Урок по истории на тему Завоевание Римом Италии (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата ___________________________ 5 класс, всеобщая история

Тема: Завоевание Римом Италии.

Цели: показать начальный этап становления мировой державы.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с организацией и вооружением римского войска, раскрыть причины победы Рима над Италией, добиться усвоения учащимися основных понятий урока;

  2. продолжить формирование умений: сравнивать и делать выводы, работать с картой, с тестовыми заданиями;

  3. продолжить воспитание интереса и уважения к мировой истории.

Ход урока:

  1. Организационный момент.


  1. Проверка домашнего задания

  1. Каким образом осуществлялась управление Римской республикой?

  2. Сравните положение консулов и царей в Древнем Риме.

  3. Сравните положение патрициев и плебеев в Древнем Риме. Как плебеи смогли утвердиться в Риме?

  4. Каков был главный орган управления в Древнем Риме? Каким образом Сенат управлял Римом? Как называлась форма правления в Древнем Риме? Чем отличалась форма правления в Древнем Риме от формы правления в Древней Греции? (сравнить демократическую и аристократическую республику).

  5. Что позволило римской армии стать лучшей в мире?

  6. Расскажите, кто отправлял культ в Древнем Риме? Сравните богов Греции и Древнего Рима.


  1. Актуализация знаний учащихся, формулирование проблемы, постановка целей урока.

  1. Посмотрите на слайд, о каком городе сегодня пойдёт речь? (Рим)

  2. Как называется полуостров, который вы видите на карте?

  3. Как называется современное государство, расположенное на Аппенинском полуострове? (Италия).

  4. Сравните две карты, какие изменения вы видите? (Рим завоевал всю Италию)

  5. Предположите, о чём мы будем с вами сегодня разговаривать? (О том, как Рим завоевал Италию).

  6. Сформулируйте тему урока. (Завоевание Римом Италии) - запись темы в тетрадь.

  7. Предположите, как римлянам удалось завоевать весь Аппенинский полуостров? (предположения) - это и есть цели урока.

  • Армия римлян

  • С кем воевали римляне

  • Почему римлянам удалось одержать победу.

  1. Что необходимо государству для успешных завоеваний? (Хорошее войско)


  1. Римская армия.

Сейчас ваши одноклассники расскажут вам о войске римлян, а вы постарайтесь записать в тетрадь незнакомые слова.

Римская армия.

Все римские граждане с 14 до 46 лет по приказу консула являлись на службу. Они вооружались за свой счёт. Богатые были способны купить коня, их причисляли к коннице. Менее богатые - служили в тяжёлой пехоте, а бедняки, вооружённые дротиками и пращой - служили в лёгкой пехоте.

Римская армия делилась на ЛЕГИОНЫ, в каждом легионе было 6000 солдат. Легион во время боя строился в три линии по 10 МАНИПУЛ. Манипула состояла из 2 центурий и насчитывала 200 воинов. Каждой центурией командовал офицер - центурион.

Тактика римского боя.

Первый ряд манипул состоял из молодых воинов. Они принимали на себя удар врага. Если их строй был прорван, , то в бой бросалась вторая линия пехоты, состоявшая из более опытных воинов. Если же и им не удавалось победить врага, то в бой вступали самые опытные воины. К этому времени противник был измотан и римляне, как правило, побеждали.

Дисциплина в армии.

Провинившихся солдат подвергали телесным наказаниям. Легиону, который не подчинялся командирам, уменьшали рацион питания. Если же в армии происходил бунт, то казнили по жребию каждого десятого воина. Военная подготовка была очень тяжёлой. Каждый день воины легиона тренировались в плавании, беге, прыжках, метании дротика, фехтовании.

- Итак, какие слова были непонятны? (Легион, манипула, центурия, центурион, праща).

- Где можно узнать значение слов? (В словаре, в Интернете);

- Попробуйте найти значение этих слов, воспользовавшись сетью Интернет. А затем объяснить своим товарищам, что означает данное слово.

Запись в тетрадь:

Легион - крупная войсковая единица в Древнем Риме.

Манипула - отряд, состоящий из двух центурий.

Центурия - отряд, состоящий из100 воинов.

Центурион - офицер, командир.

Праща - оружие, состоящее из ремня, с помощью которого метали камень.

- А сейчас посмотрите, какое оружие было у римлян: передвижная осадная башня, катапульта. При защите от нападения римляне строились черепахой, отражая удары противника, сами они были неузвимы.

- Сильна была римская армия? (Да)

- Можно с такой армией завоевать всю Италию? (Да).


  1. Война Рима с галлами.

В конце V века до н.э. римляне сумели создать сильную боеспособную армию, но в этот момент над Римом нависла угроза.

- Какие горы расположены на севере Аппенинского полуострова? (Альпы).

В 390 г. до н.э. в Италию из-за Альп хлынули многочисленные племена галлов, которых привлекли богатства Рима. Они двигались к Риму, по пути захватывая один город за другим. Почти всё войско бежало из Рима, узнав о приближении галлов. Осталась только небольшая группа воинов, которые укрылись на Капитолийском холме. Из города не убежали старцы и сенаторы. Галлы, ворвавшись в город, стали грабить и сжигать дома, перебили всех сенаторов.

-Как вы думаете, удалось римлянам победить или нет? (предположения)

-Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте на с. 215-216

Приготовьте несколько вопросов по тексту, затем кто-то из вашей группы выступит в роли учителя, остальные будут корректировать ответ.

Вопросы:

  1. Сколько месяцев продолжалась осада Капитолия?

  2. Кто предупредил римлян о приближении галлов?

  3. В обмен на что галлы согласились покинуть город?

  4. В храме какой богини жили гуси?

  5. Как звали предводителя галлов?

-После выдворения галлов римляне решили, что нужно увеличивать территорию государства, и постепенно завоевали северные и центральные районы Италии.

«Гуси спасли Рим» - так говорят, когда хотят подчеркнуть, что случай помог избежать большой неприятности.

«Горе побеждённым» - употребляется в случаях, когда говорится о применении права сильного, диктующего условия слабым, побежденным, которые должны быть готовы к любым трагическим последствиям.

V. Войны с Пирром.

А сейчас мы с вами перенесёмся в Древнюю Грецию и откроем 118 страницу учебника.

- Как называется карта, которая здесь изображена?

- Назовите греческие колонии на Аппенинском полуострове.

Когда римляне захотели завоевать юг Италии, то там они встретили отчаянное сопротивление греков. Греки обратились к греческому царю Эпира Пирру (найдите на карте это место).

В 280 году до н.э. Пирр с 20-тысячным войском и 20 боевыми слонами высадился в Италии. В первом же сражении римлян поразили боевые слоны, ещё больше они поразили их коней, которые уносили галопом всадников с поля боя. Пирр одержал грандиозную победу и отправил своего посла в Рим, чтобы убедить сенаторов не нарушать независимость греческих колоний. Сенаторы уже почти готовы были согласиться, когда один из них, который был слеп, воскликнул: «Слушая ваши речи, я жалею, что не только слеп, а в добавок ещё и не глух! Пока Пирр остаётся в Италии, с ним нужно воевать, а не вступать в дружбу!

Собрав ещё более многочисленную армию римляне вновь двинулись в бой. Но и здесь их ждало поражение. Правда, после второй битвы Пирр воскликнул: «Ещё одна такая победа и я останусь без войска!».

«Пиррова победа» - победа, доставшаяся слишком дорогой ценой и на самом деле была близка к поражению.

В 275 году до н.э. римлянам удалось одержать победу над армией Пирра, он навсегда покинул Аппенинский полуостров.

? Как вы думаете, почему Пирр не смог окончательно разгромить римлян?
? Для Пирра кумиром был Александр Македонский. Подумайте, мог ли он прийти на помощь Пирру в борьбе с римлянами?

Италики не были едины между собой, постоянно враждовали. Римский сенат постоянно использовал эти раздоры, сеял новые. «Разделяй и властвуй!» - вот главное правило в борьбе Рима за Италию.

Одержав победу, римляне отбирали у побеждённых земли, которые объявляли «общественной», и заставляли заключать неравноправный договор с Римом. Одним свои союзникам римляне давали больше прав, другим меньше, действуя согласно своим правилам. Но все союзники обязаны были посылать войско на помощь Риму, но не смели самостоятельно с кем-либо воевать или заключать договоры. На землях, отобранных у союзников, Рим основывал колонии, которые являлись частью Римской республики, а их жители гражданами Рима.

? Что такое колонии?

? Чем греческие колонии отличались от римских?

РИМ СТАЛ ГОСПОДСТВОВАТЬ НАД ВСЕЙ ИТАЛИЕЙ!

Закрепление материала

? Покажите на карте территорию Римской республики в 6 в. До н.э. и в 3 в. До н.э.
? В результате каких событий появились крылатые выражении «гуси Рим спасли» и «горе побежденным»?
? В чем причины установления господства Рима над Италией?
? В чем сила римской армии?
? Нанесите на линии времени даты, связанные с нашествием галлов и царя Пирра на Рим. Сколько лет прошло между этими событиями? (Все учащиеся в тетрадях, один у доски, с последующей проверкой при помощи анимации).


  1. Рефлексия.

  1. Что нового вы узнали на уроке?

  2. Достигли мы целей урока?

Сейчас проверим, как вы усвоили новую тему. Тест по теме «Завоевание Римом Италии»

Домашнее задание на выбор:

  1. Самостоятельно составить тест по параграфу 44.

  2. Составить кроссворд по теме.

  3. Ответить на вопросы 1-3 после параграфа.

Домашнее задание:

Параграф 40.

Повторить все термины, подготовиться к терминологическому диктанту (Сенат, консул, народный трибун, аристократическая республика, республика, легион, великий понтифик, авгуры, фециалы, патриции, плебеи, вето; «Разделяй и властвуй», «пиррова победа», «гуси Рим спасли», «горе побеждённым»)







Тест «Завоевание Римом Италии»

1. Римский воин:

А) легионер; Б) гладиатор; В) диктатор.

2. Во время нашествия галлов Рим спасли:

А) волки; Б) гуси; В) утки.

3. Войсковое соединение римской армии:

А) легион; Б) преторий; В)фаланга;

4. Кто служил в римских легионах:

А) бедняки; Б) рабы; В) земледельцы.

5. Полководец, пытавшийся защитить греческие колонии Италии от Рима:

А) Сципион; Б) Пирр; В) Бренн.

6. Богиня Юнона-покровительница:

А) женщин; Б) ремесел; В) науки.

7. Главный успех в битвах Пирра с римлянами принесла атака:

А) конницы; Б) фаланги; В) слонов.

8. Когда Рим установил свою власть над Италией:

А) в 6 в до н.э.; Б) во 2 в до н.э.; В) в 3в. До н.э..

Тест «Завоевание Римом Италии»

1. Римский воин:

А) легионер; Б) гладиатор; В) диктатор.

2. Во время нашествия галлов Рим спасли:

А) волки; Б) гуси; В) утки.

3. Войсковое соединение римской армии:

А) легион; Б) преторий; В)фаланга;

4. Кто служил в римских легионах:

А) бедняки; Б) рабы; В) земледельцы.

5. Полководец, пытавшийся защитить греческие колонии Италии от Рима:

А) Сципион; Б) Пирр; В) Бренн.

6. Богиня Юнона-покровительница:

А) женщин; Б) ремесел; В) науки.

7. Главный успех в битвах Пирра с римлянами принесла атака:

А) конницы; Б) фаланги; В) слонов.

8. Когда Рим установил свою власть над Италией:

А) в 6 в до н.э.; Б) во 2 в до н.э.; В) в 3в. До н.э..


© 2010-2022