• Преподавателю
  • История
  • УРОК ИСТОРИИ 5 КЛАСС. ПИСЬМЕННОСТЬ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ШКОЛА. НАУЧНЫЕ ПОЗНАНИЯ

УРОК ИСТОРИИ 5 КЛАСС. ПИСЬМЕННОСТЬ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ШКОЛА. НАУЧНЫЕ ПОЗНАНИЯ

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Каменно-Балковская средняя общеобразовательная школа


РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ
в соответствии с требованиями ФГОС на ступени основного общего образования
Учитель истории
Дудкина Лариса Викторовна

Октябрь, 2015 год
Тема урока:
ПИСЬМЕННОСТЬ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ШКОЛА. НАУЧНЫЕ ПОЗНАНИЯ.
Цели урока:
Личностные:
осознать ценность и значимость получения образования на примере Древнего Египта;
научиться понимать, что получение образования - это большой труд;
помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;
воспитывать уважение к чужой культуре.
Метапредметные:
путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся;
на примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов формировать умение сравнивать различные явления;
научить переносить имеющийся опыт (знания из других предметных областей) в новые ситуации; показать возможность использовать полученные знания для решения практических задач.
Предметные:
уяснить смысл понятий: «иероглифы», «папирус», «свиток»;
сформировать представление о школе в Древнем Египте;
на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки;
раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки;
познакомить с особенностями египетского счета и системы мер.

Используемая технология:

проблемно-диалоговая;

элементы технологий: групповая, ИКТ-ресурсы, игровая технология;

Урок проектирован на основе деятельностного подхода;


Оборудование:
мультимедийный проектор, презентация «Письменность и знания древних египтян»;
Литература:
Учебник: История древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.- М.: Просвещение, 2013 г.
Смирнов С.Г. Задачник по истории древнего мира. - М.: МИРОС, 1994.
Ход урока

Этапы урока

Содержание педагогического взаимодействия

Формы работы

Результативность

Формируемые УУД, продукт

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали исторические события и явления Древнего Египта. И не задумывались над тем, откуда пришла к нам информация о них. А между тем долгое время в мире ничего не было известно о Древнем Египте. Ведь эта цивилизация погибла накануне наступления новой эры.

Чуть больше, чем 200 лет назад, тогда ещё мало известный французский генерал Наполеон во главе войска отправился на завоевание Египта. Его военный поход потерпел поражение, но имел положительные результаты другого свойства, а именно - знакомство с древнеегипетской культурой. В составе экспедиции были не только воины, но и учёные, художники, архитекторы, которые тщательно исследовали находки, зарисовывали и записывали всё найденное. В результате было положено начало исследованиям погибшей древнеегипетской цивилизации. Особенно французских исследователей поразило обилие загадочных рисунков на стенах пирамид, каменных стелах, стенах храмов. (Демонстрация слайда с изображением памятников древнеегипетской культуры).

С одной стороны мы имеем обилие вещественных источников в виде пирамид, храмов, стел, скульптур, рисунков и письменных источников в виде надписей на стенах пирамид, храмов, стелах, рукописей, по которым можно было бы восстановить историю Древнего Египта. (Фиксируем 1-й факт: обилие вещественных и письменных источников по истории Древнего Египта).

Но в то же время эти источники были безмолвны. Сами по себе они не сообщали ни имён фараонов, ни информации о конкретных войнах, походах, событиях. Фактическая история Древнего Египта оставалась неизвестной. Обычно такую информацию дают именно письменные источники. Но в данном случае они ничего не давали, потому что их невозможно было прочитать. Никто из учёных, знавших языки, не мог расшифровать древнеегипетские письмена. С другой стороны нашей проблемы мы имеем отсутствие конкретной информации по истории Древнего Египта, попросту говоря - его история оставалась неизвестной, нераскрытой загадкой. А причиной этого было то, что древнеегипетские письменные источники никто не мог прочитать. (Фиксируем 2-й факт: история Древнего Египта оставалась неизвестной).
Какое противоречие обнаруживается при сопоставлении двух сторон ситуации?

Какой возникает вопрос?
Обобщая ответы учеников, фиксируем на доске учебную проблему: Являлся ли египтянин, умеющий читать и писать действительно настоящим мудрецом?

Противоречие между обилием исторических источников и неизвестностью, не изученностью истории Древнего Египта.


Как можно было заставить заговорить исторические источники Древнего Египта?

















Надо расшифровать загадочную письменность. Но как это сделать? Письменность была слишком сложной.











Фиксируют главный вопрос урока в тетради.

Фронтальная.

Регулятивные УУД

1. Определять цель - проблему.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность.

4. Работать по плану.

5. Оценивать степень и способы достижения цели.

2. Сообщение по новой теме

Когда в Европе говорили о египетских письменах, всегда звучал возглас - Это невозможно!!!!
А вот как это стало возможным, нам расскажет Точеная Людмила

Сообщение по теме: Как была разгадана тайна иероглифов

индивидуальная

Регулятивные УУД

Поиск и выделение необходимой информации, смысловой рассказ и выбор информации в зависимости от цели

3. Мотивация к учебной деятельности

Через 6 лет после своего открытия Шампольон приехал в Египет, чтобы заняться любимым делом и показать современным египтянам, как нужно читать древнеегипетские иероглифы, чтобы открыть их тайну. Толпы местных жителей приходили посмотреть на иностранца, который «подарил» Египту его историю.
Вопрос: - Можно ли считать, что французский ученый «подарил» Египту его историю?
Что же это за письмена, которые так долго никто не мог разгадать?

Ребята вы когда пришли в 1 класс, то вас чему начали обучать? Скажите, а у нас всех принимают в школу?

А что бы вы хотели узнать о школе древнего Египта?

В Египетскую школу, при храмах, где учителями были жрецы принимали только богатых детей вельмож, жрецов и писцов и только мальчиков. А вот на другие вопросы попробуем ответить вместе.







Ответы: писать, читать и считать

Ответы: на чем писали, чем писали, какие знания получали,

Коммуникативные УУД

Развитие умения слушать учителя и учеников, строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух.

Регулятивные УУД

Проявляют интерес к учебному материалу, понимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД Анализировать, обобщать, делать выводы

4.Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1.Какой была письменность в Древнем Египте?
Даётся задание прочесть текст пункта 1 «Загадочные письмена» § 12.

Далее учитель просит учащихся по группам выполнить следующие задания, опираясь на информацию пункта:

1.Что такое иероглиф? Нарисуйте (напишите) в тетради 2-3 египетских иероглифа.

1 группа: Заполните пробелы в следующем задании: «Египетские иероглифы передавали:
А)………….,
Б) ………….,
В) ………….».

2 группа: Этапы развития иероглифического письма в Др. Египте


3 группа: Почему было трудно овладеть древнеегипетской письменностью?


Не менее сложным, чем письменность, было и обозначение математических чисел. На с.64 учебника приведены образцы некоторых из них. (Рассматриваем рисунки). Ребята, а для чего египтянам нужна была математика?





Учащиеся выполняют задания.


Египетские иероглифы передавали:
А) отдельные согласные звуки,
Б) сочетания согласных звуков,
В) целые слова.

Этапы находят в тексте и зачитывают: 1.Первоначально все они были похожи на рисунки….

2.Тогда египтяне придумали следующее...

Трудности:

- большое количество иероглифов (более 700);

- одни и те же знаки могли означать и отдельные согласные звуки и сочетания согласных звуков и целые слова.
Рассматривают рисунок.

Высказывают предположения.

Групповая



















фронтальная

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию из разных источников.

2. Владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

3. Устанавливать причинно-следственные связи.

4. Анализировать, обобщать, делать выводы

Коммуникативные УУД.

Умение работать в группе

5. Разминка

На доске написаны арабские цифры. Ученики на скорость эстафетой переводят их в римские цифры.

Подбегая к доске, записывают римские цифры

6.Самостоятельное исследование в группах.

Ребята делятся на группы. Вопрос о египетской письменности изучается с помощью текста и иллюстраций в учебнике. Задания группам: 1 группа - Составьте список новых понятий, относящихся к письменности египтян (иероглифы, папирус, свиток) и расскажите, что они означают; 2 группа - 1 - запишите египетскими числами год своего рождения; 2 - запишите египетскими числами любое трехзначное число; 3 - запишите египетскими числами любое пятизначное число. 3 группа - изучите документ «Поучения писцов ученикам» и ответьте на вопросы: - все ли ученики в древнеегипетской школе прилежно учились?

- Как учителя поддерживали порядок в классе?

- Чем была привлекательна для египтян должность писца?

Рассуждают, работают в группах, распределяют роли, выполняют учебную задачу.

Групповая работа.

Регулятивные УУД Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД: Участвуют в обсуждении содержания материала

7. Представление результатов работы групп.

Учащиеся рассказывают о: 1 группа - называет значение понятий иероглиф, папирус, свиток; 2 группа - объясняют особенности счета, написания египетских чисел, пишут примеры на доске. Я делаю вывод, что система счета была сложной и громоздкой, но несмотря на это египтяне использовали четыре действия арифметики и умели решать уравнения с одним неизвестным; 3 группа - каждый участник группы отвечает на один из поставленных вопросов.

Выражают свои мысли, продукт учебной деятельности.

Групповая презентация.

Регулятивные УУД Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

8.

Развитие знаний Древних Египтян

В школах занимались также астрономией, определяли движение небесных светил.

Именно в Египте была определена продолжительность года (365 суток), год поделен на 12 месяцев и составлен точный календарь, указывающий время разливов Нила. Для измерения времени они использовали водяные часы.

Получили развитие в Египте и медицинские знания. В Египте были врачи разных специальностей, особенно славились хирурги, которые делали сложные операции; окулисты и зубные врачи. В качестве лекарств использовали отвары трав, настойки, соли.

Другая наука, которая тоже зародилась в Древнем Египте - геометрия. Это слово по происхождению греческое, оно состоит из двух слов: "гео" - земля и "метрос" - измерять. Как мы переведем слово "геометрия" на русский язык? (Измерение земли)

Давайте подумаем, кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю (. Тем же занимались и чиновники - но для чего? - чтобы определить размер налога с каждого участка).

Где еще были необходимы измерения и расчеты? Люди какой профессии не могли обойтись без знания геометрии? Вспомните постройки египтян. (При строительстве пирамиды нужно было знать ее высоту, длину основания, уметь строить прямые углы).

Как египтяне делали измерения? Египетская система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть - величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Давайте найдем у себя на руках эту величину. Следующая единица измерения - ладонь, она состояла из 4 пальцев.

Задания: - измерьте ширину своей парты (в локтях); свой учебник (в ладонях);

Почему человек, умеющий читать и писать, казался египтянам настоящим мудрецом? Почему окончившие школу египтяне могли позволить себе носить чистые белые одежды, а на руках у них не было мозолей? Как вы думаете, кому было легче овладеть грамотой: мальчику в Древнем Египте или российском школьнику в наши дни? Объясните, почему вы так думаете.











Ответы: После разлива Нила египтянам необходимо было восстановить границы между участками земли, которые размыла вода, очистить дамбы, каналы. Восстанавливая эти границы, крестьяне ежегодно измеряли землю



Практическое использование единиц измерения др. египтян

Фронтальная.

Познавательные УУД Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Умение выражать свои мысли.

9.Закрепление полученных знаний и применение их в новой ситуации.

Игра «Светофор»

У учеников есть в наличии 3 кружка красного, желтого и зеленого цвета. Каждый из низ имеет свое значение «красный»- нет, «желтый»- не знаю, «зеленый» - да.

Условия игры: Ученики слушают текст , который произносит учитель (а учитель произносит некоторые предложения с ошибками)и на каждое предложение поднимают сигнал. После 3 ошибок подряд игра останавливается.

Текст игры:

1 В египетском письме более 200 иероглифов. - (700)

2. Иероглифы - это знаки для письма в Древнем Египте. +

3. Первые иероглифы были рисунками. +

4. Иероглифы употреблялись не только для обозначения слов, но и для передачи гласных и согласных звуков. - (гласные звуки не записывали)

5. Основной материал для письма был папирус. +

6. Папирус был ломкий, его сворачивали в трубки - свитки .+

7. В школах готовили писцов, ремесленников. - (писцов и жрецов)

8. В школах роль учителей выполняли жрецы. +

9. В египетской школе могли учиться все желающие. - (только дети состоятельных родителей)

10. Многие знания передавались только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди. +


Логически рассуждают; оценивают изученное и применяют знания.

фронтальная

Познавательные УУД Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат

Регулятивные УУД: Осуществляют пошаговый контроль по результату

10. Рефлексия

-Понравился урок?

- Хорошо вы поработали?

-Много узнали нового?

Оценки.

Ученики поднимают цветные кружки, которые соответствуют их настроению и активности на уроке.

фронтальная

Домашнее задание

Домашнее задание: § 12. По выбору составить с помощью иероглифов письмо другу или математическую задачу

Записывают Д.З. в дневник



Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Китайская мудрость гласит «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю».

Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основанная на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.


2004


344


10321






1 группа:

Заполните пробелы в следующем задании: «Египетские иероглифы передавали:

А)……………………………………………………………………………..,

…………………………………………………………………………………..
Б) ………………………………………………………………………………,

…………………………………………………………………………………..
В) ………………………………………………………………………………..






2 группа:

Этапы развития иероглифического письма в Древнем Египте

Этапы найти в тексте учебника (1 пункт параграфа 12) и зачитать:

3 группа:

Почему было трудно овладеть древнеегипетской письменностью?

Трудности:


_______________________________________

______________________________________________








1 группа -

Составьте список новых понятий, относящихся к письменности египтян (иероглифы, папирус, свиток) и расскажите, что они означают;

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





2 группа -

1 - запишите египетскими числами год своего рождения; 2 - запишите египетскими числами любое трехзначное число; 3 - запишите египетскими числами любое пятизначное число.







3 группа -

изучите документ «Поучения писцов ученикам» и ответьте на вопросы: - все ли ученики в древнеегипетской школе прилежно учились?

- Как учителя поддерживали порядок в классе?

- Чем была привлекательна для египтян должность писца?

© 2010-2022