Разработка урока по всемирной истории на тему Китай в XVI – XVIII веках (7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Всемирная история 7 класс

Тема урока: Китай в XVI - XVIII веках.
Цель: называть начало правления династии Цин в Китае; выделять особенности развития экономики; знать черты государственного устройства Китая династии Цин; уметь характеризовать экономическое и политическое положение страны; ознакомиться с ярчайшими достижениями китайской культуры, науки; усовершенствовать навыки работы с исторической картой; формировать навыки самостоятельной работы с историческими источниками; навыки групповой работы; умения анализировать и оценивать факты. Использовать межпредметные святи. Высказывать мнение о влияния культуры Китая на развитие Европы. Воспитывать умения сотрудничества, самостоятельности, организованности, ответственности. Развитие познавательной компетенции.
Тип урока: комбинированный урок путешествие.
Оборудование: компьютер, настенная карта «Китай в 16-18вв.», фломастеры, информационные материалы, таблицы самооценки, исторический атлас, контурные карты, мультимедийная доска и проектор, диск CD c презентациями «Культура и религия Китая»; рабочая тетрадь для изучения темы.

Ожидаемые результаты: после этого урока учащиеся смогут:
-показывать на карте территорию Китая;
-узнать о причинах крестьянского недовольства, приведшего к Крестьянской войне;
-создать представление о внутренней жизни и экономике Китая;
-развивать умения формулировать причины событий;
-описывать памятники китайской культуры;
-высказывать мнение о вкладе китайской культуры в развитие мировой культуры;
-прогнозировать собственную работу на уроке и уметь оценивать ее.

Основные понятия: династия, культура, конфуцианство.
План урока: I. Организационный момент. Приветствие, проверка посещаемости учащихся. II. Опрос домашнего задания. Индивидуальные карточки с разно уровневыми заданиями. III. Объяснение темы. 1.Развитие экономики Китая. 2.Крестьянская война 1628-1644гг. Ее причины и последствия. 3.Образование новой Китайской династии Цин (Чистая). 4.Религия и культура Китая.

IV. Обобщение темы V. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание. Обсуждение работы. Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие. Проверка учащихся. Подготовка к уроку. Учитель: у вас есть таблица самооценки, за каждый правильно отвеченный вопрос ставить себе по одному балу, таким образом вы наберете баллы на оценку.

Учитель заранее до урока создает творческие группы учащихся

  • 1-я группа «Исследователи» - разбиваются на 2 подгруппы, каждая из которых имеет свое направление исследования:

  • 1 подгруппа - «исследование хода Крестьянской войны, ее причины и итоги»

  • 2 подгруппа - «исследование образования новой китайской династии Цин».

  • 2-я группа «Аналитики» - слушая рассказы исследователей - делают выводы и анализируя данную информацию делятся ею с учащимися.

II. Проверка домашнего задания методом экспресс - контроля (задание дано на интерактивной доске). 1.Глава Османского государства носил титул:
А) царя; Б) короля; В) султана; Г) богдыхана.

2. Турецкий султан Мехмед ІІ Фатих (Завоеватель) правил в:
А) 1450-1480 гг.
Б) 1451-1481 гг.
В) 1461-1491 гг.
Г) 1470-1495 гг.

3. При каком султане Османская империя достигла наивысшего могущества:
А) Селиме I;
Б) Сулеймане II;
В) Мехмеде II;
Г) Селиме II.

4. Болгарские и сербские партизаны, которые боролись против турок-
завоевателей, назывались:
А) гезами; Б) гайдуками; В) гугенотами; Г) янычарами.

5. Осада турецкими войсками Константинополя и овладения им состоялось:
А) 1451г., 7 апреля-29 мая;
Б) 1453г., 7 апреля-29 мая;
В) 1452г., 7 апреля-29 мая.
Г) 1454г., 7 апреля-29 мая.

6. Турки-османы завоевали: А) Сербию; Б) Иран; В) Англию; Г) Киевскую Русь; Д) Афганистан;
Е) Византийскую империю.


7. Коалиция европейских государств, которая была создана для борьбы с
Османской империей, называлась:
А) «Священным союзом»;
Б) Лигой наций;
В) «Священной лигой»;
Г) «Союзом трех императоров».

8. Власть султана в Османской империи:
А) ограничивалась служителями мусульманской религии;
Б) была неограниченной;
В) ограничивалась советом представителей крупнейшей знати;
Г) ограничивалась янычарами.

9. Школы в Турции создавались при мусульманских храмах и назывались:
А) мечетями;
Б) минаретами;
В) медресе.
Г) михрабы;

10. Приведите в соответствие понятия и их значения:
1) султан а) турецкий феодал, получавший земельные пожалования за

несение военной службы;
2) диван б) тип государства, отличавшегося огромной территорией
и амбициями на мировое господство;
3) империя в) турецкая регулярная пехота, созданная XIV в.;
4) сипахи г) правительственное учреждение по административным
и судебным делам;
д) титул мусульманского светского правителя;

1)______; 2)______; 3)______; 4)______.

III. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.
Вступительное слово учителя


Учитель предлагается учащимся прослушать фрагмент «Китайской музыки показывает картинки и задает вопрос: с какой страной связана эта музыка и что изображено на картинках ??




Разработка урока по всемирной истории на тему Китай в XVI – XVIII веках (7 класс).Разработка урока по всемирной истории на тему Китай в XVI – XVIII веках (7 класс).

Метод «Микрофон» Беседа продолжается по методу воображаемого микрофона - высказать учащимся по одному слову, с чем у них ассоциируется слово Китай.
Респондент - корреспондент - выступление учащихся ( им заранее было дано
задание подготовить краткий экскурс в историю: что интересное мы помним о Китае).
Разработка урока по всемирной истории на тему Китай в XVI – XVIII веках (7 класс).Разработка урока по всемирной истории на тему Китай в XVI – XVIII веках (7 класс).Разработка урока по всемирной истории на тему Китай в XVI – XVIII веках (7 класс).

  1. Великая Китайская стена (хронология, причины, строительство стены).

  2. Легенда о том, как из кокона шелкопряда получили нить.

  3. Кто и как в Китае изобрел бумагу.

  4. Изготовление фарфора.

  5. Легенда о возникновении письменности.

  6. Изобретение компаса и пороха.

  7. Слово учителя:
    Итак, тема урока: «Китай в XVI - XVIII веках».
    Давайте поставим перед собой задания на этот урок, определим его цель.
    Метод незаконченного предложения

  • «Я хочу, чтобы этот урок был…»

  • «Я стремлюсь узнать больше о…»

  • «Я хочу узнать …»

  • «Я смогу дать собственную оценку … »

(Все интересные идеи, мысли учащиеся записывают на ватмане цветными фломастерами, потом вывешивается ватман с целью урока, учащиеся сравнивают записанное).

Ознакомление учащихся с ожидаемыми результатами.
Упражнение «Погода в классе»

На доске прикрепляется заранее заготовленный рисунок облака, с которого капают капли дождя - ожидания, которые изготовляются учителем совместно с учащимися (учитель начинает формулировать, а учащиеся дополняют свое).
Проблемное задание: Слушая мой рассказ, работая с картой и учебником, выяснить, влияние развития экономики на историю государства ; роль династии Цин в развитии Китая; развитие китайской культуры и влияние ее на мировую культуру.

Весь рассказ учителя сопровождается работой с картой


Изучение и исследование нового материала.

1.Вводное слово учителя:
На северо-востоке от Индии, за Гималайскими горами находится Китай. Древние китайцы называли свою страну «Поднебесная империя». Китайская цивилизация - одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Наличие земледелия в бассейнах рек Хуанхэи Янцзы, создавало преимущества для китайского государства, в котором было в основном развито земледелие( вспомните: какая земледельческая культура была развита). Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии и единой системы письма. В XVI - XVIII веках, когда европейские государства переживали период бурного развития и становления капиталистического общества, восточные государства в своем общественно-политическом развитии стояли на месте. Европейские государства добивались мирового господства, поэтому обострился конфликт между Западом и Востоком. В к. XVII Восток по темпам развития уступал передовым странам Европы. Китайская империя стала пассивным участником основных событий мировой истории и занималась исключительно своими проблемами.

Мозговой штурм:

На основе имеющихся знаний сделайте вывод об особенностях развития экономики Китая:
1) неограниченная власть императора;
2) сельскохозяйственная страна;
3) трудоемкое производство.

1.Развитие экономики Китая Индивидуальная работа с учебником и историческими источниками (проводится с использованием технологии критического чтения).Разработка урока по всемирной истории на тему Китай в XVI – XVIII веках (7 класс).



Учащиеся читают пункт «Государство и общество» параграфа 28,учебник, составляя схему «Экономика Китая 16-18в.» . Также используя исторические источники в рабочей тетради ученики дополняют схему.

На индивидуальную работу отводится 4 минуты.


Мастерские по изготовлению фарфора


Специализация отдельных районов


Ярмарки


Кораблестроение


Сельское хозяйство


Хлопчатобумажное производство


Ремесло,

торговля


Частная собственность


Государственная собственность


Обсуждение составленной схемы:

1.Как вы считаете, почему Китай оставался сельскохозяйственной страной?

2.Почему государство запретило частное производство фарфора?

3.Проанализировав все вышесказанное, охарактеризуйте положение крестьян в Китае.

Слово учителя: итак, давайте сделаем вывод по экономическому развитию Китая ( и записываем его в рабочую тетрадь):

  • Тяжело экономическое положение;

  • Разорение крестьян ;

  • Развитие ремесла только на юго-востоке страны;

  • Выплата больших налогов всеми слоями населения.

Изучив, экономику Китая и выяснив, положение крестьян мы можем перейти к следующему вопросу нашего урока:

2.Крестьянская война в Китае 1628-1644гг.
Рассказ учителя: войны за покорение Вьетнама, с Японией на Корейском полуострове ослабили империю. Потому, чтобы улучшить тяжелое экономическое положение, торговлю и ремесла, новый император начал проводить реформы. Но его отравили, и реформы не были воплощены в жизнь. Ситуация в стране начала ухудшаться.
Групповая работа. (выступает группа «Исследователи» с подготовленной заранее до урока информацией, остальные учащиеся класса записывают в тетради полученную новую информацию о Крестьянской войне,)


Группа «Исследователи» (1-я подгруппа): они исследовали ход Крестьянской войны и ее итоги.
Сообщения учащихся о Крестьянской войне



Крестьянская война.

В 1622 г. начались восстания крестьян в Шаньдуне под руководством тайного общества Белый Лотос. Правительственные войска не в силах были справиться с ними. И власти пошли на некоторые уступки, в надежде выиграть время. Стремясь вновь перехватить инициативу они объявили в 1636 г. амнистию участникам восстания, в случае их добровольного прекращения вооруженной борьбы. Вождям восставших было обещано полное прощение, и зачисление в императорскую армию, на офицерские должности. Специальным императорским эдиктом объявлялось о снижении налогов с населения.
Проведенные акции вскоре привели к первым положительным для правительства результатам. Многие крестьяне возвратились домой, и приступили к мирному труду.
Казалось, что крестьянская война завершилась окончательно. Однако это оказалось иллюзией. Уже в 1639 г. восстания крестьян вновь охватили многие районы Китая, и к ним даже стали присоединяться некоторые представители господствующих слоев, недовольные Минами. Во главе восстания встали Чжан Сяньчжун, и Ли Цзычен. Они сумели создать достаточно сильную и боеспособную армию

В начале 1644 г. ли Цзычэн принял решение о походе на Пекин. Двумя колоннами его войска двинулись из Сиани пользуясь поддержкой широких слоев населения. В апреле того же года, не встретив фактически никакого сопротивления, повстанцы вошли в столицу. Император Чунь Чжэнь не в силах выдержать такого позора покончил жизнь самоубийством, повесившись в беседке, парка близ своей резиденции, предварительно собственноручно лишив жизни дочь и нескольких наложниц. Вместе с ним в знак преданности кончили жизнь самоубийством около 80 тыс. человек.
Ли Цзычэн был провозглашен новым императором, а его ближайшее окружение, получило высшие должности в государстве. Китаем стал управлять специальный совет повстанческих вождей, в котором, помимо нового императора ведущую роль играли бывший кузнец Лю Цзум и поэт Ли Синь.

Новый государственный аппарат строился по традиционным для Китая образцам восточной деспотии. И опирался на реорганизованную армию, в которую проводилась мобилизация, и где царила строгая дисциплина. Земля в районах, контролировавшихся восставшими, переходила в руки крестьян, с них снимались многие налоги.
Однако минское правительственное войско, которым командовал У.Саньгуй, не признало новую власть. Выбирая между повстанцами и прежней китайской элитой, которая требовала обратиться за помощью к маньчжурам, он принимает решение признать себя маньчжурским вассалом, и открыл ворота в Великой китайской стене, для их доступа на территорию Китая.


2-я группа «Аналитики» (учащиеся выслушав и проанализировав ход Крестьянской войны делают выводы, почему началась Крестьянская война, ошибки ее руководителей , почему восставших поддержало не все население Китая и свои результаты сообщают учащимся)
3.Образовани новой династии в Китае - Цин (Чистая).
Сообщения учащихся .Группа «Исследователи» (2-я подгруппа) рассказ об образовании династии Цин).


В 1644 г. Маньчжурам удалось вторгнуться в пределы Китая, овладеть его столицей, в первую очередь благодаря политике китайских феодалов, многие из которых встали на путь государственной измены. Как сообщает современник событий, когда в 1644 г. маньчжурский регент Доргунь готовился к очередному набегу на Китай к нему прибыл посол от генерала У Сан - гуя приглашавшего Маньчжуров выступить на подавление восставших крестьян. Доргунь не поверил, опасаясь западни. Восемь раз пришлось У Сань Гую упрашивать Маньчжуров прислать войска. Когда на восьмой раз послы вернулись ни с чем, он поехал в ставку лично, признал себя их вассалом, и в знак покорности обрил у себя пол головы. Только после этого выступило маньчжурское войско численностью в 14 тыс. конников. Войска У Саньгуя в 1644 г. продолжили преследование сторонников Ли Цзычэна а маньчжуры остались в Пекине. Наиболее влиятельный из Маньчжурских князей Дургань, стал инициатором провозглашения малолетнего богдыхана маньчжуров Шуньчжи китайским императором став при нем регентом.

К 1645 г. маньчжуры сосредоточили под своим контролем около половины территории империи Мин. На завоеванных территориях они занимались переделом земельной собственности, разделяя их на императорские, княжеские и восьмизнаменные, и просто государственные поместья. Они обрабатывались лично зависимыми крестьянами и рабами, которые принадлежали не просто знати, но и простым маньчжурским солдатам. Мужское китайское население в знак покорности заставляли обривать половину головы, а из оставшихся волос заплетать длинную косичку. В северном Китае, стремясь завоевать симпатии населения, маньчжуры отменили дополнительные налоги, введенные Минами в последний период своего правления. В первом указе маньчжурского императора объявлялось, что Цинское правительство отменяет все дополнительные налоги введенными последними Мин. Кроме того, там говорилось, что цинские правители, тронутые тем, что народ страдает безмерно, объявили об отмене во всех провинциях, находившихся под маньчжурским господством всех недоимок, по налогам взимающихся как натурой, так и деньгами.

Группа «Аналитики»: учащиеся, выслушав и проанализировав рассказ делают выводы - почему Китай не смог избежать манчжурской агрессии, чем отличалось положение манчжурцев от положения китайцев.

Мозговой штурм китайская императорская династия Цин была у власти около 300лет. Какая еще царственная династия правила правила практически столько же и в какой стране?(Россия, династия Романовых).

4.Религия и культура Китая 16 - 18 веках.

Т.к. на предыдущем уроке учащимся было дано творческое задание подготовить мини-презентации (до 10слайдов) к теме «Религиозная и культурная жизнь Китая», группа учащихся показывает свою презентацию.

Конфуцианство складывалось в период бурных социальных изменений (смена рабовладельчества феодализмом, формирование централизованною государства). Главную задачу своего учения Конфуций видел в сохранении лучших традиций древней культуры, которые, во-первых, способны оградитьобщество от всяких потрясений и изменений и, во-вторых, ориентируют людей на достижение определенного социального идеала. Таким идеалом в конфуцианстве является - «совершенный муж», обладающий пятью добродетелями. Главное условие для достижения этих добродетелей и следования им заключено в образовании. Согласно Конфуцию, порядок вещей в государстве определяется небесным законом Дао, и каждый человек должен следовать данному закону; только в этом случае возможна гармония в обществе. Таким образом, система упорядоченного общества, созданная Конфуцием, в конечном счете освящалась волей Неба. (слайды 1,2,3)

Сохранившиеся материальные и литературные источники позволяют проследить процесс развития китайских религиозно-философских взглядов, возникновение социально-политических систем. Мы видим, как развиваются культура Китая.

Архитектура циньского периода приобретает свои характерные черты, выраженные в стремлении к пышности форм, обилию декоративного убранства. В оформлении их применялись не только яркие краски и позолота, но и фарфор и металл.(слайд 4, 5)

Китайские народные мастера создавали самые разнообразные изделия прикладного искусства. Мастера-резчики, несмотря на трудности работы с твёрдыми породами камня, вырезают из нефрита, розового кварца, горного хрусталя, слоновой кости различные принадлежности.(слайд 6)

Особое место в культуре Китая цинского периода занимает декоративно-прикладное искусство. Китайские керамисты достигают новых успехов в производстве художественного фарфора, который украшается росписью блестящими прозрачными эмалевыми красками.(слайд 7)

В цинский период в классической прозе и поэзии появляются довольно видные мастера. В области повествовательной литературы выделяется жанр новеллы. (слайд 8)

Театральное искусство в цинский период претерпевает значительные изменения. Во второй половине XVII веке новая маньчжурская династия сделала куньцюй придворным театром. (слайд 9)

В живописи создаются декоративные панно, написанные красками на шёлковой ткани. Продолжает своё существование и жанр повествователь ной живописи, в том числе и портретная живопись. (слайд 10)

Близкой к живописи по своему характеру и своеобразной по форме была китайская вышивка. Прекрасны созданные китайскими мастерами декоративные панно, а украшение одежды вышивкой всегда являлась непременным элементом. (слайд 11)

Значительными были и естественно - научные достижения в области образования, астрономии, магнетизма, медицины ( лекари применяли большое число препаратов из трав и минералов. Лекарства нередко включали в себя до десяти и более ингредиентов, а их применение очень строго дозировалось).(слайд 12) В монастырях занимались боевым искусством.(слайд13)

Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа.(слайд 14)

Учитель: Молодцы! Вы проделали большую работу, и самое главное, смогли сделать выводы! И хоть вы сказали, что культура Китая внесла огромный вклад в мировую культуру - страна оставалась закрытой для чужеземцев. Иностранцам Китайские власти по-прежнему запрещали въезд в страну. Исключение составляли лишь миссионеры. Конечно некоторым странам (Россия, Великобритания) удалось установить дипломатические отношения с Китаем, но они были односторонними. Китай сознательно избегал контактов с большинством ведущих стран.

. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся (закрепление новых знаний учащихся в форме фронтальной беседы):
1.Какую тему мы сегодня с вами изучали?

2.Что для вас было новым и больше всего запомнилось?

Рефлексия.
Учащиеся сдают таблицы самооценки, которые они получили в начале урока и заполнили в конце, чтобы учитель смог увидеть, как детьми была усвоена тема.

Учитель делает вывод на основании проведенной работы на уроке.

- Итак, во времена правления династии Цин (с 1664г.) усилилась власть императора; развивалось земледелие, ремесла; широко распространилось хлопчатобумажное производство; были усовершенствованы станки для изготовления шелка; развивались императорские и частные мастерские по изготовлению фарфора; определилась производственная специализация отдельных городов, районов и областей. Но положение крестьян оставалось очень тяжелым, потому крестьяне поднялись на восстание, переросшее в Крестьянскую войну. В результате этой войны и предательства знати: к власти и пришла новая династия - Цин. Династия Цин продолжила политику предыдущей династии Мин, только отношение к местному населению ухудшилось, т.к. к власти пришли не китайцы, а манчжурцы. В 1757 году правительство Китая закрыло для внешней торговли все порты, кроме Кантона. Культура Китая стала занимать одно из важнейших мест в истории мировых цивилизаций.
Оценивание работы учащихся
V. Домашнее задание 1.Проработать текст параграфа 28 с.238-242.


Содержание деятельности


Оценка


1


Поведение на уроке


2


Необходимость данной темы для моего дальнейшего учения и деятельности


3


Эмоциональное состояние


4


Уровень восприятия темы


5


Самооценка работы

2.Опережающее задание: подготовить творческую презентацию. На следующем уроке мы будем делать исторический журнал «Индия и мир».







Класс разбивается на группы по количеству страниц издаваемого журнала.


  1. 1-я группа - «Из истории Индии»;


  2. 2-я группа - «Развитие Индии»;


  3. 3-я группа - «Выдающиеся правители того времени»


  4. 3-я группа - «Религия»;


  5. 4-я группа - «Культура»;


  6. 6-я группа -«В мире интересного».+ каждый принес картинку (для постера), того, что у него ассоциируется с Индией.





© 2010-2022