Рабочая программа по истории России

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по Всеобщей истории разработано в соответствии с Примерной программой основного общего образования по истории МО РФ 2004г.и авторской программы «Новая история 7-8 классы» под редакцией А.Я.Юдовской и Л.М. Ванюшкиной. М.:- Просвещение 2006, с учетом требований федерального компонента Государственного стандарта общего образования .
Программа ориентирована на учебник А.Я.Юдовская «Новая история: 1500-1800» (М.: Просвещение, 2013г.).
Программа курса охватывает период с конца XV по XVIII вв., от Великих географических открытий до начала европейской колонизации. Курс дает возможность проследить огромную роль и влияния на современность развития общества в период раннего Нового времени: кризис традиционного общества, появление первых ростков зарождающегося индустриального общества, сосуществование и противоречие старого и Нового, человек Нового времени. Программа реализовывает компетентностный подход к образованию.

ЦЕЛЬ КУРСА:
Сформировать у обучающихся целостное представление о Новой истории конца XV - XVIII вв., как закономерном и необходимом периоде всемирной истории.

ЗАДАЧИ КУРСА:

Обучающиеся должны получить знания:

  • об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в мире за 200 лет;

  • о периодизации Нового времени, о встрече миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации;

  • об особенностях ментальности человека Нового времени;
    о зарождении и развитии капитализма;

  • о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным;
    общества;

  • о новой социальной структуре общества и его движении к реформам к реформам как к средству разрешения противоречий;

  • о дальнейшем развитии правовых государств, где личность может реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»;

  • должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методом исторического анализа;

  • анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;

  • научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающим данным исторической науки;

  • уметь анализировать и описывать события с разных точек зрения.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в год, из расчёта 2 часа в неделю.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержательная линия изучения истории на ступени основного общего образования направлена на приобретение обучающимися исторических знаний, приведённых в простейшую пространственно - хронологическую систему; на формирование умений оперировать исторической терминологией, в соответствии со спецификой определённых эпох, знакомство с основными способами исторического анализа. Внутренняя периодизация в рамках курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной средней школы. На изучение предмета отводится 34 часа в год. Данное тематическое планирование рассчитано на 32 учебных часа, 2 часа резервные, которые выделяю на повторение пройденного материала. После изучение материала каждого раздела предусмотрен урок для закрепления и повторения пройденного. В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка и взаимопроверка, контрольные срезы.

Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника. . Это позволяет лучше осуществлять воспитательные и образовательные задачи школы: формирование патриотичности, гражданственности, целостности в восприятии мира, гармоничного и разностороннего развития личности. Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, выработке практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи.

Планирование предполагает изучение содержания крупными логическими блоками и предусматривает проведение повторительно-обобщающих и контрольных уроков. Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе.

ГЛАВА 1.( 14ч.)

МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ.

Великие географические открытия: их причины, основные события и герои (Колумб - 1492 г., Васко да Гама - 1498 г., Магеллан - 1519-1522 гг.), последствия (крах средневековой картины мира, начало создания мирового рынка).Начало колониальных захватов: причины, основные события (конкистадор Кортес - 1519 г.) и последствия

(образование колоний и колониальных империй). Судьба американских индейцев и других жителей захваченных европейцами территорий.Эпоха Возрождения: основные черты, деятели (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Шекспир), достижения (новые темы и идеи искусства Нового времени, его культурное наследие). Смена средневекового аскетизма идеями гуманизма.

1517 г. - М. Лютер (основные идеи и судьба), Ж. Кальвин (основные идеи и судьба). Крестьянская война в Германии и королевская реформация. Образование протестантских церквей: лютеранской, кальвинистской, англиканской и их основные отличия от католицизма.Контрреформация: причины, роль Тридентского собора. Значение И. Лойолы (особенности судьбы и личности) и ордена иезуитов. Начало религиозных войн и изменение политической карты Европы: борьба протестантских и католических стран.

ГЛАВА 2. (5ч.)

ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ( БОРЬБА ЗА ПЕРВЕНСТВО В ЕВРОПЕ И КОЛОНИЯХ).

Начало процесса разрушения аграрного общества в Европе XVI-XVII веков и перерождение средневековой католической цивилизации в Западную цивилизацию Нового времени. Зарождение капиталистических отношений между новыми классами: капиталистами (буржуазией, предпринимателями) и наемными рабочими, развитие торговли, мануфактурной промышленности. Технический прогресс в Новое время. Начало создания научной картины мира (Коперник, Галилей и др.). Влияние перемен на искусство (стиль барокко) - культурное наследие Нового времени.
Испанский абсолютизм и Нидерландская буржуазная революция (конец XVI века): причины (развитие капиталистических отношений), основные события и результаты. Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Нидерландах.
Утверждение абсолютизма в Англии: роль Елизаветы I, победа над испанским флотом в 1588 г., абсолютный монарх и парламент, Карл I. Английская буржуазная революция: причины (развитие капиталистических отношений), основные события и лидеры (1640 г., 1649 г., гражданская война и Кромвель, 1688 г.), итоги (создание парламентской монархии). Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Англии (Великобритании). Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Развитие других европейских стран (Германия, Италия, Речь Посполитая). Разные темпы разрушения аграрного общества. Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618-1648): причины и значение.


ГЛАВА 3. (9ч.)

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ.

Культурное наследие эпохи Просвещения: стиль классицизм в архитектуре и искусстве.
Реформы «просвещенного абсолютизма» в европейских странах: цели и результаты. Борьба великих держав за господство в Европе, разделы Речи Посполитой.
Начало перехода от аграрного к индустриальному обществу в Англии: начало промышленного переворота (паровая машина Уатта - 1784 г., прялка Дженни - 1765 г., как показатели технического прогресса, замена мануфактур на фабрики). Социальные последствия промышленного переворота: противоречия капиталистов и рабочих, рост образования, политической активности.Война за независимость (1775-1783) и образование США: причины, основные события и лидеры (1776 г., Дж.Вашингтон), последствия - установление республики (Конституция США).Великая французская революция: причины и начало (1789 г., созыв Генеральных штатов и их судьба, взятие Бастилии, «Декларация прав человека и гражданина»). Основные этапы и рубежи революции: свержение монархии (1792 г.), якобинская диктатура (1793-1794 гг., Робеспьер, террор и реформы), термидорианский переворот. Революционные войны: от защиты революции к ее экспорту. Установление диктатуры Наполеона Бонапарта (черты личности). Итоги и мировое значение революционных преобразований.

ГЛАВА 4. (3ч.)

ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВО ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ.

Проникновение европейцев в страны Востока, знакомство с культурным наследием и традициями исламской, индийской и дальневосточной цивилизаций. Первые попытки европеизации в Османской империи и в Иране. Империя Великих Моголов и Индии, ее крушение и начало завоевания Индии англичанами (1757 г.). Маньчжурская империя Цин в Китае и закрытие от европейцев Китая и Японии.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ. (2ч.)

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках:

- на использование элементов причинно-следственного анализа;

-на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

  • выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ


Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:

  • Устный опрос;

  • Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.

  • различные виды работ с исторической картой, рассказ по анимированной карте;

  • анализ простейших исторических источников;

  • тесты (однотипные, комплексные, разноуровневые);

  • характеристика исторического деятеля (персоналии) по плану;

  • работа со шкалой времени;

  • творческие задания-задачи, кроссворды, чайнворды;

  • Тексты с лакунами (пропусками);

  • «Оживление» картины, рассказ по картине;

  • историческое сочинение, эссе и т.п.

  • рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).

По итогам изучения курса истории Нового времени предусмотрены контрольные разноуровневые, комплексные тесты.



УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА.

Самостоятельные работы


Вводный урок. От средневековья к Новому времени.


1

1

Глава 1.( 14ч.)

Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.

1.1

Технические открытия и выход к Мировому океану.

1

1.2

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.

1

1.3

Усиление королевской власти в 16-17 вв. Абсолютизм в Европе.

1

1.4

Дух предпринимательства преобразует экономику.

1

1.5

Европейское общество в раннее новое время.

1

1

1.6

Повседневная жизнь.

1

1.7

Великие гуманисты Европы.

1

1

1.8

Мир художественной культуры Возрождения.

1

1.9

Рождение новой европейской науки.

1

1.10

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

1

1.11.

Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации.

1

1

1.12

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба

за господство на морях.

1

1

1.13

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

1

1.14

Повторение и закрепление пройденного.

1

Глава 2.(5ч.)

Первые революции нового времени. Международные отношения ( борьба за первенство в Европе и колониях).


2.1


Освободительная война в Нидерландах. Рождение свободной республики Голландия.


1

2.2.

Парламент против короля. Революция в Англии.

1

1

2.3

Путь к парламентской монархии.

1

2.4

Международные отношения в 16-18 вв.

1

2.5

Повторение и закрепление изученного материала.

1

Глава 3.(9ч.)

Эпоха Просвещения. Время преобразований.


3.1


Великие просветители Европы.


1

3.2

Мир художественной культуры Просвещения.

1

1

3.3

На пути к индустриальной эре.

1

3.4

Английские колонии в Северной Америке.

1

1

3.5

Война за независимость. Создание США.

1

3.6

Франция в 18 в. Причины и начало Французской революции.

1

3.7

Французская революция .От монархии к республике.

1

1

3.8

Французская революция . От якобинской диктатуры к 18 брюмеру Наполеона Бонапарта.

1

1

3.9

Повторение и закрепление изученного материала.

1

Глава 4.(3ч.)

Традиционные общество Востока. Начало европейской колонизации.


4.1

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени.


1

4.2

Государства Востока. Начало европейской колонизации.

1

4.3

Повторение и закрепление изученного материала.

1

1

5

Контрольно-обобщающий урок. Итоговое тестирование.

1

ИТОГО:

34

5

11
























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


пп


Дата проведения


Тема урока


Тип урока


Элементы содержания


Требования к уровню подготовки обучающихся


Основные понятия


Оборудование


Домашнее
задание


Примечание


1.


Вводный урок. От средневековья к Новому времени.

Урок изучения нового материала

Что изучает Новая история. Понятие «Новое время». Хронологические таблицы и этапы Нового времени. Человек в новом времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

Знать: основные положения урока, хронологию Нового времени.

Уметь: правильно делать записи в тетради.






Учебник, тетрадь


Стр.3-8


3.


Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия

Комбинированный


Комбинированный

Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка - встреча миров. Америго Веспуччи. Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом свете. Значение Великих географических открытий.

Знать: основные открытия.

Уметь: составлять хронологическую таблицу

Учебник, тетрадь, презентация, карта


§2,

РТ№2-5, ТЗ

4.


Усиление королевской власти в 16-17 вв. Абсолютизм в Европе.

Комбинированный

Комбинированный

Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIIIТюдор. Елизавета Тюдор, Яков IСтюард, Людовик XIVБурбон.

Знать основные понятия урока.

Уметь: анализировать исторические явления, выявлять причинно-следственные связи и давать свою оценку. Выяснять и понимать разницу между различными формами правления

Абсолютизм, парламент, экономическая политика, меркантилизм, мировой судья.

Учебник, тетрадь, тесты, карта


§3,

РТ№ 2-5

5.


Дух предпринимательства преобразует экономику.

Комбинированный

Комбинированный

Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Рождение капитализма. Причины возникновения и развития мануфактур.

Знать: основные положения урока.

Уметь: составлять и представлять сообщения, доклады, работать с разными источниками информации, . делать сравнение между эпохами современности и нового времени.

.

Экономика, банк, предпринимательство, биржа, торговая компания, мануфактура, наёмный труд, мировая торговля.

Учебник, тетрадь


§4, РТ№5,6,

ТЗ


6.


Европейское общество в раннее Новое время.

Комбинированный

Комбинированный

Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих. Европейское население.

Знать: основные понятия урока.

Уметь: составлять и представлять сообщения, доклады.

Капиталист, батрак, новое дворянство

Учебник, тетрадь, тесты


§5,РТ №3-5

7.


Повседневная жизнь.

Комбинированный

Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. Менялись эпохи - менялась мода. Костюм. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества

Знать: основные понятии урока.
Уметь: составлять тезисы по тексту учебника.

Учебник, тетрадь, презентация


§6,РТ №1-5


8.

Великие гуманисты Европы.

Комбинированный

От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор, Ф.Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес. Музыкальное искусство Западной Европы

Знать: основные положения урока.

Уметь: составлять и представлять устные доклады. Начать составлять сравнительную таблицу достижений культуры

Возрождение, утопия, гуманизм.

Учебник, тетрадь, презентация


§7,ТЗ


9.

Мир художественной культуры Возрождения.

Урок-практикум

Новые тенденции в изобразительном искусстве. Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти .

Знать: основные положения урока.

Уметь: составлять и представлять устные доклады, составлять сравнительную таблиц.

Учебник, тетрадь, репродукции картин


§8-9,

доклад


10.


Рождение новой европейской науки.

Комбинированный

Комбинированный

Развитие новой науки в 16-17 вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Уильям Гарвей, Френсис Бэкон, Рене Декарт, Джон Локк.

Знать: основные понятия урока.

Уметь: давать оценку историческим личностям, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, работать с текстом учебника.

Технический прогресс.

Учебник, тетрадь, презентация


§10,ТЗ

11.


Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.


Комбинированный

Комбинированный

Реформация - борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Лютеранская церковь. Протестантизм. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение Учение и церковь Жана Кальвина.

Знать основные положения урока.
Уметь: давать оценку историческим личностям, выявлять различие и сходство в формах народных движений.

Реформация, протестантизм.

Учебник, тетрадь, карта, тесты


§11,ТЗ,
РТ№4-6


12.

Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации.

Комбинированный

Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Борьба пап с Реформацией .

Знать: основные положения урока.

Уметь: ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, работать с текстом учебника.

Орден

Учебник, тетрадь, тесты,

карта


§12,
РТ№1-5


13.

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба

за господство на морях.

Комбинированный

Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII - «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I - «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете .

Знать: основные положения урока.

Уметь: анализировать документы и делать выводы

Учебник, тетрадь, карта


§13,

РТ№2-5


14.

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

Комбинированный

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Ришелье как человек и политик. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.

Знать: основные положения урока.

Уметь: выявлять различие и сходство в формах народных движений. Давать оценку историческим личностям

Абсолютная монархия

Учебник, тетрадь, презентация, карта


§14,

РТ№4-6

15.

Повторительно-обобщающий урок «Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация»

Контрольно-обобщающий урок

Тестирование, решение проблемных заданий.

Знать: основные понятия раздела.

Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач, выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Учебник, тетрадь, тесты


§1-14,ТЗ


16.


Освободительная война в Нидерландах. Рождение свободной республики Голландия.

Урок изучения нового материала

Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландия. Особенности экономического и политического развития Нидерландов в 16 в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. Начало освободительной войны. Рождение республики.

Знать: основные понятия урока.

Уметь: выявлять причинно-следственные связи между различными сферами общественной жизни накануне революционных событий; составлять таблицу.

Революция, республика, освободительная война.

Учебник, тетрадь, карта


§15,РТ№2-5


17.

Парламент против короля. Революция в Англии.

Комбинированный

Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине 17 в. Пуританская этика и образ жизни. Причины революции. Карл I Стюарт. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля .

Знать: основные положения урока.

Уметь: проводить исторические параллели (Нидерландская и Английская революция), выявлять общее и различное

Парламент, парламентская монархия гражданская война.

Учебник, тетрадь, презентация, карта


§16,ТЗ, РТ№2-3


18.


Путь к парламентской монархии.


Комбинированный

Движения протеста. Протекторат Кромвеля. Реставрация Стюартов.

Революция 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии - создание условий для развития индустриального общества.

Знать: основные положения урока.

Уметь: давать характеристику и оценку исторической личности

Протекторат, реставрация, права личности, индустриальное общество.

Учебник, тетрадь, карта


§17,РТ № 3-6

19.


Международные отношения в 16-18 вв.


Комбинированный

Международные отношения. Причины международных конфликтов в 16-18 вв. Тридцатилетняя война. Организация европейских армий и их вооружение. Условия и значение Вестфальского мира. Семилетняя война , её участники и значение. Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.

Знать: основные положения урока, алгоритм изучения войн.

Уметь: применять алгоритм изучения войн, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, работать с текстом учебника.

Международный конфликт

Учебник, тетрадь, карта, тесты


§18-19,РТ №1-3

20.

Повторительно-обобщающий урок «Первые революции нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)»


Контрольно-обобщающий

Место Нового времени в истории человечества. Основные достижения и проблемы Нового времени.

Знать: основные положения раздела.

Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач, выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Учебник, тесты

§15-19

21.


Великие просветители Европы.

Комбинированный

Просветители 18 в. - наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер, Ш.-Л. Монтескье, идеи Ж.-Ж. Руссо, А.Смит, Ж.Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества.

Знать: основные положения урока; идеи просветителей.

Уметь: составлять и представлять устные доклады, сообщения, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, работать с текстом учебника.

Просветитель, гуманист, правовое государство, гражданское общество.

Учебник, тетрадь, презентация


§20,ТЗ


22.

Мир художественной культуры Просвещения.

Комбинированный

Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д.Дефо, сатира на пороки современного общества Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения в творчестве Бомарше, Шиллера, Гёте. Придворное искусство. Особенности развития музыкального искусства 18в. Значение культурных ценностей эпохи. Секуляризация культуры.

Знать: основные положения урока.

Уметь: работать с различными источниками исторической информации, выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения, выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Сатира, придворное искусство, секуляризация.

Учебник, тетрадь, презентация


§21, доклад


23.


На пути к индустриальной эре.

Комбинированный

Аграрная революция в Англии. Развитие капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.

Знать: основные понятия урока. Знать исторические формы промышленного производства и их признаки.

Уметь: работать с различными источниками исторической информации, выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Фабрика, луддизм, промышленный переворот,

аграрная революция, капитализм.

Учебник, тетрадь, карта


§22,ТЗ, вопросы


24.


Английские колонии в Северной Америке.

Комбинированный

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б.Франклин .

Знать: основные положения урока.

Уметь: работать с различными источниками исторической информации, выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Колония, нация, идеология, капитализм.

Учебник, тетрадь, карта


§23,РТ№1-5


25.


Война за независимость. Создание США.

Комбинированный

Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж.Вашингтон и Т.Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787г. Билль о правах. Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.

Знать: основные положения урока, причины и итоги войны, международные документы по правам человека.

Уметь: работать с различными источниками исторической информации, выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Декларация, Конституция, Билль о правах.

Учебник, тетрадь, тесты, карта


§24,ТЗ, РТ№1-4


26.

Франция в

18 в. Причины и начало Французской революции.

Комбинированный

Франция в середине 18в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Созыв Генеральных штатов. Учредительное собрание. Плебейский террор. Контрреволюционные мятежи.

Знать: основные положения урока. уметь проводить исторические параллели (якобинцы и жирондисты).

Уметь: проводить исторические параллели (якобинцы и жирондисты).

Генеральные штаты, террор, мятеж.

Учебник, тетрадь, тесты,

карта


§25,ТЗ, РТ№3-5


27.


Французская революция.

От монархии к республике.


Комбинированный

Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Марат, Дантон, Робеспьер. Противоборство «горы» и «жиронды» в Конвенте. Суд над королём и его казнь. Отсутствие единства в лагере революции.

Знать: основные положения урока.

Уметь: по карте определять ход событий, работать с различными источниками исторической информации, выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Монархия, республика, якобинцы, революция.

Учебник, тетрадь, тесты, карта


§26,

РТ№1-3


28.


Французская революция . От якобинской диктатуры к 18 брюмеру Наполеона Бонапарта.

Комбинированный

Якобинская диктатура. Якобинский террор. Термидорианский переворот. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.

Знать: основные положения урока.

Уметь: работать с различными источниками исторической информации, выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Диктатура, переворот, консульство.

Учебник, тетрадь, тесты, карта


§27, проблемное задание, РТ№4-5


29.

Повторение и закрепление пройденного «Эпоха Просвещения. Время преобразований»

Повторительно-обобщающий

Знать: основные понятия: раздела.

Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач, выделять главное в учебном материале

Учебник, тесты


§28,

доклад


30.


Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.


Комбинированный

Основные черты традиционного общества. Религии Востока.

Знать основные понятия урока:

Уметь: работать с различными источниками информации, выделять главное в учебном материале; аргументировать свою точку зрения.

Традиционное общество, конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм

Учебник, тетрадь, презентация, карта


§28


31.

Государства Востока. Начало европейской колонизации.

Комбинированный

Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Маньчжурское завоевание Китая. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие Китая». Китай и Европа: политическая отстранённость и культурное влияние. Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества.


Знать: основные понятия урока:

Уметь: сравнивать исторические явления, работать с различными источниками исторической информации, выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Империя, сёгун, могол, сипай, сословие.

Учебник, тетрадь, карта


§29-30,РТ №2-4

32.

Повторительно-обобщающий урок «Традиционные общество Востока. Начало европейской колонизации»

Повторительно-обобщающий

Повторение основных понятий курса. Обсуждение проблемных вопросов.

Знать: основные понятия курса.

Уметь: делать выводы, анализировать, применять полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы.

Традиционное общество, конфуцианствобуддизм, индуизм, синтоизм, империя, сёгун, могол, сипай, сословие.

Учебник, тетрадь, карта

§28-30


33.

34.

Мир в первый период Нового времени. Контрольно-обобщающий урок. Итоговое тестирование.


Контрольно-обобщающий

Подведение итогов изучения курса. Повторение основных понятий курса. Обсуждение проблемных вопросов.

Знать: основные
понятия курса.

Уметь: делать выводы, анализировать, применять полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы, выделять главное в учебном материале.

Учебник, тетрадь, карта, тесты


§1-30, проект, ТЗ



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ:

В результате изучения курса обучающиеся должны знать/уметь

Знать:

  • Основные понятия и определения;

  • Выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе.

  • Рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма.

  • Раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства.

  • Анализировать исторические явления, процессы, факты.

  • Обобщать и систематизировать полученную информацию.

  • Давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними.

  • Осуществлять перенос знаний (метапредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе и на основе анализа действительности и собственного социального опыта.

  • Определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения.

  • Обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии.

  • Участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх.

  • Определять цели своей деятельности и представлять её результаты.

Уметь:

описывать основные исторические события, выделяя их существенные признаки;

сравнивать исторические события, явления, суждения, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных событий и процессов;

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать значение исторических событий и роль исторических личностей;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;

осуществлять поиск информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в исторической информации факты и мнения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, первичного анализа и использования социальной информации.

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

  1. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.История Нового времени 1500-1800: 7 кл. М.: Просвещение, 2013.

  2. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по истории Нового времени 1500-1800: 7 кл. М.: Просвещение, 2013.

  3. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки по Новой истории. 7 класс. М.: Просвещение,2013.

  4. Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени: 7 класс.М.:ВАКО,2011.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.

  1. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.История Нового времени 1500-1800: 7 кл. М.: Просвещение, 2013.

  2. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по истории Нового времени 1500-1800: 7 кл. М.: Просвещение, 2013.

  3. Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени: 7 класс.М.:ВАКО,2011.

  4. В.п. Буданова., Новое время: книга для чтения по истории.-М.: -2007.

  5. Универсальный иллюстрированный энциклопедический словарь. -М.: Аванта+, 2008.

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

Соргин. Образование Североамериканского государства.http//vivovoco.ru/VV/PAPERS/HISTORY/

История США. http//america.al.ru

Великая Французская революция. http//liberte.newmail.ru/

Империя Великих Моголов. http// historic.ru/books/item/f00/

Традиционный Китай. http//cnina.kulicki.com/

Культура Нового времени. http//countries.ru

История Англии. http//www2uk.ru

Всемирная история в лицах. http//ruiers.narod.ru

История дипломатии. http//diphis.ru

Научная революция Нового времени. http//withhistory.com

Эпоха Возрождения.. http//renesans.narod.ru

Субботин. Великие открытия. http//historia.ru/biblio


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Агафонов С.В. «Программа курса «Новая история. Конец XV-XVIII век». М.,2012.

  2. Агафонов С.В. «Схемы по Новой истории. Конец XV-XVIII век. 7 класс». М., 2013.

  3. Сафронова И.В., Фокеева И.М. «Новая история. Конец XV-XVIII век: Тематическое планирование курса для 7 класса общеобразовательных учреждений». М., 2012.

  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов// school-collection.edu.ru

fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории России разработано в соответствии с Примерной программой основного общего образования по истории, с учетом требований федерального компонента Государственного стандарта общего образования, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории России и мира Нового времени в 7 классе. Предлагаемая программа ориентирована на учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России с конца XVI в. по XIXв.» (М.: Просвещение, 20013).

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

ЦЕЛЬ КУРСА:
Сформировать у обучающихся целостное представление об истории России конца XVI - XVIII вв., как закономерном и необходимом периоде истории России.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  • освоение школьниками ключевых исторических понятий;

  • раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XVI-XVIII веков;

  • раскрытие специфики власти;

  • раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.


Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа курса охватывает период с конца XVI в. по XVIII в., от Смуты до правления императора Павла I. Курс дает возможность проследить огромную роль реформ Петра I в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории России конца XVI- XVIII вв., которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Программа реализовывает компетентностный подход к образованию.
Программа распределяет учебные часы по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых обучающимися.


В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории России для основной средней школы. На изучение предмета отводится 34 час в год из расчёта 2 часа в неделю.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержательная линия изучения истории на ступени основного общего образования направлена на приобретение обучающимися исторических знаний, приведённых в простейшую пространственно - хронологическую систему; на формирование умений оперировать исторической терминологией, в соответствии со спецификой определённых эпох, знакомство с основными способами исторического анализа. Внутренняя периодизация в рамках курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной средней школы. На изучение предмета отводится 34 часа в год. Данное тематическое планирование рассчитано на 32 учебных часа, 2 часа выделяю на повторение пройденного материала. После изучение материала каждого раздела предусмотрен урок для закрепления и повторения пройденного. В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка и взаимопроверка, контрольные срезы.

Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника. Это позволяет лучше осуществлять воспитательные и образовательные задачи школы: формирование патриотичности, гражданственности, целостности в восприятии мира, гармоничного и разностороннего развития личности. Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, выработке практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи.

Планирование предполагает изучение содержания крупными логическими блоками и предусматривает проведение повторительно-обобщающих и контрольных уроков. Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет обучающимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе.

ГЛАВА 1. ( 3 ч.)

РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII ВЕКОВ.

Ликвидация последствий Смуты (восстановление хозяйства, государственного управления, международного положения). Развитие торговых связей (ярмарки и другие признаки формирования всероссийского рынка). Мануфактуры. Активизация связей с Западной Европой. Вопрос об отставании России от Запада.
Правление первых Романовых - Михаила Федоровича (1613-1645 гг.) и Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) - от сословно-представительной монархии к самодержавию (прекращение созыва Земских соборов, рост значения приказов, ростки регулярной армии). Соборное уложение 1649 г.: цели, выработка, значение, юридическое оформление крепостного права. Народные движения второй половины XVII века: причины и последствия Соляного бунта 1648 г., Медного бунта 1662 г.
Внешняя политика России в XVII в.: борьба за статус европейской великой державы, вхождение в состав России Левобережной Украины.

ГЛАВА 2. (9 ч.)

РОССИЯ В XVII ВЕКЕ.

Внешняя политика России в XVII в.: борьба за статус европейской великой державы, вхождение в состав России Левобережной Украины на правах автономии (гетман Б.Хмельницкий, решения и договоры 1653-1654, 1667 годов), присоединение и освоение Сибири. Положение различных народов в многонациональном Российском государстве.
Значение православия в жизни страны. Церковный раскол (середины XVII века): реформы в церкви и причины раскола, позиции Никона и Аввакума, возникновение старообрядчества, последствия раскола. Конфликт Никона и царя. Восстание под предводительством Степана Разина: причины, участники и итоги.
Соотношение традиций и новых европейских элементов в культуре России XVII века: развитие образования (школы и Славяно-греко-латинская академия) и научных знаний, усил.ение светских элементов в литературе, архитектуре, живописи. Единство и особенности быта и нравов знати и простых сословий допетровской Руси

ГЛАВА 3. (7 ч.)

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА.

Петр I (1682-1725 гг.): воспитание, образование и черты характера, устремления, трудный путь к престолу. Вопрос о причинах начала преобразований. Первые европейские реформы: календарь, внешний вид подданных, правила этикета.
Северная война (1700-1721 гг.): причины, участники, основные события (1700 г. - Нарва, 1703 г. - Санкт-Петербург, 1709 г. - Полтава, 1714 г. - Гангут). Создание регулярной армии и флота: цели и средства, рекрутские наборы. Заводское строительство. Положение простого народа: рост повинностей, подушная подать. Ништадский мир 1721 года и образование Российской империи. Укрепление международного положения.
Абсолютизм Петра Великого: положение императора, Сенат, коллегии, губернаторы. Табель о рангах как реформа дворянства и чиновничества. Подчинение церкви государству.
Светский, рациональный характер культуры: европеизация науки (Академия наук, первый музей, первая библиотека), образования (система школ, учебники) и искусства (регулярное градостроительство, Петропавловский собор, светский портрет).


ГЛАВА 4. (4 ч.)

РОССИЯ В 1725-1762 ГОДАХ.

Дворцовые перевороты (1725-1762 гг.): причины и значение, роль дворянской гвардии. Фаворитизм - роль в истории страны (фавориты Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны). Расширение прав и привилегий дворянства: причины, основные вехи, указ о вольности дворянской 1762 года. Вопрос о соотношении крепостничества и капитализма. Крепостнический характер экономики (рост оброков и барщины, крепостной труд на мануфактурах) и зарождение капиталистических отношений (развитие торговли, включение в мировой рынок, развитие мануфактурной промышленности).

ГЛАВА 5. (8 ч.)

РОССИЯ В 1762 -1801 ГОДАХ.

Просвещенный абсолютизм Екатерины II (1762-1796 гг.), черты личности и цели императрицы, «Уложенная комиссия» (цели и результаты). Социальные движения и восстание Е.И. Пугачева: причины, состав участников, итоги и значение для страны.
Великодержавная политика России и вопрос о причинах и значении роста территории империи. Россия в войнах второй половины XVIII в.: русско-турецкие войны, присоединения в Причерноморье и на Кавказе, участие в разделах Польши. А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков: талант военачальника, черты личности. Положение различных народов Российской империи.Просветительские реформы Екатерины II: губернская, образования и их значение. Оформление сословного строя: «Жалованные грамоты» дворянству и городам, сословное самоуправление.Светский, рациональный характер культуры: наука и образование (Московский университет 1755 г.), литература (Г.Р.Державин и другие) и искусство (Академия художеств, европейские художественные стили в России - барокко и классицизм). Вопросы о взаимосвязи и взаимовлиянии российской и мировой культуры в XVIII веке. М.В.Ломоносов: судьба и вклад в российскую культуру.

Итоговое повторение ( 3 ч.)

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «История» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ

Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:

  • Устный опрос;

  • Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.

  • различные виды работ с исторической картой, рассказ по анимированной карте;

  • анализ простейших исторических источников;

  • тесты (однотипные, комплексные, разноуровневые);

  • характеристика исторического деятеля (персоналии) по плану;

  • работа со шкалой времени;

  • творческие задания-задачи, кроссворды, чайнворды;

  • Тексты с лакунами (пропусками);

  • «Оживление» картины, рассказ по картине;

  • историческое сочинение, эссе и т.п.

  • рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).

По итогам изучения курса истории России предусмотрены контрольные работы в виде комплексных разноуровневых тестов.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Глава 1. ( 3ч.)

Россия на рубеже XVI-XVII веков.

1.1

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.

1

1.2

Смута.

1

1.3

Окончание смутного времени.

1

1

Глава 2. (9ч.)

Россия в XVII веке.

2.1


Новые явления в экономике.

1

2.2

Оформление сословного строя.

1

2.3

Политическое развитие страны.

1

1

2.4

Власть и церковь. Церковный раскол.

1

2.5

Народные движения.

1

2.6

Внешняя политика.

1

1

2.7

Образование и культура в XVII веке.

1

2.8

Сословный быт. Обычаи и нравы.

1

2.9

Повторительно-обобщающий урок по главам 1-2.

1

1

Глава 3. (7ч.)

Россия в первой четверти XVIII века.


3.1

Предпосылки петровских преобразований.

1

3.2

Пётр I. Россия на рубеже веков.

1

3.3

Северная война.

1

1

3.4

Реформы Петра I.

1

1

3.5

Экономика России в первой четверти XVIII века.

1

3.6

Социальные движения первой четверти XVIII века.

1

3.7

Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века.

1

Глава 4. (4ч.)

Россия в 1725-1762 годах.

4.1

Дворцовые перевороты.

1

4.2

Внутренняя политика в 1725-1762 годах.

1

4.3

Внешняя политика России в1725-1762 годах.

1

1

4.4

Повторительно-обобщающий урок по главам 3-4.

1

Глава 5. (8ч.)

Россия в 1762 -1801 годах.

5.1

Внутренняя политика Екатерины II.

1

5.2

Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва.

1

1

5.3

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века.

1

5.4

Внешняя политика Екатерины II.

1

1

5.5

Российская империя в конце XVIII века. Внутренняя и внешняя политика Павла I.

1

5.6

Наука и образование.

1

5.7

Художественная культура. Быт и обычаи.

1

5.8

Повторительно-обобщающий урок по главе 5.

1

1

6.1

Итоговое повторение.

1

1

6.2

Итоговая контрольная работа. Работа над ошибками.

2

1

ИТОГО:

34

8

4



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ РОССИИ XVI-XVIII ВВ.


пп


Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Основные понятия

Оборудование

Домашнее
задание

Примечание


1.

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.

Урок изучения нового материала

Царь Федор Иоаннович
Обострение социальных и политических противоречий. Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов

Знать: основные тенденции развития государства.

Уметь: обобщать знания по истории царствования Б.Годунова, сравнивать социально-экономическое развитие Руси до и во время Смуты.

Патриаршество, самозванство, крестьянское восстание.

Учебник, тетрадь

§1, РТ №1,4,5

2.

Смута.

Комбинированный

Династические. Социальные и международные причины Смуты. Восстание И.Болотникова. Польская и шведская интервенция.

Знать: причины Смутного времени, основных действующих лиц этого периода истории.

Уметь: определять причины Смутного времени, работать по карте.

Смута, интервенция.

Учебник, тетрадь, карта

§2, РТ №2,4-5


3.

Окончание смутного времени.

Комбинированный

Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против интервентов. Положение К.Минина и Д.Пожарского. начало династии Романовых.

Знать: основные положения урока.

Уметь: делать выводы о том, почему в России на реализовалась западная модель государственного устройства, а выбор был сделан в пользу самодержавной власти. Выделять главное из текста, формулировать и доказывать свое мнение.

Семибоярщина.

Учебник, тетрадь, карта, презентация

§3, РТ №2,4-5, доклад


4.


Новые явления в экономике.

Комбинированный

Ликвидация последствий Смуты. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наёмного труда. Города и торговля. Ярмарки. Царствование Михаила Романова.

Знать: основные понятия урока.

Уметь: устанавливать межкурсовые связи, сравнивать экономическое положение России с периодом Смуты и странами Европы, объяснять объективные причины отставания России. Оформлять результаты своей деятельности в таблицу.

Мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский рынок, предприниматель, социальная база, рассеянное предприятие, гостиная сотня, суконная сотня, ярмарка.

Учебник, тетрадь, карта, тесты

§4, РТ №4-6


5.

Оформление сословного строя.

Комбинированный

Положение крестьян и дворянства. Уложение 1649г. и окончательное закрепощение крестьян. Начало становления абсолютизма.

Знать: основные понятия урока.

Уметь: высказывать и аргументировать свою точку зрения, выполнять творческие задания, работать с дополнительной литературой.

Сословие, абсолютизм, дворяне.

Учебник, тетрадь

§5, РТ №2,3,5,7


6

Политическое развитие страны.

Комбинированный

Первые Романовы: усиление самодержавной власти Земские соборы. Боярская Дума. Местное самоуправление. Соборное Уложение 1649 года.

Знать: основные понятия урока.

Уметь: знать этапы закрепощения крестьян, находить отличия между наемным и крепостным трудом, работать с документом

Белая слобода, владельческие крестьяне, подворная подать, поземельная подать, черносошенные крестьяне, волость, крепостничество, самодержавие, стан.

Учебник, тетрадь, карта

§6, РТ №4-6


7.

Власть и церковь. Церковный раскол.

Комбинированный

Самодержавие и церковь. Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум

Знать: основные понятия урока.

Уметь: Приводить примеры, подтверждающие, что раскол православной церкви есть продолжение общеевропейской Реформации. Объяснять причины конфликта власти и церкви, готовить сравнительные характеристики.

Протопоп, церковный раскол, старообрядчество.

Учебник, тетрадь, презентациятесты

§7, РТ №1,4, ТЗ

8.

Народные движения.

Комбинированный

Социальные движения второй половины 17в. Городские восстания
Восстание под предводительством Степана Разина: причины, ход событий, итоги.

Знать: основные понятия урок, основные персоналии, показывать на карте основные территории, охваченные движениями.

Уметь: выделять причины выступлений, подводить итоги.

«Бунташный век», прелестные письма.

Учебник, тетрадь, карта

§8, РТ №3-5, сообщение

9.

Внешняя политика.

Комбинированный

Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-шведские и русско-турецкие отношения. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Знать: основные направления внешней политики..

Уметь: определять причины войн, показывать на карте театр военных действий.

Гетман, голытьба, реестровые казаки.

Учебник, тетрадь, карта

§9, РТ №4-6


10.

Образование и культура в XVII веке.

Комбинированный

Культура 17в. «Обмирщение» культуры. Зодчество, образование, литература, живопись, крупнейшие представители духовной и художественной культуры Симеон Ушаков.

Знать: основные понятия урока.

Уметь: выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения.

Секуляризация культуры.

Учебник, тетрадь, презентация

§10, РТ №3,7, доклад

11.

Сословный быт. Обычаи и нравы.

Комбинированный

Быт и обычаи крестьянства. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения.

Знать: основные понятия урока.

Уметь: сравнивать быт разных слоёв населения, анализировать информацию и делать выводы.

Изразцы, тафта, терем.

Учебник, тетрадь, презентация

§11, РТ №2,3, доклад


12.

Повторительно-обобщающий урок по главам 1-2.

Урок закрепления знаний


Разноуровневая контрольная работа.

Знать: основные понятия раздела.

Уметь: называть характерные черты экономического, социального, духовного и политического развития. Давать характеристику состояния России накануне решающих перемен.

Учебник, карта, тесты

§1-11, ТЗ

13.

Предпосылки петровских преобразований.

Урок изучения нового материала

Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы Ордина -Нащокина. Преобразовательные планы В.В.Голицына.

Знать: знать основные положение урока.

Уметь: давать характеристику состояния России накануне решающих перемен, выделять главное в тексте учебника.

Регентство, гвардия, волонтёр, верфь.

Учебник, тетрадь, карта

§12, РТ №2-4


14.

Пётр I. Россия на рубеже веков.

Комбиированный

Стрелецкое восстание. Царствование Софьи. Воцарение Петра I. Азовские походы. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство.

Знать: основные положения урока.

Уметь: высказывать и аргументировать свою точку зрения, работать с различными источниками информации, готовить доклад.

Рекрутская система, конфузия.

Учебник, тетрадь, карта

§13, РТ №2,4, доклад


15.

Северная война.

Комбинированный

Северная война. Реорганизация армии. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Морские сражения. Ништадский мир.

Знать: хронологию Северной войны, причины и итоги войны.

Уметь: объяснять причины войны и ее необходимость, показывать на карте театр военных действий. Рассказывать об архитектуре Петербурга, становление русского флота.

Генеральное сражение, редут, регулярная армия.

Учебник, тетрадь, карта, тесты

§14, РТ №3-5,ТЗ

16.

Реформы Петра I.

Комбинированный

Реформы государственного управления. Социальная политика. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Указ о престолонаследии. Значение петровский преобразований.

Знать: содержание основных реформ Петра, их значение.

Уметь: характеризовать экономическое положение России при Петре I, объяснять перестройку экономической структуре страны, сравнивать положение сословий в петровскую эпоху с прежним.

Меркантелизм, приписные крестьяне. Подушная подать, протекцеонизм.

Учебник, тетрадь, тесты

§15, РТ №2,5,6


17.

Экономика России в первой четверти XVIII века.

Комбинированный

Состояние экономики России на рубеже веков. Экономическая политика Петра I.Сельское хозяйство. Развитие мануфактур. Ремесленное производство. Торговля. Денежная и налоговая реформы. Итоги экономического развития.

Знать:основные понятия урока. Направления экономического развития страны при Петре.

Уметь: высказывать и аргументировать свою точку зрения, работать с историческими источниками.

Мануфактура, ремесленное производство, реформа.

Учебник, тетрадь, карта

§16, РТ №1,4,5


18.

Социальные движения первой четверти XVIII века.

Комбинированный

Причины народных восстаний. Астраханское восстание. Восстание К.А.Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Выступления рабочих людей. Значение народных выступлений.

Знать: причины восстаний, участников, их требования.

Уметь: показывать районы восстаний, рассуждать о причинах поражения .

Работные люди, отходники, посессионные крестьяне, челобитная.

Учебник, тетрадь, карта, тесты

§17, РТ №3-5


19.

Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века.

Комбинированный

Образование и наука. Изменения в культуре, в быту. Школа математических и навигационных наук. Значение культурного наследия Петровской эпохи. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве.

Знать: основные направления развития культуры, своеобразие быта различных слоёв населения.

Уметь: высказывать и аргументировать свою точку зрения, работать с иллюстративным материалом.

Ассамблея, гравюра, кант, клавикорды, кунсткамера, цифирные школы, прелестные письма.

Учебник, тетрадь, презентация

§18-19, РТ №4-6,ТЗ


20.

Дворцовые перевороты.

Комбинированный

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни.

Знать: причины дворцовых переворотов, хронологию событий и действующих лиц.

Уметь: обобщать знания, делать выводы, доказывать свои суждения, работать с дополнительной литературой.

Дворцовый переворот, Тайный совет, Конституционная монархия, кондиций.

Учебник, тетрадь, карта

§20-21, РТ №3-5


21.

Внутренняя политика в 1725-1762 годах.

Комбинированный

Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянской. Усиление крепостничества.

Знать: особенности внутренней политики российских императоров после Уметь: работать с текстом учебника, историческими источниками, аргументировано высказывать своё мнение.

Манифест, вольности, таможня.


Учебник, тетрадь, карта

§22, РТ №4-5


22.

Внешняя политика России в1725-1762 годах.

Комбинированный

Войны с Персией и Турцией. Участие России в семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.

Знать: главнее направления и особенности внешней политики.

Уметь: работать с картой, составлять хронологические таблицы.

Восточный барьер, гаубица.

Учебник, тетрадь, карта, тесты

§23, РТ №1,3,4,5


23.

Повторительно-обобщающий урок по главам 3-4.

Урок закрепления знаний

Повторение и закрепление полученных знаний. Письменная проверочная работа.

Знать: основные положения и понятия раздела.

Уметь: излагать письменно свою точку зрения,
готовить сообщения на заданную тему, выступая с докладом, отвечать на вопросы аудитории.

Учебник, тесты, карта

§12-23,ТЗ


24.

Внутренняя политика Екатерины II.

Урок изучения нового материала

Просвещённый абсолютизм. Жалованные грамоты дворянству и городам. «Золотой век» рус Уложенная комиссия. Губернская реформа. Проникновение либеральных идей в Россию. А.Н.Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством.

Знать: цели и итого политики Екатерины II.

Уметь:
Излагать свою точку зрения, приводить аргументацию и доказательства, работать с документами.

Просвещённый абсолютизм, либерализм.

Учебник, тетрадь, карта

§24, РТ №2,4


25.

Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва.

Комбинированный

Социальные движения второй половины 18 века. Восстание под предводительством Е.Пугачёва.

Знать: дату, причины и итоги восстания.

Уметь: объяснять причины восстания, давать оценку действиям, излагать аргументировано своё мнение, работать с картой.

Крестьянская война, уложенная комиссия.

Учебник, тетрадь, карта

§25, РТ №3,4,5,ТЗ


26.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века.

Комбинированный

Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Развитие промышленности. Предпринимательство. Начало разложения крепостнической системы. Сельское хозяйство. Итоги экономического развития.

Знать: тенденции и противоречия экономического развития.

Уметь: определять основные черты экономического развития, делать вывод о влиянии крепостного права на развитие экономики, читать карту.

Миссионеры, секуляризация, экономические крестьяне, отходники, банк.

Учебник, тетрадь, карта

§26, РТ №1,4,5


27.

Внешняя политика Екатерины II.

Комбинированный

Царствование Анны Иоанновны; политика в отношении дворян, Э.Бирон. Царствование Ивана Антоновича. Переворот в пользу Елизаветы

Знать: основные направления внешней политики, термины и даты.

Уметь: обобщать знания, делать выводы, работать с картой, рассказывать о военных действиях с опорой на термины и даты.


Протекторат, переворот, повод.

Учебник, тетрадь, карта

§27-28, РТ №4,5


28.

Российская империя в конце XVIII века.

Внутренняя и внешняя политика Павла I.

Комбинированный

Павел I.Попытки укрепления режима.. Внутренняя политика. Изменение порядка престолонаследия. Манифест о трёхдневной барщине.

Знать: противоречивый характер политики Павла I.

Уметь: объяснять причины последнего дворцового переворота, высказывать своё отношение, работать с текстом учебника и картой.

Эскадра.

Учебник, тетрадь, карта, тесты

§29, РТ №2,3

29.

Наука и образование.

Комбинированный

Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. Становление отечественной науки. М.В.Ломоносов. Основание московского университета. Географические экспедиции.

Знать: основные направления развития науки и образования, понятия.

Уметь: устанавливать связь между развитием экономики, политики, культуры, работать с документами, текстом, делать доклад.

Воспитательный дом, солдатская школа, духовная семинария, институт благородных девиц, университет, агрономия, паровая машина.

Учебник, тетрадь, презентация

§30, РТ №4, доклад


30.

Художественная культура. Быт и обычаи.

Комбинированный

Литература и журналистика. Крепостной театр. Ф.Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном искусстве и музыкальном искусстве. Быт народов России. Дворянская усадьба. Жизнь и обычаи крестьян. Жизнь горожан.

Знать: выдающиеся достижения и имена деятелей культуры, особенности русской культуры.

Уметь: описывать образ жизни различных слоёв общества, прослеживать связь русской культуры с западной, описывать памятники культуры.

Самосознание, нация, ода, барокко, классицизм, классическая архитектура, патриотизм.

Учебник, тетрадь, презентация

§31-33, РТ №1,3, доклад


31.

Повторительно-обобщающий урок по главе 5.

Урок обобщения и закрепления знаний

Знать: основные термины раздела.

Уметь: работать с тестовым материалом, историческими источниками.

Карты, тесты

§24-33, РТ №1-3, ТЗ


32.

Итоговое повторение.

Урок обобщения и закрепления знаний

Знать: знать основные термины курса.

Уметь: высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Учебник, тетрадь, карта, презентация

Термины, даты, проект

33.

Итоговая контрольная работа.

Урок обобщения и закрепления знаний

Знать: основные термины и даты курса, исторических личностей.

Уметь: письменно высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Тесты, карта

Основные понятия повторить


34.


Работа над ошибками.

Уурок обобщения и закрепления знаний

Знать: основные термины, даты и положения курса.

Уметь: высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Учебник, тетрадь, карта







ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

В результате изучения курса обучающиеся должны знать/ уметь:

Знать:

  • даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний;

  • места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры;

  • территорию государства, крупнейшие центры торговли, промышленности;

  • положение и образ жизни основных сословий;

  • памятники, предметы труда, здания, произведения искусства;

  • общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений;

  • характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития;

  • значение основополагающих понятий курса;

  • социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн и крестьянских выступлений;

  • реформы, деятельность Петра, Никона, Екатерины Великой.

Уметь:

  • Определять и объяснять понятия.

  • Выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе.

  • Рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма.

  • Раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства.

  • Анализировать исторические явления, процессы, факты.

  • Обобщать и систематизировать полученную информацию.

  • Давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними.

  • Осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе и на основе анализа действительности и собственного социального опыта.

  • Определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения.

  • Обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии.

  • Участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх.

  • Определять цели своей деятельности и представлять её результаты.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 7 класс. - М.: «Просвещение», 2013гг.

  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVI века» (7 класс), - М.: Просвещение, 2013 г.

  3. Данилов А.А. Программа курса истории России для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2011г.

  4. Майков А. Н. Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века» 6-7 классы. Книга для учителя. - М.:Просвещение, 2010.

  5. Настольная книга учителя истории. 5-11 классы/ Авт.-сост. М.Н.Чернова. - М., 20012.

  6. Соловьев К.А., Серов Б.Н. поурочные разработки по истории России. 7класс. - М.:ВАКО, 2013.

  7. Справочник учителя истории. 5-11 классы/ авт. - сост. Чернова М.Н. - М.: Изд. «Экзамен», 2008.

  8. Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». - «Интерактивный мир». АО Коминфо.

  9. Волкова К.В., Контрольно-измерительные материалы история России.- М.: ВАКО,2012.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ:

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 7 класс. - М.: «Просвещение», 2013.

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVI века» (7 класс), - М.: Просвещение, 2013.

3. Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». - «Интерактивный мир». АО Коминфо.

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА:

Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ. http//hist/msu.ru

История государства. http//statehistory.ru

История России от князей до Президента. http//www

Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях. http// history.tom.ru

Библиотекарь. РУ: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. http//bibliotekar.ru

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. Балязин В. Пётр Великий и его наследники:- М.: «Олма Медиа Групп», 2008.

2. Балязин В. Екатерина Великая и её семейство:- М.: «Олма Медиа Групп», 2008.

3. Балязин В.Николай I, его сын Александр II, его внук Александр III:- М.: «Олма Медиа Групп», 2008.

4.БарабановВ.В., Николаев И.М., Рожков Б.Г.. История России. С древнейших времён до конца века:- М.: АСТ «Астрель», 2009.

5. ЕлмановН.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994.

6. Запорожец Н.И. Книга для чтения по истории.- М., 2008.

7. Калашников В. Энциклопедия тайн и загадок. -М.,2008.

8. Кулагина Г.А. Сто игр по истории.- М., «Просвещение», 1983.

9. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. - М., 1998.

10. Матюшин Г. Н. Археологический словарь. - М., 1994

11. Миронова Т. Необычайное путешествие в Древнюю Русь. - М., 1994

12. Митяев А. В. Героические страницы истории нашей Родины. IX-XVIII вв. - М., 1991

13. Преображенский А. А. История открывает тайны. - М., 1991

14. Рабинович М. Судьбы вещей. - М., 1974

15. Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. - М., 1987

16. Сахаров А. Н., Троицкий С. М. Живые голоса истории. - М., 1978.

67

© 2010-2022