Авторский урок Дворцовые перевороты 7 класс

Разработка урока на тему "Период дворцовых переворотов" по истории России для 7 классаАвторская разработка, была использована при защите диплома на курсах профессиональной переподготовкиРассчитана на наличие превентивного (предварительного) домашнего задания, урок в форме дидактической игры, не требует технологий ИКТ (разработан для сельской школы, но вполне может быть осуществлен и в условиях городской)
Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное автономное учреждение Калининградской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования»



Выпускная квалификационная работа по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки

«Образовательное событие: урок истории на тему «Дворцовые перевороты»





Работу выполнила:

Срибная Елена Владимировна

«Психолого-педагогическое образование»

5 группа

Калининград 2016АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность представленной темы «Дворцовые перевороты» может быть объяснена многими факторами.

Так, с точки зрения историографии, эпоха, с легкой руки В.О. Ключевского получившая название «эпохи дворцовых переворотов», характерна для российской политической истории, но весьма необычна для западноевропейских монархий нового времени. Сложность данной темы для школьников заключается в том, что достаточно большое временной промежуток, а именно с 1725 по 1762 гг., изучается всего лишь два урока, в учебнике Данилова А.А. «История России. Конец XVI - XVIII век» ей отводится один двойной параграф, а большое количество сменяющихся правителей необходимо запомнить за короткий промежуток времени. При этом не стоит забывать, что самодержавию на тот момент отводилась совершенно особенная роль, и император (императрица) являлся главным системообразующим фактором всего государственного строя, что, следовательно, повышало роль неформальных отношений, в том числе в политической сфере.

Все вышесказанное представляется чрезвычайно сложной для пояснения школьникам информацией, сложной для усвоения и запоминания. И в данном случае автору представленной разработки игровая форма подачи и повторения материала представляется наиболее актуальной, поскольку несет за собой прочную базу для запоминания и последующего воспроизведения. Элементы состязательности (между двумя командами) позволяют активизировать лидерские качества обучающихся и привлечь их внимание и усилия для достижения наилучшего результата.

Суть в том, что данное мероприятие стоит отнести в большей мере к дидактическим играм, которые отличаются от игр вообще наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Те правила игры, которые обозначены в процессе данной игры, создают рабочую обстановку на уроке и ведут к наибольшей степени самостоятельности обучающихся в изучении представленного материала. А также данные правила создают условия для формирования у обучающихся компетенции самостоятельной регуляции поведения в соответствии с правилами.

С другой стороны те же четко регламентированные правилами действия обучающихся дают им возможность применить знания и умения для достижения целей игры.

Необходимым представляет так же необходимость дополнения о том, что в случае изучения представленного исторического материала, обучающимся предоставляется превентивное домашнее задание в виде домашнего прочтения параграфа учебника с целью первичного ознакомления с материалом урока.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ

Дата проведения образовательного мероприятия: «13» мая 2016 г.

Место проведения образовательного мероприятия: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Славянская средняя общеобразовательная школа»

Продолжительность образовательного мероприятия: 2 академических часа (90 минут)

Целевая аудитория (возраст, количество детей в группе): 7 класс, 13-14 лет, в данном мероприятии приняли участие 18 человек, расчетное количество - около 25 человек (среднее число обучающихся в классе)

Тема образовательного мероприятия: урок истории, тема - «Дворцовые перевороты»

Цель: изучение исторического периода с 1725 по 1762 гг., известного под названием «Период дворцовых переворотов».

Задачи образовательного мероприятия:

1) выявить исторические причины периода «дворцовых переворотов»;

2) изучить исторические события в период «дворцовых переворотов»;

3) составить исторические портреты монархов, сменявшихся в период с 1725 по 1762 гг. (Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иван Антонович, Петр III и т.д.)

4) выявить результаты и последствия данного исторического периода.

Планируемые результаты образовательного события

  1. Предметные:

  • понимание причин и последствий периода «дворцовых переворотов»;

  • запоминание основных исторических событий периода «дворцовых переворотов»;

  • составление исторических характеристик императоров и императриц периода «дворцовых переворотов»;

  1. Метапредметные:

  • формирование компетенции установления и объяснения причинно-следственных связей;

  • формирование готовности к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;

  • владение умениями работать в группе, слушать партнёра,

  • формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнёрами.

  1. Личностные:

  • формирование осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений (в частности опыта сложного исторического периода России «дворцовых переворотов»);

  • осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры и истории своего народа (государства).

Формы работы, используемые при проведении образовательного мероприятия: групповые, командные.

Педагогические методы, используемые при проведении образовательного мероприятия: в данном уроке, в первую очередь, используются исследовательские методы (выявление, выделение причин и последствий, анализ текста, составление временной парадигмы). Деятельность обучающихся направлена на самостоятельное исследование причин и последствий исторического периода «дворцовых переворотов», а так же исследование исторических событий, происходивших в этот период. Так же большое внимание уделяется самостоятельной работе «с источником», цитаты из которых в больших количествах используются в аттестациях, ГИА и ЕГЭ. Самостоятельный анализ исторического текста занимает на сегодняшний день достаточно большое место в процессе изучения истории нашего государства.

Структура образовательного мероприятия (план): урок - дидактическая игра

I. Образование двух команд (в составе 6 человек в каждой), выборы капитанов команд и формирование болельщиков, каждая группа - за выбранную команду.

II. Основная игра, разбитая на этапы:

1) Выявление причин дворцовых переворотов: каждой команде дается листок с заданием, на котором они обязаны указать как можно большее количество причин формирования эпохи «дворцовых переворотов». Перед обучающимися стоит задача самостоятельно (внутри команды) при помощи учебника проанализировать возможные причины возникновения эпохи «дворцовых переворотов».

Затем данные листки вывешиваются на доску, и представитель от каждой команды зачитывает полученные результаты. Победившей признается команда, воспроизведшая большее количество причин и точнее их указавшая.

2) «Расставь по порядку»: от каждой команды приглашаются по 5 человек. Команды работают по очереди. 4 обучающихся признаются правителями (на каждого прикрепляется значок с указанием того, кого он собой олицетворяет), они выставляются вдоль стены в перемешанном порядке, при этом на полу вдоль ног нарисована черта, означающая «пропасть», в которую падать нельзя. Задача пятого члена команды обеспечить правильной порядок правителей, и предложить участникам «переставиться» по порядку. Задача 4-ых «правителей» самостоятельно переставиться в том порядке, в котором предложил лидер, и не упасть в «пропасть». Если один из участников упал, все начинается заново, при этом время считается общее. У каждой команды - свои четыре правителя, которые не повторяются. Задание на время. Итог оценивается по количеству ошибок, количеству потраченного времени и количеству попыток (не более трех).

3) Задание для болельщиков. Болельщикам хаотично задаются вопросы, относящиеся к изучаемому периоду. Ответ - после поднятой руки. Балл засчитывается той команде, за которую «болеет» ответивший. Итог - для каждой команды - общее количество баллов, «заработанных» болельщиками.

4) «Найди цитату и правителя». Задание на движение. От каждой команды приглашается четыре человека, которые будут двигаться. Их задача - найти спрятанные в кабинете цитаты историков и деятелей литературы о правителях эпохи «дворцовых переворотов» и имена правителей, к которым данные цитаты относятся. Для разных команд - разные стороны класса, на чужую «половину» заходить нельзя. Задание построено по принципу эстафеты, передавая друг другу палочку, участники имеют право двигаться: один ищет - остальные ждут; нашел - несет на стол команды. В это время оставшиеся участники команды из найденных цитат и имен пытаются выстроить соответствующие цепочки. Задание выполняется командами одновременно, выигрывает та, которая раньше справиться с заданием.

5) Сделай вывод. Команды подводят итоги. Задача - проанализировать и выявить (в том числе используя учебник) как можно большее количество исторических последствий и итогов периода «дворцовых переворотов».

III. Подведение итогов.

Подсчет баллов. Поздравление выигравшей команды.

IV. Домашнее задание: письменно в тетради (с использованием материалов сети Интернет) проанализировать направления внутренней и внешней политики любого монарха данного периода (1725-1762 гг.) на выбор.

Для решения задач использованы следующие средства обучения: раздаточный материал, стандартные средства класса и школы.

АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Выше были поставлены следующие задачи:

1) выявить исторические причины периода «дворцовых переворотов»;

2) изучить исторические события (смена монархов) в период «дворцовых переворотов»;

3) составить исторические портреты монархов, сменявшихся в период с 1725 по 1762 гг. (Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иван Антонович, Петр III и т.д.)

4) выявить результаты и последствия данного исторического периода.

Поставленные задачи можно считать реализованными. Изучение направлений внутренней и внешней политики оставлено в качестве превентивного домашнего задания (для последующих уроков), часть из которого - устная, часть - письменная. Автор представленной разработки считает необходимым подобные задания по истории именно в устном и письменном виде, поскольку они развивают речевую компетенцию обучающихся.

Обращаясь к планируемым результатам представленного урока, а именно:

  1. Предметные:

  • понимание причин и последствий периода «дворцовых переворотов»;

  • запоминание основных исторических событий периода «дворцовых переворотов»;

  • составление исторических характеристик императоров и императриц периода «дворцовых переворотов»;

Предметные результаты напрямую отражены в цели и задачах образовательного мероприятия и признаны достигнутыми.

  1. Метапредметные:

  • формирование компетенции установления и объяснения причинно-следственных связей;

  • формирование готовности к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;

  • владение умениями работать в группе, слушать партнёра,

  • формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнёрами.

Метапредметные результаты обладают более широким значением и полностью признать их достигнутыми в результате одного урока не представляется возможным.

В процессе представленного урока были отработаны данные компетенции, хотя полностью их результативными признать нельзя, что связано с личными особенностями данного класса (который вообще плохо поддается навыкам групповой работы), тем не менее, как камень точит воду, так и в данном случае обучающихся конкретного класса необходимо периодически погружать в групповую работу. Рано или поздно, данный результат будет достигнут.

Формирование компетенции причинно-следственной связи автору работы представляется наиболее эффективным именно в процессе изучения истории, поскольку данная наука в большей степени обладает «наглядностью» в процессе формирования этого навыка. В процессе данного урока были проанализированы и причины, и процессы, и следствия (последствия, результаты) конкретного исторического периода.

Так же в процессе представленного образовательного мероприятия у обучающихся была возможность развить компетенцию корректного и аргументированного отстаивания своей точки зрения, что можно так же частично признать достигнутым, поскольку необходимо было не только назвать причины и последствия периода «дворцовых переворотов», но и аргументировать свою точку зрения и перед членами своей команды, и перед болельщиками, и перед учителем.

  1. Личностные результаты так же, как и метапредметные, невозможно признать полностью достигнутыми, поскольку они долговременные, хотя изучение предмета «История» в наибольшей степени способствует формированию осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений (в частности опыта сложного исторического периода России «дворцовых переворотов») и осознанию обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры и истории своего народа (государства). Осмысление данного исторического периода нашей Родины можно признать успешным, поскольку обучающиеся успешно его освоили.

К рекомендациям по использованию данного урока можно отнести, прежде всего, необходимость превентивного домашнего задания, поскольку объем параграфа достаточно большой, и в условиях класса невозможно его осилить полностью. Обязательно наличие прикладываемого к данной разработке раздаточного материала. Так же возможно использование средств ИКТ, например, проектора и экрана, для наглядного обозначения обучающимся целей и задач урока, а так же возможности продемонстрировать портреты монархов периода «дворцовых переворотов».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) // минобрнауки.рф/документы/938

  2. Анисимов Е.В. Анна Иоанновна (Серия «ЖЗЛ») / Е.В. Анисимов - Большая он-лайн библиотека E-Reading // e-reading.club/bookreader.php/1006035/Anisimov_-_Anna_Ioannovna.html

  3. Анисимов Е.В. Иван IV Антонович (Серия «ЖЗЛ») / Е.В. Анисимов - Большая он-лайн библиотека E-Reading // e-reading.club/book.php?book=90999

  4. Данилов А.А. История России: конец XVI - XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2012 г.

  5. История России. Конец XVI - XVIII век. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной / авт.-сост. Н.Ю. Колесниченко. - Волгоград: Учитель, 2013 г.

  6. Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций / В.О. Ключевский - М.: Олма-Пресс Образование, 2004 г. - Библиотека «Google книги» // books.google.ru

  7. Костомаров Н.И. Екатерина Алексеевна, первая русская императрица / Н.И. Костомаров - Библиотека «Литература и жизнь» // dugward.ru/library/kostomarov/kostomarov_ekaterina_alexeevna.html

  8. Лебедева Е. Елизавета, «дщерь Петра» / Е. Лебедева - Библиотека «Православие.ru» // pravoslavie.ru/33378.html

  9. Павленко Н.И. Петр II (Серия «ЖЗЛ») / Н.И. Павленко - Большая он-лайн библиотека E-Reading // e-reading.club/bookreader.php/94290/Pavlenko_-_Petr_II.html

  10. Пайков В. Мальчик в императорской короне / В. Пайков - Библиотека «Сетевая словесность» // netslova.ru/paikov/petrII.html

  11. Переверзенцев С.В. Мнения о личности и деятельности Петра I / С.В. Переверзенцев - Образовательный портал «Слово» // portal-slovo.ru/history/40144.php















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛПЕТР I

ЕКАТЕРИНА I

ПЕТР II

АННА ИОАННОВНА

ИВАН АНТОНОВИЧ

ЕЛИЗАВЕТА I

ПЕТР III

ЕКАТЕРИНА II





ПРИЧИНЫ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ

КОМАНДА 1









ПРИЧИНЫ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ

КОМАНДА 2























ПЕТР I

2."При Петре она светила светом не собственным, но заимствованным от великого человека, которого она была спутницею; у нее доставало уменья держать себя на известной высоте, обнаруживать внимание и сочувствие к происходившему около нее движению; она была посвящена во все тайны, тайны личных отношений окружающих людей. Ее положение, страх за будущее держали ее умственные и нравственные силы в постоянном и сильном напряжении. Но вьющееся растение достигало высоты благодаря только тому великану лесов, около которого обвивалось; великан сражен - и слабое растение разостлалось по земле"

ЕКАТЕРИНА I


3. Эта грубая, двухметровая по высоте и восьмипудовая по весу, необразованная и ленивая женщина все свое время проводила за картами и в пирах. Особенно …… любила стрелять по воронам

АННА ИОАННОВНА

4. Великая Петрова дщерь

Щедроты отчи превышает

Довольство муз усугубляет

И к счастью отверзает дверь

ЕЛИЗАВЕТА I

5. Ему исполнилось только 12 лет, а он уже почувствовал, что рождён самодержавным монархом, и при первом представившемся случае показал сознание своего царственного происхождения над самим Меншиковым.

ПЕТР II


6. Монарх говорит со всеми в тоне властелина и делает, что захочет. Он не терпит пререканий, постоянно занят беготнёю; все кавалеры, окружающие его, утомлены до крайности… Прежде можно было противодействовать всему этому, теперь же нельзя и думать об этом, потому что государь знает свою неограниченную власть и не желает исправляться. Он действует исключительно по своему усмотрению, следуя лишь советам своих фаворитов

ПЕТР II

7. Природное любопытство и склонность царицы к сплетням дают ей сведения обо всех пустяковатых делах и мелких случаях, происходящих в семьях придворных. Что же до важных дел и вещей значительных, то благородный граф Бирон (осуществляющий у неё главное управление) заботиться, чтобы о них она ничего не ведала

АННА ИОАННОВНА



8. В 1756 году его перевезли из Холмогор в одиночную камеру в Шлиссельбургской крепости. В крепости «известный арестант» находился в полной изоляции, ему не разрешалось никого видеть, даже крепостных служителей. За все время заключения он так и не увидел ни одного человеческого лица. Однако документы свидетельствуют, что узник знал о своем царском происхождении, был обучен грамоте и мечтал о жизни в монастыре. С 1759 года у …. стали наблюдать признаки неадекватного поведения.

ИВАН АНТОНОВИЧ















вопросы

1. Со смертью какого императора связано начало эпохи дворцовых переворотов? (Петр I)

2. Эпоха дворцовых переворотов длилась… (37 лет)

3. Царствование дочери Петра I Елизаветы длилось … (20 лет)

4. Указ о праве монарха назначать себе преемника из числа всех своих родственников был издан в правление… (Петра I)

5. Какую цель имели кондиции? (ограничить абсолютную власть российского монарха)

6. Эпоха дворцовых переворотов была завершена с воцарением (Екатерины II)

7. привилегированный воинский отряд, «верные слуги государя», не связанные с административными учреждениями, происходившие из числа служилого дворянства и иностранцев, приближенных к трону - это … (гвардия)

8. форма правления, при которой неограниченная верховная власть принадлежит монарху - это … (абсолютизм)

9. придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику - это …. (фаворит)

10. временный правитель при малолетстве, болезни, отсутствии монарха - это … (регент)

11. 1727-1730 гг. - годы правления … (Петра II)

12. Софья Августа Фредерика Ангальт-Цербская - это (Екатерина II)

13. Сколько дней царствовал Петр III? (186 дней)















ИТОГИ ПЕРИОДА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ

КОМАНДА 1









ИТОГИ ПЕРИОДА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ

КОМАНДА 2













ПЕТР I

2." Без всякого собственного стремления к самовозвышению, не одаренная от природы блестящими, из ряда выдающимися способностями, не получив не только образования, но даже поверхностного воспитания, эта женщина из звания крепостной девушки вознесена была судьбою, чрез постепенные шаги на жизненном пути, в сан самодержавной обладательницы одного из пространнейших и могущественнейших государств земного шара."

ЕКАТЕРИНА I

3. Это царствование - одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней - сама императрица. Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более очерствевшая при раннем вдовстве среди дипломатических козней и придворных приключений в Курляндии, где ею помыкали, как русско-прусско-польской игрушкой, она, имея уже 37 лет, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений. Выбравшись случайно из бедной митавской трущобы на широкий простор безотчетной русской власти, она отдалась празднествам и увеселениям, поражавшим иноземных наблюдателей мотовской роскошью и безвкусием.

АННА ИОАННОВНА






4. Твердо устоялось мнение, что она тяготилась властью, ничего не понимала в политике, а все успехи ее правления приписывались окружению, сама же императрица считалась невежественной и легкомысленной модницей. Сложилось множество анекдотов, как она, совершенно не способная к государственным делам, проводила круглые сутки перед зеркалом или в танцах, не в состоянии ни о чем мыслить, кроме своей красоты и нарядов.

ЕЛИЗАВЕТА I

5. Прежде можно было противодействовать всему этому, теперь же нельзя и думать об этом, потому что государь знает свою неограниченную власть и не желает исправляться. Он действует исключительно по своему усмотрению, следуя лишь советам своих фаворитов.

Хотя и трудно сказать что-либо решительное о характере 14-летного государя, но можно догадываться, что он будет вспыльчив, решителен и жесток.

ПЕТР II


6. Богу угодно было призвать меня на престол в юных летах. Моею первою заботою будет приобрести славу доброго государя. Хочу управлять богобоязненно и справедливо. Желаю оказывать покровительство бедным, облегчить всех страждущих, выслушивать невинно преследуемых.., и, по примеру римского императора Веспасиана, никого не отпускать от себя с печальным лицом

ПЕТР II

7. И вот тогда все с удивлением воззрились на престол - там сидела почти незнакомая придворным 37-летняя женщина, чьи нравы, вкусы и привычки были никому не известны.

Ни один, даже самый бесстыдный, придворный льстец не решился бы назвать … красавицей - грузная, мужеподобная, с пронзительным громким голосом и тяжелым взглядом, она не отличалась ни шармом, ни воспитанием, не притягивала к себе взоров мужчин. Впрочем, … к этому и не стремилась, как не мечтала и прослыть мудрой законодательницей или праведным судьей. Она была, в сущности, помещицей большого имения, которое называлось Россия.

АННА ИОАННОВНА

8. Говорят, что узник кричал по ночам во сне так, что пугал даже своих стражников. Лицо его походило на мумию, он плохо выговаривал слова и часто рыдал. Он грыз ногти, ел мыло и с угрозами бросался на своих сторожей. По ночам он ходил со свечой и охотился на крыс, а в камере разводил пауков, которых бросал в пищу. Он мог лежать несколько дней подряд и бессмысленно смотреть в потолок.

ИВАН АНТОНОВИЧ




© 2010-2022