- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории России
Рабочая программа по истории России
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сливнюк Е.А. |
Дата | 22.05.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Всеобщей истории разработано в соответствии с Примерной программой основного общего образования по истории МО РФ 2004г.и авторской программы «Новая история 7-8 классы» под редакцией А.Я.Юдовской и Л.М. Ванюшкиной. М.:- Просвещение 2006, с учетом требований федерального компонента Государственного стандарта общего образования .
Программа ориентирована на учебник А.Я.Юдовская «Новая история: 1500-1800» (М.: Просвещение, 2013г.).
Программа курса охватывает период с конца XV по XVIII вв., от Великих географических открытий до начала европейской колонизации. Курс дает возможность проследить огромную роль и влияния на современность развития общества в период раннего Нового времени: кризис традиционного общества, появление первых ростков зарождающегося индустриального общества, сосуществование и противоречие старого и Нового, человек Нового времени. Программа реализовывает компетентностный подход к образованию.
ЦЕЛЬ КУРСА:
Сформировать у обучающихся целостное представление о Новой истории конца XV - XVIII вв., как закономерном и необходимом периоде всемирной истории.
ЗАДАЧИ КУРСА:
Обучающиеся должны получить знания:
-
об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в мире за 200 лет;
-
о периодизации Нового времени, о встрече миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации;
-
об особенностях ментальности человека Нового времени;
о зарождении и развитии капитализма; -
о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным;
общества; -
о новой социальной структуре общества и его движении к реформам к реформам как к средству разрешения противоречий;
-
о дальнейшем развитии правовых государств, где личность может реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»;
-
должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методом исторического анализа;
-
анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
-
научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающим данным исторической науки;
-
уметь анализировать и описывать события с разных точек зрения.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в год, из расчёта 2 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержательная линия изучения истории на ступени основного общего образования направлена на приобретение обучающимися исторических знаний, приведённых в простейшую пространственно - хронологическую систему; на формирование умений оперировать исторической терминологией, в соответствии со спецификой определённых эпох, знакомство с основными способами исторического анализа. Внутренняя периодизация в рамках курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной средней школы. На изучение предмета отводится 34 часа в год. Данное тематическое планирование рассчитано на 32 учебных часа, 2 часа резервные, которые выделяю на повторение пройденного материала. После изучение материала каждого раздела предусмотрен урок для закрепления и повторения пройденного. В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка и взаимопроверка, контрольные срезы.
Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника. . Это позволяет лучше осуществлять воспитательные и образовательные задачи школы: формирование патриотичности, гражданственности, целостности в восприятии мира, гармоничного и разностороннего развития личности. Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, выработке практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи.
Планирование предполагает изучение содержания крупными логическими блоками и предусматривает проведение повторительно-обобщающих и контрольных уроков. Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе.
ГЛАВА 1.( 14ч.)
МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ.
Великие географические открытия: их причины, основные события и герои (Колумб - 1492 г., Васко да Гама - 1498 г., Магеллан - 1519-1522 гг.), последствия (крах средневековой картины мира, начало создания мирового рынка).Начало колониальных захватов: причины, основные события (конкистадор Кортес - 1519 г.) и последствия
(образование колоний и колониальных империй). Судьба американских индейцев и других жителей захваченных европейцами территорий.Эпоха Возрождения: основные черты, деятели (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Шекспир), достижения (новые темы и идеи искусства Нового времени, его культурное наследие). Смена средневекового аскетизма идеями гуманизма.
1517 г. - М. Лютер (основные идеи и судьба), Ж. Кальвин (основные идеи и судьба). Крестьянская война в Германии и королевская реформация. Образование протестантских церквей: лютеранской, кальвинистской, англиканской и их основные отличия от католицизма.Контрреформация: причины, роль Тридентского собора. Значение И. Лойолы (особенности судьбы и личности) и ордена иезуитов. Начало религиозных войн и изменение политической карты Европы: борьба протестантских и католических стран.
ГЛАВА 2. (5ч.)
ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ( БОРЬБА ЗА ПЕРВЕНСТВО В ЕВРОПЕ И КОЛОНИЯХ).
Начало процесса разрушения аграрного общества в Европе XVI-XVII веков и перерождение средневековой католической цивилизации в Западную цивилизацию Нового времени. Зарождение капиталистических отношений между новыми классами: капиталистами (буржуазией, предпринимателями) и наемными рабочими, развитие торговли, мануфактурной промышленности. Технический прогресс в Новое время. Начало создания научной картины мира (Коперник, Галилей и др.). Влияние перемен на искусство (стиль барокко) - культурное наследие Нового времени.
Испанский абсолютизм и Нидерландская буржуазная революция (конец XVI века): причины (развитие капиталистических отношений), основные события и результаты. Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Нидерландах.
Утверждение абсолютизма в Англии: роль Елизаветы I, победа над испанским флотом в 1588 г., абсолютный монарх и парламент, Карл I. Английская буржуазная революция: причины (развитие капиталистических отношений), основные события и лидеры (1640 г., 1649 г., гражданская война и Кромвель, 1688 г.), итоги (создание парламентской монархии). Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Англии (Великобритании). Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Развитие других европейских стран (Германия, Италия, Речь Посполитая). Разные темпы разрушения аграрного общества. Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618-1648): причины и значение.
ГЛАВА 3. (9ч.)
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ.
Культурное наследие эпохи Просвещения: стиль классицизм в архитектуре и искусстве.
Реформы «просвещенного абсолютизма» в европейских странах: цели и результаты. Борьба великих держав за господство в Европе, разделы Речи Посполитой.
Начало перехода от аграрного к индустриальному обществу в Англии: начало промышленного переворота (паровая машина Уатта - 1784 г., прялка Дженни - 1765 г., как показатели технического прогресса, замена мануфактур на фабрики). Социальные последствия промышленного переворота: противоречия капиталистов и рабочих, рост образования, политической активности.Война за независимость (1775-1783) и образование США: причины, основные события и лидеры (1776 г., Дж.Вашингтон), последствия - установление республики (Конституция США).Великая французская революция: причины и начало (1789 г., созыв Генеральных штатов и их судьба, взятие Бастилии, «Декларация прав человека и гражданина»). Основные этапы и рубежи революции: свержение монархии (1792 г.), якобинская диктатура (1793-1794 гг., Робеспьер, террор и реформы), термидорианский переворот. Революционные войны: от защиты революции к ее экспорту. Установление диктатуры Наполеона Бонапарта (черты личности). Итоги и мировое значение революционных преобразований.
ГЛАВА 4. (3ч.)
ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВО ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ.
Проникновение европейцев в страны Востока, знакомство с культурным наследием и традициями исламской, индийской и дальневосточной цивилизаций. Первые попытки европеизации в Османской империи и в Иране. Империя Великих Моголов и Индии, ее крушение и начало завоевания Индии англичанами (1757 г.). Маньчжурская империя Цин в Китае и закрытие от европейцев Китая и Японии.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ. (2ч.)
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета являются:
-
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
-
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
-
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
-на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
-
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
-
выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
-
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
-
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
-
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
-
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
-
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ
Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:
-
Устный опрос;
-
Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.
-
различные виды работ с исторической картой, рассказ по анимированной карте;
-
анализ простейших исторических источников;
-
тесты (однотипные, комплексные, разноуровневые);
-
характеристика исторического деятеля (персоналии) по плану;
-
работа со шкалой времени;
-
творческие задания-задачи, кроссворды, чайнворды;
-
Тексты с лакунами (пропусками);
-
«Оживление» картины, рассказ по картине;
-
историческое сочинение, эссе и т.п.
-
рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).
По итогам изучения курса истории Нового времени предусмотрены контрольные разноуровневые, комплексные тесты.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА.
Самостоятельные работы
Вводный урок. От средневековья к Новому времени.
1
1
Глава 1.( 14ч.)
Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.
1.1
Технические открытия и выход к Мировому океану.
1
1.2
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.
1
1.3
Усиление королевской власти в 16-17 вв. Абсолютизм в Европе.
1
1.4
Дух предпринимательства преобразует экономику.
1
1.5
Европейское общество в раннее новое время.
1
1
1.6
Повседневная жизнь.
1
1.7
Великие гуманисты Европы.
1
1
1.8
Мир художественной культуры Возрождения.
1
1.9
Рождение новой европейской науки.
1
1.10
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.
1
1.11.
Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации.
1
1
1.12
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба
за господство на морях.
1
1
1.13
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.
1
1.14
Повторение и закрепление пройденного.
1
Глава 2.(5ч.)
Первые революции нового времени. Международные отношения ( борьба за первенство в Европе и колониях).
2.1
Освободительная война в Нидерландах. Рождение свободной республики Голландия.
1
2.2.
Парламент против короля. Революция в Англии.
1
1
2.3
Путь к парламентской монархии.
1
2.4
Международные отношения в 16-18 вв.
1
2.5
Повторение и закрепление изученного материала.
1
Глава 3.(9ч.)
Эпоха Просвещения. Время преобразований.
3.1
Великие просветители Европы.
1
3.2
Мир художественной культуры Просвещения.
1
1
3.3
На пути к индустриальной эре.
1
3.4
Английские колонии в Северной Америке.
1
1
3.5
Война за независимость. Создание США.
1
3.6
Франция в 18 в. Причины и начало Французской революции.
1
3.7
Французская революция .От монархии к республике.
1
1
3.8
Французская революция . От якобинской диктатуры к 18 брюмеру Наполеона Бонапарта.
1
1
3.9
Повторение и закрепление изученного материала.
1
Глава 4.(3ч.)
Традиционные общество Востока. Начало европейской колонизации.
4.1
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени.
1
4.2
Государства Востока. Начало европейской колонизации.
1
4.3
Повторение и закрепление изученного материала.
1
1
5
Контрольно-обобщающий урок. Итоговое тестирование.
1
ИТОГО:
34
5
11
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
пп
Дата проведения
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Основные понятия
Оборудование
Домашнее
задание
Примечание
1.
Вводный урок. От средневековья к Новому времени.
Урок изучения нового материала
Что изучает Новая история. Понятие «Новое время». Хронологические таблицы и этапы Нового времени. Человек в новом времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
Знать: основные положения урока, хронологию Нового времени.
Уметь: правильно делать записи в тетради.
Учебник, тетрадь
Стр.3-8
3.
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия
Комбинированный
Комбинированный
Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка - встреча миров. Америго Веспуччи. Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом свете. Значение Великих географических открытий.
Знать: основные открытия.
Уметь: составлять хронологическую таблицу
Учебник, тетрадь, презентация, карта
§2,
РТ№2-5, ТЗ
4.
Усиление королевской власти в 16-17 вв. Абсолютизм в Европе.
Комбинированный
Комбинированный
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIIIТюдор. Елизавета Тюдор, Яков IСтюард, Людовик XIVБурбон.
Знать основные понятия урока.
Уметь: анализировать исторические явления, выявлять причинно-следственные связи и давать свою оценку. Выяснять и понимать разницу между различными формами правления
Абсолютизм, парламент, экономическая политика, меркантилизм, мировой судья.
Учебник, тетрадь, тесты, карта
§3,
РТ№ 2-5
5.
Дух предпринимательства преобразует экономику.
Комбинированный
Комбинированный
Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Рождение капитализма. Причины возникновения и развития мануфактур.
Знать: основные положения урока.
Уметь: составлять и представлять сообщения, доклады, работать с разными источниками информации, . делать сравнение между эпохами современности и нового времени.
.
Экономика, банк, предпринимательство, биржа, торговая компания, мануфактура, наёмный труд, мировая торговля.
Учебник, тетрадь
§4, РТ№5,6,
ТЗ
6.
Европейское общество в раннее Новое время.
Комбинированный
Комбинированный
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих. Европейское население.
Знать: основные понятия урока.
Уметь: составлять и представлять сообщения, доклады.
Капиталист, батрак, новое дворянство
Учебник, тетрадь, тесты
§5,РТ №3-5
7.
Повседневная жизнь.
Комбинированный
Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. Менялись эпохи - менялась мода. Костюм. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества
Знать: основные понятии урока.
Уметь: составлять тезисы по тексту учебника.
Учебник, тетрадь, презентация
§6,РТ №1-5
8.
Великие гуманисты Европы.
Комбинированный
От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор, Ф.Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес. Музыкальное искусство Западной Европы
Знать: основные положения урока.
Уметь: составлять и представлять устные доклады. Начать составлять сравнительную таблицу достижений культуры
Возрождение, утопия, гуманизм.
Учебник, тетрадь, презентация
§7,ТЗ
9.
Мир художественной культуры Возрождения.
Урок-практикум
Новые тенденции в изобразительном искусстве. Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти .
Знать: основные положения урока.
Уметь: составлять и представлять устные доклады, составлять сравнительную таблиц.
Учебник, тетрадь, репродукции картин
§8-9,
доклад
10.
Рождение новой европейской науки.
Комбинированный
Комбинированный
Развитие новой науки в 16-17 вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Уильям Гарвей, Френсис Бэкон, Рене Декарт, Джон Локк.
Знать: основные понятия урока.
Уметь: давать оценку историческим личностям, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, работать с текстом учебника.
Технический прогресс.
Учебник, тетрадь, презентация
§10,ТЗ
11.
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.
Комбинированный
Комбинированный
Реформация - борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Лютеранская церковь. Протестантизм. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение Учение и церковь Жана Кальвина.
Знать основные положения урока.
Уметь: давать оценку историческим личностям, выявлять различие и сходство в формах народных движений.
Реформация, протестантизм.
Учебник, тетрадь, карта, тесты
§11,ТЗ,
РТ№4-6
12.
Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации.
Комбинированный
Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Борьба пап с Реформацией .
Знать: основные положения урока.
Уметь: ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, работать с текстом учебника.
Орден
Учебник, тетрадь, тесты,
карта
§12,
РТ№1-5
13.
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба
за господство на морях.
Комбинированный
Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII - «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I - «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете .
Знать: основные положения урока.
Уметь: анализировать документы и делать выводы
Учебник, тетрадь, карта
§13,
РТ№2-5
14.
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.
Комбинированный
Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Ришелье как человек и политик. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.
Знать: основные положения урока.
Уметь: выявлять различие и сходство в формах народных движений. Давать оценку историческим личностям
Абсолютная монархия
Учебник, тетрадь, презентация, карта
§14,
РТ№4-6
15.
Повторительно-обобщающий урок «Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация»
Контрольно-обобщающий урок
Тестирование, решение проблемных заданий.
Знать: основные понятия раздела.
Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач, выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Учебник, тетрадь, тесты
§1-14,ТЗ
16.
Освободительная война в Нидерландах. Рождение свободной республики Голландия.
Урок изучения нового материала
Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландия. Особенности экономического и политического развития Нидерландов в 16 в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. Начало освободительной войны. Рождение республики.
Знать: основные понятия урока.
Уметь: выявлять причинно-следственные связи между различными сферами общественной жизни накануне революционных событий; составлять таблицу.
Революция, республика, освободительная война.
Учебник, тетрадь, карта
§15,РТ№2-5
17.
Парламент против короля. Революция в Англии.
Комбинированный
Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине 17 в. Пуританская этика и образ жизни. Причины революции. Карл I Стюарт. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля .
Знать: основные положения урока.
Уметь: проводить исторические параллели (Нидерландская и Английская революция), выявлять общее и различное
Парламент, парламентская монархия гражданская война.
Учебник, тетрадь, презентация, карта
§16,ТЗ, РТ№2-3
18.
Путь к парламентской монархии.
Комбинированный
Движения протеста. Протекторат Кромвеля. Реставрация Стюартов.
Революция 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии - создание условий для развития индустриального общества.
Знать: основные положения урока.
Уметь: давать характеристику и оценку исторической личности
Протекторат, реставрация, права личности, индустриальное общество.
Учебник, тетрадь, карта
§17,РТ № 3-6
19.
Международные отношения в 16-18 вв.
Комбинированный
Международные отношения. Причины международных конфликтов в 16-18 вв. Тридцатилетняя война. Организация европейских армий и их вооружение. Условия и значение Вестфальского мира. Семилетняя война , её участники и значение. Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
Знать: основные положения урока, алгоритм изучения войн.
Уметь: применять алгоритм изучения войн, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, работать с текстом учебника.
Международный конфликт
Учебник, тетрадь, карта, тесты
§18-19,РТ №1-3
20.
Повторительно-обобщающий урок «Первые революции нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)»
Контрольно-обобщающий
Место Нового времени в истории человечества. Основные достижения и проблемы Нового времени.
Знать: основные положения раздела.
Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач, выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Учебник, тесты
§15-19
21.
Великие просветители Европы.
Комбинированный
Просветители 18 в. - наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер, Ш.-Л. Монтескье, идеи Ж.-Ж. Руссо, А.Смит, Ж.Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества.
Знать: основные положения урока; идеи просветителей.
Уметь: составлять и представлять устные доклады, сообщения, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, работать с текстом учебника.
Просветитель, гуманист, правовое государство, гражданское общество.
Учебник, тетрадь, презентация
§20,ТЗ
22.
Мир художественной культуры Просвещения.
Комбинированный
Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д.Дефо, сатира на пороки современного общества Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения в творчестве Бомарше, Шиллера, Гёте. Придворное искусство. Особенности развития музыкального искусства 18в. Значение культурных ценностей эпохи. Секуляризация культуры.
Знать: основные положения урока.
Уметь: работать с различными источниками исторической информации, выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения, выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Сатира, придворное искусство, секуляризация.
Учебник, тетрадь, презентация
§21, доклад
23.
На пути к индустриальной эре.
Комбинированный
Аграрная революция в Англии. Развитие капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Знать: основные понятия урока. Знать исторические формы промышленного производства и их признаки.
Уметь: работать с различными источниками исторической информации, выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Фабрика, луддизм, промышленный переворот,
аграрная революция, капитализм.
Учебник, тетрадь, карта
§22,ТЗ, вопросы
24.
Английские колонии в Северной Америке.
Комбинированный
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б.Франклин .
Знать: основные положения урока.
Уметь: работать с различными источниками исторической информации, выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Колония, нация, идеология, капитализм.
Учебник, тетрадь, карта
§23,РТ№1-5
25.
Война за независимость. Создание США.
Комбинированный
Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж.Вашингтон и Т.Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787г. Билль о правах. Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.
Знать: основные положения урока, причины и итоги войны, международные документы по правам человека.
Уметь: работать с различными источниками исторической информации, выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Декларация, Конституция, Билль о правах.
Учебник, тетрадь, тесты, карта
§24,ТЗ, РТ№1-4
26.
Франция в
18 в. Причины и начало Французской революции.
Комбинированный
Франция в середине 18в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Созыв Генеральных штатов. Учредительное собрание. Плебейский террор. Контрреволюционные мятежи.
Знать: основные положения урока. уметь проводить исторические параллели (якобинцы и жирондисты).
Уметь: проводить исторические параллели (якобинцы и жирондисты).
Генеральные штаты, террор, мятеж.
Учебник, тетрадь, тесты,
карта
§25,ТЗ, РТ№3-5
27.
Французская революция.
От монархии к республике.
Комбинированный
Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Марат, Дантон, Робеспьер. Противоборство «горы» и «жиронды» в Конвенте. Суд над королём и его казнь. Отсутствие единства в лагере революции.
Знать: основные положения урока.
Уметь: по карте определять ход событий, работать с различными источниками исторической информации, выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Монархия, республика, якобинцы, революция.
Учебник, тетрадь, тесты, карта
§26,
РТ№1-3
28.
Французская революция . От якобинской диктатуры к 18 брюмеру Наполеона Бонапарта.
Комбинированный
Якобинская диктатура. Якобинский террор. Термидорианский переворот. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
Знать: основные положения урока.
Уметь: работать с различными источниками исторической информации, выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Диктатура, переворот, консульство.
Учебник, тетрадь, тесты, карта
§27, проблемное задание, РТ№4-5
29.
Повторение и закрепление пройденного «Эпоха Просвещения. Время преобразований»
Повторительно-обобщающий
Знать: основные понятия: раздела.
Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач, выделять главное в учебном материале
Учебник, тесты
§28,
доклад
30.
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.
Комбинированный
Основные черты традиционного общества. Религии Востока.
Знать основные понятия урока:
Уметь: работать с различными источниками информации, выделять главное в учебном материале; аргументировать свою точку зрения.
Традиционное общество, конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм
Учебник, тетрадь, презентация, карта
§28
31.
Государства Востока. Начало европейской колонизации.
Комбинированный
Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Маньчжурское завоевание Китая. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие Китая». Китай и Европа: политическая отстранённость и культурное влияние. Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества.
Знать: основные понятия урока:
Уметь: сравнивать исторические явления, работать с различными источниками исторической информации, выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Империя, сёгун, могол, сипай, сословие.
Учебник, тетрадь, карта
§29-30,РТ №2-4
32.
Повторительно-обобщающий урок «Традиционные общество Востока. Начало европейской колонизации»
Повторительно-обобщающий
Повторение основных понятий курса. Обсуждение проблемных вопросов.
Знать: основные понятия курса.
Уметь: делать выводы, анализировать, применять полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы.
Традиционное общество, конфуцианствобуддизм, индуизм, синтоизм, империя, сёгун, могол, сипай, сословие.
Учебник, тетрадь, карта
§28-30
33.
34.
Мир в первый период Нового времени. Контрольно-обобщающий урок. Итоговое тестирование.
Контрольно-обобщающий
Подведение итогов изучения курса. Повторение основных понятий курса. Обсуждение проблемных вопросов.
Знать: основные
понятия курса.
Уметь: делать выводы, анализировать, применять полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы, выделять главное в учебном материале.
Учебник, тетрадь, карта, тесты
§1-30, проект, ТЗ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ:
В результате изучения курса обучающиеся должны знать/уметь
Знать:
-
Основные понятия и определения;
-
Выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе.
-
Рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма.
-
Раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства.
-
Анализировать исторические явления, процессы, факты.
-
Обобщать и систематизировать полученную информацию.
-
Давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними.
-
Осуществлять перенос знаний (метапредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе и на основе анализа действительности и собственного социального опыта.
-
Определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения.
-
Обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии.
-
Участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх.
-
Определять цели своей деятельности и представлять её результаты.
Уметь:
описывать основные исторические события, выделяя их существенные признаки;
сравнивать исторические события, явления, суждения, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных событий и процессов;
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать значение исторических событий и роль исторических личностей;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;
осуществлять поиск информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в исторической информации факты и мнения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, первичного анализа и использования социальной информации.
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
-
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.История Нового времени 1500-1800: 7 кл. М.: Просвещение, 2013.
-
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по истории Нового времени 1500-1800: 7 кл. М.: Просвещение, 2013.
-
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки по Новой истории. 7 класс. М.: Просвещение,2013.
-
Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени: 7 класс.М.:ВАКО,2011.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.
-
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.История Нового времени 1500-1800: 7 кл. М.: Просвещение, 2013.
-
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по истории Нового времени 1500-1800: 7 кл. М.: Просвещение, 2013.
-
Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени: 7 класс.М.:ВАКО,2011.
-
В.п. Буданова., Новое время: книга для чтения по истории.-М.: -2007.
-
Универсальный иллюстрированный энциклопедический словарь. -М.: Аванта+, 2008.
РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА
Соргин. Образование Североамериканского государства.http//vivovoco.ru/VV/PAPERS/HISTORY/
История США. http//america.al.ru
Великая Французская революция. http//liberte.newmail.ru/
Империя Великих Моголов. http// historic.ru/books/item/f00/
Традиционный Китай. http//cnina.kulicki.com/
Культура Нового времени. http//countries.ru
История Англии. http//www2uk.ru
Всемирная история в лицах. http//ruiers.narod.ru
История дипломатии. http//diphis.ru
Научная революция Нового времени. http//withhistory.com
Эпоха Возрождения.. http//renesans.narod.ru
Субботин. Великие открытия. http//historia.ru/biblio
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Агафонов С.В. «Программа курса «Новая история. Конец XV-XVIII век». М.,2012.
-
Агафонов С.В. «Схемы по Новой истории. Конец XV-XVIII век. 7 класс». М., 2013.
-
Сафронова И.В., Фокеева И.М. «Новая история. Конец XV-XVIII век: Тематическое планирование курса для 7 класса общеобразовательных учреждений». М., 2012.
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов// school-collection.edu.ru
fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории России разработано в соответствии с Примерной программой основного общего образования по истории, с учетом требований федерального компонента Государственного стандарта общего образования, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории России и мира Нового времени в 7 классе. Предлагаемая программа ориентирована на учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России с конца XVI в. по XIXв.» (М.: Просвещение, 20013).
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
ЦЕЛЬ КУРСА:
Сформировать у обучающихся целостное представление об истории России конца XVI - XVIII вв., как закономерном и необходимом периоде истории России.
ЗАДАЧИ КУРСА:
-
освоение школьниками ключевых исторических понятий;
-
раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XVI-XVIII веков;
-
раскрытие специфики власти;
-
раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории Нового времени;
-
раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Программа курса охватывает период с конца XVI в. по XVIII в., от Смуты до правления императора Павла I. Курс дает возможность проследить огромную роль реформ Петра I в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории России конца XVI- XVIII вв., которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Программа реализовывает компетентностный подход к образованию.
Программа распределяет учебные часы по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых обучающимися.
В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории России для основной средней школы. На изучение предмета отводится 34 час в год из расчёта 2 часа в неделю.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержательная линия изучения истории на ступени основного общего образования направлена на приобретение обучающимися исторических знаний, приведённых в простейшую пространственно - хронологическую систему; на формирование умений оперировать исторической терминологией, в соответствии со спецификой определённых эпох, знакомство с основными способами исторического анализа. Внутренняя периодизация в рамках курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной средней школы. На изучение предмета отводится 34 часа в год. Данное тематическое планирование рассчитано на 32 учебных часа, 2 часа выделяю на повторение пройденного материала. После изучение материала каждого раздела предусмотрен урок для закрепления и повторения пройденного. В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка и взаимопроверка, контрольные срезы.
Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника. Это позволяет лучше осуществлять воспитательные и образовательные задачи школы: формирование патриотичности, гражданственности, целостности в восприятии мира, гармоничного и разностороннего развития личности. Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, выработке практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи.
Планирование предполагает изучение содержания крупными логическими блоками и предусматривает проведение повторительно-обобщающих и контрольных уроков. Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет обучающимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе.
ГЛАВА 1. ( 3 ч.)
РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII ВЕКОВ.
Ликвидация последствий Смуты (восстановление хозяйства, государственного управления, международного положения). Развитие торговых связей (ярмарки и другие признаки формирования всероссийского рынка). Мануфактуры. Активизация связей с Западной Европой. Вопрос об отставании России от Запада.
Правление первых Романовых - Михаила Федоровича (1613-1645 гг.) и Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) - от сословно-представительной монархии к самодержавию (прекращение созыва Земских соборов, рост значения приказов, ростки регулярной армии). Соборное уложение 1649 г.: цели, выработка, значение, юридическое оформление крепостного права. Народные движения второй половины XVII века: причины и последствия Соляного бунта 1648 г., Медного бунта 1662 г.
Внешняя политика России в XVII в.: борьба за статус европейской великой державы, вхождение в состав России Левобережной Украины.
ГЛАВА 2. (9 ч.)
РОССИЯ В XVII ВЕКЕ.
Внешняя политика России в XVII в.: борьба за статус европейской великой державы, вхождение в состав России Левобережной Украины на правах автономии (гетман Б.Хмельницкий, решения и договоры 1653-1654, 1667 годов), присоединение и освоение Сибири. Положение различных народов в многонациональном Российском государстве.
Значение православия в жизни страны. Церковный раскол (середины XVII века): реформы в церкви и причины раскола, позиции Никона и Аввакума, возникновение старообрядчества, последствия раскола. Конфликт Никона и царя. Восстание под предводительством Степана Разина: причины, участники и итоги.
Соотношение традиций и новых европейских элементов в культуре России XVII века: развитие образования (школы и Славяно-греко-латинская академия) и научных знаний, усил.ение светских элементов в литературе, архитектуре, живописи. Единство и особенности быта и нравов знати и простых сословий допетровской Руси
ГЛАВА 3. (7 ч.)
РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА.
Петр I (1682-1725 гг.): воспитание, образование и черты характера, устремления, трудный путь к престолу. Вопрос о причинах начала преобразований. Первые европейские реформы: календарь, внешний вид подданных, правила этикета.
Северная война (1700-1721 гг.): причины, участники, основные события (1700 г. - Нарва, 1703 г. - Санкт-Петербург, 1709 г. - Полтава, 1714 г. - Гангут). Создание регулярной армии и флота: цели и средства, рекрутские наборы. Заводское строительство. Положение простого народа: рост повинностей, подушная подать. Ништадский мир 1721 года и образование Российской империи. Укрепление международного положения.
Абсолютизм Петра Великого: положение императора, Сенат, коллегии, губернаторы. Табель о рангах как реформа дворянства и чиновничества. Подчинение церкви государству.
Светский, рациональный характер культуры: европеизация науки (Академия наук, первый музей, первая библиотека), образования (система школ, учебники) и искусства (регулярное градостроительство, Петропавловский собор, светский портрет).
ГЛАВА 4. (4 ч.)
РОССИЯ В 1725-1762 ГОДАХ.
Дворцовые перевороты (1725-1762 гг.): причины и значение, роль дворянской гвардии. Фаворитизм - роль в истории страны (фавориты Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны). Расширение прав и привилегий дворянства: причины, основные вехи, указ о вольности дворянской 1762 года. Вопрос о соотношении крепостничества и капитализма. Крепостнический характер экономики (рост оброков и барщины, крепостной труд на мануфактурах) и зарождение капиталистических отношений (развитие торговли, включение в мировой рынок, развитие мануфактурной промышленности).
ГЛАВА 5. (8 ч.)
РОССИЯ В 1762 -1801 ГОДАХ.
Просвещенный абсолютизм Екатерины II (1762-1796 гг.), черты личности и цели императрицы, «Уложенная комиссия» (цели и результаты). Социальные движения и восстание Е.И. Пугачева: причины, состав участников, итоги и значение для страны.
Великодержавная политика России и вопрос о причинах и значении роста территории империи. Россия в войнах второй половины XVIII в.: русско-турецкие войны, присоединения в Причерноморье и на Кавказе, участие в разделах Польши. А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков: талант военачальника, черты личности. Положение различных народов Российской империи.Просветительские реформы Екатерины II: губернская, образования и их значение. Оформление сословного строя: «Жалованные грамоты» дворянству и городам, сословное самоуправление.Светский, рациональный характер культуры: наука и образование (Московский университет 1755 г.), литература (Г.Р.Державин и другие) и искусство (Академия художеств, европейские художественные стили в России - барокко и классицизм). Вопросы о взаимосвязи и взаимовлиянии российской и мировой культуры в XVIII веке. М.В.Ломоносов: судьба и вклад в российскую культуру.
Итоговое повторение ( 3 ч.)
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «История» на этапе основного общего образования являются:
-
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
-
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
-
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
-
на использование элементов причинно-следственного анализа;
-
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
-
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
-
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
-
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
-
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
-
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
-
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ
Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:
-
Устный опрос;
-
Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.
-
различные виды работ с исторической картой, рассказ по анимированной карте;
-
анализ простейших исторических источников;
-
тесты (однотипные, комплексные, разноуровневые);
-
характеристика исторического деятеля (персоналии) по плану;
-
работа со шкалой времени;
-
творческие задания-задачи, кроссворды, чайнворды;
-
Тексты с лакунами (пропусками);
-
«Оживление» картины, рассказ по картине;
-
историческое сочинение, эссе и т.п.
-
рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).
По итогам изучения курса истории России предусмотрены контрольные работы в виде комплексных разноуровневых тестов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Глава 1. ( 3ч.)
Россия на рубеже XVI-XVII веков.
1.1
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.
1
1.2
Смута.
1
1.3
Окончание смутного времени.
1
1
Глава 2. (9ч.)
Россия в XVII веке.
2.1
Новые явления в экономике.
1
2.2
Оформление сословного строя.
1
2.3
Политическое развитие страны.
1
1
2.4
Власть и церковь. Церковный раскол.
1
2.5
Народные движения.
1
2.6
Внешняя политика.
1
1
2.7
Образование и культура в XVII веке.
1
2.8
Сословный быт. Обычаи и нравы.
1
2.9
Повторительно-обобщающий урок по главам 1-2.
1
1
Глава 3. (7ч.)
Россия в первой четверти XVIII века.
3.1
Предпосылки петровских преобразований.
1
3.2
Пётр I. Россия на рубеже веков.
1
3.3
Северная война.
1
1
3.4
Реформы Петра I.
1
1
3.5
Экономика России в первой четверти XVIII века.
1
3.6
Социальные движения первой четверти XVIII века.
1
3.7
Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века.
1
Глава 4. (4ч.)
Россия в 1725-1762 годах.
4.1
Дворцовые перевороты.
1
4.2
Внутренняя политика в 1725-1762 годах.
1
4.3
Внешняя политика России в1725-1762 годах.
1
1
4.4
Повторительно-обобщающий урок по главам 3-4.
1
Глава 5. (8ч.)
Россия в 1762 -1801 годах.
5.1
Внутренняя политика Екатерины II.
1
5.2
Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва.
1
1
5.3
Экономическое развитие России во второй половине XVIII века.
1
5.4
Внешняя политика Екатерины II.
1
1
5.5
Российская империя в конце XVIII века. Внутренняя и внешняя политика Павла I.
1
5.6
Наука и образование.
1
5.7
Художественная культура. Быт и обычаи.
1
5.8
Повторительно-обобщающий урок по главе 5.
1
1
6.1
Итоговое повторение.
1
1
6.2
Итоговая контрольная работа. Работа над ошибками.
2
1
ИТОГО:
34
8
4
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ РОССИИ XVI-XVIII ВВ.
№
пп
Дата проведения
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Основные понятия
Оборудование
Домашнее
задание
Примечание
1.
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.
Урок изучения нового материала
Царь Федор Иоаннович
Обострение социальных и политических противоречий. Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов
Знать: основные тенденции развития государства.
Уметь: обобщать знания по истории царствования Б.Годунова, сравнивать социально-экономическое развитие Руси до и во время Смуты.
Патриаршество, самозванство, крестьянское восстание.
Учебник, тетрадь
§1, РТ №1,4,5
2.
Смута.
Комбинированный
Династические. Социальные и международные причины Смуты. Восстание И.Болотникова. Польская и шведская интервенция.
Знать: причины Смутного времени, основных действующих лиц этого периода истории.
Уметь: определять причины Смутного времени, работать по карте.
Смута, интервенция.
Учебник, тетрадь, карта
§2, РТ №2,4-5
3.
Окончание смутного времени.
Комбинированный
Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против интервентов. Положение К.Минина и Д.Пожарского. начало династии Романовых.
Знать: основные положения урока.
Уметь: делать выводы о том, почему в России на реализовалась западная модель государственного устройства, а выбор был сделан в пользу самодержавной власти. Выделять главное из текста, формулировать и доказывать свое мнение.
Семибоярщина.
Учебник, тетрадь, карта, презентация
§3, РТ №2,4-5, доклад
4.
Новые явления в экономике.
Комбинированный
Ликвидация последствий Смуты. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наёмного труда. Города и торговля. Ярмарки. Царствование Михаила Романова.
Знать: основные понятия урока.
Уметь: устанавливать межкурсовые связи, сравнивать экономическое положение России с периодом Смуты и странами Европы, объяснять объективные причины отставания России. Оформлять результаты своей деятельности в таблицу.
Мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский рынок, предприниматель, социальная база, рассеянное предприятие, гостиная сотня, суконная сотня, ярмарка.
Учебник, тетрадь, карта, тесты
§4, РТ №4-6
5.
Оформление сословного строя.
Комбинированный
Положение крестьян и дворянства. Уложение 1649г. и окончательное закрепощение крестьян. Начало становления абсолютизма.
Знать: основные понятия урока.
Уметь: высказывать и аргументировать свою точку зрения, выполнять творческие задания, работать с дополнительной литературой.
Сословие, абсолютизм, дворяне.
Учебник, тетрадь
§5, РТ №2,3,5,7
6
Политическое развитие страны.
Комбинированный
Первые Романовы: усиление самодержавной власти Земские соборы. Боярская Дума. Местное самоуправление. Соборное Уложение 1649 года.
Знать: основные понятия урока.
Уметь: знать этапы закрепощения крестьян, находить отличия между наемным и крепостным трудом, работать с документом
Белая слобода, владельческие крестьяне, подворная подать, поземельная подать, черносошенные крестьяне, волость, крепостничество, самодержавие, стан.
Учебник, тетрадь, карта
§6, РТ №4-6
7.
Власть и церковь. Церковный раскол.
Комбинированный
Самодержавие и церковь. Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум
Знать: основные понятия урока.
Уметь: Приводить примеры, подтверждающие, что раскол православной церкви есть продолжение общеевропейской Реформации. Объяснять причины конфликта власти и церкви, готовить сравнительные характеристики.
Протопоп, церковный раскол, старообрядчество.
Учебник, тетрадь, презентациятесты
§7, РТ №1,4, ТЗ
8.
Народные движения.
Комбинированный
Социальные движения второй половины 17в. Городские восстания
Восстание под предводительством Степана Разина: причины, ход событий, итоги.
Знать: основные понятия урок, основные персоналии, показывать на карте основные территории, охваченные движениями.
Уметь: выделять причины выступлений, подводить итоги.
«Бунташный век», прелестные письма.
Учебник, тетрадь, карта
§8, РТ №3-5, сообщение
9.
Внешняя политика.
Комбинированный
Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-шведские и русско-турецкие отношения. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Знать: основные направления внешней политики..
Уметь: определять причины войн, показывать на карте театр военных действий.
Гетман, голытьба, реестровые казаки.
Учебник, тетрадь, карта
§9, РТ №4-6
10.
Образование и культура в XVII веке.
Комбинированный
Культура 17в. «Обмирщение» культуры. Зодчество, образование, литература, живопись, крупнейшие представители духовной и художественной культуры Симеон Ушаков.
Знать: основные понятия урока.
Уметь: выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения.
Секуляризация культуры.
Учебник, тетрадь, презентация
§10, РТ №3,7, доклад
11.
Сословный быт. Обычаи и нравы.
Комбинированный
Быт и обычаи крестьянства. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения.
Знать: основные понятия урока.
Уметь: сравнивать быт разных слоёв населения, анализировать информацию и делать выводы.
Изразцы, тафта, терем.
Учебник, тетрадь, презентация
§11, РТ №2,3, доклад
12.
Повторительно-обобщающий урок по главам 1-2.
Урок закрепления знаний
Разноуровневая контрольная работа.
Знать: основные понятия раздела.
Уметь: называть характерные черты экономического, социального, духовного и политического развития. Давать характеристику состояния России накануне решающих перемен.
Учебник, карта, тесты
§1-11, ТЗ
13.
Предпосылки петровских преобразований.
Урок изучения нового материала
Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы Ордина -Нащокина. Преобразовательные планы В.В.Голицына.
Знать: знать основные положение урока.
Уметь: давать характеристику состояния России накануне решающих перемен, выделять главное в тексте учебника.
Регентство, гвардия, волонтёр, верфь.
Учебник, тетрадь, карта
§12, РТ №2-4
14.
Пётр I. Россия на рубеже веков.
Комбиированный
Стрелецкое восстание. Царствование Софьи. Воцарение Петра I. Азовские походы. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство.
Знать: основные положения урока.
Уметь: высказывать и аргументировать свою точку зрения, работать с различными источниками информации, готовить доклад.
Рекрутская система, конфузия.
Учебник, тетрадь, карта
§13, РТ №2,4, доклад
15.
Северная война.
Комбинированный
Северная война. Реорганизация армии. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Морские сражения. Ништадский мир.
Знать: хронологию Северной войны, причины и итоги войны.
Уметь: объяснять причины войны и ее необходимость, показывать на карте театр военных действий. Рассказывать об архитектуре Петербурга, становление русского флота.
Генеральное сражение, редут, регулярная армия.
Учебник, тетрадь, карта, тесты
§14, РТ №3-5,ТЗ
16.
Реформы Петра I.
Комбинированный
Реформы государственного управления. Социальная политика. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Указ о престолонаследии. Значение петровский преобразований.
Знать: содержание основных реформ Петра, их значение.
Уметь: характеризовать экономическое положение России при Петре I, объяснять перестройку экономической структуре страны, сравнивать положение сословий в петровскую эпоху с прежним.
Меркантелизм, приписные крестьяне. Подушная подать, протекцеонизм.
Учебник, тетрадь, тесты
§15, РТ №2,5,6
17.
Экономика России в первой четверти XVIII века.
Комбинированный
Состояние экономики России на рубеже веков. Экономическая политика Петра I.Сельское хозяйство. Развитие мануфактур. Ремесленное производство. Торговля. Денежная и налоговая реформы. Итоги экономического развития.
Знать:основные понятия урока. Направления экономического развития страны при Петре.
Уметь: высказывать и аргументировать свою точку зрения, работать с историческими источниками.
Мануфактура, ремесленное производство, реформа.
Учебник, тетрадь, карта
§16, РТ №1,4,5
18.
Социальные движения первой четверти XVIII века.
Комбинированный
Причины народных восстаний. Астраханское восстание. Восстание К.А.Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Выступления рабочих людей. Значение народных выступлений.
Знать: причины восстаний, участников, их требования.
Уметь: показывать районы восстаний, рассуждать о причинах поражения .
Работные люди, отходники, посессионные крестьяне, челобитная.
Учебник, тетрадь, карта, тесты
§17, РТ №3-5
19.
Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века.
Комбинированный
Образование и наука. Изменения в культуре, в быту. Школа математических и навигационных наук. Значение культурного наследия Петровской эпохи. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве.
Знать: основные направления развития культуры, своеобразие быта различных слоёв населения.
Уметь: высказывать и аргументировать свою точку зрения, работать с иллюстративным материалом.
Ассамблея, гравюра, кант, клавикорды, кунсткамера, цифирные школы, прелестные письма.
Учебник, тетрадь, презентация
§18-19, РТ №4-6,ТЗ
20.
Дворцовые перевороты.
Комбинированный
Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни.
Знать: причины дворцовых переворотов, хронологию событий и действующих лиц.
Уметь: обобщать знания, делать выводы, доказывать свои суждения, работать с дополнительной литературой.
Дворцовый переворот, Тайный совет, Конституционная монархия, кондиций.
Учебник, тетрадь, карта
§20-21, РТ №3-5
21.
Внутренняя политика в 1725-1762 годах.
Комбинированный
Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянской. Усиление крепостничества.
Знать: особенности внутренней политики российских императоров после Уметь: работать с текстом учебника, историческими источниками, аргументировано высказывать своё мнение.
Манифест, вольности, таможня.
Учебник, тетрадь, карта
§22, РТ №4-5
22.
Внешняя политика России в1725-1762 годах.
Комбинированный
Войны с Персией и Турцией. Участие России в семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.
Знать: главнее направления и особенности внешней политики.
Уметь: работать с картой, составлять хронологические таблицы.
Восточный барьер, гаубица.
Учебник, тетрадь, карта, тесты
§23, РТ №1,3,4,5
23.
Повторительно-обобщающий урок по главам 3-4.
Урок закрепления знаний
Повторение и закрепление полученных знаний. Письменная проверочная работа.
Знать: основные положения и понятия раздела.
Уметь: излагать письменно свою точку зрения,
готовить сообщения на заданную тему, выступая с докладом, отвечать на вопросы аудитории.
Учебник, тесты, карта
§12-23,ТЗ
24.
Внутренняя политика Екатерины II.
Урок изучения нового материала
Просвещённый абсолютизм. Жалованные грамоты дворянству и городам. «Золотой век» рус Уложенная комиссия. Губернская реформа. Проникновение либеральных идей в Россию. А.Н.Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством.
Знать: цели и итого политики Екатерины II.
Уметь:
Излагать свою точку зрения, приводить аргументацию и доказательства, работать с документами.
Просвещённый абсолютизм, либерализм.
Учебник, тетрадь, карта
§24, РТ №2,4
25.
Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва.
Комбинированный
Социальные движения второй половины 18 века. Восстание под предводительством Е.Пугачёва.
Знать: дату, причины и итоги восстания.
Уметь: объяснять причины восстания, давать оценку действиям, излагать аргументировано своё мнение, работать с картой.
Крестьянская война, уложенная комиссия.
Учебник, тетрадь, карта
§25, РТ №3,4,5,ТЗ
26.
Экономическое развитие России во второй половине XVIII века.
Комбинированный
Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Развитие промышленности. Предпринимательство. Начало разложения крепостнической системы. Сельское хозяйство. Итоги экономического развития.
Знать: тенденции и противоречия экономического развития.
Уметь: определять основные черты экономического развития, делать вывод о влиянии крепостного права на развитие экономики, читать карту.
Миссионеры, секуляризация, экономические крестьяне, отходники, банк.
Учебник, тетрадь, карта
§26, РТ №1,4,5
27.
Внешняя политика Екатерины II.
Комбинированный
Царствование Анны Иоанновны; политика в отношении дворян, Э.Бирон. Царствование Ивана Антоновича. Переворот в пользу Елизаветы
Знать: основные направления внешней политики, термины и даты.
Уметь: обобщать знания, делать выводы, работать с картой, рассказывать о военных действиях с опорой на термины и даты.
Протекторат, переворот, повод.
Учебник, тетрадь, карта
§27-28, РТ №4,5
28.
Российская империя в конце XVIII века.
Внутренняя и внешняя политика Павла I.
Комбинированный
Павел I.Попытки укрепления режима.. Внутренняя политика. Изменение порядка престолонаследия. Манифест о трёхдневной барщине.
Знать: противоречивый характер политики Павла I.
Уметь: объяснять причины последнего дворцового переворота, высказывать своё отношение, работать с текстом учебника и картой.
Эскадра.
Учебник, тетрадь, карта, тесты
§29, РТ №2,3
29.
Наука и образование.
Комбинированный
Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. Становление отечественной науки. М.В.Ломоносов. Основание московского университета. Географические экспедиции.
Знать: основные направления развития науки и образования, понятия.
Уметь: устанавливать связь между развитием экономики, политики, культуры, работать с документами, текстом, делать доклад.
Воспитательный дом, солдатская школа, духовная семинария, институт благородных девиц, университет, агрономия, паровая машина.
Учебник, тетрадь, презентация
§30, РТ №4, доклад
30.
Художественная культура. Быт и обычаи.
Комбинированный
Литература и журналистика. Крепостной театр. Ф.Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном искусстве и музыкальном искусстве. Быт народов России. Дворянская усадьба. Жизнь и обычаи крестьян. Жизнь горожан.
Знать: выдающиеся достижения и имена деятелей культуры, особенности русской культуры.
Уметь: описывать образ жизни различных слоёв общества, прослеживать связь русской культуры с западной, описывать памятники культуры.
Самосознание, нация, ода, барокко, классицизм, классическая архитектура, патриотизм.
Учебник, тетрадь, презентация
§31-33, РТ №1,3, доклад
31.
Повторительно-обобщающий урок по главе 5.
Урок обобщения и закрепления знаний
Знать: основные термины раздела.
Уметь: работать с тестовым материалом, историческими источниками.
Карты, тесты
§24-33, РТ №1-3, ТЗ
32.
Итоговое повторение.
Урок обобщения и закрепления знаний
Знать: знать основные термины курса.
Уметь: высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Учебник, тетрадь, карта, презентация
Термины, даты, проект
33.
Итоговая контрольная работа.
Урок обобщения и закрепления знаний
Знать: основные термины и даты курса, исторических личностей.
Уметь: письменно высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Тесты, карта
Основные понятия повторить
34.
Работа над ошибками.
Уурок обобщения и закрепления знаний
Знать: основные термины, даты и положения курса.
Уметь: высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Учебник, тетрадь, карта
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
В результате изучения курса обучающиеся должны знать/ уметь:
Знать:
-
даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний;
-
места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры;
-
территорию государства, крупнейшие центры торговли, промышленности;
-
положение и образ жизни основных сословий;
-
памятники, предметы труда, здания, произведения искусства;
-
общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений;
-
характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития;
-
значение основополагающих понятий курса;
-
социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн и крестьянских выступлений;
-
реформы, деятельность Петра, Никона, Екатерины Великой.
Уметь:
-
Определять и объяснять понятия.
-
Выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе.
-
Рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма.
-
Раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства.
-
Анализировать исторические явления, процессы, факты.
-
Обобщать и систематизировать полученную информацию.
-
Давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними.
-
Осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе и на основе анализа действительности и собственного социального опыта.
-
Определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения.
-
Обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии.
-
Участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх.
-
Определять цели своей деятельности и представлять её результаты.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
-
Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 7 класс. - М.: «Просвещение», 2013гг.
-
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVI века» (7 класс), - М.: Просвещение, 2013 г.
-
Данилов А.А. Программа курса истории России для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2011г.
-
Майков А. Н. Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века» 6-7 классы. Книга для учителя. - М.:Просвещение, 2010.
-
Настольная книга учителя истории. 5-11 классы/ Авт.-сост. М.Н.Чернова. - М., 20012.
-
Соловьев К.А., Серов Б.Н. поурочные разработки по истории России. 7класс. - М.:ВАКО, 2013.
-
Справочник учителя истории. 5-11 классы/ авт. - сост. Чернова М.Н. - М.: Изд. «Экзамен», 2008.
-
Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». - «Интерактивный мир». АО Коминфо.
-
Волкова К.В., Контрольно-измерительные материалы история России.- М.: ВАКО,2012.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ:
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 7 класс. - М.: «Просвещение», 2013.
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVI века» (7 класс), - М.: Просвещение, 2013.
3. Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». - «Интерактивный мир». АО Коминфо.
РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА:
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ. http//hist/msu.ru
История государства. http//statehistory.ru
История России от князей до Президента. http//www
Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях. http// history.tom.ru
Библиотекарь. РУ: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. http//bibliotekar.ru
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балязин В. Пётр Великий и его наследники:- М.: «Олма Медиа Групп», 2008.
2. Балязин В. Екатерина Великая и её семейство:- М.: «Олма Медиа Групп», 2008.
3. Балязин В.Николай I, его сын Александр II, его внук Александр III:- М.: «Олма Медиа Групп», 2008.
4.БарабановВ.В., Николаев И.М., Рожков Б.Г.. История России. С древнейших времён до конца века:- М.: АСТ «Астрель», 2009.
5. ЕлмановН.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994.
6. Запорожец Н.И. Книга для чтения по истории.- М., 2008.
7. Калашников В. Энциклопедия тайн и загадок. -М.,2008.
8. Кулагина Г.А. Сто игр по истории.- М., «Просвещение», 1983.
9. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. - М., 1998.
10. Матюшин Г. Н. Археологический словарь. - М., 1994
11. Миронова Т. Необычайное путешествие в Древнюю Русь. - М., 1994
12. Митяев А. В. Героические страницы истории нашей Родины. IX-XVIII вв. - М., 1991
13. Преображенский А. А. История открывает тайны. - М., 1991
14. Рабинович М. Судьбы вещей. - М., 1974
15. Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. - М., 1987
16. Сахаров А. Н., Троицкий С. М. Живые голоса истории. - М., 1978.
67