- Преподавателю
- История
- Программа работы муниципальной инновационной площадки
Программа работы муниципальной инновационной площадки
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гусева А.Н. |
Дата | 10.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования Нижегородской области
Управление образования администрации Уренского муниципального района
МБОУ «Уренская средняя общеобразовательная школа №2»
Уренского муниципального района Нижегородской области
Программа работы
муниципальной инновационной площадки
по теме исследования
«Внедрение проектно - дифференцированного подхода при обучении истории и обществознанию на уровне основного общего образования»
Педагоги -
экспериментаторы:
Махова Т.П.,
Гусева А.Н. - учителя истории
Урень,
2015г.
Актуальность и научное обоснование исследования
Современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, таким образом, учитель сталкивается с необходимостью совершенствовать формы и методы работы, для реализации требований и задач ФГОС в процессе обучения.
ФГОС ООО обозначает следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования:
ЛИЧНОСТНЫЕ результаты освоения основной образовательной программы ООО должны отражать:
-
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
-
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения основной образовательной программы ООО должны отражать:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
-
владение основами самоконтроля, самооценки
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения основной образовательной программы ООО должны отражать освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области
При итоговом оценивании результатов освоения учащимися основной образовательной программы ООО должны учитываться умения выполнения проектной деятельности.
Проект - целенаправленное изменение некоторой системы, ограниченное во времени и ресурсах и имеющее специфическую организацию.
Проектное обучение - сочетание проектной формы учебной деятельности и собственно проектирования.
Дифференциа́ция - разделение, расслоение целого на различные части, формы и ступени.
Уровневая дифференциация обучения предусматривает:
-
наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся. Базовый обязательный уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;
-
базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;
-
система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой;
-
наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.
Уровневая дифференциация в проектно-дифференцированном обучении определяет наличие как базового обязательного уровня сформированности проектных действий у каждого обучающегося (т.е. он реально достижим для всех учащихся, так как предусматривает возможность выполнения этих действий при непосредственном участии учителя), так и повышенного уровня сформированности проектной компетентности у обучающихся, определяемого высокой степенью их самостоятельности в выполнении проектных действий.
Проектно-дифференцированное обучение - ориентированная на целенаправленное формирование проектной компетентности школьника дидактическая система, реализуемая как на уровне отдельного педагога, так и школьного педагогического коллектива в целом, основанная на сочетании проектной формы учебной деятельности на уроке с проектной деятельностью во внеурочное время, а также на уровневой дифференциации в требованиях к образовательным результатам.
Ведущий метапредметный результат ФГОС ООО:
формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Инновационная идея
В ходе работы инновационной площадки учащиеся смогут приобрести опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной и внеучебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне, получить возможность развивать способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, научиться выполнять различные виды проектов.
В исследовании предполагается участие 7 «А», 7 «Б» классов по предметам «История» и «Обществознание» под руководством двух учителей. Обучение будет осуществляться в соответствии с базисной программой для общеобразовательных школ.
В этих классах содержание и технологии обучения будут модернизированы в соответствии с поставленными целями и задачами инновационной деятельности.
После окончания каждого учебного года и всей инновационной работы посредством качественного и количественного анализа будут сопоставлены технологии и результаты обучения.
Исследование рассчитано на 3 года: с 1 сентября 2015 года по 1 сентября 2018 года.
Предмет исследования
Проектно-дифференцированный подход в обучении, применяемый с использованием информационно-коммуникационных технологий, в рамках изучения истории и обществознания в общеобразовательной школе.
Цель
Разработка и реализация проектно-дифференцированного подхода в обучении учащихся на уроках истории и обществознания с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Задачи
На основе проектно - дифференцированного обучения создание условий, при которых учащиеся:
-
самостоятельно приобретают знания из различных источников;
-
учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-
приобретают коммуникативные умения;
-
развивают исследовательские умения;
-
развивают системное мышление
Гипотеза
Противоречие между потребностью в организации проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательной организации и отсутствием у учащихся навыков работы в рамках проектной деятельности ( постановки цели, задач, выдвижение гипотезы, отбора методов проектной деятельности, аргументации и формулировкой вывода).
При системном подходе к данной проблеме, разработка и использование проектно-дифференцированного подхода с использованием информационно-коммуникационных технологий позволит добиться повышения уровня формирования проектно-исследовательской компетентности учащихся.
Методы проведения исследованияВходная диагностика, анализ нормативной базы, подзаконных актов.
Получение необходимой нормативной базы по исследованию
Учителя -экспериментаторы
На заседании творческой группы, на методсовете школы
Октябрь, январь,
Систематизация предполагаемого объема работы.
Выполнение информационных карт
Учителя - экспериментаторы
На заседании творческой группы, на методсовете школы, на совещании при директоре, на педсовете
Постоянно
Систематизация, абстрагирование и синтез материалов по научно - методологическим основам проектной деятельности в образовании.
Создание необходимой методологической базы эксперимента
Учитель - экспериментатор, психолог
На заседании творческой группы, на методсовете школы, на совещании при директоре
Ноябрь, январь, май
Моделирование проектно-дифференцированного подхода развития образовательной среды
Создание эффективных моделей развития образовательной среды
Учитель - экспериментатор, психолог
На заседании творческой группы, на методсовете школы
Январь, май
Опросы анкетирование
Определение уровня готовности учащихся к проектной деятельности
Учителя - экспериментаторы,
На заседании творческой группы, на методсовете школы
Январь, май
Сравнение, аналогия, обобщение
Сравнение и обобщение результатов учебной работы
Учителя - экспериментаторы
На заседании творческой группы, на методсовете школы, на совещании при директоре
По итогам учебного года
Выходная диагностика, классификация и систематизация
Классифицировать и систематизировать полученные в ходе
исследования данные
Учителя - экспериментаторы
На заседании творческой группы, на методсовете школы, на совещании при директоре, на педсовете
Сроки исследования
1 сентября 2015г. - 1 сентября 2018г.
Состав участников исследования
Распределение функциональных обязанностей
Учителя - экспериментаторы проводят исследование, отслеживают результаты и ведут психолого-педагогические карты учащихся, ведут дневник исследования, составляют тематическое планирование.
Педагог - психолог создает безопасный социально-психологический климат, где каждый субъект инновационной деятельности может творчески реализовать свои возможности личностного и профессионального роста.
База
Для участия в исследовании выбраны учащиеся 7 классов.
Критерии оценки результатов
-
Разработка социальных проектов в рамках курса «Обществознание», проектов по истории для школьного научного общества учащихся.
-
Повысится уровень сформированности проектно - исследовательских компетенций, 100% учащихся вовлечены в групповую проектную деятельность.
-
Готовность к проектной деятельности возрастёт у 15-20% учащихся класса.
4. Доля участников в проектной деятельности повысится до 15-20%.
5. Увеличится количество детей, участвующих в НОУ, конкурсах, интеллектуальных соревнованиях различного уровня на 20-25%.
6. Увеличится доля детей, обладающих проектно-исследовательскими компетенциями на 10-15%.
7. Учителя внедрили и освоили методику проектно-дифференцированного подхода в обучении на уроках истории и обществознания в общеобразовательной школе.
Мониторинг проектной деятельности учащихся
1.Оценка руководителя проектной работы.
2. Результативность участия в конкурсах различного уровня.
3. Самооценка автора проектной работы.
4. Оценка экспертного совета НОУ.
Прогноз положительных результатов
-
Формирование и развитие проектно-исследовательских компетенций школьников.
-
Развитие учебных универсальных действий: постановки поисковой задачи, выдвижение гипотез, нахождение нужной информации, анализа, синтеза, умения выделять главное.
-
Разработка учебно - исследовательских проектов с социально значимыми результатами
-
Повышение количества участников предметных олимпиад, конкурсов, НОУ.
Прогноз возможных потерь
Затраты времени на проектную деятельность всегда довольно значительны. Существует большая вероятность возрастания учебной нагрузки учащихся.
Способы коррекции и компенсации негативных последствий
Применение здоровьесберегающих технологий при реализации инновационной деятельности. Учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся подросткового возраста.
Формы предоставления результатов исследования
-
Создание учащимися банка проектных работ.
-
Разработка методических рекомендаций по теме инновационной работы.
-
Методические разработки уроков.
-
Выступления учителей на педсовете, методсовете школы, на экспертном совете района.