятся в этом государстве? Какие крупные города вы знаете. Ученик, отвечающий правильней и больше всех получает 2 ключ.
Ученики должны были познакомиться заранее с параграфом, поэтому учитель задает вопросы на размышление.
Почему в Междуречье использовали систему ирригационную систему орошения? Как она действовала? Что вы запомнили о народе-шумеры? Как они строили свои города? Кто правил страной? Какая форма правления в Междуречье? Что такое государство? 3 ключ находит своего владельца.
Учащиеся следят по карте и отвечают на вопросы.
3. Рассказ учителя нового материала (5 мин)
Шумеры возводили города из глиняных кирпичей. Правда, обжигать кирпичи им было почти нечем. В их стране нет леса, а поэтому они высушивали их на солнце. Городов было несколько десятков. Особенно большим и знаменитым стал город Ур. В 3 тысячелетии до н.э.он был окружен высокой кирпичной стеной с несколькими воротами и башнями. К центру города возвышалась храм-башня в виде ступенчатой пирамиды - зиккурат. Каждый этаж зиккурат имел свой цвет. В Уре нижний цвет был черный, следующий -красным, а третий- белый. Еще выше находился сам храм, святилище бога. Цвета были не просто украшением, они изображали устройство Вселенной. Затем учитель предлагает учащимся самостоятельно записать в тетрадь, что такое зиккурат и прочитать вслух.
Учащиеся слушают, задают вопросы, а затем записывают в тетрадь услышанное.
4.Закрепление материала (5 мин)
Учитель предлагает нарисовать в тетради схему власти в Шумере. Учитель пишет царь, а ученики добавляют стрелочки и слова.
Затем, один ученик должен по своей схеме кратко рассказать, что он запомнил на уроке, и тем самым закрепить изученный материал, он и получает 4 ключ.
Учащиеся самостоятельно рисуют схему в тетрадь, а один ученик рисует на доске.
Учащиеся записывают Д.З. в дневники.
Те ученики, которые получили ключики получают 5 (отлично), остальным тоже выставляются оценки, если таковые имеются.