Урок истории Древнего мира в 5 классе Зарождение демократии в Афинах

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по Истории древнего мира 5 класс

Учитель истории Колесникова Н.Б.

МБОУ «Удачненская школа» Красногвардейского района Республики Крым

Тема урока: Зарождение демократии в Афинах.

Тип урока: комбинированный

Цели: ознакомить учащихся с понятием «демократия» и ее основоположником Солоном; формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.

Задачи:

- обучающие: познакомить учащихся с личностью Солона.

- воспитательные: выработка у учащихся морально - нравственных качеств.

- развивающие: выработка у учащихся навыков применения исторических знаний в жизни (формирование нравственных, политических основ личности) и использования исторического текста при ответе на вопросы, уметь объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям, а также личностям всеобщей истории.

Оборудование:

1) Учебник: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свеницкая;

«История Древнего мира», М. Просвещение, 2014 г.

2) Презентация.

3) Тесты: 1. Управление Афинским полисом;

2. «Демократия при Солоне».

Ход урока

План урока:

  1. Причины зарождения демократии

  2. Характеристика Солона

  3. Реформы Солона

  4. Проявление демократии в Афинах при Солоне.

  5. Работа с понятием «демократия»

1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний. Устные ответы (во время ответов заполнение таблицы), тест№1.

Работа у доски: заполнение таблицы:

Занятия населения

Ремесло, торговля, земледелие

Проблемы

1.нехватка земли

2.долговое рабство

Управление

Засилье аристократов

Вопросы: 1. Чем занималось население Аттики?

2. Какие проблемы существовали в положении земледельцев? (охарактеризуйте их).

3. Чем еще был недоволен афинский демос?

Тест слайд 1

1. Что называется полисом?

а) город-государство в Древней Греции

б) город в Древней Греции

в) название управления городом

2. Как назывался Совет знати в Афинах?

а) ареопаг

б) демос

в) полис

3. Как по-гречески назывался простой народ?

а) демос

б) аристократы

в) архонты

4. Девять правителей Афин, ежегодно избиравшихся жребием:

а) стратеги

б) архонты

в) Народное собрание

3. Изучение нового материала.

Мы вспомнили, какие проблемы были у афинского демоса. Как вы думаете, нерешенность этих проблем к чему могла привести? (выступление демоса). Как это сказалось бы на развитии Афинского полиса?

Сегодня на уроке мы познакомимся с человеком, который вошел не только в историю Греции, но и всего мира.

(Фото бюста Солона) слайд2

А вот, чем он знаменит, мы выясним сегодня на уроке.

Учитель: Откройте тетради. Запишите число и тему урока.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о Солоне, человеке, давшем миру «демократию».

- Посмотрите на бюст Солона и послушайте сообщение о нем.

Вопросы по сообщению

1) из какой семьи был Солон?

2) почему он начал проводить реформы (реформа-это преобразование)

Итак, какие же изменения (реформы) провел Солон.

Заполнение таблицы слайд 3

Реформы Солона

Реформы Перикла (заполняется позже)

1.Отмена долгового рабства

а) простили все долги;

б) уничтожили долговые камни;

в) отпустили на волю рабов-должников

г) выкупили тех, кого продали в рабство в другие страны.

2. Изменения в управлении

а) архонтом мог стать богатый демос

б) стало созываться Народное собрание

в) бедный демос мог стать судьей


Слайд 4. Прочитайте п.2 &30 и отрывок из стихотворения. Какие проблемы демоса были решены? О каких «позорных столбах» идет речь?

Можем ли мы сказать, что больше рабства в Греции не было? ( нет, не было только греков-рабов, рабов-должников).

Кроме вопроса земельного, чего еще требовал демос? (управления полисом)

Слайд 5. Прочитайте п.3 &30 1-2 абз. Какие произошли перемены в управлении? Что такое Народное собрание? Кто такие граждане?

Так в чьих же интересах проводились реформы? (не только демоса, но и интересах всего государства). Кто мне попытается доказать, что реформы были выгодны и государству.

Слайд 6. Слово «Демократия». С каким известным вам термином мы можем связать это слово ( демос). Найдите в конце параграфа и запишите определение «демократии».

Давайте выясним так в чем же проявлялась демократия в Афинах при Солоне (демос не мог стать рабом-должником, мог участвовать в управлении). Прочитайте 2-3 абз. в п.3 о суде в Афинах. В чем там проявлялась демократия?

Какой же вывод мы можем сделать. Еще раз вспомним тему нашего урока. Почему мы говорим не «демократия в Афинах», а «зарождение демократии»?

(выслушать ответы, обратить внимание на пустой столбец в таблице) слайд3

По рисунку на стр. 144 составить рассказ.

Закрепление материала: Тест№2

1. Солон стал архонтом в результате:

А) под давлением демоса

Б) избрания на основе соглашения между демосом и знатью

В) в результате заговора знати.

2. Выберите неправильный ответ. По законам Солона:

А) было отменено долговое рабство

Б) с полей были выкинуты долговые камни

В) рабы-должники были отпущены на волю

Г) беднякам было запрещено делать новые долги.

3. Выберите неправильный ответ. По законам Солона:

А) для решения важнейших вопросов начали созывать Народное собрание;

Б) судьей мог быть избран любой житель Афин, даже бедняк

В) было запрещено продать хлеб за границу;

Г) архонтом мог стать любой житель Афин, даже бедняк.

4. По законам Солона для решения важнейших вопросов

начали созывать:

А) архонт Б) ареопаг В) народное собрание.

Взаимопроверка работы

Рефлексия.

  1. Сегодня на уроке я узнал …..

  2. Самым интересным для меня на уроке было …

  3. Мне было сложно…

Дом. задание: § 30, В чем проявляется демократия в нашей стране. Выставление оценок.

© 2010-2022