Рабочая программа по Истории 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 7 КЛАСС НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории составлена на основании Государственного Федерального стандарта основного образования, принятого 17.12.2010г, Федерального базисного учебного плана 2012г, Примерной программы основного общего образования по истории.- Сборник нормативных документов и авторских программ: «Новая история 7 кл.» под редакцией А.Я. Юдовской и Л.М.Ванюшкиной/Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008; «История России 6-9 кл.» А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной /Программы общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по истории для 7 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

· учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России с конца XVI-XVIIIвек», М., Просвещение, 2015 г.

· учебник А.Я.Юдовской, П.А.Баранова «История нового времени. 1500-1800» М., Просвещение, 2014 г.

Данная программа обеспечивает изучение курса истории Нового времени с XVI по XIX вв. и истории России с конца XVI по XIII вв. учащимися 7 класса.

Цели: учащиеся 7 класса должны получить знание об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в России и мире за 200 лет.

Задачи:

- выстроить адекватное представление о периодизации Нового времени, о встречи миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революции и о реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий.

- должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа; приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;

- анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;

- научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;

- уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения;

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Рабочая программа рассчитана на общеобразовательный уровень учащихся основной школы.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета История Историю России и Всеобщую историю в 7 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

В Рабочей программе отведено на Всеобщую историю - 28 часов и на историю России - 42 часа

Основное содержание.

Ведение: Всеобщая история: Рождение Западной цивилизации (конец XV - начало XVII века) Вводная тема. Рубеж Средневековья и Нового времени.


С чего началось Новое время? Понятие аграрного общества и признаков его разрушения. Раннее и позднее Новое время. Европа на пороге Нового времени: особенности средневековой католической цивилизации (роль католической церкви, рост городов и торговли, развитие науки и образования и т.д.)

Тема 1. Начало Нового времени в Европе. Конец XV - начало XVII века


Великие географические открытия: их причины, основные события и герои (Колумб - 1492 г., Васко да Гама - 1498 г., Магеллан - 1519-1522 гг.), последствия (крах средневековой картины мира, начало создания мирового рынка).Начало колониальных захватов: причины, основные события (конкистадор Кортес - 1519 г.) и последствия

(образование колоний и колониальных империй). Судьба американских индейцев и других жителей захваченных европейцами территорий.Эпоха Возрождения: основные черты, деятели (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Шекспир), достижения (новые темы и идеи искусства Нового времени, его культурное наследие). Смена средневекового аскетизма идеями гуманизма.

Тема № 2 Реформация: причины, основные события и лидеры

1517 г. - М. Лютер (основные идеи и судьба), Ж. Кальвин (основные идеи и судьба). Крестьянская война в Германии и королевская реформация. Образование протестантских церквей: лютеранской, кальвинистской, англиканской и их основные отличия от католицизма.
Контрреформация: причины, роль Тридентского собора. Значение И. Лойолы (особенности судьбы и личности) и ордена иезуитов. Начало религиозных войн и изменение политической карты Европы: борьба протестантских и католических стран.
Тема № 3Страны Западной цивилизации. Конец XVI - начало XVIII века.

Начало процесса разрушения аграрного общества в Европе XVI-XVII веков и перерождение средневековой католической цивилизации в Западную цивилизацию Нового времени. Зарождение капиталистических отношений между новыми классами: капиталистами (буржуазией, предпринимателями) и наемными рабочими, развитие торговли, мануфактурной промышленности. Технический прогресс в Новое время. Начало создания научной картины мира (Коперник, Галилей и др.). Влияние перемен на искусство (стиль барокко) - культурное наследие Нового времени.
Испанский абсолютизм и Нидерландская буржуазная революция (конец XVI века): причины (развитие капиталистических отношений), основные события и результаты. Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Нидерландах.
Утверждение абсолютизма в Англии: роль Елизаветы I, победа над испанским флотом в 1588 г., абсолютный монарх и парламент, Карл I. Английская буржуазная революция: причины (развитие капиталистических отношений), основные события и лидеры (1640 г., 1649 г., гражданская война и Кромвель, 1688 г.), итоги (создание парламентской монархии). Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Англии (Великобритании). Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Развитие других европейских стран (Германия, Италия, Речь Посполитая). Разные темпы разрушения аграрного общества. Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618-1648): причины и значение.

Международные отношения в Новое время: рост колониальных империй и борьба между ними. Освоение европейцами Америки (различие северных и южных, рабовладельческих колоний). Проникновение европейцев в страны Востока, знакомство с культурным наследием и традициями исламской, индийской и дальневосточной цивилизаций. Первые попытки европеизации в Османской империи и в Иране. Империя Великих Моголов и Индии, ее крушение и начало завоевания Индии англичанами (1757 г.). Маньчжурская империя Цин в Китае и закрытие от европейцев Китая и Японии. Эпоха Просвещения: основные идеи (рациональность, естественные права, общественный договор, вера в прогресс), основные идеологи (Вольтер и другие), Энциклопедия. Формирование основ научной картины мира: открытия Ньютона и других ученых. Культурное наследие эпохи Просвещения: стиль классицизм в архитектуре и искусстве.
Реформы «просвещенного абсолютизма» в европейских странах: цели и результаты. Борьба великих держав за господство в Европе, разделы Речи Посполитой.
Начало перехода от аграрного к индустриальному обществу в Англии: начало промышленного переворота (паровая машина Уатта - 1784 г., прялка Дженни - 1765 г., как показатели технического прогресса, замена мануфактур на фабрики). Социальные последствия промышленного переворота: противоречия капиталистов и рабочих, рост образования, политической активности.Война за независимость (1775-1783) и образование США: причины, основные события и лидеры (1776 г., Дж.Вашингтон), последствия - установление республики (Конституция США).Великая французская революция: причины и начало (1789 г., созыв Генеральных штатов и их судьба, взятие Бастилии, «Декларация прав человека и гражданина»). Основные этапы и рубежи революции: свержение монархии (1792 г.), якобинская диктатура (1793-1794 гг., Робеспьер, террор и реформы), термидорианский переворот. Революционные войны: от защиты революции к ее экспорту. Установление диктатуры Наполеона Бонапарта (черты личности). Итоги и мировое значение революционных преобразований.

Российская история: Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVIIвв..

Пресечение династии московских Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова и его политика. Социально-экономические трудности и движение к крепостному праву.
Смута начала XVII века: причины, участники, основные вехи (1604 г., 1610 г., 1612 г.). Самозванцы (Лжедмитрий I). Внешняя экспансия Польши и Швеции (1609-1618 гг.): цели и результаты. Объединение разнородных сил для спасения страны. Ополчение К. Минина и Д.М. Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 года и избрание династии Романовых.

Тема 2. Россия в 1618-1689 гг.


Ликвидация последствий Смуты (восстановление хозяйства, государственного управления, международного положения). Развитие торговых связей (ярмарки и другие признаки формирования всероссийского рынка). Мануфактуры. Активизация связей с Западной Европой. Вопрос об отставании России от Запада.
Правление первых Романовых - Михаила Федоровича (1613-1645 гг.) и Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) - от сословно-представительной монархии к самодержавию (прекращение созыва Земских соборов, рост значения приказов, ростки регулярной армии). Соборное уложение 1649 г.: цели, выработка, значение, юридическое оформление крепостного права. Народные движения второй половины XVII века: причины и последствия Соляного бунта 1648 г., Медного бунта 1662 г.
Внешняя политика России в XVII в.: борьба за статус европейской великой державы, вхождение в состав России Левобережной Украины на правах автономии (гетман Б.Хмельницкий, решения и договоры 1653-1654, 1667 годов), присоединение и освоение Сибири. Положение различных народов в многонациональном Российском государстве.
Значение православия в жизни страны. Церковный раскол (середины XVII века): реформы в церкви и причины раскола, позиции Никона и Аввакума, возникновение старообрядчества, последствия раскола. Конфликт Никона и царя. Восстание под предводительством Степана Разина: причины, участники и итоги.
Соотношение традиций и новых европейских элементов в культуре России XVII века: развитие образования (школы и Славяно-греко-латинская академия) и научных знаний, усиление светских элементов в литературе, архитектуре, живописи. Единство и особенности быта и нравов знати и простых сословий допетровской Руси.
Российская история: Становление Российской империи. XVIII век. Тема 3. Преобразования Петра I. Россия в 1682-1725 гг.

Петр I (1682-1725 гг.): воспитание, образование и черты характера, устремления, трудный путь к престолу. Вопрос о причинах начала преобразований. Первые европейские реформы: календарь, внешний вид подданных, правила этикета.
Северная война (1700-1721 гг.): причины, участники, основные события (1700 г. - Нарва, 1703 г. - Санкт-Петербург, 1709 г. - Полтава, 1714 г. - Гангут). Создание регулярной армии и флота: цели и средства, рекрутские наборы. Заводское строительство. Положение простого народа: рост повинностей, подушная подать. Ништадский мир 1721 года и образование Российской империи. Укрепление международного положения.
Абсолютизм Петра Великого: положение императора, Сенат, коллегии, губернаторы. Табель о рангах как реформа дворянства и чиновничества. Подчинение церкви государству.
Светский, рациональный характер культуры: европеизация науки (Академия наук, первый музей, первая библиотека), образования (система школ, учебники) и искусства (регулярное градостроительство, Петропавловский собор, светский портрет).Тема 4. Российская империя. 1725-1801 гг. (14 ч.)Дворцовые перевороты (1725-1762 гг.): причины и значение, роль дворянской гвардии. Фаворитизм - роль в истории страны (фавориты Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны). Расширение прав и привилегий дворянства: причины, основные вехи, указ о вольности дворянской 1762 года. Вопрос о соотношении крепостничества и капитализма. Крепостнический характер экономики (рост оброков и барщины, крепостной труд на мануфактурах) и зарождение капиталистических отношений (развитие торговли, включение в мировой рынок, развитие мануфактурной промышленности).
Просвещенный абсолютизм Екатерины II (1762-1796 гг.), черты личности и цели императрицы, «Уложенная комиссия» (цели и результаты). Социальные движения и восстание Е.И. Пугачева: причины, состав участников, итоги и значение для страны.
Великодержавная политика России и вопрос о причинах и значении роста территории империи. Россия в войнах второй половины XVIII в.: русско-турецкие войны, присоединения в Причерноморье и на Кавказе, участие в разделах Польши. А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков: талант военачальника, черты личности. Положение различных народов Российской империи.Просветительские реформы Екатерины II: губернская, образования и их значение. Оформление сословного строя: «Жалованные грамоты» дворянству и городам, сословное самоуправление.Светский, рациональный характер культуры: наука и образование (Московский университет 1755 г.), литература (Г.Р.Державин и другие) и искусство (Академия художеств, европейские художественные стили в России - барокко и классицизм). Вопросы о взаимосвязи и взаимовлиянии российской и мировой культуры в XVIII веке. М.В.Ломоносов: судьба и вклад в российскую культуру.
Обобщение и контроль

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Учебно-тематический план

п/п

Тема раздела

Количество часов

Всеобщая история

24

1

Вводный урок

1

2

Европа в конце XV - начале XVII в.

10

3

От Английской до Французской революции

11

4

Традиционные обшества в Новое время

2

История России

46

1

Вводный урок

1

2

Россия на рубеже XVI-XVIIвеков

4

3

Россия в XVII веке

12

4

Россия в первой четверти XVIII века

11

5

Россия в 1725-1762гг.

5

6

Россия в 1762-1800 гг

13

Календарно-тематическое планирование уроков истории в 7 классе (70 ч.)


Новая история (26 ч.)



№ п/п

Тема урока

Содержание

Понятия

§

Тип урока, педагогические средства

Вид деятельности учащихся

Требования к уровню подготовки

1.

Введение.


Европа в конце средневековья. Что такое «новое время». Хронологические рамки.


«новое время», капитализм, цивилизация, традиционное общество.

Стр.3-5


Вводная лекция с элементами беседы

Информационно-коммуникативная деятельность

Называть хронологические рамки изучаемого периода, соотносить год с веком.


Европа в конце XV - начале XVII в. (10 ч.)


2-3

Технические открытия и выход к Мировому океану.

Встреча миров. Великие географические открытия.

Великие географические открытия, их последствия. Начало создания колониальной системы. Торговые компании.

Акции, монополии, патент, биржа, негоциант, маклер, банк.

§1-2



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Индивидуальные формы работы

Характеризовать технические достижения европейцев в 16 в., раскрывать причинно-следственные связи между техническими изобретениями и эпохой Великих географических открытий. Излагать суждения о последствиях географических открытий для Европы и мира.


4

Усиление королевской власти в XVI-XVII в. Абсолютизм.

Абсолютные монархии. Образование национальных государств в Европе.

Абсолютизм, парламент, кортесы, Генеральные штаты, монарх.

§3

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Групповые формы работы с элементами анализа исторического документа

Называть основные черты абсолютизма. Сравнивать процесс образования абсолютной власти в Англии и Франции.


5.

Дух предпринимательства преобразует экономику

Экономическое и социальное развитие европейских стран. Совершенствование техники, мануфактуры. Развитие товарного производства.

Мануфактура, фермер, буржуазия, наемные рабочие.

§4


Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

Групповые формы работы

Объяснять значение понятий, характеризовать новые явления в экономической жизни Европы


6-7.

Европейское общество в раннее новое время. Повседневная жизнь.

Буржуазия, откупщик, джентри, огораживание

§5-6


Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста

Групповые формы работы

Называть новые социальные слои общества, новые духовные ценности. сравнивать особенности жизни и быта разных слоёв в эпоху Средневековья и в период Нового времени.


8

Великие гуманисты Европы. Развитие науки в XVI - XVIII в.в.

Новые идеалы и ценности в культуре. Переворот в естествознании, возникновение новой картины мира. Коперник, Бруно, Галилей.

Возрождение, гуманизм, аскетизм, утопия.

Естествознание, паровой двигатель.

§7, 10


Учебная лекция с элементами эвристической беседы

Индивидуальные формы работы

Определять мировоззренческие устои Раннего Нового времени. Называть имена представителей европейской науки и их открытия, последствия открытий. Систематизировать материал в виде таблицы.


9.

Искусство Западной Европы конца XV - I половины XVII в. Возрождение.

Высокое Возрождение: живопись, литература, взгляд на человека и общество.

Эпоха титанов, гравюра.

§8-9


Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста

Групповые формы работы

Называть имена представителей эпохи Высокого Возрождения и их произведения. Характеризовать особенности духовной жизни Европы в 16-18 вв.


10

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

Обстановка в Германии в нач. XVI в.Выступление М.Лютера.

Начало Реформации.

Католицизм, Реформация, индульгенция.

§11


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповые формы работы с элементами анализа исторического документа

Определять основные причины Реформации, называть имена идеологов движения. Выявлять основные цели участия в Реформации различных слоёв населения. Выявлять основные положения лютеранского учения.


11

Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации.

Крестьянская война в Германии. Т.Мюнцер. Протестантизм, распространение Реформации, борьба церкви против неё.

Протестантизм, кальвинизм, иезуиты, миссионеры, паломничество

§12


Изложение нового материала с постановкой проблемного задания

Индивидуальные и групповые формы работы

Объяснять значение понятий. характеризовать основные положения учения Кальвина.


12.

Королевская власть и Реформация в Англии.

Укрепление королевской власти. Елизавета I. Огораживания и их последствия. Борьба за колонии

Реформатор, контрреформация, еретик, англиканская церковь

§13


Комбинированный урок с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Индивидуальные формы работы

Объяснять устройство англиканской церкви и сравнивать его с устройством атолической. характеризовать основные направления политики Англии в данный период. Высказывать суждения о последствиях деятельности королевы Елизаветы для страны


13.

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

Королевская власть и её окружение. Католики и гугеноты. Религиозные войны. Утверждение абсолютизма. Генрих IV, Ришелье.

Гугеноты, кардинал, месса, централизованное государство.

§14


Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

Работа с фрагментами исторических документов, групповые формы работы

Раскрывать причины и последствия религиозных войн во Франции, сравнивать основные проявления абсолютизма во Франции и Англии


14

Контрольная работа № 1






От Английской до Французской революции (11 ч)


15.

Революция в Нидерландах.

Под властью Испании. Революция: участники, главные события, результаты.

Революция, инквизиция, террор, гёзы, уния.

§15



Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста

Индивидуальные формы работы

Описывать и показывать на карте географическое положение страны; называть основные этапы и события Нидерландской революции. Систематизировать материал в виде ОК, раскрывать причины, итоги и значение революции в Нидерландах.

Р12.101212112.1-2

16-17.

Причины и начало революции в Англии. Гражданская война между королём и парламентом.

Конец революции. Превращение Англии в конституционную монархию.

Англия в начале XVII в. Причины революции. Король и парламент. Гражданская война. О.Кромвель.Провозглашение республики. Итоги революции.

Билль, петиция, ремонстрация. Кавалеры, круглоголовые, реформа, парламент, левеллеры.Республика, диггеры, протекторат, конституционная монархия, правовое государство.

§16-17


Комбинированный урок

Групповые формы работы

Называть основные события Английской революции, выявлять её причины. Характеризовать значение. Высказывать суждения о роли Кромвеля в политической истории Англии.


18-19.

Международные отношения в 16-18 вв.

§18-19


Учебная лекция

Индивидуальные формы работы

Называть существенные черты международных отношений в данный период. Систематизировать материал в виде таблицы.


20-21.

Век Просвещения.

Развитие естественных наук (Ньютон). Французские просветители и их идеи (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо). Литература, живопись, музыка.

Эпоха Просвещения, пастораль, атрибут.

§20-21


Урок изучения, систематизации и первичного закрепления новых знаний

Групповые формы работы, работа с фрагментами исторических документов и художественной литературы

Называть характерные черты эпохи Просвещения. Характеризовать идеи и взгляды основных деятелей эпохи Просвещения. Выявить тенденции развития художественной культуры эпохи Просвещения в XVIII в.


22.

Начало промышленного переворота.

Условия пром. переворота, пром. переворот, положение рабочих.

Промышленный переворот.

§22


Изложение нового материала с постановкой проблемного задания

Индивидуальные формы работы

Называть условия промышленного переворота. Выявлять взаимосвязь аграрной революции и промышленного переворота.


23.

Английские колонии в Америке.

Первые колонии. Формирование североамериканской нации и её идеология.

Колония, нация, пилигрим.

§23


Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста

Групповые формы работы, работа с фрагментами исторических документов

Описывать условия жизни в первых североамериканских колониях. Выявлять причины конфликта между жителями колоний и метрополий; раскрывать характерные черты новой американской нации.


24.

Война за независимость. Создание США.

Война за независимость, образование США. Дж. Вашингтон. Конституция 1787г.

Декларация, лоялист, конституция, конгресс, президент.

§24


Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

Индивидуальные формы работы, работа с фрагментами исторических документов

Называть основные черты политического устройства США. выявлять причины победы колоний; анализировать основные положения Декларации независимости и Конституции 1787г.


25.

Франция в XVIII в. Причины и начало Великой Французской буржуазной революции.

Кризис абсолютизма, начало революции.

Учредительное собрание, санкюлоты, террор.

§25


Изложение нового материала с постановкой проблемного задания

Групповые формы работы

Сравнивать экономическое развитие Франции и Англии в данный период. Выявлять причины революции, характеризовать основные события первого этапа революции

26.

От монархии к республике. Власть у буржуазии.

Свержение монархии. «Лагерь революции»: основные группировки, деятели, их смена у власти.

Эмиграция, якобинцы, монархия, республика, конвент.

§26

Учебная лекция с элементами эвристической беседы

Индивидуальные формы работы, работа с фрагментами исторических документов

систематизировать материал в виде таблицы, анализировать основные положения Декларации прав человека и Конституции 1791г


27.

Рождение и гибель диктатуры якобинцев. Конец революции.

Якобинская диктатура. Итоги и значение революции.

Диктатура, гильотина, «бешеные».

§27


Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста

Групповые формы работы

Характеризовать особенности якобинской диктатуры. Раскрывать причины её падения. Характеризовать режим Директории.



Традиционные общества в раннее Новое время (2 ч.)


22.

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

Основные черты восточной цивилизации (Индия, Китай, Япония).

Регламентация, община, религия, сёгун.

§28


Учебная лекция с элементами эвристической беседы

Индивидуальные формы работы

Называть характерные черты политического устройства и экономического развития стран Востока.


23.

Государства Востока. Начало европейской колонизации

§29-30


Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста

Групповые и индивидуальные формы работы

Выявлять последствия европейской колонизации для стран Востока и для мира в целом.


24

Итоговое повторение по теме «История России XVII-XVIII вв.»



Составление таблицы, тестирование выполнение заданий в рабочей тетради

Структурировать изученный материал в виде таблиц, схем



История России (конец XVI - XVIII вв.) (42 ч.)


25

Введение. Историческое развитие Российской империи в XVI-XVIII вв.

Династия Рюриковичей, династия Романовых. Итоги внешней и внутренней политики к 16 веку.


Вводная лекция с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

Индивидуальные и групповые формы работы

Называть хронологические рамки изучаемого периода, показывать на карте рост территории России в 16-18 вв.

07.10Ии

Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв.


26-27

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.

Обострение социальных и экономических противоречий. Кризис власти. Б.Годунов.

Авантюрист, дети боярские.

Данилов А.А. §1


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с фрагментами исторических документов, выполнение заданий в рабочей тетради

Выявлять основные причины Смутного времени, характеризовать внутреннюю политику Бориса Годунова

28-29

Смута в Российском государстве.

Смута, её причины. Самозванцы. Восстание И.Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Ополчение Минина и Пожарского. Начало династии Романовых.

Гражданская война, интервенция, семибоярщина, ополчение, династия, Земский собор.

§2


§3


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради

Называть даты основных событий Смутного времени, существенные черты политического устройства. характеризовать причины, ход, итоги Смутного времени, систематизировать материал о восстании И.Болотникова в виде таблицы.



Тема 2. Россия в XVII веке


30-31

Новые явления в экономике.

Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наёмного труда. Прикрепление городского населения к посадам. Новоторговый устав.

Мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский рынок, ярмарка.

§4


Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради

Характеризовать новые черты в экономике России, показывать на исторической карте крупнейшие центры торговли и мануфактурного производсва. Сравнивать экономическое развитие в 17 в. в странах Западной Европы и в России


32.

Основные сословия российского общества.

Сословный строй России.

Белые слободы, владельческие крестьяне, подворная подать, поземельная подать, черносошные крестьяне.

§5


Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради

Раскрывать изменения, произошедшие в положении разных сословий. Систематизировать материал в виде таблицы.


33

Политическое развитие страны.

Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. Соборное уложение 1649 г.

Крепостничество, самодержавие, абсолютизм.

§6


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с фрагментами исторических документов, выполнение заданий в рабочей тетради

Характеризовать систему управления и самоуправления в России, раскрывать причины падения роли Земских соборов и Боярской думы в 17 в. Сравнивать процесс складывания абсолютной монархии в Западной Европе и в России.

34.

Власть и церковь. Церковный раскол.

Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум.

Протопоп, старообрядцы.

§7


Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Работа с фрагментами исторических документов, выполнение заданий в рабочей тетради

Характеризовать сущность и результаты церковной реформы. Выявлять основные причины разногласий между церковью и властью. Высказывать суждения о последствиях церковной реформы и деятельности патриарха Никона.


35-36.

Народные движения.

«Бунташный век». Городские восстания. «Медный бунт». С.Разин.

§8


Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Работа с фрагментами исторических документов, выполнение заданий в рабочей тетради, участие в дискуссии

Называть даты, место, обстоятельства, участников народных движений. соотносить факты и общие явления: закрепощение крестьян и народные движения 17 в. Анализировать основные положения Соборного уложения 1649 года


37-38

Внешняя политика России в XVII веке.

Смоленская война. Россия и Речь Посполитая. Присоединение Левобережной Украины. Русско-турецкие и русско-шведские отношения. Освоение Сибири.

Гетман, голытьба, реестр, острог, ясак.

§9


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради, работа с исторической картой

Характеризовать цели, направления, средства внешней политики России в 17 в. систематизировать материал в виде таблицы.


39-40

Культура России в XVII веке

Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Усиление светского характера культуры. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве. Московское барокко. Парсуна.

Культура, обмирщение, лепнина.

Изразцы, парча, тафта.

§10

§11


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради, сообщения учащихся

Называть характерные черты развития духовной жизни России в 17 в. Выявлять своеобразие и противоречивость русской культуры, сочетание старых и новых элементов в ней. Характеризовать основные направления в развитии живописи, зодчества, литературы.


41.

Повторительно-обобщающий урок по теме «XVII век в историческом развитии России»


Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Составление схемы, тестирование, выполнение заданий в рабочей тетради, сообщения учащихся

Объяснять значение понятий, называть основные даты, имена, события данного исторического периода. высказывать суждения о значимости данного этапа для развития России в 18 веке.




Тема 3. Россия в первой четверти XVIII века


42.

Россия на рубеже веков. Предпосылки петровских преобразований.

Предпосылки петровских преобразований. Стрелецкие восстания.

Регентство.

§12


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради

Называть причины отставания России от европейских стран, описывать политическое и экономическое положение России накануне преобразований. Выявлять предпосылки преобразований. Анализировать проекты передовых людей того времени.


43

Начало царствования Петра I.

Начало царствования. Азовские походы. Великое посольство.

Лавра, брандер.

§13


Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Работа с фрагментами исторических документов, выполнение заданий в рабочей тетради

Называть основные этапы жизни и деятельности Петра I в «начале славных дел». Соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма.


44-45.

Внешняя политика Петра I. Северная война.

Начало войны. Реформы в армии. Строительство Петербурга. Полтавская битва. Окончание и итоги войны. Образование Российской империи.

Регулярная армия, рекрут, генеральное сражение, редут, эскадра.

§14


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради, работа с исторической картой

Называть даты, основные сражения Северной войны. Анализировать причины неудач и успехов русской армии. Выявлять причинно-следственную связь между проведением военной реформы и ходом Северной войны.


46-47.

Реформы Петра I.

Реформы, их цена и последствия.

Установление абсолютизма. Превращение дворянства в господствующее сословие. Указ о престолонаследии.

Сенат, Синод, магистрат, «Табель о рангах», коллегии, аристократия, абсолютизм.

§15


Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради, составление схемы

Соотносить факты и общие процессы: реформы Петра I и развитие капиталистических отношений; выявлять изменения во внутренней политике, социальном развитии, вызванные реформами Петра I для России.


48

Экономика России в первой четверти XVIII века

Преобразования Петра I Великого в экономике.

Меркантилизм, подушная подать, протекционизм, приписные крестьяне, экспорт, импорт, ревизия.

§16


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради, составление схемы

Соотносить факты и общие процессы: реформы Петра I и развитие капиталистических отношений; выявлять изменения в экономике, вызванные реформами Петра I для России.


49

Народные движения первой четверти XVIII в.

Обострение социальных противоречий. Восстание в Астрахани и на Дону.

Работные люди, посессионные крестьяне, отходники

§17


Урок изучения, систематизации и первичного закрепления новых знаний

Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради, составление таблицы

Называть даты народных движений начала XVIII в., выявлять главные их причины. Систематизировать материал в виде таблицы.


50-51

Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в.

Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. АН. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изо.

Ассамблея, гравюра, лексикон, барокко, кант, клавикорды.

§18-19


Урок изучения, систематизации и первичного закрепления новых знаний

Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради

Характеризовать и описывать новые явления в области культуры и быта, введённые Петром; высказывать суждения о значимости реформ для развития России.


52.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при Петре I».


Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Составление схемы, тестирование, выполнение заданий в рабочей тетради

Объяснять значение понятий, называть основные даты, имена, события данного исторического периода. высказывать суждения о значимости данного этапа для развития России.


Тема 4. Россия в 1725-1762 гг.


53-54.

Дворцовые перевороты.

Дворцовые перевороты, их причины. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни.

Дворцовый переворот, кондиции, фаворит, конституционная монархия.

§20-21


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради

Называть основные этапы, даты и действующих лиц дворцовых переворотов. характеризовать основные направления внутренней политики в эпоху дворцовых переворотов, выявлять последствия дворцовых переворотов в социальном и политическом развитии России

А0029

55-56.

Внутренняя политика в 1725-1762 гг.

Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.

Откуп, подряд.

§22


Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради

Называть основные направления внутренней политики преемников Петра I, выявлять изменения в положении различных социальных групп, характеризовать изменения в системе управления.


57

Внешняя политика России в 1725-1762 гг.

Войны с Персией и Турцией. Семилетняя война.

«Восточный барьер», гаубица.

§23


Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради, работа с исторической картой

Называть основные направления внешней политики преемников Петра I, анализировать итоги внешней политики. Систематизировать материал в виде таблиц и схем. Раскрывать основные черты полководческого искусства. Высказывать суждения о значимости и последствиях военных кампания XVIII в.



Тема 5. Россия в 1762-1800 гг.


58-59

Внутренняя политика Екатерины II.

Проекты реформ, Уложенная комиссия. Просвещённый абсолютизм. Жалованная грамота дворянству и городам. Губернская реформа.

Каторга, межевание, монополия, просвещённый абсолютизм, секуляризация.

§24


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради, работа с историческим документом

Называть характерные черты политического устройства России во 2 половине XVIII в. Раскрывать сущность политики «просвещённого абсолютизма». Анализировать изменения в системе управления и судопроизводства при Екатерине II.


60

Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва.

Ужесточение крепостничества. Социальные движения второй половины века.

Самоуправление

§25


Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради, работа с исторической картой

Называть места, даты, участников крестьянской войны. Соотносить факты и общие процессы: усиление крепостной зависимости и активизация народного движения. Анализировать причины, особенности и значения крестьянской войны. Высказывать оценочные суждения о личности и деятельности Е.Пугачёва.


.61

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

Развитие капиталистического уклада.

Капитал, банк, специализация.

§26


Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради

Описывать успехи и трудности развития экономики России в данный период. Называть существенные черты экономического развития России в конце XVIII в.-начале XIX в.


62-63

Внешняя политика Екатерины II. Русское военное искусство.

Русское военное искусство. Суворов, Ушаков, Румянцев. Присоединение Крыма, Сев. Причерноморья. Участие в разделах Речи Посполитой.

Буферное государство, нейтралитет, коалиция.

§27-28


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради, работа с исторической картой, выступления учащихся с сообщениями

Называть даты военных кампаний. Характеризовать основные направления внешней политики Екатерины II, раскрывать последствия её внешнеполитической деятельности. Подготовить сообщения «Наука побеждать» (Суворов, Ушаков)


64-65.

Россия при Павле I.

Указ о наследовании престола.

§29


Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради, работа с историческим документом

Характеризовать основные направления внутренней и внешней политики ПавлаI, выявлять её особенности. Высказывать оценочное суждение о личности и деятельности императора.


66-67.

Культура России во второй половине XVIII века

Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В.Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Классицизм в архитектуре, изо, музыке. Взаимодействие русской и западноевропейской культур.

Мортира, обсерватория, регион, ритор, суппорт.

Барокко, классицизм, сентиментализм.

Колядки, интеллигенция

§30-33


Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради

Составлять описание исторических памятников и произведений литературы. Называть характерные черты духовной культуры России II половины XVIII в. Характеризовать развитие системы образования в России, выявлять особенности развития искусства и роль академических экспедиций в развитии отечественной науки.


68

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в 1725-1801 гг.».


Урок обобщения и систематизации знаний

Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради

Объяснять значение понятий, называть основные события, имена исторических деятелей данного исторического периода.


69-70

Итоговое повторение по теме «История России XVII-XVIII вв.»



Составление таблицы, тестирование выполнение заданий в рабочей тетради

Структурировать изученный материал в виде таблиц, схем


·




© 2010-2022