Конспект урока по истории на темуОпричнина Ивана Грозного 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опричнина Ивана Грозного.

Тип урока: комбинированный

План урока

Основные элементы урока

Содержание

Формы и методы деятельности

1.Цели урока

Образовательная -подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях;

развивающая - развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи;

воспитательная - формирование ценностных суждений.

2.Структура

Этапы урока:

1.Проверка домашнего задания

2.Введение в тему

3.Основной (информативно-деятельный)



4.Закрепление

5.Рефлексия

Общеклассная и индивидуальная формы работы; Устный и письменный опрос

Знакомство с задачами урока и методами деятельности, мотивационная настройка

Общеклассная и индивидуальная формы работы; беседа; объяснение; работа с документами;

Анализ и обобщение полученных знаний.

Подведение итогов урока, оценивание, объявление домашнего задания.

3.Содержание

урока

1.Цели опричнины

2.Сущность опричнины

3.Итоги опричнины

Беседа, работа в группах, самостоятельный поиск информации, заполнение таблиц и схем, обобщение.

4.Основные понятия

Опричнина, земщина, террор

Повторении, объяснение,

5.Учебно-методический комплект и оборудование

1.Раздаточный материал

(Текст с ошибками, источники по теме «Опричнина Ивана Грозного»);

2.Мультимедийный проектор;

3.Электронная презентация

Работа с учебником

А.А.Преображенский Б.А.Рыбаков История Отечества 6кл.

Ход урока

.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Проверка домашнего задания

9 минут

1.Нарисуйте на доске схему государственного управления Россией в 16в.

2.Найдите ошибки в тексте

(см.приложение 1)

3.Причины и повод Ливонской войны.

4.Начало войны

-6 учеников работают с «текстом с ошибками»;

-Устные ответы

-Один ученик работает на доске (можно 2, тогда потом пойдет сравнение)

2.Введение в тему

(1-3 слайд презентации)

3 минуты

1.Показ слайдов и комментарии к ним

-Правление Ивана делится на 2 периода: Реформы Избранной Рады и Опричнина.

2.Зачем царь ввел опричнину?

Ответы на какие вопросы

помогут нам понять это?

1.формулируют с помощью учителя вопросы для изучения.

-Какими целями руководствовался Иван вводя опричнину опричнина?

-Какими методами цели осуществлял?

-Каковы последствия данного события

3.Изучение нового материала

( слайды с 4 по 19)

21 минут

1.Ищем ответ на вопрос : Цели опричнины?

-Учитель рассказывает что в декабре 1564 г. произошло странное, если не сказать страшное событие

-Организуется просмотр отрывка из фильма «Иван Грозный»

-Организуется работа над отрывком из документа «Письмо к митрополиту» (см.приложение 2)

2.Выясняем разницу между земщиной и опричниной

Мозговая гимнастика (см приложение 3)

3.Изучаем методы, которыми осуществлялась опричнина и попытки борьбы с ними.

-Учитель рассказывает о А.Старецком и о походе на Новгород

-Организуется просмотр отрывка из фильма «Иван Грозный»

-Организуется работа над картиной «Отряд опричников врывается в город»

4.Изучаем последствия данного события

-Учитель рассказывает о попытках Дивлет-Гирея захватить Москву

-Организуется работа над документами (см. стр. 195-196 учебника)

Просмотр фильма; чтение документа; выполнение задания


Изучение карты; составление сравнительной таблицы; выполнение заданий

Просмотр фильма; выполнение заданий



Чтение документа; выполнение задания

4 .Закрепление

4 минуты

Ответьте на вопросы:

-Какими целями руководствовался Иван вводя опричнину опричнина?

-Какими методами цели осуществлял?

-Каковы последствия данного события

6.Домашнее задание

0,5 минута

Пересказ параграфа 22.(пункты 2-4)

5.Рефлексия

2,5 минуты

Вот и подошел к концу наш урок. На ваших столах лежат лепестки - листочки. Если вам все понятно по теме и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка.) Наш цветок готов. Оказывается, у некоторых ребят остались вопросы, поэтому на последующих уроках мы продолжим изучение данной темы. Спасибо всем.









Приложение 1

Найдите ошибки в тексте.

Прозвище «Иван Грозный», с которым царь вошёл в историю, говорит само за себя. Что мы знаем об этом представителе рода Романовых?

Иван остался сиротой в 12 лет после смерти отца Василия 2, регентство взяла мать Мария Милославская, литовка по происхождению. Когда она внезапно умерла, о ней никто не жалел, даже говорили, что её отравили.

Почти на 5 лет власть в государстве оказалась в руках бояр Глинских и Милославских- сторонников сильной княжеской власти. Они правили денежную реформу в России, закрепив хождение в стране двух монет. Бояре заботились о юном великом князе, а мальчик рос добрым и милосердным. Большое влияние на него оказывал митрополит Филипп.

Но были и проблемы: Золотая Орда продолжала набеги на Русь.

Наиболее дальновидные политики стали искать выход в усилении государственной власти.

Для возвышения государя над боярами митрополит Филипп разработал процедуру венчания на царство. Когда от имени церкви на Ивана возлагается корона и титул «царя». В 1557г. Иван 4 был объявлен царём и женился на Анастасии Романовой.

Началось самостоятельное правление Ивана, окружившего себя талантливыми людьми, получившими название Московская Дума. С ней царь провёл ряд реформ.

Стали собирать Земский собор - собрание знатных людей России. Провели военные реформы: создали стрелковое войско, пушкарское войско, заменили дворянскую конницу боярской. Созданы приказы, ведавшие государственными делами (Иностранных дел, Разрядный, Полицейский и др.)

Принятый Судебник 1555г. предусматривал наказания наместника за взятки, усилил зависимость крестьян, увеличив размер пожилого при уходе к другому барину и ограничив переход Михайловым днём.

Таков был первый период правления Ивана 4 и его Московской Думы, в которую возглавлял Алексей Адашев.





Приложение 2

ДОКУМЕНТ 1

«Я, царь и великий князь, гнев свой положил на богомольцев, на архиепископов и епископов, на архимандритов, и на игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого, и на конюшего, и на окольничих, и на казначеев, и на дьяконов, и на детей боярских, и на приказных людей опалу свою положил в том, после отца его блаженные памяти великого государя Василия при его государстве в его государские несовершенные лета, бояре и все приказные люди его государства людям многие убытки делали и казны его государские тощили, с прибытков к его казне государской некоторой не прибавливали, также бояре и воеводы его государские себе разоимели, и другом своим и племени его государские земли раздавали; и держали за собой бояре и воеводы поместья и вотчины великие, и жалования государские кормления емлючи и собрав себе великие богатства, а не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестианства обороняти, наипаче же крестианам насилие чинити, и сами от службы учали удаляться, и за православных крестиан кровопролитие против безсермен и против Латын и Немец стояти не похотели. И в чем он, государь, бояр своих и приказных людей, какие и служилых князей и детей боярских похочет которых в их винах понаказати и посмотрити… И царь, и государь, и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государство и поехал, де воспитие, и деже его, государя, Бог поставил. К гостем же и купцам и по всему православному крестианству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту… А в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никакого сумнения не держали, гневу на них и опалы некоторые нет».
«…И множество народа, слышав таковая, что государь гнев свои и опалу на них положил и государство свое оставил … они же молиша со многими слезами, чтобы Афонский митрополит всеа Русии с архиепископы и епископы и со священным собором подвиг свои учинили и плачь их и вопль утолил и благочестивого государя и царя на милость умолил, чтобы государь царь и великий князь гнев свой отвратил, милость показал и опалу свою отдал, а государства своего не оставлял, и своими государствами владел и правил яко же годно ему, государю; а хто будет государские лиходеи, которые изменные дела делали, и в тех ведает Бог да он, государь, и в животе и в казни его государьская воля».Конспект урока по истории на темуОпричнина Ивана Грозного 6 класс

Казны его государьские тощили - расхищали государственные средства.
Емлючи - беря.
Весь священный собор - собрание высшего духовенства.
И в животе и в казни его государьская воля - т.е. царь волен казнить или миловать по своему усмотрению.



Приложение 3

2. «Мозговая гимнастика»

Качания головой (упражнение стимулирует мыслитель-

ные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уро-

ните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться

из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит

напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую

линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять

30 секунд.

«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует струк-

туры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает

устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизон-

тальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой ру-

кой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, яс-

ность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть

мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения):

моргайте на каждый вдох и выдох.

«Вижу палец!»: указательный палец правой руки дер-

жать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на

палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью ле-

вой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец

правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на

палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть пра-

вый глаз. Повторить 4-6 раз.


© 2010-2022