Программа внеурочной деятельности «История народов Поволжья»

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

Согласовано:

Руководитель МО классных руководителей

________Ларионова Т.А.

«___»_______ 2014г.

Согласовано:

Зам. директора по УВР

________Селеш О.А.

«___»_______2014г.

Утверждено:

Директор МБУ школы № 5

____________ Шкатова Т.Ф.

«____»________2014.

Программа принята на основании

решения педсовета МБУ школы №5

Протокол № от

Программа

внеурочной деятельности

«История народов Поволжья»

Детское объединение ДиМО « Юный краевед»

Направление: духовно-нравственное

Тип: авторская

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 5 класс (11-12 лет)

Автор: Л.Н.Вильдеватова



Тольятти 2014

История народов Поволжья


Пояснительная записка

Данная программа представляет собой вариант программы для реализации плана внеурочной деятельности учащихся и рассчитана на школьников определенной возрастной группы - младшие подростки 5 классов. Программа разработана с учетом концепции духовно - нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно - правовых требований к внеурочной деятельности утвержденным Сан Пин.

Актуальность программы заключается в том, что на этапе интенсивного взросления, исключительно важно расширить деятельность, направленную на приобщение подростков к ценностям семьи, родной и иных значимых этнокультурных и социокультурных (включая конфессиональные) групп и сообществ, а также к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у подростков гражданской российской идентичности, воспитания у них осознанной и ответственной любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию и достоянию ее многонационального народа.

Принципы государственной политики в области образования, сформулированные в статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании», задают общую смысловую и содержательную рамку для определения целей и задач воспитания учащихся: «…приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, любви к Родине, семье;

… защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства».

Последовательная и полная реализация этих принципов означает, что все граждане, получившие образование, сами становятся их носителями. Однако это может произойти только в том случае, если сложнейший и многомерный процесс воспитания центрируется, в конечном счете, на подростке, обеспечивая высокое качество усваиваемых им духовно-нравственных идеалов и ориентиров.

В основу программы положены следующие педагогические принципы:

1.Принцип идентификации. Идентификация - устойчивое отождеств-ление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм - происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть - нравственную рефлексию личности, мораль - способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность - готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других

2.Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями обращаются к содержанию:

• обществоведческих дисциплин;

• произведений искусства;

• духовной культуры и фольклора народов России;

• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

• жизненного опыта своих родителей и прародителей;

Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

В ходе реализации программы ученики знакомятся с культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта, с историей народов России, узнают о важнейших событиях в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников, получают опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми - представителями разных народов России, знакомятся с особенностями их культур и образа жизни.

Программа рассчитана на 34 часа и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю ), так и возможность организовать занятия блоками, например, экскурсии, викторины, выставки, игры.

Программа состоит из разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности.

Данная программа направлена на развитие познавательного интереса ребят к славной истории Отечества и своей малой Родины и способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, а так же формированию нравственных чувств и этнического сознания.

Цель курса

гармоничное духовно-нравственное развитие личности обучающихся и воспитание основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно-исторических и общенациональных традиций народов Поволжья - русских, татар, мордвы, марийцев и башкир.

Задачи:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

 чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народа, историю осознания ответственности человека за благосостояние общества;

 восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; от деления на «своих» и «чужих»; уважения культуры каждого народа;

 формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

 доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;

 уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решение с учетом позиций всех участников;

 развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

 ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. По ходу изучения курса организуются экскурсии в Краеведческий музей, а завершается оно защитой проектных работ (как групповых, так и индивидуальных) по одной из тем курса.

Ребята собирают материал , изготавливают и оформляют:

  1. Альбомы

  2. Газеты

  3. Книжки-раскладушки

  4. Макеты

  5. Музыкальные подборки

  6. Сувениры, поделки

Рекомендуемые проекты:

Выставка народной одежды;

Фестиваль народной музыки и танца;

Рецепты национальной кухни;

Инсценировка народных сказок.

.





Содержание программы

Тема 1. Изучение правил, техники безопасности и этнических норм при проведении экскурсий.

Основные требования к занимающимся; регулярность, отсутствия, пропуски без уважительных причин, заинтересованность. Техника безопасности правил поведения во время занятий в аудитории и экскурсий. Правила поведения в коллективе, честность, взаимовыручка, взаимоподдержка, взаимопомощь.

Тема 2. У карты нашей Родины.

Географическая и политическая карта Российской Федерации. Государственно-территориальное устройство России. Многонациональный характер Российского государства. Геополитический фактор в становлении и развитии Российского государства.

Тема 3. Этапы становления русской государственности. Особенности исторического развития и взаимодействия русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей. Самарская область - субъект Российской Федерации.

Тема 4. Религиозные представления и верования русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей. Основы христианства, ислама.

Тема 5. Обычаи и праздники русских , татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей. Народный календарь. Календарные обряды. Сезонные праздники. Масленица. Сабантуй. Свадебные обряды.

Тема 6. Национальный костюм русских, татар, башкир,мордвы, марийцев, чувашей. Повседневная и праздничная одежда мужчин и женщин. Цвет в национальном костюме, детали и украшения.

Тема 7. Национальная еда русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей. Особенности национальной кухни. Постный и скоромный стол. Рецепты национальных блюд.

Тема 8. Музыкальная культура русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей. Народная музыка и танцы. Музыкальные инструменты. Смысл танца. Обрядовые и бытовые танцы. Обрядовые песни.

Тема 9. Народные игры русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей. Взаимосвязь игры с природно - климатическими и хозяйственными особенностями жизни

Тема 10 . Уважение культуры и традиций других народов - одно из главных условий жизни в многонациональном государстве.

Без любви и уважения к родному краю нет успешной личности. Приобщение учащихся к изучению истории народов Поволжья, краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

Изучение и пропаганда и национальных традиций, культуры народов Поволжья.

Ожидаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения социальной коммуникации; о при­нятых в обществе нормах отношения к другим людям, рисках и угрозах нарушения этих норм; о способах самостоятельного поиска, на­хождения и обработки информации.

  2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к другому человеку как та­ковому (гуманность), как Другому (альтруизм), как Иному (то­лерантность);

  3. Результаты третьего уровня (приобретение школь­ником опыта самостоятельного социального действия) : приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими учащимися, позиционного самоопределения в открытой общественной среде.




Тематическое планирования курса по программе

«История народов Поволжья»

Название раздела тема

Форма проведения занятий

Количество часов

1

Тема 1. Изучение правил, техники безопасности и этнических норм при проведении экскурсий.

аудиторная

1 час

Тема2. У карты нашей Родины

6 часов

2

Введение

аудиторная

1 час

3

Географическая и политическая карта Российской Федерации

аудиторная

1 час

4

Государственно-территориальное устройство России

аудиторная

1 час

5

Многонациональный характер Российского государства

аудиторная

1 час

6

Геополитический фактор в становлении и развитии Российского государства

аудиторная

1 час

7

Самарская область-субъект Р.Ф

аудиторная

1 час

Тема3. Этапы становления русской государственности

2 часа

8

Этапы становления русской государственности

аудиторная

1 час

9

Особенности исторического развития и взаимодействия русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, и чувашей

аудиторная

1 час

Тема4. Религиозные представления и верования

2 часа

10

Религиозные представления и верования русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, и чувашей

внеаудиторная

1 час

11

Основы христианства, ислама

внеаудиторная

1 часа

Тема5. Обычаи и праздники русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей

3 часа

12-13

Народные календари. Календарные обряды

аудиторная

2 часа

14

Сезонные праздники. Масленица. Сабантуй

внеаудиторная

1 час

Тема6. Национальные костюмы русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей.

2 часа

15

Повседневная и праздничная одежда мужчин и женщин русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей

аудиторная

1 часа

16

Цвет в национальном костюме, детали и украшения

аудиторная

1 час

Тема 7. Национальная еда русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей

2 часа

17

Особенности национальной кухни

аудиторная

1 час

18

Постный и скромный стол

аудиторная

1 час

19

Рецепты национальных блюд

аудиторная

1 час

Тема 8. Музыкальная культура русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей

1 часа

20

Народная музыка и танцы. Музыка татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей

внеаудиторная

1 час

Тема 9. Народные игры русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей

3 часа

21-22

Взаимосвязь игры с природно-климатическими и хозяйственными особенностями жизни

внеаудиторная

2 часа

23

Урок-игра

«Игры народов Поволжья»

внеаудиторная

1 час

Тема 10. Уважение культуры и традиции других народов - одно из главных условий жизни в многонациональном государстве

1 час

24-25

Экскурсия в краеведческий музей

внеаудиторная

2 часа

26-28

Защита проектов

аудиторная

3 часа

29-

30

Защита рефератов

аудиторная

2 часа

31-32

Выставка рисунков, поделок

внеаудиторная

2 часа

33-34

Обобщающие уроки

аудиторная

2 часа

Список используемых источников и литературы

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.

3. Бородина Н.В. Народный костюм Самарского края/ Н.В. Бородина. Т.И. Ведерникова,- Самара: Издат. Дом. Агни, 2007-236 стр.

4. Бузин В.С. Этнография русских: Учебное пособие,- СП(б),:Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007г.

5. Башкиры Самарской области.: история и современность: Материалы круглого стола. (Ред. Размахина. Н.Н,- Самара: Аппарат правительства Самарской обл.; Гос. учреждение Самарской обл. « Дом дружбы народов», 2007г.

6. Духовное наследие народов Поволжья; живые истоки; Т. 2- Самара издательство «Книга», 2008г.

7. Ягафова, Е.А. Этническая история и культура народов Урало - Поволжья(мордва, марийцы, удмурты, чуваши, татары, башкиры): Учеб. пособие для вузов/Е.А. Ягафова - Самара: СамГПУ, 2002г.- 159 с.

8. Николаев В.В. Чувашский костюм от древности до Современности./В.В. Николаев, Г.Н.Иванов- Орков, В.П. Иванов на русском, чувашском и английском яз, - Москва- Чебоксары- Оренбург, 2002.- 400с.

9. Мордва, Очерки по истории этнографии и культуре мордовского народа- /сост. Маркова С.С.- Изд. перерабо) доп.- Саранск; Мордовское кн. издательство, 2004, - 991.

© 2010-2022