- Преподавателю
- История
- Урок по истории на тему Завоевание Римом Италии (5 класс)
Урок по истории на тему Завоевание Римом Италии (5 класс)
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тажиева Д.М. |
Дата | 28.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дата ___________________________ 5 класс, всеобщая история
Тема: Завоевание Римом Италии.
Цели: показать начальный этап становления мировой державы.
Задачи:
-
познакомить учащихся с организацией и вооружением римского войска, раскрыть причины победы Рима над Италией, добиться усвоения учащимися основных понятий урока;
-
продолжить формирование умений: сравнивать и делать выводы, работать с картой, с тестовыми заданиями;
-
продолжить воспитание интереса и уважения к мировой истории.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания
-
Каким образом осуществлялась управление Римской республикой?
-
Сравните положение консулов и царей в Древнем Риме.
-
Сравните положение патрициев и плебеев в Древнем Риме. Как плебеи смогли утвердиться в Риме?
-
Каков был главный орган управления в Древнем Риме? Каким образом Сенат управлял Римом? Как называлась форма правления в Древнем Риме? Чем отличалась форма правления в Древнем Риме от формы правления в Древней Греции? (сравнить демократическую и аристократическую республику).
-
Что позволило римской армии стать лучшей в мире?
-
Расскажите, кто отправлял культ в Древнем Риме? Сравните богов Греции и Древнего Рима.
-
Актуализация знаний учащихся, формулирование проблемы, постановка целей урока.
-
Посмотрите на слайд, о каком городе сегодня пойдёт речь? (Рим)
-
Как называется полуостров, который вы видите на карте?
-
Как называется современное государство, расположенное на Аппенинском полуострове? (Италия).
-
Сравните две карты, какие изменения вы видите? (Рим завоевал всю Италию)
-
Предположите, о чём мы будем с вами сегодня разговаривать? (О том, как Рим завоевал Италию).
-
Сформулируйте тему урока. (Завоевание Римом Италии) - запись темы в тетрадь.
-
Предположите, как римлянам удалось завоевать весь Аппенинский полуостров? (предположения) - это и есть цели урока.
-
Армия римлян
-
С кем воевали римляне
-
Почему римлянам удалось одержать победу.
-
Что необходимо государству для успешных завоеваний? (Хорошее войско)
-
Римская армия.
Сейчас ваши одноклассники расскажут вам о войске римлян, а вы постарайтесь записать в тетрадь незнакомые слова.
Римская армия.
Все римские граждане с 14 до 46 лет по приказу консула являлись на службу. Они вооружались за свой счёт. Богатые были способны купить коня, их причисляли к коннице. Менее богатые - служили в тяжёлой пехоте, а бедняки, вооружённые дротиками и пращой - служили в лёгкой пехоте.
Римская армия делилась на ЛЕГИОНЫ, в каждом легионе было 6000 солдат. Легион во время боя строился в три линии по 10 МАНИПУЛ. Манипула состояла из 2 центурий и насчитывала 200 воинов. Каждой центурией командовал офицер - центурион.
Тактика римского боя.
Первый ряд манипул состоял из молодых воинов. Они принимали на себя удар врага. Если их строй был прорван, , то в бой бросалась вторая линия пехоты, состоявшая из более опытных воинов. Если же и им не удавалось победить врага, то в бой вступали самые опытные воины. К этому времени противник был измотан и римляне, как правило, побеждали.
Дисциплина в армии.
Провинившихся солдат подвергали телесным наказаниям. Легиону, который не подчинялся командирам, уменьшали рацион питания. Если же в армии происходил бунт, то казнили по жребию каждого десятого воина. Военная подготовка была очень тяжёлой. Каждый день воины легиона тренировались в плавании, беге, прыжках, метании дротика, фехтовании.
- Итак, какие слова были непонятны? (Легион, манипула, центурия, центурион, праща).
- Где можно узнать значение слов? (В словаре, в Интернете);
- Попробуйте найти значение этих слов, воспользовавшись сетью Интернет. А затем объяснить своим товарищам, что означает данное слово.
Запись в тетрадь:
Легион - крупная войсковая единица в Древнем Риме.
Манипула - отряд, состоящий из двух центурий.
Центурия - отряд, состоящий из100 воинов.
Центурион - офицер, командир.
Праща - оружие, состоящее из ремня, с помощью которого метали камень.
- А сейчас посмотрите, какое оружие было у римлян: передвижная осадная башня, катапульта. При защите от нападения римляне строились черепахой, отражая удары противника, сами они были неузвимы.
- Сильна была римская армия? (Да)
- Можно с такой армией завоевать всю Италию? (Да).
-
Война Рима с галлами.
В конце V века до н.э. римляне сумели создать сильную боеспособную армию, но в этот момент над Римом нависла угроза.
- Какие горы расположены на севере Аппенинского полуострова? (Альпы).
В 390 г. до н.э. в Италию из-за Альп хлынули многочисленные племена галлов, которых привлекли богатства Рима. Они двигались к Риму, по пути захватывая один город за другим. Почти всё войско бежало из Рима, узнав о приближении галлов. Осталась только небольшая группа воинов, которые укрылись на Капитолийском холме. Из города не убежали старцы и сенаторы. Галлы, ворвавшись в город, стали грабить и сжигать дома, перебили всех сенаторов.
-Как вы думаете, удалось римлянам победить или нет? (предположения)
-Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте на с. 215-216
Приготовьте несколько вопросов по тексту, затем кто-то из вашей группы выступит в роли учителя, остальные будут корректировать ответ.
Вопросы:
-
Сколько месяцев продолжалась осада Капитолия?
-
Кто предупредил римлян о приближении галлов?
-
В обмен на что галлы согласились покинуть город?
-
В храме какой богини жили гуси?
-
Как звали предводителя галлов?
-После выдворения галлов римляне решили, что нужно увеличивать территорию государства, и постепенно завоевали северные и центральные районы Италии.
«Гуси спасли Рим» - так говорят, когда хотят подчеркнуть, что случай помог избежать большой неприятности.
«Горе побеждённым» - употребляется в случаях, когда говорится о применении права сильного, диктующего условия слабым, побежденным, которые должны быть готовы к любым трагическим последствиям.
V. Войны с Пирром.
А сейчас мы с вами перенесёмся в Древнюю Грецию и откроем 118 страницу учебника.
- Как называется карта, которая здесь изображена?
- Назовите греческие колонии на Аппенинском полуострове.
Когда римляне захотели завоевать юг Италии, то там они встретили отчаянное сопротивление греков. Греки обратились к греческому царю Эпира Пирру (найдите на карте это место).
В 280 году до н.э. Пирр с 20-тысячным войском и 20 боевыми слонами высадился в Италии. В первом же сражении римлян поразили боевые слоны, ещё больше они поразили их коней, которые уносили галопом всадников с поля боя. Пирр одержал грандиозную победу и отправил своего посла в Рим, чтобы убедить сенаторов не нарушать независимость греческих колоний. Сенаторы уже почти готовы были согласиться, когда один из них, который был слеп, воскликнул: «Слушая ваши речи, я жалею, что не только слеп, а в добавок ещё и не глух! Пока Пирр остаётся в Италии, с ним нужно воевать, а не вступать в дружбу!
Собрав ещё более многочисленную армию римляне вновь двинулись в бой. Но и здесь их ждало поражение. Правда, после второй битвы Пирр воскликнул: «Ещё одна такая победа и я останусь без войска!».
«Пиррова победа» - победа, доставшаяся слишком дорогой ценой и на самом деле была близка к поражению.
В 275 году до н.э. римлянам удалось одержать победу над армией Пирра, он навсегда покинул Аппенинский полуостров.
? Как вы думаете, почему Пирр не смог окончательно разгромить римлян?
? Для Пирра кумиром был Александр Македонский. Подумайте, мог ли он прийти на помощь Пирру в борьбе с римлянами?
Италики не были едины между собой, постоянно враждовали. Римский сенат постоянно использовал эти раздоры, сеял новые. «Разделяй и властвуй!» - вот главное правило в борьбе Рима за Италию.
Одержав победу, римляне отбирали у побеждённых земли, которые объявляли «общественной», и заставляли заключать неравноправный договор с Римом. Одним свои союзникам римляне давали больше прав, другим меньше, действуя согласно своим правилам. Но все союзники обязаны были посылать войско на помощь Риму, но не смели самостоятельно с кем-либо воевать или заключать договоры. На землях, отобранных у союзников, Рим основывал колонии, которые являлись частью Римской республики, а их жители гражданами Рима.
? Что такое колонии?
? Чем греческие колонии отличались от римских?
РИМ СТАЛ ГОСПОДСТВОВАТЬ НАД ВСЕЙ ИТАЛИЕЙ!
Закрепление материала
? Покажите на карте территорию Римской республики в 6 в. До н.э. и в 3 в. До н.э.
? В результате каких событий появились крылатые выражении «гуси Рим спасли» и «горе побежденным»?
? В чем причины установления господства Рима над Италией?
? В чем сила римской армии?
? Нанесите на линии времени даты, связанные с нашествием галлов и царя Пирра на Рим. Сколько лет прошло между этими событиями? (Все учащиеся в тетрадях, один у доски, с последующей проверкой при помощи анимации).
-
Рефлексия.
-
Что нового вы узнали на уроке?
-
Достигли мы целей урока?
Сейчас проверим, как вы усвоили новую тему. Тест по теме «Завоевание Римом Италии»
Домашнее задание на выбор:
-
Самостоятельно составить тест по параграфу 44.
-
Составить кроссворд по теме.
-
Ответить на вопросы 1-3 после параграфа.
Домашнее задание:
Параграф 40.
Повторить все термины, подготовиться к терминологическому диктанту (Сенат, консул, народный трибун, аристократическая республика, республика, легион, великий понтифик, авгуры, фециалы, патриции, плебеи, вето; «Разделяй и властвуй», «пиррова победа», «гуси Рим спасли», «горе побеждённым»)
Тест «Завоевание Римом Италии»
1. Римский воин:
А) легионер; Б) гладиатор; В) диктатор.
2. Во время нашествия галлов Рим спасли:
А) волки; Б) гуси; В) утки.
3. Войсковое соединение римской армии:
А) легион; Б) преторий; В)фаланга;
4. Кто служил в римских легионах:
А) бедняки; Б) рабы; В) земледельцы.
5. Полководец, пытавшийся защитить греческие колонии Италии от Рима:
А) Сципион; Б) Пирр; В) Бренн.
6. Богиня Юнона-покровительница:
А) женщин; Б) ремесел; В) науки.
7. Главный успех в битвах Пирра с римлянами принесла атака:
А) конницы; Б) фаланги; В) слонов.
8. Когда Рим установил свою власть над Италией:
А) в 6 в до н.э.; Б) во 2 в до н.э.; В) в 3в. До н.э..
Тест «Завоевание Римом Италии»
1. Римский воин:
А) легионер; Б) гладиатор; В) диктатор.
2. Во время нашествия галлов Рим спасли:
А) волки; Б) гуси; В) утки.
3. Войсковое соединение римской армии:
А) легион; Б) преторий; В)фаланга;
4. Кто служил в римских легионах:
А) бедняки; Б) рабы; В) земледельцы.
5. Полководец, пытавшийся защитить греческие колонии Италии от Рима:
А) Сципион; Б) Пирр; В) Бренн.
6. Богиня Юнона-покровительница:
А) женщин; Б) ремесел; В) науки.
7. Главный успех в битвах Пирра с римлянами принесла атака:
А) конницы; Б) фаланги; В) слонов.
8. Когда Рим установил свою власть над Италией:
А) в 6 в до н.э.; Б) во 2 в до н.э.; В) в 3в. До н.э..