Урок истории 5 класс Жизнь египетского вельможи

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Жизнь египетского вельможи



ФИО (полностью)

Шевченко Елена Ивановна

Место работы

МБОУ Воздвиженская СОШ

Должность

Учитель истории и обществознания

Предмет

История

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Жизнь египетского вельможи

Базовый учебник

История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2010.

8. Цель урока: усвоение и актуализация знаний по теме «Жизнь египетского вельможи» в рамках существующего социального неравенства.

9. Задачи:

- обучающие: ознакомить учащихся с жизнью египетского вельможи;

-развивающие: продолжить формирование умений анализировать исторический материал;

-воспитательные: распознать существенные признаки и интересы различных общественных групп, сопоставить с современными морально-нравственными реалиями в рамках социального неравенства.

  1. Тип урока: изложение нового материала

  2. Формы работы учащихся: Фронтальная (активное слушание, работа с картой, работа с историческим документом, фронтальный опрос), групповая, индивидуальная (работа с тестовыми материалами).

  3. Необходимое техническое оборудование: классная доска, карта «Образование государств в Древности», мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер).

Ход урока.

1.Здравствуйте ребята, садитесь. Посмотрите на свои парты всё ли у вас готово к нашему сегодняшнему уроку? Молодцы. К нам на урок пришли гости, они хотят посмотреть как мы с вами будем работать на уроке повторяя домашнее задание, изучая новый материал. Давайте с вами встанем, подойдём ко мне и возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего рабочего настроения на наш урок. ( Лина, я желаю тебе не бояться и помогать мне на уроке)

2.Проверка домашнего задания.

- Ребята, какую большую тему мы начали изучать? (Древний Египет.)

(стр 31) Покажите на карте месторасположения Египта? В учебнике и у меня на экране. СЛАЙД 1

Посмотрите на доске расположены элементы пазлов и они разбросаны нам нужно с вами их собрать. Чтобы их собрать нужно вспомнить, что мы с вами изучали по теме Древний Египет и ответить на вопросы:

1.Для чего в Египте строили каналы и земляные насыпи?

2.Расскажите о труде земледельцев?

3. Расскажите каким образом египтяне могли приобрести товар?

4. Что такое налоги?

Посмотрите мы собрали все пазлы давайте соединим их, что у нас получилось?

2. Объявление темы и целей урока.

Вы хорошо поработали, и кое-что вы уже хорошо знаете о Египте. Но, конечно, многое еще предстоит узнать. И в этом нам поможет наша получившаяся картинка. Что изображено на картинке? Дом а как вы думаете чей это может быть дом? Назовите тему нашего урока? Тема нашего урока так и звучит: "Жизнь египетского вельможи". Открыли тетради на стр 19 запишите число и тему урока. Внимательно посмотрите на тему урока, подумайте и скажите, какие цели вы поставите для себя на сегодняшний урок? СЛАЙД 2

Дети говорят, учитель подводит итог: Итак, вы можете сегодня узнать: СЛАЙД 3

• в каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались,
• чем занимались вельможи,
• как фараон относился к вельможам.

3. Изучение нового материала.

«Ребята, с помощью чего мы можем запечатлеть какой - то исторический момент? Конечно это фотоаппарат. А как люди могли обходится без него раньше? С помощью чего?» (Дети отвечают и дают правильный ответ - с помощью рисунков). «Действительно - это рисунки.

Дома египетских земледельцев и ремесленников давно разрушились от времени. Их имена забыты и могилы занесены песком. Гораздо лучше мы знаем, как жили вельможи. Еще при жизни вельможа строил себе каменную гробницу, стены которой украшали надписями, рисунками и рельефами. Египтяне верили, что всё нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому вельможа приказывал изображать на стенах гробниц себя, жену, детей и всё имущество, чтобы после смерти жить так же, как прежде, и даже лучше. СЛАЙД 4

Ребята, давайте по рисунку попытаемся оживить дом вельможи, что мы видим? Стр. 41 учебника СЛАЙД 5

Вельможа жил в красивом, большом доме. Дом стоял в саду, среди цветов и фруктовых деревьев. Посреди сада находился пруд. В жару хозяин мог отдыхать у воды, наслаждаясь тенью и прохладой. В комнатах удобные кресла из резного дерева с узорами из слоновой кости, ларцы для драгоценностей, вазы. Одежда была из тонких льняных тканей. Если он выходил из дома или принимал гостей, он надевал золотые браслеты, кольца, ожерелья с драгоценными камнями.

За обедом вельможе и гостям подавали на подносах фрукты и овощи, хлеб, пирожки с финиками и мёдом, молоко. Пирующие брали пищу руками с невысокого столика на одной ножке. Руки пачкались, поэтому слуги подносили не только еду и напитки, но также тазы и полотенца для омовения рук. СЛАЙД 6

Праздники древних египтян проходили под музыкальную программу. Музыканты, одетые одинаково, в белых юбках, с украшениями на груди и руках проходили в центр зала. Они держали инструменты: арфы, лиры, флейты и небольшие барабаны. Рассаживались они на полу и начинали играть - сначала флейты, затем подключались арфы и лиры, а барабаны отбивали ритм. Песни восхваляли бога солнца Амона-Ра.

Вельможам даже не нужно было ходить пешком. Рабы носили его на специальном кресле. В гробницу ставили ещё и маленькие фигурки работников. (стр 40 учебника) Египтяне верили , что они оживут и будут работать в «стране мёртвых» на своего господина.

ФИЗМИНУТКА А теперь давайте отдохнём:

- Ребята, писцы записывали за фараоном все определения слов и напутали, помогите восстановить им документ, чтобы избежать наказания от фараона. Восстанавливая слова и их определения мы с вами вспомнить, что было вами изучено на прошлых уроках по теме Древний Египет.

1. Шадуф Специальные приспособления для поднятия воды

2. Вельможи Знатные люди

3. Налоги Часть урожая, которую земледельцы отдавали в казну

4. Гробница Место захоронения знатных египтян

5. Фараон Правитель Египта

6. Дельта Место впадения реки в море, где река разветвляется на несколько

рукавов.



7. Мемфис Столица Египта

8. Государство Организация власти с войсками, стражниками, чиновниками

9. Каналы Специальные канавы, по которым вода поступает на поля

10. Средиземное Море, в которое впадает река Нил

11. Нил река, протекающая в Египте.

Отдохнули и продолжаем нашу работу.

Ребята, а что нужно, чтобы жить счастливо? СЛАЙД 6

Вельможи в Египте в надписях на стенах гробниц рассказывали даже о том, чем они занимались при жизни и какими милостями были осыпаны при жизни. Они надеялись, что «в стране мёртвых» сохранят своё высокое положение и будут жить счастливо.

Фараон давал вельможам различные поручения. Один распоряжался рабами в царских каменоломнях, откуда привозили строительный камень. Другой вершил суд и расправу, разбирая дело о заговоре тайных врагов фараона во дворце. Третий следил за тем, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну. Четвёртый возглавлял военный поход в пограничную с Египтом область Азии.

Когда вельможи выполняли волю своего повелителя, у них в подчинении были отряды вооружённых воинов, стражники, а так же писцы, которые вели учёт добычи или налогов.

В гробнице одного из вельмож есть надпись.

В ней рассказывается, как фараон послал его с военным отрядом в глубь Африки, чтобы добыть слоновую кость, черное дерево и разнообразные душистые вещества - благовония.

По возвращении вельможи владыка Египта дал ему еще более сложное поручение - привезти черного карлика, который исполнял бы перед фараоном священные пляски и веселил его сердце.

Ребята, кого считали главным в Египте? (фараона)

Правильно в Египте был главный человек - его называли фараоном.

Во время торжественных приемов фараон восседал на троне, держа жезл и плеть. Это значило, что в его руках было право властвовать и наказывать всех своих подданных. СЛАЙД 8

К правителю Египта приближались, подняв руки в знак обожания.

Подойдя к трону, вставали на колени и падали лицом вниз, оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет встать и говорить.

Обращаясь к фараону, вельможа прославлял его могущество и мудрость, заключая речь такими словами: «Да поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости».

Все почести, которыми правитель одаривал вельможу, тот приказывал перечислить в надписи на стене своей гробницы. Мало кому выпадала честь находиться перед самим фараоном. Бывало, при виде его у вельможи от волнения подкашивались ноги, он терял дар речи, не понимая, жив он или мёртв. Ведь, пред ним восседал сам великий владыка Египта.

Ребята как вы думаете Кем считал фараон вельмож? (слугами)

«А вы знаете, что в знак особой милости вельможу могли назначить «носителем царских сандалий». Но если фараон гневался на вельможу, он мог отнять у него прекрасный дом с садом и самого его приказать побить палками.

Не только простые египтяне должны были выполнять приказы фараона и угождать его прихотям. Он и вельмож считал своими слугами.

4. Работаем с рабочими тетрадями на стр 19 задание 24 давайте поработаем и ответим на него.

5. Закрепление изученного материала. Итак наше знакомство с жизнью вельмож походит к завершению и я предлагаю вам немного поиграть

Игра "Да" или "Нет". Я буду задавать вопрос. А вы должны ответить если это правильно то «ДА» если неправильно то «НЕТ»

Я утверждаю, что…

• Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)

• Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)

• Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)

• Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз. (Да.)

• Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)

• Вельможа не работал. (Нет.)

• Вельможа носил много украшений. (Да.)

• Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.)

Вы узнали, в каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались, и даже как развлекались вельможи и теперь я предлагаю вам закрепить наш новый материал ответив на вопросы-тесты

А теперь ребята я предлагаю вам оценить наш сегодняшний урок: Если вам урок понравился, и вам всё было понятно на уроке возьмите красную ладошку, если на уроке вам было не интересно, то возьмите жёлтую ладошку и прикрепите к нашему Человечку.

Почему именно ладошку, а потому что в начале урока мы с вами , взявшись за руки поддержали и помогли друг другу сделать наш урок интересным, познавательным и запоминающим.

Сегодня оценки за урок:

5.Домашнее задание: § 8 СЛАЙД 9

Спасибо за урок.

Стр 41 Древнеегипетская повесть «Путешествие Синухета» прочитайте и скажите, что нам рассказывает данная повесть (в ней говорится о преданности Синухета)










© 2010-2022