- Преподавателю
- История
- Творческий урок по теме «Оппозиционные группы в эпоху Николая I. Их социальная база и политические позиции (8 класс)
Творческий урок по теме «Оппозиционные группы в эпоху Николая I. Их социальная база и политические позиции (8 класс)
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дунаева С.М. |
Дата | 18.04.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Дунаева Светлана Михайловна
Х. Верхнекольцов, МБОУ Верхнекольцовская оош
Посредственный учитель рассказывает
Замечательный учитель показывает
Гениальный учитель вдохновляет
Уильямс Уорд.
Творческий урок по теме «Оппозиционные группы в эпоху Николая I. Их социальная база и политические позиции.
Аннотация: в статье рассматриваются элементы креативного урока в рамках теории изобретательских задач. Креативность - это способ мыслить и действовать, в основе которого лежит творчество. В статье рассматривается вопрос о необходимости развития в школах креативного мышления, которое способствует осознанному получению знаний и стремлению к самостоятельному «добыванию» знаний, для становления личности, которая сможет решать задачи в современном обществе. Автором приводится блочное описание урока на тему: «Оппозиционные группы в эпоху Николая I. Их социальная база и политические позиции»
Ключевые слова: самодержавие, общественное движение , оппозиция, либерализм, западники. славянофилы , социализм, революционеры.
В настоящее время в образовательной политике приоритеты отдаются инновационным педагогическим технологиям. В связи с этим особый интерес имеет креативная педагогика с опорой на теорию решения исследовательских задач (ТРИЗ). Интеллектуальные инструменты и механизмы ТРИЗ универсальны и применимы в любых областях знаний. Автором ТРИЗ является инженер-изобретатель, писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер. ТРИЗ является эффективным средством развития творческого мышления, способности генерировать новые нестандартные идеи, творческого саморазвития и воспитания личности, её духовно-нравственного и волевого комплексов [1].
Креативный урок включает в себя несколько блоков и представляет тем самым некую информационную карту.
Каждый блок не случаен и несет определенную нагрузку, конечная цель которой формирование творческой, креативной личности [2].
В своей педагогической деятельности технологию ТРИЗ применяю на уроках истории в течение двух лет. При проведении уроков учитываю главные дидактические принципы ТРИЗ:
- принцип развития и воспитания личности через творчество;
- принцип развития интеллектуальной активности обучающихся;
- принцип поисковой деятельности;
- принцип сопряжения теории творческого мышления со стандартизированной программой;
- принцип формирования системного мышления.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Формирование микрогрупп.
-
Введение в тему урока.
-
Определение целей урока учителем.
-
Определение целей работы на уроке учащимися.
-
Изучение нового материала:
Блок 1. Мотивация.
Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к уроку и развивает его любознательность. [3].
Каждая микрогруппа получает задание:
-
Определить значение слова оппозиция:
a. По толковому словарю
b. По политическому словарю
c . По философскому словарю
-
Работа с понятием:
-
Что общего во всех определениях?
-
Что отличает?
Оппозиция (исторический словарь)-противопоставление - противодействие, противопоставление какой-либо политике, чьим-либо действиям, взглядам. Партия или группа, выступающая вразрез с мнением большинства или политикой властей, ведущая противоположную политику.
Оппозиция (политический словарь) (от латинского слова opposition противопоставление) - политическое меньшинство, противостоящее политическому большинству.
Оппозиция (философский словарь) - несогласие, противодействие, сопротивление, противопоставление своих взглядов другим взглядам.
-
Давайте воспроизведём план-алгоритм изучения оппозиции, противодействия.
Примерный ответ.
Причины возникновения оппозиции, виды оппозиционных групп, причины побед и поражений, историческое значение оппозиционных групп.
Блок 2. Содержательная часть - 1.
Содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей. На этом этапе урока ученики получают новую информацию, пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом, акцентируют внимание на поиске ответов на поставленные вопросы, стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. [3].
Учитель на данном этапе:
- может быть непосредственным источником информации, при этом основная задача состоит в её ясном и привлекательном изложении;
- организуя работу, предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения или размышления над уже прочитанным материалом.
Задание для работы в микрогруппах. Заполнить сравнительную таблицу. Каждая микрогруппа предлагает свой вариант работы, например:
Блок 3. Психологическая разгрузка.
Реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга
Чтобы преодолеть инертность мышления, развивать память проделаем упражнение и заставим работать оба полушария нашего головного мозга: Пальцами правой руки в воздухе напишем фразу: «Николаевская эпоха в России была временем «наружного рабства» и «внутреннего освобождения»». А теперь эту же фразу - левой рукой. [3].
Блок 4. Головоломка.
Головоломка обеспечивает мотивацию и включает учащихся в творческую деятельность на занятиях, развивает творческие способности и пространственное воображение.
Попытайтесь определить, к какому общественному лагерю принадлежит автор стихотворения. Приведите аргументы в пользу своей точки зрения.
Петру I.
«Могучий муж! Желал ты блага,
Ты мысль великую питал,
В тебе и сила и отвага
И дух высокий обитал;
Но истребляя зло в отчизне
Ты всю отчизну оскорбил;
Гоня пороки русской жизни,
Ты жизнь безжалостно давил…
Вся Русь, вся жизнь её доселе
Тобою презрена была,
И на твоём великом деле
Печать проклятия легла».
(К.С. Аксаков)
Блок 5. Интеллектуальная разминка
Представляет систему усложняющихся заданий, не требующих специальной подготовки, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся, на концентрацию внимания, развития памяти у школьников.
Предлагается каждой микрогруппе составить портрет слова «Оппозиция»
(Приложение №1), (Приложение № 2)
Блок 6. Содержательная часть - 2.
Определите, к какому общественному движению принадлежат авторы следующих высказываний:
-
«Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и унизительного чужеземного владычества, наконец, крепостничества… чтобы совершить движение вперёд… главное уничтожить в русском раба».
-
«Прошедшее России было удивительно, но её настоящее более чем великолепно, что касается до будущего, то оно выше всего, что можно нарисовать себе самое смелое воображение».
-
«Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго… Западным людям приходится всё прежнее отстранять как дурное и всё хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь».
-
«В России необходимо сохранить общину и освободить личность распространить сельское и волостное самоуправление на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развивать частные права и сохранить неделимость земли».
-
«Не без некоторой зависти смотрим… на Западную Европу. И есть чему позавидовать!»
-
«Община есть одно уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории. Отними его не останется ничего; из его же развития может развиваться целый гражданский мир».
Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка.
Обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющих компьютерных игр-головомок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план. [3].
Учащимся предлагается решить компьютерный кроссворд.
F:\кроссворд на тему "Россия во второй четверти 19 века"
В качестве второго варианта можно использовать компьютерную презентацию для создания синквейна. Учащиеся в процессе составления синквейна - излагают идеи, чувства и выражают эмоции в нерифмованной стихотворной форме и высказывают свою точку зрения на человека. Данный приём способствует развитию логического мышления, тренирует внимание, умение обобщать, формулировать своё мнение. Синквеин - стихотворение из пяти строк, которое строится по правила
1. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвёртая строка - это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова (или словосочетание), ко-торый повторяет суть темы.
Так после знакомства с яркими предствителями славя…
Учащиеся представляют западника Грановского Т.Н. и славянофила Хомякова А.С.
Грановский Тимофей Николаевич
Умный, осведомительный
Осваивал, развивал, исследовал
Западник. Сторонник конституционной монархии
Профессор
Хомяков Алексей Степанович
Эрудированный, сообразительный
Анализировал, доказывал, пропагандировал
Славянофил. Враждебно относился к Западу
Профессор
Блок 8. Резюме.
Обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока. [3].
В конце каждого урока важно осуществлять рефлексию состояния ребенка, его отношение к происходящему, его переживания на уроке в связи с тем содержанием и той деятельностью, которая либо коснулась его, либо захватило его, либо была для него полезна и интересна, либо он остался безразличен к происходящему. Проводится письменное анкетирование, где нужно ответить на вопросы:
1. На уроке я работал…
2. Своей работой на уроке я…
3. Урок для меня показался…
4. За урок я…
5. Мое настроение…
Поставь оценку по пяти бальной шкале себе и работе всего класса на занятии. Эмоциональную оценку занятию учащиеся дают при выборе одного из трех человечков (веселого, грустного, безразличного).
Таким образом, ТРИЗ - инновационная технология, благодаря которой активно раскрываются творческие способности детей, поощряется их активность и самостоятельность, развиваются навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся. Ребята учатся творить, рассуждать, доказывать, сочинять. Все это способствует воспитанию успешных, активных, творчески мыслящих людей.
Приложение №1
Крылатые выражения, афоризмы об оппозиции:
-
Опираться можно только на то, что оказывает сопротивление.
-
Безопаснее всего опираться на оппозицию.
-
Оппозиция - это искусство обещать то, чего правительство не может.
-
Оппозиция извне не создаётся. Внешние силы её лишь подпитывают.
Приложение №2
Портрет слова
Ссылки на источники
1. Зиновкина М. М. НФТМ - ТРИЗ: креативное образование XXI века. Теория и практика: монография. - М.: МГИУ, 2007.
2. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013. - ART 53572. - URL: e-koncept.ru/2013/53572.htm
3. Зиновкина М.М., Гареев Р.Т. НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО: инновационные методы в системе многоуравнего непрерывного креативного образования НФТМ - ТРИЗ - Изд-во ВятГГУ, 2013