Методическая разработка раздела образовательной программы

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая разработка раздела учебной программы по истории России

XIX века.

II половина XIX века




Выполнил:

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №50

Дектярева.М.В.







г.Володарск 2010 год

План

1.Пояснительная записка:

  1. Актуальность(значимость раздела или программы для конкретной категории учащихся).

1.2. Принципы отбора содержания образования.

1.3. Цели и задачи.

1.4. Результаты освоения раздела программы.

1.5. Технология и формы организации деятельности.

  1. Структура содержания тематических модулей учебной программы.

  2. Общий календарно- тематический план.

  3. Учебно- методический комплекс.

  4. Список основной и дополнительной литературы.

  5. Результаты апробации раздела учебной программы.

  6. Приложения.
























1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность (значимость раздела или программы для конкретной категории обучающихся)

Рабочая программа составлена на основе временных требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и в соответствии с объёмом времени, которое отводится наизуче6ние истории России по базисному учебному плану. Предлагаемая программа послужила основой для написания авторами единой линии учебников по истории России для первого концентра, выходящих в издательстве «Просвещение» и включённых в Федеральный перечень.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся.

Курс истории России 19 века всегда считался одним из центральных в истории нашей страны. Именно в 19 веке окончательно складывается территория Российской империи, завершается становление абсолютистской государственности, общественное движение проходит ускоренный путь развития, изменяется социально- экономический облик страны, российская культура становится неотъемлемой частью мировой культуры.

Основной целью авторского курса программы является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населявших её народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. Программа всего курса истории России XIX века включает в себя 2 хронологических раздела: Россия в первой половине XIX века и Россия во II половине XIX века. Я для разработки взяла раздел : Россия во 2 половине XIX века.

Темы программы:

1.Отмена крепостного права.

2.Либеральные реформы 60-70-х гг.

3.Национальный вопрос в царствование Александра II.

4.Социально- экономическое развитие после отмены крепостного права.

5.Общественное движение.

6.Внешняя политика Александра II.

7.Внутренняя политика Александра III.

8.Экономическое развитие страны в 80-90 е гг.

9.Положение основных слоёв российского общества.

10.Общественное движение в 80-90 е гг.

11.Внешняя политика Александра III.

12.Развитие культуры во 2 половине 19 века.

13.Быт: новые черты в жизни города и деревни.

14.Родной край во 2 половине 19 века.

15.Итоговое обобщение. Россия и мир на пороге 19 века.

Программа предоставляет возможность рассмотрения сюжетов связанных с историей своего края, города, села, именно поэтому авторы программы предусматривают выделение одного часа в каждом разделе.

При разработке раздела программы учитывается система деятельности учителя по формированию творческой личности обучающегося. Происходит опора на проект Стандартов второго поколения в основном общем образовании по истории, где говорится о такой главной цели изучения истории, как образование и развитие школьника, воспитание способности к определению ценностей ; активное творческое применение знаний в учебной и социальной деятельности т.п.. Кроме того, учитывается базовые ЗУН учащихся и компетентности, имеющих межпредметное значение: умение организовывать свою деятельность, определять цели и задачи, работать в группе, исследовательские, коммуникативные и информационные умения и т.п. В стандартах в качестве основного результата образования видят овладение обучающимся набором действий, позволяющих ставить и решать важнейшие, жизненные и профессиональные задачи.

1.2. Принципы отбора содержания образования.

Развитие интеллекта в подростковом возрасте тесно связано с развитием творческих способностей.

После 12 лет начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности. Л.В. Выготский отмечал, что «творчество - норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста». Однако этому возрасту также свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, несдержанность, нервозность. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки.

К 8-ому классу у учащихся должны быть сформированы определённые умения и навыки: уметь использовать аппарат учебника, дидактических материалов, нормативно-правовых актов, уметь работать в группах, парах, уметь устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, выражать свои взгляды, обладать способностью осознавать проблему, выдвигать гипотезы.

Исходя из специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися данного возраста, учитывая систему деятельности учителя по формированию творческой личности обучающегося, в освоении данного раздела программы используются,личностно-ориентированный, дифференцированный и социокультурный подходы, лежащие в основе проблемного обучения, исследовательского и проектного метода технологии критического мышления, игровых технологий и эвристического обучения.

Т.о. огромное значение в отборе содержания образования играют:

1. Особенности подросткового возраста.

2. Уровень подготовки и развития класса.

3. Материальная база.

4. ИКТ.

5. Цели и задачи программы.

1.3. Цели и задачи

1. Обучающая цель:

Учащиеся должны изучить историю России 2 половины XIX века.; знать исторические понятия: промышленный переворот, экономический кризис, индустриализация, общественные движения, либерализм, консерватизм, революционно- демократическое движение, народничество, марксизм, террор, земство, суд присяжных, буржуазия, пролетариат, интеллигенция, антисемитизм, русификация, урбанизация, «Тройственный союз».

2. Развивающая цель:

Учащиеся должны уметь: применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий и явлений периода реформ и послереформенного периода; изучать и систематизировать информацию из различных источников; характеризовать реформы второй половины 19 века; социально-экономическое положение различных слоёв населения после отмены крепостного права; выделять характерные существенные черты политики Александра II и Александра III; приводить и обосновывать оценку деятельности исторических личностей, определять и аргументировать своё отношение к ним и их деятельности; давать характеристику и оценку внешнеполитического курса страны; устанавливать причинно-следственные связи и соотносить единичные факты с общими явлениями во все сферах жизни общества в первой половине XIX века.

Учащиеся продолжают развивать: навыки работы с различными источниками информации (материальными, текстовыми, изобразительными, картографическими, статистическими, Интернет - ресурсами); навыки исследовательской, проектной и творческой деятельности.

3. Воспитывающая цель:

Формировать стремление к сохранению культурных и исторических ценностей, традиций; формировать стремление учащихся к толерантности.

Задачи:

1.Продолжить формировать навыки учащихся по выделению причинно- следственных связей.

2. Познакомить учащихся с основными событиями 19 века.

3. Расширить представления учащихся об основных источниках знаний по истории России, выявить специфику для 19 века.

4. Продолжить обучение приёмам исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно- следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.)

5. Научить применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий.

6. Создать условия для формирования ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей 19 века., восприятие идей гуманизма, патриотизма и взаимопонимания между народами.

7. Способствовать развитию гуманитарной культуры учащихся, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитанию уважения к истории, культуре, традициям народов России, стремлению сохранять и приумножать культурное достояние своей страны.

1.4. Результаты освоения раздела программы

В ходе изучения второго раздела программы учащиеся должны прийти к пониманию особенностей во внутриполитическом и внешнеполитическом развитии России в пореформенный период, сущности таких понятий как либерализм, консерватизм, и др.; пониманию уникальной цельности русской культуры, роли личности в истории. Учащиеся разовьют на конкретном историческом материале умения получать знания, сравнивать и анализировать факты и явления, обобщать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность. Произойдёт расширение их опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личности и народа в истории своей страны. Учащиеся будут готовы применить исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников страны. Разовьются умения организовывать «презентацию» информации, умение адекватно оценивать собственные возможности и достижения через рефлексивно - оценочную деятельность. В ходе исследовательской деятельности приобретут умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы. Научатся мотивированно отказываться от образца и искать собственные оригинальные решения, самостоятельно выполнять ряд творческих работ, будут активно участвовать в проектной деятельности. Овладеют способами и навыками ведения дискуссии, организации совместной деятельности.

В результате изучения истории России 2 половины 19 века обучающийся должен:

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

- выявлять существенные черты исторических процессов;

- объяснять смысл исторических понятий и терминов;

-определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, при решении учебных задач;

-объяснять своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории 2 половины 19 века;

-уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, места значительных исторических событий;

-владеть навыками письменной и устной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, кратко давать ответ;

-уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

-давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической речи;

-использовать приобретённые знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов;

-группировать исторические явления и события по заданному признаку;

-выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений.

1.5. Технология и формы организации деятельности.

Для развития творчества учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приёмов нескольких, что даёт большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества. Технология критического мышления. Основные стадии учебного действия «вызов - осмысление - рефлексия». Использовать как приём обучения на уроке или каком-либо его этапе помогает включить в творческий процесс целый класс. Синквейны и использование пятиминутных эссе, небольших дискуссий, побуждают ребёнка искать образы в уже имеющемся личном знание или практическом опыте, применять их в новых условиях и создавать новый ни на что не похожий свой продукт, а это уже творчество. Для развития умения рефлектировать полезен приём З-Х-У (Знаем - Хотим узнать - Узнали). Игровые технологии. По Г.К. Селевко существуют следующие виды игры: сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации. В качестве примера приведу несколько наиболее часто употребляемых мной игровых приёмов как на целом уроке, так и в отдельных его компонентах. Приём озвучивания репродукций с картин, суд над исторической личностью, явлением, приём «музей восковых фигур» (роли: скульптура, ваятель, экскурсовод, активный слушатель) и т.д. Метод проектов. (Дж. Дьюи) В основном, используется мной во внеклассной деятельности по истории (социальные проекты, недели истории и правового ликбеза, ролевые/игровые проекты, творческие (драматизация) и др.). Если говорить о классно-урочной деятельности, то с 8-го класса на уроках используются компьютерные учебные проекты, а также творческие проекты (например, урок-реконструкция). Данный метод в целом и в частности на каждом из своих этапов включает воображение, творческую активность учащихся.Учебное исследование. Уже в определении этой технологии говорится о деятельности, связанной с решением творческой или исследовательской задачи с ранее неизвестным результатом, хотя и прогнозируемым. Поскольку экспериментировать в общественных дисциплинах можно только условно, то для нас актуальными являются проблемно-реферативные и исследовательские творческие работы («Личность ХIХ века», «Был ли Александр I идеальным просвещённым монархом?», «Священный союз и Россия», «14 декабря 1825 года - вершина движения декабристов?», «Вечные темы в русской культуре» и др.) Проблемное обучение. (Г.И. Лернер) До 20% классно-урочных занятий по предмету планируется как проблемные уроки. Именно на таких уроках оттачиваются все четыре показателя творческой мыслительной деятельности (беглость, гибкость, оригинальность и точность).Эвристическое обучение. В эвристическом обучении учебный материал играет роль среды, которая используется для другой цели - создания учеником собственного содержания образования в виде его личных продуктов творчества (по А.В. Хуторскому). Педагогическим инструментарием учителя служат эвристические методы обучения: методы гипотез, символического и образного видения, взаимообучения, самооценки, конструирования понятий, прогнозирования, «мозгового штурма» и др. Одним из главных условий развития творческой личности является дифференцированное обучение. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. В ходе реализации исследовательских, компьютерных, творческих проектов происходит пошаговая преобразующая деятельность, направленная не только на решение конкретной ситуации или проблемы, но и личностное приращение обучающегося. Используются следующие методы учения: эвристическая беседа, диалог, работа с учебником, дополнительным раздаточным материалом, репродукциями картин и картами, решение исторических и проблемных задач, доклады-обобщения с презентациями Power Point, выделение в тексте исторических фактов, понятий, теорий, составление на основе текста таблиц, диаграмм, тезисов, краткого и развёрнутого планов. Использование трансфертных листов, приёма «Знал - Хочу узнать - Узнал», создание банка творческих работ.








2. Структура содержания тематических модулей образовательной программы.

1. Реформы 60-70 х гг . Контрреформы Александра III.

1.1.Отмена крепостного права.

Социально- экономическое развитие страны к началу 60-х гг.. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положения крестьянской реформы 1861 года. Значение отмены крепостного права.

Основные понятия: крестьянская реформа, отрезки, временнообязанные крестьяне, мировые посредники, сельский и волостной сходы, сельское общество, староста. Волостной старшина.

1.2. Либеральные реформы 60-70-х гг.

Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершённость реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70-80 х гг. «Конституция». М.Т. Лорис -Меликова.

Основные понятия: земство, земская управа, курия, гласные, городская дума, городская управа, мировой суд, апелляция, прокурор, адвокат, присяжные заседатели, всеобщая воинская повинность, государственный бюджет, классические и реальные гимназии.

1.3. Национальный вопрос в царствование Александра II.

Польское восстание 1863 года. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народов Поволжья.

Основные понятии: национальное самосознание, русификация, автономия, «культурническая» русификация.

1.4. Внутренняя политика Александра III. Контрреформы.

Личность Александра III. Начало нового царствования. К.П.Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

Основные понятия: контрреформы, чрезвычайное положение, циркуляр, рабочая инспекция, инспектор, крамола, полицейское государство, реакция, сектанты, черта осёдлости, реакция.

2. Социально - экономическое развитие России во 2 половине 19 века.

2.1. Социально- экономическое развитие страны после отмены крепостного права.

Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово- кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.

Основные понятия: отработки, аренда, капитал, буржуазия, предприниматели, промышленный переворот, индустриализация, пролетариат.

2.2. Экономическое развитие страны в 80-90-е гг.

Общая характеристика экономической политики Александра 3. Деятельность Н.Х. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С.Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

Основные понятия: акциз, акция, биржа, винная монополия, косвенные налоги.

2.3. Положение основных слоёв российского общества.

Социальная структура пореформенного общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик русской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.

Основные понятия: меценатство, станица, расслоение крестьянства.

3. Общественные движения во 2 половине 19 века.

3.1. Общественное движение середина 50-х начало 80-х гг.

Особенности российского либерализма сер. 50-х -начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 года. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М.Н. Катков. Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н.Г. Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв. Народнические организации во 2 половине 1860-х гг. С.Г.Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». «Народная воля». Убийство Александра 2.

Основные понятия: народное представительство, национализм, устои, либералы, либерализм, разночинцы, прокламации, народничество, террор, ссылка, революционный путь развития.

3.2. Общественное движение в 80-90 - х гг.

Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.

Основные понятия: марксизм, группа «Освобождение труда», консерваторы, консерватизм.

4.Внешняя политика Росси во 2 половине 19 века.

4.1. Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860-1870-х гг. А.М.Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Русско- турецкая война 177-1878 гг.: причины, ход, итоги. М.Д.Скобелев. И.В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

Основные понятия: европейская политика, дальневосточная политика, суверенитет, национально- освободительное движение.

4.2. Внешняя политика Александра III.

Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Основные понятия: мобилизация, сепаратный мир.

5.Культура России во 2 половине 19 века.

5.1. Развитие образования и науки во 2 половине 19 века.

Подъём российской демократической культуры. Просвещение во 2 половине 19 века. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико- математических наук, прикладных и механических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука.

Основные понятия: гуманитарные науки, естественные науки, рецидив.

5.2. Литература и журналистика.

Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно- демократическая литература.

Основные понятия: критический реализм.

5.3. Искусство.

Общественно- политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П.И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Развитие и взаимовлияние культур народов России.

Основные понятия: передвижники, художественные промыслы.

5.4. Быт: новые черты в жизни города и деревни.

Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Основные понятия: урбанизация, армяк, коммунальное хозяйство, поддевка, сюртук, фрак, чуйка.

6.Родной край во 2 половине 19 века.

Проявление в регионе общероссийских тенденций развития. Вклад края в развитие России. Изменения жизни и быта земляков. известнейшие памятники культуры.






3. Общий календарно- тематический план

Тесты, беседа по вопросам учебника, работа с документом, на контурной карте отметить места боевых действий

№2 вопр. после №, зап-ть контр. Карту, зад №4 в п.т.

4

Отечественная война 1812 года и заграничный поход русской армии.

1

ск

1.Отечественная война.

2.Причины, планы сторон, ход военных действий. 3.Бородинская битва. Народный характер войны. 4.Изгнание наполеоновской армии из России. 5.Заграничный поход русской армии.

6.Венский конгресс. Россия и Священный союз.

Отечественная война, генеральное сражение, партизаны, инфантерия, флеши, фураж, ополчение, битва народов, Восточный вопрос, Венский конгресс, Священный союз

Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812 года, планы сторон, характер войны, её основные этапы, полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения. Объяснять цели и результат заграничного похода 1812-1814 гг.; называть основные направления внешней политики страны в новых условиях

Беседа по вопросам учебника, работа с документом, работа с контурной картой (отметить основные сражения), зад 6 стр.14

№4,5 вопр. после № и документов, выполнит тест стр.13 17 в п.т., выучить термины

5

Внутренняя политика Александра I в 1813-1825 XIX

1

ск

1.Противоречивость внутренней политики в 1813- 1825гг.

2. «Польский эксперимент». Первый опыт конституции в России.

3.Усиление консервативных тенденций

Гражданские свободы, автономия, мистицизм, автономия, мистицизм, иезуиты, конституция

Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра I в 1813-1825 гг., давать оценку внутренней политике

Персоналии: Н.Н. Новосильцев

Таблица: прогрессивные и реакционные мероприятия внутренней политики Александра I, тест. Эссе: Кто был не готов к реформам Александр I или Россия?

№6 вопр. после№, выучить термины, ответить на вопросы к документу стр.45

6

Социально- экономическое развитие после Отечественной войны 1812 года

1

ск

1.Экономический кризис 1812-1815гг.

2.Отмена крепостного права в Прибалтике.

3.Проект Аракчеева. Военные поселения. 4.Развитие промышленности и торговли

Лёгкая промышленность,пенька, полигон, полуфабрикат, ситец, сукно, тариф, устав, экономический кризис

Понимать основные причины экономического кризиса, как и на каких условиях произошло освобождение крестьян в Прибалтике, уяснить в чём заключался проект Аракчеева

Беседа по вопросам, сравнительная таблица

№7 вопр. после №, тест №3,4 стр.25, выучить термины

7

Общественное движение в I половине XIX века


1

ск

1.Зарождение организованного общественного движения.. 2.Тайные общества- Северное и Южное, их программы

Лейб, масоны, либерализм, тайное общество, конституция

Называть причины возникновения общественного движения, основы идеологии, сравнивать программы «северного» и «Южного» обществ

Заполнение сравнительной таблицы, загадка от писателя, составить кластер

№8 вопросы после № и к документ. стр.58.Сообщение: М.А.Милорадович, презентация: Выступление декабристов.

8

Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов

1

ск

1.Династический кризис. 2.Выступление 14 декабря 1825 года. 3.Следствие и суд над декабристами. 4.Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Цензура, тиснение, династический кризис

Объяснять цели и результат деятельности декабристов, оценивать историческое значение восстания декабристов.

Творческое задание (презентация), беседа по вопросам

(поспорим),проверка контурной карты, самостоятельно сделать вывод

№9 вопросы после №, выучить термины, тест №3 стр. 30 в п.тетр.

Сообщение: ЕФ. Канкрин

9

Внутренняя политика Николая I. Социально- экономическое развитие в 20-50 е гг. XIX века.

1

ск

1.Император НиколайI. 2.Укрепление роли государственного аппарата.

3.Попытки решения крестьянского вопроса.

4.Русская православная церковь и государство. 5.Усиление борьбы с революционными

настроениями. 6.Противоречия хозяйственного развития. 7.Начало промышленного переворота. 8.Финансовая политика Е.Ф. Канкрина.

Жандармерия, канцелярия, государственные крестьяне, обязанные крестьяне,

ассигнации, веретено, интендант, «капиталистые» крестьяне, классы, ростовщичество, товарно - денежные отношения, уклад экономический

Знать годы царствования Николя I; называть характерные черты внутренней политики Никола I, работать с документами после параграфа. Называть характерные черты социально- экономического развития; знать финансовую политику Е. Ф. Канкрина

Понятийный диктант, работа с документом стр.69,Зад.№5,7 стр.34 в п.т.

Сделать выводы к вопр.4, 5

№10 вопросы после №, заполнить таблицу стр.36№7, выучить термины, заполнить сравнительную таблицу №4 стр.37

10

Внешняя политика НиколаяI. Народы России в Iполовине XIX века

1

ск

1.Россия и революция в Европе. 2.Попытки решения восточного вопроса. 3.Вхождение в состав России Кавказа и Средней Азии.

4.Кавказская война

«Международный жандарм», имам, имамат, мюридизм, теократическое государство

Называть основные направления (и показывать на карте) внешней политики страны. Причины кризиса в международных отношениях со странами Запада

Опрос по вопросам учебника, контурная карта, загадка от генерала

№12 вопросы после №, зад.№13 в п.т., сообщение: С.С.Уваров. А.И.Герцен

11

Общественное движение в годы правления Николая I

1

ск

1.Особенности общественного движения 30-50 е гг. 2.Консерваторы и либералы. 3.Западники и славянофилы. 4.Кружки 20-30-х гг.. 5.Революционное движение. П.Я.Чаадаев

Альманах, социалистические учения, западники, славянофилы, общинный социализм

Знать особенности общественного движения в 30-50-е гг.XIX века; называть существенные черты идеологии и практики общественных движений; сравнивать позиции западников и славянофилов, высказывать свою оценку

Работа в группах, работа с документом, сравнительная таблица, тест, синквейн

№31 вопросы после №, выучить термины, Сообщение6П.С.Нахимов,П.М.Кошка, Дарья

Севастопольская

12

Крымская война

1853-1856 гг.

1

ск

1.Обострение восточного вопроса. 2.Начальный этап войны. 3.Вступление в войну Англии и Франции. 4.Героическая оборона Севастополя. 5.Борьба на Кавказе. 6.Парижский мир 1856г. Итоги войны.

Восточный вопрос

Знать дату войны, её причину и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора

контурная карта стр.46 №6, беседа по вопросам, таблица стр.45 №3

№14 вопросы после №, задания к документам, зад №1,2,3 в тетр.

13

Культура и быт в I половине XIX века

1

ск

1.Образование и наука.

2.Русские путешественники и первооткрыватели.

Экспедиция

Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры1 половины XIX века, показывать на карте маршруты путешественников и первооткрывателей

Сообщения, творческие задания(презентации учащихся)

№15,16 вопросы после №

14

Культура и быт в I половине XIX века

1

ск.

1.Художественная культура. 2.Достижения культуры и искусства. 3.Основные стили в художественной культуре. 4.«Золотой век» русской поэзии

Ампир, национальное

самосознание, художественная культура, художественный стиль, шорничество

называть выдающихся представителей и достижения российской культуры, знать термины

Сообщения, творческие задания

(работа в группах -оформление художественных альбомов)

№17,18 вопросы после №.

Сообщение: Декабристы-нижегородцы

15

Нижегородский край в I половине XIX века.

1

ск

1.Социально- экономическое развитие 2.Нижегородского края. 3.Декабристы- нижегородцы. 4.Культура нижегородского края.

Характеризовать социально- экономическое, культурное и политическое развитие Нижегородского края

Презентации учащихся

Повторить термины, даты, персоналии, подготовка к итоговому тесту.

16

Обобщение: Россия в половине XIX века

1

по



Контрольный тест

Подготовить сообщение: Александр II, Великая княгиня Елена Павловна

Тема 2. Россия во 2 половине 19 века.

17


17

Накануне отмены крепостного права

1

ск

1.Предпосылки отмены крепостного права. 2.Император Александр II. 3.Причины отмены крепостного права. 4.Российская «оттепель».

Недоимки, политический режим

Называть предпосылки отмены крепостного права, излагать причины отмены крепостного права; называть альтернативные варианты отмены крепостного права.

Опрос по вопросам учебника, таблица, проверка схемы стр3 №1, логическая цепочка стр.3 №2, работа с документом,

презентации учащихся

№19 вопросы после №.документов, заполнить схему стр. 4 № 4, выучить термины

18

Крестьянская реформа 1861 года

1

ск

1.Подготовка крестьянской реформы. 2.Основные положения крестьянской реформы 19 февраля 1861 года.

3.Значение отмены крепостного права

Временнообязанные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники, рескрипт

Знать основные положения крестьянской реформы, объяснять значение отмены крепостного права.

Таблица: «Подготовка крестьянской реформы», зад.№2 стр.6, тест №4 стр6, фронтальный опрос, синквейн: АлександрII.

№20 вопросы после №.,составить план: Значение отмены крепостного права, сообщение: М.Т.

Лорис- Меликов, презентации учащихся «Либеральные реформы 60-70-х гг.»

19

Либеральные реформы 60-70-х гг.

1

ск

Реформы местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. «Диктатура сердца» Лорис- Меликова М.Т.

Аппеляция, земство, куриальная система выборов, суд присяжных

Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; давать оценку проекта М.Т. Лорис - Меликова, анализировать недостатки рефрм60-70-х гг.

Составление схем, таблиц: «Судебная реформа», логических цепочек, проверка плана «Военная реформа»

№21, 22вопросы после №, выучить термины, ответить на вопросы к документам стр157

20

Национальный вопрос в царствование Александра II.

1

ск

1.Польское восстание 1863г. 2.Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. 3.Усиление русификаторской политики. 4.Расширение автономии Финляндии. 5.Еврейский вопрос. 6.«Культурническая русификация» народов Поволжья

Национальное самосознание, русификация, автономия

Характеризовать польское восстание 1863г., уяснить политику правительства по отношению к национальным окраинам

Сообщение, индивидуальное тестирование, фронтальный опрос

Прочитать стр169-170, выучить записи в тетр., подготовить сообщение: «Земское движение конца 70-хгг.»

21

Социально- экономическое развитие страны после отмены крепостного права

1

ск

1.Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. 2.Реорганизация финансово- кредитной системы. 3.Железнодорожное строительство. 4.Завершение промышленного переворота, его последствия

Аренда, гражданские права, концессия, кредит, пошлина, стачка, товарное производство

Называть основные направления экономической политики государства, понимать роль финансовых реформ в подъёме экономики; называть последствия промышленного переворота для дальнейшего

развития России

Сообщение, работа в группах, анализ данных таблицы стр.14зад№2, контурная карта стр.16 №6, работа с раздаточным материалом

№23вопросы после №, выучить термины, сообщение: консерваторы и реформы М.Н.Каткова, стр.15 зад.№4 (дать письменный ответ)

22

Общественное движение

1

ск

1.Особенности российского либерализма середины 50-х - начало 60-х гг. 2.Тверской адрес 1862 г. 3.Разногласия в либеральном движении. 4.Земское движение конца 70-х гг. 5.Консерваторы и реформы М.Н. Катков

Народное представительство, национализм, публичность, радикальный, революционный путь развития, устои, либералы, консерваторы

р

Называть существенные черты идеологии и практики консерватизма и либерализма

Беседа по вопросам, тест№5,6 стр.19, проверка плана: Разногласия в либеральном движении.

№24 вопросы после №, выучить

термины.

зад.№1,4 в п.т. стр.17-18.

Сообщения: Н.Г. Чернышевский.

М.А.Бакунин

П.А.Лавров

П.Н.Ткачёв

23

Зарождение революционного народничества и его идеология

1

ск

1.Причины роста революционного движения в пореформенный период.

2.Н.Г.Чернышевский.

3.Теоретики революционного народничества: М.А. Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н. Ткачёв.

Народничество, конспирация, анархизм

Знать обстоятельства обусловившие широкое распространение революционного движения; характеризовать деятельность организации «Земля и воля»; понимать в чём сходство и различие взглядов революционеров народников

Составление сравнительной таблицы. Работа в группах, анализ документа стр.21 №3, логическая цепочка стр.23

№25 вопросы после №, зад.№1 стр.20 в п.т., сообщение: «С.Г.Нечаев и «нечаевщина»».

24

Революционное народничество второй половины 60- начала 80-х гг.XIX

1

ск

1.Народнические организации второй половины 60- начала 70-х гг.

2.«Хождение в народ».

3.«Земля и воля».

4.Первые рабочие организации. 5.Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II.

Политический режим, политические требования,

«хождение в народ», революционный террор

Называть существенные черты идеологии и практики радикального общественного движения

Заполнение схем, работа с документами стр.27 №6, взаимопроверка, заполнить пропуски в тексте

№26 вопросы после3, выучить термины, тест №7 стр.28. Сообщение: А.М.Горчаков.

М.Г. Черняев

25

Внешняя политика Александра II.

1

ск

1.Основные направления внешней политики России в 1860-1870-х гг

2.А.М. Горчаков. Европейская политика. 3.Завершение Кавказской войны. 4.Политика России в Средней Азии. 5.Дальневосточная политика. 6.Продажа Аляски

Союз трёх императоров

Называть цели и основные направления внешней политики России в 60-709-е гг. 19 века

Работа с документами, контурная карта, схема стр.28 зад №1,2 в п.т., зад.№3 стр.29, таблица «Завоевание Средней Азии».

№27 вопросы после3. вопросы к документу стр.30, заполнить схему «Дальневосточная политика России», стр.32 зад.№7.

Сообщение: М.Д. Скобелев

26

Русско - Турецкая война 18770 1878 гг.

1

ск

1.Балканский кризис.

2.Русско- турецкая война.

Причины, ход военных действий, итоги. (.М.Д. Скобелев. И. В.Гурко). 3.Сан- Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс. 4.Значение и причины победы России в войне

Балканский кризис, национально- освободительная война

Знать дату русско- турецкой войны, её причины, характер; показывать на карте места военных действий, знать полководцев и участников, объяснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного договора

контурная карта стр. 34 №3, работа с документом

№28 вопросы после №, стр.33 №3, сообщение: АлександрIII, К.П.

Победоносцев

27

Внутренняя политика Александра III.

1

ск

1.Император Александр III.Начало нового царствования.

2.К.П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса.

3.Начало рабочего законодательства. 4.Контрреформы Реакционная политика в области просвещения.

Реакционная политика, инспектор, крамола, переселенческая политика, полицейское государство, реакция, сектанты, циркуляр, черта оседлости, контрреформы

Приводить оценку личности Александра III, называть основные черты внутренней политики Александра III

Стр.177 заполнение схемы,таблица «Политика правительства в области просвещения и печати», тест №3,4

№29,30 вопросы после№, вопросы к документу стр.215, сравнительная таблица:

Реформы Александра II и контрреформы Александра III, выучить термины

28

Экономическое развитие страны в 80-90-егг.XIX

1

ск

1.Общая характеристика.

2.Деятельность Н.Х. Бунге.

2.Экономическая политика И.А.Вышнеградского,,

3. «Золотое десятилетие русской промышленности»

Акция, акциз, биржа, винная монополия, косвенные налоги

Давать общую характеристику экономической политики правительства 80-90-х гг., сравнивать экономическую политику И.А.Вышнеградского, Н.Х.Бунге и С.Ю.Витте, определять основные проблемы сельского хозяйства

Таблица стр. 40 зад. №3, контурная карта стр.41, работа с документом, работа в парах

№31 вопросы после №, ответить на вопросы к документам, стр. 22,зад.№6 стр.42 в п.т.

29

Положение основных слоёв Российского общества

1

ск

1.Сословия и классы в пореформенном обществе. 2.Социальная структура пореформенного общества

Меценатство, станица, требник, сословия, классы, имущественное расслоение

Знать причины появления новых групп в российском обществе, давать им характеристику

Групповая работа, работа с раздаточным материалом, таблица стр.44 №3

№32,33 вопросы после №, документы стр.236-237, выучить термины.

Сообщение: Г.В.Плеханов

30

Общественное движение в 80- 90-х гг.XIX

1

ск

1.Кризис революционного народничества. 2.Либеральное движение. 3.Распространение марксизма в России. 4.Консерваторы.

Подоходный налог, марксизм

Знать в чём проявился кризис революционного народничества, понимать различие между народничеством и марксистским учением.

Работа с документами, работа в группах, кроссвордстр.51 №5

№34 вопросы после№,тест№3 в п.т.стр.50, выучить термины

31

Внешняя политика Александра III.

1

ск

1.Приоритеты и основные направления внешней политики Александра Ш

2.Ослабление российского влияния на Балканах.

3. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. 4.Азиатская политика России

Мобилизация, сепаратный мир

Характеризовать внешнюю политику Александра III, показывать на карте территории вошедшие в состав России во II половине XIX века

Схема стр.52 №1, Стр.52 №4, тест

№35 вопросы после №, зад.№3 стр.53, зад.№5 в п.т., сообщение:

«Развитие естественных наук во 2 половине XIX века», виртуальная экскурсия

32

Российская наука и культура II половины XIX века

1

ск

1.Развитие образования, естественных и общественных наук.

2.Развитие и взаимовлияние культур народов России.

3.Быт: новые черты в жизни города и деревни.

Гуманитарные науки, естественные науки, рецидив, армяк, коммунальное хозяйство, сюртук, урбанизация, фрак, чуйка

Знать крупнейших историков II половины XIX века, открытия русских путешественников XIX века, открытия учёных II половины XIX века, называть памятники архитектуры и их авторов, характеризовать новые черты в жизни города и деревни

Презентации, работа в группах, стр.55№4, стр.57№1, кроссворд стр.60 №4

Эссе: Моё любимое произведение (памятник, изобретение, картина и т.д.) 19 века, выучить термины

33

Родной край во II половине XIX века

1

ск

1.Отменакрепостного права в Нижегородской губернии.

2. Социально - экономическое, политическое и культурное развитие Нижегородской губернии во II половине XIX века



Характеризовать социально- экономическое, политическое и культурное развитие Нижегородской губернии

Работа в группах, творческие работы, презентации

Повторить термины, даты, персоналии II половины XIX века

34

Обобщение: Россия и мир на пороге XX века.

1

по





Тест






4. Учебно - методический комплекс: история России 2 половина 19 века.

Дидактические материалы- виды пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых и экономии учебного времени.

1.Программа

2.Учебник,хрестоматия

3.Тетрадь на печатной основе

4. Атлас, контурная карта

5. Схемы, таблицы

6. Наглядные пособия

7. Раздаточный материал

8. Карточки с заданиями

9. Тесты

10.Диаграммы

11.Синхронические таблицы

12.Электронные носители






5. Список основной и дополнительной литературы

1. А.А. Данилов. Л.Г. Косулина. Программы общеобразовательных учреждений. История. 6 -11 классы.4-е издание. Москва. «Просвещение». 2009 г.

2. А.А. Данилов. Л.Г. Косулина. История России 19 век. Москва. «Просвещение». 2009 г.

3. В.Ф.Абрамов. Российское земство: экономика, финансы и культура. Москва. 1996 г.

4. П.А. Баранов. О.Н. Журавлёва. История России 19 век. Контрольные и проверочные работы 8 класс. «Астрель». Москва. 2002 г.

5. В.И. Буганов., П.Н. Зырянов. История России. Конец 17-19 вв. Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. Москва. 1998 г

6. Н.Г. Георгиева. В.А. Георгиев. История России 19- начало 21 века. Учебник 8 класс. Москва. Проспект.2004 г.

7.А.А. Данилов. Л.Г. Косулина. Рабочая тетрадь. История России. Часть 1,2. Москва. «Просвещение». 2008 г.

8. Л. Захарова. Великие реформы в России. 1856-1874 гг. Москва. 1992 г.

9. О.Н. Журавлёва. Тесты по истории России 19 века. К учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. 19 век. 8 класс». «Экзамен».Москва. 2005 г.

10. Антология мировой политической мысли. Москва.1997 г.

11. А.А. Керсновский. История русской армии: В 4 т. Москва. 1993-1994 г.

12. М.В. Короткова. М.Т. Студеникин. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практическое пособие для учителя. Москва.1999 г.

13. Л.М. Ляшенко. История России 19 век. 8 класс. Москва. Дрофа. 2000г

14. А.Т. Степанищев. Методический справочник учителя истории. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». 2000 г.

15. Антология мировой политической мысли. Москва.1997 г.

17. В.В. Леонтович. История либерализма в России. 1762-1914 гг. Москва. 1995 г.

18. Л.М. Ляшенко. Царь- освободитель. Жизнь и деяние Александра 2. Москва.1994 г.

19. Н.А. Троицкий. Безумство храбрых. Русские революционеры и карательная политика царизма. 1866-1882 г. Москва. 1978 г.

20. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебник/Сост.Ю.П.Титов. Москва. 1997 г.







6. Результаты апробации раздела учебной программы

1.Класс 8а был сформирован в 2006- 2007 году и является классом возрастной нормы. В классе обучается 13 девочек и 12 мальчиков. По результатам 1 полугодия успеваемость в классе составила- 100%, качество - 40 %.

2.Уровни развития психических процессов.

2.1.Особенности внимания. Изучение индивидуально типологических процессов проводилось с помощью методик: «Корректурная проба», «Шифровка Векслера» и тд.

Исследование показало, что уровень концентрации и устойчивости внимания снижен у учащихся, в связи с чем может быть рекомендована групповая форма работы при изучении нового материала.

Уровень развития произвольного внимания: высокий- 15%, средний 62%, низкий 23%.

2.2.Особенности памяти. Наглядно- образная память: высокий уровень 15%, средний уровень 74%, низкий 15%.;Слухо - речевая память: высокий-31%, средний- 74 %, низкий 11%; словесно- логическая память: высокий 31%,средний 58%, низкий 11%.

Т.о у обучающихся лучше развита наглядно- образная и словесно- логическая память, поэтому для эффективности запоминания и воспроизведения материала я использую следующие методы и приёмы:

1 Смысловая группировка.

2 Составление планов.

3 Эмоциональное окрашивание материала.

4 Выделение смысловых или опорных пунктов.

2.3.Мышление. Для изучения словесно логического мышления была использована методика: ШТУР, Субтесты №1 на осведомление, №2 на аналогии,№3 на классификацию, №4 на обобщение.

Вывод: у 31 % учащихся необходимо развивать словесно- логическое мышление, особенно способности к аналогиям, т.е умение устанавливать сходства между явлениями, предметами. Кроме того выделена группа с высоким уровнем словесно- логического мышления, которым можно давать опережающее задание. Для развития осведомлённости мы работаем над терминами, определением понятий, пониманием смысла текста. Для развития способности к аналогиям мы учимся находить логические отношения род- вид, причинно- следственные связи и т.д. Для развития классификации на уроках используются схемы, таблицы. Для развития способности к обобщению нужно использовать задания на выделение главного из текста, на составление сложных планов, логический пересказ и т.д.

3.Уровни развития учебной деятельности.

3.1.Успешность обучения по предмету: Умение планировать деятельность и сосредоточенно работать 15%, умение понять и принять инструкции 58%, умение творчески перерабатывать усвоенный материал 27%.

3.2.Отношение к учению: суперкомфорт 50%, средний уровень 35%, низкий уровень 15%. В эмоционально- волевой сфере 32% испытывают психологическое утомление, 14% тревожность, 20%-эмоциональный стресс,24%-психологическую напряжённость.

Т.о. Основные направления моей работы в данном классе это:

1 Развитие мотивационной сферы

2 Развитие таких мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение, абстрагирование.

3 Формирование произвольного внимания

Свои уроки я строю таким образом, чтобы умения и навыки учащиеся по окончанию 9-летней школы соответствовали требованиям уровню подготовки выпускников основной школы.

Согласно статистическим данным по 8А классу начиная с 2006 года по 2009 г. СОУ по предмету увеличилось с 57% до 64% (см. приложение), успеваемость 100%, качество увеличилось с 52% до 64%


СМетодическая разработка раздела образовательной программы

ОУ по истории России 8 «а» класс


КМетодическая разработка раздела образовательной программы

ачество обучения истории России 8 «а» класс




В 2006 году качество обучения истории в 8 «А» классе составило 57%.Учитывая данные результаты, я обратила внимание на те пробелы в обучении, которые способствовали невысокому результату. Чтобы повысить качество обучения в данном классе я применила новые образовательные технологии: технология критического мышления, чтобы включить в творческий процесс целый класс (синквейны, эссе, дискуссии). Игровая технология повысить интерес к теме, активность учащихся (сюжетные, ролевые, деловые игры); начата работа по освоению методов проекта (ориентирует учащихся на самостоятельную работу, поиск дополнительной информации по теме), умение работать в группах , самостоятельно корректировать свою работу (презентации учащихся, создание ролевых и игровых проектов).Учебное исследование (работа с талантливыми и заинтересованными в углублённом изучении предмета детьми). Туманова Ксения и Филонова Екатерина работали над исследование проблемы: участие медработников дзердинцев в ВОВ. Применялись методы проблемного и дифференцированного обучения т.к. учащиеся класса имеют разную подготовку по предмету, заинтересованность, поэтому я считаю, что данные методы необходимы для достижения более высоких результатов.

Всё это позволило мне повысить уровень качества обучения истории России в 8 «А», количество учащихся имеющих оценку «4» и «5» выросло с 10 до 15 человек в классе с , процент качества увеличился с 64-до 70%., СОУ (степень обученности учащихся ) возросло с 57 - 64%.








Приложение

Тема: Внешняя политика Александра II.

Цель:

1.Рассмотреть внешнюю политику России в годы правления Александра II.

2.Уяснить, что главной целью внешней политики России в данный период было создание благоприятных внешнеполитических условий для проведения крупномасштабных реформ в стране и восстановление статуса великой мировой державы.

3.Охарактеризовать политику России на Дальнем Востоке и в Средней Азии.

4.Рассмотреть причину продажи Аляски.

Задачи:

1.Образовательная: ознакомление учащихся с внешней политикой России в 60-70-е гг.

2.Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы с помощью учебника, рабочей тетради, раздаточного материала, таблиц; развивать навыки работы с контурной картой и схемой.

3.Воспитательная: воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование урока: Данилов А.А.. Косулина Л.Г. История России. XIX век.- Москва 2008г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. 19 век. Часть 2». Градскова Е.П., Самсонов А.И.Школьный атлас по истории России.- Москва ., 1997 г.

План урока

1.Основные направления внешней политики России в 60-70-х гг. 19 века.

2.Европейская политика.

3.Завершение Кавказской войны.

4.Политика России в Средней Азии.

5.Дальневосточная политика.

6.Продажа Аляски.


Цель: рассмотреть внешнюю политику России в 60-70-е гг.

Фронтальный опрос. Учитель: Когда и почему началась Крымская война? Что явилось поводом к войне? Когда состоялось Синопское сражение? Кто его возглавлял? Какой характер носила война для всех его участников? Назовите известных и выдающихся людей защищавших Севастополь. Назовите причины поражения России в войне. Перечислите условия Парижского мира.

Т.о Россия после окончания Крымской войны, Россия подписала унизительный мирный договор и оказалась в политической изоляции, поэтому основной задачей российского правительства будет выход из международной изоляции. Сегодня наша задача состоит в том, чтобы рассмотреть внешнюю политику России во 2 половине 19 века : выход из международной изоляции и ликвидация условий Парижского мира.

Мы переходим к 1 пункту нашего плана. Учитель прости учащихся записать первый пункт плана в тетрадь.

1. Основные направления внешней политики России.

Отвечают на приветствие учителя. Отвечают на поставленные вопросы.

1.Крымская война началась в 1853 году.

2.Причины войны:

  1. Противоречия между Россией, Турцией и европейскими государствами из-за режима проливов.

  2. Помощь со стороны России национально- освободительным движениям балканских народов в борьбе против Османской империи.

  3. Политика Англии и Франции, направленная на ослабление влияния России на Балканах и Ближнем Востоке

3.Повод к войне: Конфликт на религиозной почве между католиками и православными по поводу святынь христианства.

4.Синопское сражение состоялась 30 ноября 1852 гг. Его возглавлял П.С. Нахимов.

5.Крамская война носила для всех её участников несправедливый характер.

6. Известные защитники Севастополя: В.А. Корнилов, В.И.Истомин, Пётр Кошка, Дарья Севастопольская, хирург Н.И.Пирогов.

7.Причины поражения России в войне: отставание от противника в экономическом и военном отношении.

8. Условия Парижского мира:

1.Россия отдаёт Турции г.Карс в обмен на Крым и Севастополь.

2.Чёрное море объявляется нейтральным, т.е. открытым для торговых судов всех стран. Россия и Турция не могут иметь военного флота и укреплений на Чёрном море.

3.Россия теряет права защитницы балканских народов

Создаётся настрой на работу.

Актуализация знаний по пройденной теме, подготовка к восприятию нового материала

2.Операционно- познавательный

Цель: рассмотреть внешнюю политику России.



Цель: рассмотреть европейскую политику российского правительства







Цель: рассмотреть завершение Кавказской войны






Цель: рассмотреть политику России в Средней Азии





Цель: охарактеризовать политику России на Дальнем Востоке: отношения с Китаем и Японией






















Цель: уяснить причины продажи Аляски

32 мин

Учитель предлагает учащимся послушать сообщение о А.М. Горчакове и самостоятельно прочитать первый пункт параграфа и выполнить зад.№1,2 в печатной тетради (приложение 1)

Учитель: Т.о. деятельность А.М.Горчакова бала направлена на поиск союзников в Европе, выход из международной изоляции и развал антирусского блока.

(проверяются задания в печатной тетради). (приложение 2) Мы переходим к следующему пункту нашего плана: Европейская политика. Данный пункт плана учащиеся записывают в тетрадь.

2.Еропейская политика.

Учитель создаёт проблему: Как вы думаете, при каких условиях можно было добиться отмены «нейтрализации» Чёрного моря?

Учитель предлагает учащимся самостоятельно прочитать данный пункт в параграфе и выписать основные события европейской политики.



Учитель: Т.о российскому правительству удалось выполнить основную внешнеполитическую задачу на европейском направлении- Россия добилась наиболее унизительных статей Парижского договора и мирным путём.

Мы переходим к следующему пункту плана:

3.Завершение Кавказской войны

Учащиеся работают с данным пунктом самостоятельно, выписывают в тетрадь дату завершения Кавказской войны, выполняют задание №4 в печатной тетради.(приложение 2)

Учитель проверяет задание в тетради. Вопрос для учащихся: Каково значение вхождения народов Кавказа в состав России.

Корректирует ответы учащихся.




Учитель: Мы переходим к следующему пункту плана:

4.Политика России в Средне Азии.

Просит записать данный пункт в тетрадь.

Рассказ учителя, показ на карте основных военных действий в Средней Азии, учащиеся заполняют таблицу (приложение 3)

Учитель предлагает учащимся сделать вывод о последствиях присоединения Средней Азии к России.

(корректирует ответы учащихся)



Мы переходим к следующему пункту плана:

5.Дальневосточная политика. Просит учащихся записать данный пункт плана в тетрадь. Рассказ учителя: До середины 19 века Россия не имела официально признанных границ со своими соседями на Дальнем Востоке. Русские первопроходцы продолжали расселяться на этих землях, а так же на Сахалине и Курильских островах. Большое политическое значение имели экспедиции адмирала Г.Н. Невельского на побережье Татарского пролива и Сахалина(1850-1855гг.) и генерал- губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьёва , исследовавшего берега Амура (1854-1855гг.).Для закрепления, освоения и охраны земель вдоль Амура было создано Забайкальское , а в 1858г.-Амурское казачье войско.(рассказ учителя сопровождается показом на карте). В мае 1858года Н.Н. Муравьёв подписал с представителями китайского правительства Айгунский договор по которому граница с Китаем устанавливалась по реке Амур до впадения в него реки Уссури. Уссурийский край между этой рекой и Тихим океаном объявлялся совместным русско- китайским владением.(просит учащихся записать в тетрадь) (рассказ сопровождается показом на карте).В 1860г. был подписан Пекинский договор, согласно которому, Уссурийский край был объявлен владением России. 20 июня 1860 г. русские моряки вошли в бухту Золотой Рог и основали порт Владивосток. (рассказ сопровождается показом на карте).Учащиеся делают запись в тетради.

Сложно шли переговоры по определению границ между Россией и Японией. Учитель предлагает учащимся самостоятельную работу с документом (приложение 4): Ответить на вопросы к документу, выписать дату заключения договора и его условия; заполнить схему №7 стр.32 (приложение5).

Учитель корректирует ответы учащихся, проверяет заполнение схемы.









Учитель: Мы переходим к следующему пункту плана:

6.Продажа Аляски.

Учащиеся записывают данный пункт в тетрадь.

Рассказ учителя: К середине 19 века в Русскую Америку- на Аляску стали проникать американские предприниматели, торговцы, браконьеры, защищать и содержать эту отдалённую территорию становилось всё сложнее, расходы намного превосходили приносимые Аляской доходы. Американские владения превратились в обузу для государства. Одновременно правительство Александра II стремилось устранить возможные противоречия и укрепить дружественные отношения , сложившиеся между США и Россией. Император принял решение продать Аляску правительству Америки за 7,2 млн. долларов. (рассказ сопровождается показом на карте)

Учащиеся записывают в тетрадь дату продажи Аляски.

Вопрос учащимся:

В чём вы видите ошибочность решения правительства России по продаже Аляски?

Слушают сообщение, выполняют задание №1,2 в печатной тетради.

(см. приложение)




Отвечают на вопросы учителя: При условии, что Россия сможет восстановить статус великой державы.

Самостоятельно читают данный пункт № и выписывают основные события европейской политики:

1.Сентябрь 1857 г. встреча Александра II и Наполеона III

2.Февраль 1859 г. подписание договора о франко- русском сотрудничестве.

3.1863-1864 гг. сближение России и Пруссии.

4.Октябрь 1870 г Россия отказывается от условий Парижского мирного договора.

5.1873 - 1878 гг.- «Союз трёх императоров»

(Россия, германия, Пруссия)



Читают следующий пункт №, выписывают в тетрадь дату завершения Кавказской войны, выполняют задание №4 в печатной тетради. (см. приложение 2)


Отвечают на вопрос: Вхождение народов Кавказа в состав России способствовало их экономическому и культурному развитию. В конце 19 века здесь появилась своя торгово- промышленная буржуазия, владевшая нефтяными промыслами, заводами. В начале 90-х гг. была проведена Владикавказская железная дорога, стала быстрыми темпами развиваться добыча нефти.

Учащиеся записывают в тетрадь следующий пункт плана:

4.Политика России в Средней Азии.

Слушают учителя, показывают на атласе основные военные действия.

Заполняют таблицу (приложение 3)

Делают вывод: Завоевание средней Азии лишило государственности населявшие её народы, но при этом прекратились междуусобные войны, было ликвидировано рабство и работорговля, часть земель была передана крестьянам. Быстро стало развиваться хлопководство и шелководство, началось железнодорожное строительство, добыча нефти, угля, цветных металлов.

Записывают в тетрадь:

5.Дальневосточная политика.

Слушают учителя, записывают в тетради:

1.Май 1858г. - Айгунский договор, граница с Китаем устанавливалась по реке Амур до впадения в него реки Уссури. Уссурийский край между этой рекой и Тихим океаном объявлялся совместным русско- китайским владением.

2. 1860 г.- Пекинский договор

Уссурийский край был объявлен владением России.












Работа с документом, отвечают на вопросы, выписывают в тетрадь:

5.1855г- Симодский договор, Курильские острова признавались территорией России, а остров Сахалин- совместным владением двух стран.

6.1875 г.- договор межу Россией и Японией, Сахалин полностью отходил к России, а острова Курильской гряды- к Японии.






Учащиеся записывают в тетрадь: 6.Продажа Аляски.

Слушают рассказ учителя

Записывают в тетрадь:

1867г- Аляска продана США







Ответ: Правительство России недооценило экономическое и военное значение своих владений на Тихом океане: территория, природные ископаемые


Поэтапное усвоение знаний. Запись в тетради:

1.Основные направления внешней политики России


Развитие навыка самостоятельной работы


Запись в тетради:

2.Европейская политика России

1.Сентябрь 1857 г. встреча Александра II и Наполеона III

2.Февраль 1859 г. подписание договора о франко- русском сотрудничестве.

3.1863-1864 гг. сближение России и Пруссии.

4.Октябрь 1870 г Россия отказывается от условий Парижского мирного договора.

5.1873 - 1878 гг.- «Союз трёх императоров»

Активизация мыслительной деятельности, развитие способности к рассуждению

Умение выделять главное

Запись в тетради:

4.Завершение Кавказской войны.

выполняют задание №4 в печатной тетради. (см. приложение 2



Запись в тетради:

3.1864г- завершение Кавказской войны

Развитие способности к анализу, обобщению


Запись в тетради:

4.Политика России в Средне Азии.

Развитие навыка самостоятельной работы с текстом учебника


Развитие навыка обобщать, делать вывод



5.Политика России в Средней Азии.

Развитие навыка работы с картой

Практические навыки

Умение анализировать, делать вывод













Запись в тетради:

5.Дальневосточная политика.

1.Май 1858г. - Айгунский договор, граница с Китаем устанавливалась по реке Амур до впадения в него реки Уссури. Уссурийский край между этой рекой и Тихим океаном объявлялся совместным русско- китайским владением.

2. 1860 г.- Пекинский договор

Уссурийский край был объявлен владением России.

3.1855г- Симодский договор, Курильские острова признавались территорией России, а остров Сахалин- совместным владением двух стран.

4.1875 г.- договор межу Россией и Японией, Сахалин полностью отходил к России, а острова Курильской гряды- к Японии.

Запись в тетради:

6. Продажа Аляски.

1867- Аляска продана США







Развитие способностей к рассуждению и умозаключению



3.Рефлексия

Цель: закрепление знаний учащихся по изученной теме.

4мин

Учитель: на уроке мы с вами рассмотрели внешнюю политику, сделайте вывод о внешней политики России в 60-70-е 19 века.

Запишите вывод в тетрадь.

Теперь давайте проверим как вы усвоили данный материал(проверочный тест)

Делают вывод и записывают в тетрадь: Внешняя политика правительства Александра II почти на всех направлениях носила активный характер. Дипломатическим и военным путём российскому государству удалось решить стоявшие перед ним внешнеполитические задачи, восстановить своё положение как великой державы.

Выполняют тест.

Развитие умения обобщать делать вывод, практические навыки.

Запись в тетради: Внешняя политика правительства Александра II почти на всех направлениях носила активный характер. Дипломатическим и военным путём российскому государству удалось решить стоявшие перед ним внешнеполитические задачи, восстановить своё положение как великой державы.

4.Подведение итогов.

Цель: стимулировать учащихся к дальнейшей деятельности, вызвать интерес к учению, выставить оценки за работу на уроке

2мин

Учитель: Ребята, вспомните какая цель у нас стояла в начале урока? Достигли мы этой цели?

Выставление оценок за работу.

Ответы учащихся:

Цель: рассмотреть внешнюю политику России при Александре.

Данной цели мы достигли.

Эмоциональная мотивация

5.Домашнее задание. Цель: систематизация знаний и навыков учащихся по пройденной теме.

2мин

№27, прочитать ответить на вопросы после №, прочитать документы после № и ответить на вопросы к ним.

Записывают домашнее задание:

№27, прочитать ответить на вопросы после №, прочитать документы после № и ответить на вопросы к ним

Систематизация знаний и навыков учащихся по пройденной теме.











Задание 7. Проведите линии в схеме.

Методическая разработка раздела образовательной программы

7. Приложение

Задание 4. Заполните пропуски в тексте

В августе 1856 года Александр II назначил наместником Кавказа и главнокомандующим кавказкой армией князя ________________.

Он начал разработки широкой программы административных преобразований в крае и одновременно активизировал военные операции против горцев. 25 августа ___________ г. русской армии сдался _________.

В ноябре __________ г. сложил оружие его соратник Мухаммед Аминь. Последний крупный очаг сопротивления горцев - урочище Кбааде - был взят русскими войсками в ___________ г. Многолетняя война, которую вела Россия с целью покорения Кавказа, была закончена. Имея в тылу относительно свободный Кавказ, Россия могла активизировать свою политику в Северной Азии.



Методическая разработка раздела образовательной программы

Методическая разработка раздела образовательной программы




© 2010-2022