Рабочая программа по всемирной истории

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по истории Средних веков

(базовый уровень)

для 6-А и 6-Б классов





Составитель программы:

Фёдоров Сергей Павлович,

учитель истории,

специалист высшей категории,

учитель-методист











2016 год

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Временного государственного образовательного стандарта, на основе Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений.

Особенности программы - её интегративность, объединение курсов всеобщей и отечест-венной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс даёт возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концент-рической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминоло-гией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Основу курса истории составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство - историческая карта России и мира, её динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3. Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;

  • формирование и развитие человеческих общностей - социальных, этнонациональных, религиозных и др.;

  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире;

  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная линия курса - человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

В курсе «Всеобщая история. История Средних веков» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослежи-ваются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Цели курса:

  • Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.

  • Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Задачи курса:

  • Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.

  • Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.

  • Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).

  • Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

При реализации программы используются элементы технологий:


  • личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;

  • развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;

  • объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний;

  • формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач;

  • учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов;

  • развития критического мышления.

Также при реализации программы используются и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.

При реализации рабочей программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, которые классифицируются:

по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый);

по источникам знаний (словесные, наглядные, практические);

по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.

Основные виды контроля знаний учащихся:

  • тестовые работы;

  • терминологические и цифровые диктанты;

  • устные ответы учащихся;

  • письменные самостоятельные работы;

  • работа в группах;

  • анализ исторического источника;

  • характеристика исторической личности;

  • защита мини-проектов.

Контрольные работы по курсу «История Средних веков» не предусмотрены.

Основное содержание программы


Наименование

темы

Кол-во часов

Содержание тем учебного курса


Введение

1

Глава 1. Становление средневековой Европы

(VI-XI вв.)

4

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания.

Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв.

3

Ранние славянские государства. Просветители славян: Кирилл и Мефодий. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Глава 3. Арабы

в VI-XI вв.

2

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Глава 4. Феодалы и крестьяне

2

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.

Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

3

Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Глава 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.

2

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский.

Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Османская империя.

Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе в XI-XV вв.

5

Возникновение сословно-представительных мона-рхий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк.


Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Табориты и умеренные. Ян Жижка. Польша в XIV - XV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена.

Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.

Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.

2

Гуситское движение в Чехии. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Культурное наследие Византии.

Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.

Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века

4

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в средние века.

2

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат.

Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Повторительно-обобщающий урок

4

Всего

34


Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса истории


Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование ИКТ.

Учащиеся научатся:

  • локализовать во времени общие рамки и события Средневековья; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

  • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах, государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей - походов, завоеваний, колонизаций и др.;

  • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

  • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя в средневековых государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

  • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

  • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

  • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

  • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.

Требования к уровню подготовки учащихся


Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2016.

  2. Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 кл.: Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2009.

  3. Максимов Ю.И. Тесты по истории Средних веков: 6 класс. ФГОС. - М.: Изд-во «Экзамен», 2016.


Календарно-тематическое планирование


п/п

№ урока

в теме


Тема урока

По плану

6-А

По плану

6-Б

По факту

6-А

По факту

6-Б

1

1

Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки.

01.09

01.09



Тема 1. Становление средневековой Европы VI-XI вв. (4 ч)

2

1

Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках

05.09

05.09



3

2

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы

08.09

08.09



4

3

Создание и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы

12.09

12.09



5

4

Англия в раннее Средневековье

15.09

15.09



Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (3 ч)

6

5

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство

19.09

19.09



7

6

Культура Византии

22.09

22.09



8

7

Образование славянских государств

22.09

22.09



9

1

Повторительно-обобщающий урок по темам: «Становление средневековой Европы VI-XI вв.»; «Византийская империя и славяне в VI-XI вв.»

26.09

26.09



Тема 3. Арабы в VI-XI вв. (2 ч)

10

1

Возникновение ислама. Арабский халифат

29.09

29.09



11

2

Культура стран халифата

03.10

03.10



Тема 4. Феодалы и крестьяне (2 ч)

12

1

Феодализм. Средневековая деревня и её обитатели

01.12

01.12



13

2

Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство

05.12

05.12



Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (3 ч)

14

1

Средневековый город. Особенности хозяйственной жизни

12.12

12.12



15

2

Торговля в Средние века

15.12

15.12



16

3

Жизнь и быт горожан

19.12

19.12



17

2

Повторительно-обобщающий урок по темам: «Арабы в VI-XI вв.»; «Феодалы и крестьяне»; «Средневековый город в Западной и Центральной Европе»

22.12

22.12



Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы (2 ч)

18

1

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы




19

2

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества




Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе в XI-XV вв. (5 ч)

20

1

Объединение Франции




21

2

Особенности сословно- представительной монархии в Англии




22

3

Столетняя война. Усиление королевской власти во Франции и в Англии




23

4

Реконкиста и образование государств на Пиренейском полуострове




24

5

Германия и Италия в XII-XV вв.




Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.

25

1

Гуситское движение в Чехии




26

2

Османские завоевания на Балканах. Падение Византии




27

3

Повторительно-обобщающий урок по темам: «Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы»; «Образование централизованных государств в Западной Европе в XI-XV вв.»; «Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.»




Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века (4 ч)

28

1

Образование и философия




29

2

Средневековая литература. Искусство




30

3

Культура раннего Возрождения в Италии




31

4

Научные открытия и изобретения




Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в средние века (2 ч)

32

1

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония




33

2

Государства и народы Африки. Доколумбовая Америка




34

4

Повторительно-обобщающий урок по темам: «Культура Западной Европы в Средние века»; «Народы Азии, Америки и Африки в Средние века»




Количество уроков за год:

Класс

Количество часов

Количество ТО

Количество контрольных работ

Количество практических работ

Количество лабораторных работ

6 класс

34

4

-

4

-

Учитель истории С.П. Фёдоров



© 2010-2022