- Преподавателю
- История
- Крестьянская реформа 1861 года
Крестьянская реформа 1861 года
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Абаркина Е.С. |
Дата | 27.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Учебный курс: История России XIX в. 8 класс.
Автор разработчик учебной программы: А.А. Данилов.
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Смешанный
Тема урока: «Крестьянская реформа 1861 г.»
Цель урока: Раскрыть основные положения реформы. Дать оценку реформе.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с реформой отмены крепостного права, дать ей оценку.
Развивающие:
- Развивать навыки работы с текстом учебника;
- формирование умения отвечать на вопросы по тексту учебника;
- обобщать материал, выделять главное.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию у учащихся уважения к историческим деятелям, внесшим большой вклад в процесс освобождения крестьян.
Методы и методические приемы, используемые на уроке: монологический, эвристический, объяснительный, частично поисковый; создание проблемной ситуации.
Средства обучения: История России XIX век. 8 класс, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина - М., Просвещение, 2014; раздаточный материал - Документ «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.», фото-иллюстрации, аудиозаписи.
Основные понятия: отрезки, рескрипт, уставная грамота, временнообязанный крестьянин, выкупные платежи.
Основные даты: 19 февраля 1861 г.
План урока.
1.Организационный этап.
2. Актуализация знаний по теме «Накануне отмены крепостного права».
3. Изучение нового материала - Крестьянская реформа 1861 г.:
1) Подготовка крестьянской реформы.
2) Основные положения крестьянской реформы 1861 г.
3)Значение отмены крепостного права.
4. Закрепление материала
5. Домашнее задание.
Ход урока:
1
Организационный этап.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Отметка отсутствующих.
Приветствие, готовность к уроку.
Запись числа в тетрадь.
2
Актуализация знаний
На прошлом уроке мы с вами выясняли предпосылки и причины отмены крепостного права. Я бы хотела выяснить, как вы усвоили этот материал.
(Фронтальный опрос)
Каковы были причины отмены крепостного права?
Кто начал заниматься крестьянским вопросом? Что вы можете о нем сказать?
Учащиеся отвечают.
Предполагаемые ответы.
1.Поражение в Крымской войне
2.Учащенные волнения крестьян.
3.Крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства.
4.Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало развитию промышленности.
Александр II.
3
Постановка проблемы урока.
Изучение нового материала
Мы продолжаем рассматривать вопрос об отмене крепостного права.
Цель нашего урока выяснить: Был ли решен крестьянский вопрос реформой 1861 года?
Итак, тема сегодняшнего урока
«Крестьянская реформа 1861 г.»
А что такое реформа?
Давайте зафиксируем определение.
Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни.
1.Подготовка крестьянской реформы.
Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил в речи перед представителями московского дворянства 30 марта 1856 года.
«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам.
Я убежден, что и вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».
Это было первым шагом начала реформы. Давайте зафиксируем его в тетрадь. Делать будем это схемой.
(Приложение 1)
1.Александ II заявил о необходимости крепостного права.
2.Январь 1857 г. - создан Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян»
Но дело шло достаточно туго - ведь большинство сотрудников комитета являлись ярыми противниками отмены крепостного права.
Тогда Александр принимает более действенные меры. И в этом ему помогает случай.
… стр. 140.
3. 1857 г. - рескрипт об учреждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы.
5 декабря 1857 г. - рескрипт на имя Игнатьева.
Обсуждение отмены крепостного права стало носить гласный и открытый характер.
4. Февраль 1858 год - Секретный комитет был преобразован в Главный комитет.
Что стало окончательным шагом в обнародовании планов подготовки реформы.
5. март 1859 г. - учреждены Редакционные комиссии.
Они занимались рассмотрением материалов, представленными губернскими комитетами, и составлением на из основе общего проекта закона об освобождении крестьян.
Во главе Ростовцев Я.И.
6. октябрь 1860 г. - роспуск редакционных комиссий. Передача документов вначале в Главный комитет, а затем в Государственный совет.
7. 29 января -16 февраля 1861 г. - обсуждение и утверждение реформы в Государственном Совете.
8. 19 февраля 1961 г. подписание императором основных правовых документов по крестьянской реформе (всего 17), главными из которых были:
- Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»;
- Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости;
- Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости»
Ребята, хочу заострить ваше внимание на дату.
Она вам ничего не напоминает?
2. Основные положения реформы 1861 г.
Работа с документом. (Приложение 2) - раздаточный материал.
Прочитайте документ «Основные положения крестьянской реформы 1861 г.» и выделите основные положения крестьянской реформы.
Хорошо, давайте разберем каждое более подробно.
1. Крестьяне объявлялись свободными и наделялись гражданскими правами.
Какие гражданские права вы можете назвать из документа?
Сейчас, нам кажется, что эти вещи элементарные, мы даже не задумываемся, что их у нас могло и не быть. А для крестьян они стали долгожданными.
2.Крестьяне получали землю в ограниченном размере.
Надел не мог быть выше установленной законом нормы. Он колебался от 3 до 12 десятин.
И если в крестьянском пользовании было больше установленной законом нормы, то помещик имел право отрезать излишки
(«отрезки»)
Важной частью реформы являлся вопрос о выкупе земли.
3. Землю крестьяне получали не безвозмездно, а должны были ее выкупать у помещика.
Дело в том, что крестьяне не могли выкупить всю землю сразу. Поэтому предприняты следующие меры: крестьяне пока не выкупят землю - временнообязанный. И несёт в пользу помещика повинности.
Размеры определялись Уставными грамотами.
Размер выкупа определялся следующим образом: стр. 142.
Давайте запишем это схемой. (Приложение 3)
Объяснение:
Выкупные платежи осуществлялись следующим образом:
Крестьянин выплачивает 20 %
Остальные 80% - государство. Но государство не дарило эти деньги помещику, а считалось, что крестьянин взял в долг.
И на протяжении 49 лет с начислением 6% годовых он отдавал долг государству.
3. Значение отмены крепостного права.
Давайте вернемся к поставленному нами вопросу.
Был ли решен крестьянский вопрос реформой 1861 года?
Какую оценку реформе вы можете дать?
В России было ликвидировано крепостничество. Крестьяне стали свободными людьми. Однако реформа сохранила крепостнические пережитки.
Крестьяне так и не получили землю в полную собственность, а значит не имели возможности перестроить свое хозяйство на новый лад.
Записывают тему урока в тетрадь.
Предполагаемые ответы:
Реформа - преобразование, вводимое законным путем.
Записывают определение в тетрадь.
Записывают в ходе объяснения этапы в тетрадь.
Сообщение о Ростовцеве Я.И.
Предполагаемые ответы:
19 февраля Александр II вступил на престол.
6 лет со дня восшествия на престол.
Читают документ. Выделяют положения.
Записывают по ходу разъяснения основные положения крестьянской реформы в тетрадь.
Предполагаемые ответы:
- объявлялись свободными, могли производить сделки с движимым и недвижимым имуществом (покупка, продажа и т.д.)
- выступать от своего имени в суде
- возможность вступать в брак
Запись определения в тетрадь.
Отрезки - часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 г. в пользу помещика.
Запись определения в тетрадь.
Временнообязанный - категория бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости Положениями Александра II от 19 февраля 1861 г., но не переведённых на выкуп.
Уставные грамоты - документ, который устанавливал размер надела и повинности за пользование им временнообязанных крестьян.
Запись схемы в тетрадь.
Предполагаемый ответ: реформа носила противоречивый характер
-С одной стороны- давали свободу, с другой стороны- необходимо было выкупать землю.
Запись вывода в тетрадь.
5.
Закрепление материала.
Работа с документом в конце параграфа.
Читают, отвечают на вопросы.
6.
Домашнее задание
§20, читать пересказ, вопросы. Выучить определения и даты.
Записывают задание в дневник.
Приложение 1.
Подготовка крестьянской реформы
Приложение 2.
Документ: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.
Основные положения крестьянской реформы 1861 года:
1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах.
2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу...
3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных» положениях.
4. Крестьяне за отведенный, на основании предыдущей статьи, надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности работою или деньгами.
5. Возникающие из сего обстоятельства поземельные отношения между помещиками и крестьянами определяются правилами, изложенными как в сем Общем, так и в особых местных положениях.
6. Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению, с соблюдением лишь следующих условий:
а) чтобы надел, предоставленный крестьянам в постоянное пользование, для обеспечения их быта и исправного отправления ими государственных повинностей, не был менее того размера, который определяется с этою целию в местных положениях;
б) чтобы те повинности крестьян в пользу помещика, которые отправляются работою, определялись не иначе, как временными договорами, на сроки не долее трех лет (причем не воспрещается, однако же, возобновлять такие договоры в случае желания обеих сторон, но также временно, не долее как на трехлетний срок);
в) чтобы вообще заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не были противны общим гражданским законам и не ограничивали прав личных, имущественных и по состоянию, предоставляемых крестьянам в настоящем Положении.
Во всех тех случаях, когда добровольные соглашения между помещиками и крестьянами не состоятся, надел крестьян землею и отправление ими повинностей производятся на точном основании местных положений.
7. На сих основаниях составляются «уставные грамоты», в которых должны быть определены постоянные поземельные отношения между каждым помещиком и водворенными на его земле крестьянами. Составление таковых уставных грамот предоставляется самим помещикам. Как на составление оных, так и на рассмотрение и введение их в действие назначается два года со дня утверждения сего Положения... .
8. Помещики, наделив крестьян в постоянное пользование за установленные повинности землею на основании местных положений, не обязаны впредь ни в каком случае наделять их каким бы то ни было сверх того количеством земли...
9. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведывание общественными делами предоставляется миру и его избранным на основаниях, в сем Положении изложенных...
10. Каждое сельское общество, как при общинном, так и при участковом или подворном (наследственном) пользовании землею отвечает круговою порукою за каждого из своих членов в исправном отбывании казенных, земских и мирских повинностей...
Приложение 3.