- Преподавателю
- История
- Конспект урока по истории на темуОпричнина Ивана Грозного 6 класс
Конспект урока по истории на темуОпричнина Ивана Грозного 6 класс
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Некрасов В.И. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Опричнина Ивана Грозного.
Тип урока: комбинированный
План урока
Основные элементы урока
Содержание
Формы и методы деятельности
1.Цели урока
Образовательная -подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях;
развивающая - развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи;
воспитательная - формирование ценностных суждений.
2.Структура
Этапы урока:
1.Проверка домашнего задания
2.Введение в тему
3.Основной (информативно-деятельный)
4.Закрепление
5.Рефлексия
Общеклассная и индивидуальная формы работы; Устный и письменный опрос
Знакомство с задачами урока и методами деятельности, мотивационная настройка
Общеклассная и индивидуальная формы работы; беседа; объяснение; работа с документами;
Анализ и обобщение полученных знаний.
Подведение итогов урока, оценивание, объявление домашнего задания.
3.Содержание
урока
1.Цели опричнины
2.Сущность опричнины
3.Итоги опричнины
Беседа, работа в группах, самостоятельный поиск информации, заполнение таблиц и схем, обобщение.
4.Основные понятия
Опричнина, земщина, террор
Повторении, объяснение,
5.Учебно-методический комплект и оборудование
1.Раздаточный материал
(Текст с ошибками, источники по теме «Опричнина Ивана Грозного»);
2.Мультимедийный проектор;
3.Электронная презентация
Работа с учебником
А.А.Преображенский Б.А.Рыбаков История Отечества 6кл.
Ход урока
.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
1.Проверка домашнего задания
9 минут
1.Нарисуйте на доске схему государственного управления Россией в 16в.
2.Найдите ошибки в тексте
(см.приложение 1)
3.Причины и повод Ливонской войны.
4.Начало войны
-6 учеников работают с «текстом с ошибками»;
-Устные ответы
-Один ученик работает на доске (можно 2, тогда потом пойдет сравнение)
2.Введение в тему
(1-3 слайд презентации)
3 минуты
1.Показ слайдов и комментарии к ним
-Правление Ивана делится на 2 периода: Реформы Избранной Рады и Опричнина.
2.Зачем царь ввел опричнину?
Ответы на какие вопросы
помогут нам понять это?
1.формулируют с помощью учителя вопросы для изучения.
-Какими целями руководствовался Иван вводя опричнину опричнина?
-Какими методами цели осуществлял?
-Каковы последствия данного события
3.Изучение нового материала
( слайды с 4 по 19)
21 минут
1.Ищем ответ на вопрос : Цели опричнины?
-Учитель рассказывает что в декабре 1564 г. произошло странное, если не сказать страшное событие
-Организуется просмотр отрывка из фильма «Иван Грозный»
-Организуется работа над отрывком из документа «Письмо к митрополиту» (см.приложение 2)
2.Выясняем разницу между земщиной и опричниной
Мозговая гимнастика (см приложение 3)
3.Изучаем методы, которыми осуществлялась опричнина и попытки борьбы с ними.
-Учитель рассказывает о А.Старецком и о походе на Новгород
-Организуется просмотр отрывка из фильма «Иван Грозный»
-Организуется работа над картиной «Отряд опричников врывается в город»
4.Изучаем последствия данного события
-Учитель рассказывает о попытках Дивлет-Гирея захватить Москву
-Организуется работа над документами (см. стр. 195-196 учебника)
Просмотр фильма; чтение документа; выполнение задания
Изучение карты; составление сравнительной таблицы; выполнение заданий
Просмотр фильма; выполнение заданий
Чтение документа; выполнение задания
4 .Закрепление
4 минуты
Ответьте на вопросы:
-Какими целями руководствовался Иван вводя опричнину опричнина?
-Какими методами цели осуществлял?
-Каковы последствия данного события
6.Домашнее задание
0,5 минута
Пересказ параграфа 22.(пункты 2-4)
5.Рефлексия
2,5 минуты
Вот и подошел к концу наш урок. На ваших столах лежат лепестки - листочки. Если вам все понятно по теме и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка.) Наш цветок готов. Оказывается, у некоторых ребят остались вопросы, поэтому на последующих уроках мы продолжим изучение данной темы. Спасибо всем.
Приложение 1
Найдите ошибки в тексте.
Прозвище «Иван Грозный», с которым царь вошёл в историю, говорит само за себя. Что мы знаем об этом представителе рода Романовых?
Иван остался сиротой в 12 лет после смерти отца Василия 2, регентство взяла мать Мария Милославская, литовка по происхождению. Когда она внезапно умерла, о ней никто не жалел, даже говорили, что её отравили.
Почти на 5 лет власть в государстве оказалась в руках бояр Глинских и Милославских- сторонников сильной княжеской власти. Они правили денежную реформу в России, закрепив хождение в стране двух монет. Бояре заботились о юном великом князе, а мальчик рос добрым и милосердным. Большое влияние на него оказывал митрополит Филипп.
Но были и проблемы: Золотая Орда продолжала набеги на Русь.
Наиболее дальновидные политики стали искать выход в усилении государственной власти.
Для возвышения государя над боярами митрополит Филипп разработал процедуру венчания на царство. Когда от имени церкви на Ивана возлагается корона и титул «царя». В 1557г. Иван 4 был объявлен царём и женился на Анастасии Романовой.
Началось самостоятельное правление Ивана, окружившего себя талантливыми людьми, получившими название Московская Дума. С ней царь провёл ряд реформ.
Стали собирать Земский собор - собрание знатных людей России. Провели военные реформы: создали стрелковое войско, пушкарское войско, заменили дворянскую конницу боярской. Созданы приказы, ведавшие государственными делами (Иностранных дел, Разрядный, Полицейский и др.)
Принятый Судебник 1555г. предусматривал наказания наместника за взятки, усилил зависимость крестьян, увеличив размер пожилого при уходе к другому барину и ограничив переход Михайловым днём.
Таков был первый период правления Ивана 4 и его Московской Думы, в которую возглавлял Алексей Адашев.
Приложение 2
ДОКУМЕНТ 1
«Я, царь и великий князь, гнев свой положил на богомольцев, на архиепископов и епископов, на архимандритов, и на игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого, и на конюшего, и на окольничих, и на казначеев, и на дьяконов, и на детей боярских, и на приказных людей опалу свою положил в том, после отца его блаженные памяти великого государя Василия при его государстве в его государские несовершенные лета, бояре и все приказные люди его государства людям многие убытки делали и казны его государские тощили, с прибытков к его казне государской некоторой не прибавливали, также бояре и воеводы его государские себе разоимели, и другом своим и племени его государские земли раздавали; и держали за собой бояре и воеводы поместья и вотчины великие, и жалования государские кормления емлючи и собрав себе великие богатства, а не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестианства обороняти, наипаче же крестианам насилие чинити, и сами от службы учали удаляться, и за православных крестиан кровопролитие против безсермен и против Латын и Немец стояти не похотели. И в чем он, государь, бояр своих и приказных людей, какие и служилых князей и детей боярских похочет которых в их винах понаказати и посмотрити… И царь, и государь, и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государство и поехал, де воспитие, и деже его, государя, Бог поставил. К гостем же и купцам и по всему православному крестианству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту… А в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никакого сумнения не держали, гневу на них и опалы некоторые нет».
«…И множество народа, слышав таковая, что государь гнев свои и опалу на них положил и государство свое оставил … они же молиша со многими слезами, чтобы Афонский митрополит всеа Русии с архиепископы и епископы и со священным собором подвиг свои учинили и плачь их и вопль утолил и благочестивого государя и царя на милость умолил, чтобы государь царь и великий князь гнев свой отвратил, милость показал и опалу свою отдал, а государства своего не оставлял, и своими государствами владел и правил яко же годно ему, государю; а хто будет государские лиходеи, которые изменные дела делали, и в тех ведает Бог да он, государь, и в животе и в казни его государьская воля».
Казны его государьские тощили - расхищали государственные средства.
Емлючи - беря.
Весь священный собор - собрание высшего духовенства.
И в животе и в казни его государьская воля - т.е. царь волен казнить или миловать по своему усмотрению.
Приложение 3
2. «Мозговая гимнастика»
Качания головой (упражнение стимулирует мыслитель-
ные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уро-
ните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться
из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит
напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую
линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять
30 секунд.
«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует струк-
туры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает
устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизон-
тальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой ру-
кой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, яс-
ность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть
мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения):
моргайте на каждый вдох и выдох.
«Вижу палец!»: указательный палец правой руки дер-
жать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на
палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью ле-
вой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец
правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на
палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть пра-
вый глаз. Повторить 4-6 раз.