• Преподавателю
  • История
  • Творческий урок по теме «Оппозиционные группы в эпоху Николая I. Их социальная база и политические позиции (8 класс)

Творческий урок по теме «Оппозиционные группы в эпоху Николая I. Их социальная база и политические позиции (8 класс)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дунаева Светлана Михайловна

Х. Верхнекольцов, МБОУ Верхнекольцовская оош

Посредственный учитель рассказывает

Замечательный учитель показывает

Гениальный учитель вдохновляет

Уильямс Уорд.

Творческий урок по теме «Оппозиционные группы в эпоху Николая I. Их социальная база и политические позиции.

Аннотация: в статье рассматриваются элементы креативного урока в рамках теории изобретательских задач. Креативность - это способ мыслить и действовать, в основе которого лежит творчество. В статье рассматривается вопрос о необходимости развития в школах креативного мышления, которое способствует осознанному получению знаний и стремлению к самостоятельному «добыванию» знаний, для становления личности, которая сможет решать задачи в современном обществе. Автором приводится блочное описание урока на тему: «Оппозиционные группы в эпоху Николая I. Их социальная база и политические позиции»

Ключевые слова: самодержавие, общественное движение , оппозиция, либерализм, западники. славянофилы , социализм, революционеры.

В настоящее время в образовательной политике приоритеты отдаются инновационным педагогическим технологиям. В связи с этим особый интерес имеет креативная педагогика с опорой на теорию решения исследовательских задач (ТРИЗ). Интеллектуальные инструменты и механизмы ТРИЗ универсальны и применимы в любых областях знаний. Автором ТРИЗ является инженер-изобретатель, писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер. ТРИЗ является эффективным средством развития творческого мышления, способности генерировать новые нестандартные идеи, творческого саморазвития и воспитания личности, её духовно-нравственного и волевого комплексов [1].

Креативный урок включает в себя несколько блоков и представляет тем самым некую информационную карту.

Каждый блок не случаен и несет определенную нагрузку, конечная цель которой формирование творческой, креативной личности [2].

В своей педагогической деятельности технологию ТРИЗ применяю на уроках истории в течение двух лет. При проведении уроков учитываю главные дидактические принципы ТРИЗ:

- принцип развития и воспитания личности через творчество;

- принцип развития интеллектуальной активности обучающихся;

- принцип поисковой деятельности;

- принцип сопряжения теории творческого мышления со стандартизированной программой;

- принцип формирования системного мышления.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Формирование микрогрупп.

  2. Введение в тему урока.

  3. Определение целей урока учителем.

  4. Определение целей работы на уроке учащимися.

  1. Изучение нового материала:

Блок 1. Мотивация.

Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к уроку и развивает его любознательность. [3].

Каждая микрогруппа получает задание:

  1. Определить значение слова оппозиция:

a. По толковому словарю

b. По политическому словарю

c . По философскому словарю

  1. Работа с понятием:

  1. Что общего во всех определениях?

  2. Что отличает?

Оппозиция (исторический словарь)-противопоставление - противодействие, противопоставление какой-либо политике, чьим-либо действиям, взглядам. Партия или группа, выступающая вразрез с мнением большинства или политикой властей, ведущая противоположную политику.

Оппозиция (политический словарь) (от латинского слова opposition противопоставление) - политическое меньшинство, противостоящее политическому большинству.

Оппозиция (философский словарь) - несогласие, противодействие, сопротивление, противопоставление своих взглядов другим взглядам.

  1. Давайте воспроизведём план-алгоритм изучения оппозиции, противодействия.

Примерный ответ.

Причины возникновения оппозиции, виды оппозиционных групп, причины побед и поражений, историческое значение оппозиционных групп.

Блок 2. Содержательная часть - 1.

Содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей. На этом этапе урока ученики получают новую информацию, пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом, акцентируют внимание на поиске ответов на поставленные вопросы, стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. [3].

Учитель на данном этапе:

- может быть непосредственным источником информации, при этом основная задача состоит в её ясном и привлекательном изложении;

- организуя работу, предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения или размышления над уже прочитанным материалом.

Задание для работы в микрогруппах. Заполнить сравнительную таблицу. Каждая микрогруппа предлагает свой вариант работы, например:

Блок 3. Психологическая разгрузка.

Реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга

Чтобы преодолеть инертность мышления, развивать память проделаем упражнение и заставим работать оба полушария нашего головного мозга: Пальцами правой руки в воздухе напишем фразу: «Николаевская эпоха в России была временем «наружного рабства» и «внутреннего освобождения»». А теперь эту же фразу - левой рукой. [3].

Блок 4. Головоломка.

Головоломка обеспечивает мотивацию и включает учащихся в творческую деятельность на занятиях, развивает творческие способности и пространственное воображение.

Попытайтесь определить, к какому общественному лагерю принадлежит автор стихотворения. Приведите аргументы в пользу своей точки зрения.

Петру I.

«Могучий муж! Желал ты блага,

Ты мысль великую питал,

В тебе и сила и отвага

И дух высокий обитал;

Но истребляя зло в отчизне

Ты всю отчизну оскорбил;

Гоня пороки русской жизни,

Ты жизнь безжалостно давил…

Вся Русь, вся жизнь её доселе

Тобою презрена была,

И на твоём великом деле

Печать проклятия легла».

(К.С. Аксаков)

Блок 5. Интеллектуальная разминка

Представляет систему усложняющихся заданий, не требующих специальной подготовки, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся, на концентрацию внимания, развития памяти у школьников.

Предлагается каждой микрогруппе составить портрет слова «Оппозиция»

(Приложение №1), (Приложение № 2)

Блок 6. Содержательная часть - 2.

Определите, к какому общественному движению принадлежат авторы следующих высказываний:

  1. «Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и унизительного чужеземного владычества, наконец, крепостничества… чтобы совершить движение вперёд… главное уничтожить в русском раба».

  2. «Прошедшее России было удивительно, но её настоящее более чем великолепно, что касается до будущего, то оно выше всего, что можно нарисовать себе самое смелое воображение».

  3. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго… Западным людям приходится всё прежнее отстранять как дурное и всё хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь».

  4. «В России необходимо сохранить общину и освободить личность распространить сельское и волостное самоуправление на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развивать частные права и сохранить неделимость земли».

  5. «Не без некоторой зависти смотрим… на Западную Европу. И есть чему позавидовать!»

  6. «Община есть одно уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории. Отними его не останется ничего; из его же развития может развиваться целый гражданский мир».

Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка.

Обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющих компьютерных игр-головомок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план. [3].

Учащимся предлагается решить компьютерный кроссворд.

F:\кроссворд на тему "Россия во второй четверти 19 века"

В качестве второго варианта можно использовать компьютерную презентацию для создания синквейна. Учащиеся в процессе составления синквейна - излагают идеи, чувства и выражают эмоции в нерифмованной стихотворной форме и высказывают свою точку зрения на человека. Данный приём способствует развитию логического мышления, тренирует внимание, умение обобщать, формулировать своё мнение. Синквеин - стихотворение из пяти строк, которое строится по правила

1. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвёртая строка - это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова (или словосочетание), ко-торый повторяет суть темы.

Так после знакомства с яркими предствителями славя…

Учащиеся представляют западника Грановского Т.Н. и славянофила Хомякова А.С.

Грановский Тимофей Николаевич

Умный, осведомительный

Осваивал, развивал, исследовал

Западник. Сторонник конституционной монархии

Профессор

Хомяков Алексей Степанович

Эрудированный, сообразительный

Анализировал, доказывал, пропагандировал

Славянофил. Враждебно относился к Западу

Профессор

Блок 8. Резюме.

Обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока. [3].

В конце каждого урока важно осуществлять рефлексию состояния ребенка, его отношение к происходящему, его переживания на уроке в связи с тем содержанием и той деятельностью, которая либо коснулась его, либо захватило его, либо была для него полезна и интересна, либо он остался безразличен к происходящему. Проводится письменное анкетирование, где нужно ответить на вопросы:

1. На уроке я работал…

2. Своей работой на уроке я…

3. Урок для меня показался…

4. За урок я…

5. Мое настроение…

Поставь оценку по пяти бальной шкале себе и работе всего класса на занятии. Эмоциональную оценку занятию учащиеся дают при выборе одного из трех человечков (веселого, грустного, безразличного).

Таким образом, ТРИЗ - инновационная технология, благодаря которой активно раскрываются творческие способности детей, поощряется их активность и самостоятельность, развиваются навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся. Ребята учатся творить, рассуждать, доказывать, сочинять. Все это способствует воспитанию успешных, активных, творчески мыслящих людей.

Приложение №1

Крылатые выражения, афоризмы об оппозиции:

  1. Опираться можно только на то, что оказывает сопротивление.

  2. Безопаснее всего опираться на оппозицию.

  3. Оппозиция - это искусство обещать то, чего правительство не может.

  4. Оппозиция извне не создаётся. Внешние силы её лишь подпитывают.

Приложение №2

Портрет слова






Ссылки на источники

1. Зиновкина М. М. НФТМ - ТРИЗ: креативное образование XXI века. Теория и практика: монография. - М.: МГИУ, 2007.

2. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013. - ART 53572. - URL: e-koncept.ru/2013/53572.htm

3. Зиновкина М.М., Гареев Р.Т. НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО: инновационные методы в системе многоуравнего непрерывного креативного образования НФТМ - ТРИЗ - Изд-во ВятГГУ, 2013


© 2010-2022