- Преподавателю
- История
- Урок по истории Казахстана Казахстан в годы гражданской войны и иностранной интервенции
Урок по истории Казахстана Казахстан в годы гражданской войны и иностранной интервенции
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сазанович В.В. |
Дата | 02.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Предмет: | История Казахстана | Класс: 11 Б | |
Учитель | Сазанович В.В. |
| |
Дата: | 7.12.2016 | ||
Тема: | Казахстан в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции. | ||
Цели: | воспитание пацифизма в учащихся, неприятия идеи гражданской войны | ||
Задачи: | углубить знания детей о причинах, ходе и результатах гражданской войны, развивать умение давать оценку событиям, действиям исторических личностей, проводить аналогию событий. | ||
Ожидаемые результаты: | - учащиеся должны углубить и расширить свои знания о причинах Гражданской войны и ее основных этапах; | ||
Основные понятия: | - Гражданская война; иностранная интервенция; белый террор; красный террор. | ||
Тип урока: | урок изучения нового материала | ||
Методы: | мозговой штурм, решение проблемных задач, ролевая игра, работа с карточками, работа с картой, решение тестов закрытого типа и на соответствие. | ||
Оборудование: | Видеоматериал, рабочие карты, контурные карты, учебники, интерактивное оборудование, презентация, карточки, тесты, фотоматериалы, автоколлаж. | ||
Стадии | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
Стадия вызова | Формирование коллаборативной среды в классе. Использование стратегии «снежный ком» | Учащиеся становятся возле парт и поочередно делают пожелание справа стоящему ученику. | |
Стадия осмысле-ния. | Сегодня нам предстоит нелёгкий разговор. Событие, о котором пойдёт речь, важная составляющая истории нашего государства, но и сложное для оценки современников событие. Чтобы определить тему нашего разговора, предлагаю прочитать четверостишие М.Волошина. А я стою один меж них В ревущем пламене и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. ? 1) Как звучит тема нашего урока? Что подсказывало вам её название из этого четверостишия? 2) Можно ли назвать и почему события гражданской войны - братоубийством? (брат против брата - это разрушение семейных устоев, общественных ценностей) - Как яркий пример такой войны хочу привести рассказ Михаила Шолохова «Родинка», где описывается встреча отца и сына в бою. Отец поражает противника, который оказывается его родным сыном. (Отрывок) «…с седла перевесившись, шашкой махнул, на миг ощутил, как обмякло под ударом тело и послушно сползло наземь. Соскочил атаман, бинокль с убитого сдёрнул, глянул на ноги, дрожавшие мелким ознобом, оглянулся и присел сапоги снять хромовые с мертвяка. Ногой упираясь в хрустящее колено, снял один сапог быстро и ловко. Под другим, видно, чулок закатился: не скидается. Дёрнул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо. Медленно, словно боясь разбудить, вверх лицом повернул холодеющую голову, руки измазал в крови, выползавшей изо рта широким бугристым валом, всмотрелся и только тогда плечи угловатые обнял неловко и сказал глухо: - Сынок!..Николушка!..Родной!.. Кровинушка моя… К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот… » - Знаете ли вы о событиях, происходящих сейчас на Украине? Как это можно назвать? Что такое Гражданская война? -Такого рода войны самые кровопролитные в истории: Гражданская война в Англии в 17 веке, В США в 18 веке, в Мексике в начале 19 века, в России в начале 20 века, в Украине в начале 21 века… Тем обиднее, что эти войны несут в себе разруху стране, какая бы сторона не победила. Сегодня наш урок будет посвящен Гражданской войне в России и Казахстане 1918-1920 гг. - Предлагаю небольшой фрагмент кинохроники (видеоматериал) - 1) Предлагаю начать с определения понятия «гражданская война»? (Гражданская война - вооружённая борьба граждан одной страны за власть и собственность. Проходила в условиях переплетения с иностранной интервенцией.) 2) Сформулируйте причину гражданской войны. 3) Закономерным ли явлением стала гражданская война? |
Ответы учащихся
Мнения детей.
Просмотр видеоролика Отвечают на вопросы. Записывают определение в тетради
| |
| Работа в парах: (при входе в класс ребята получили красные и белые флажки)
Красные - Семиреченский фронт. Белые - Восточный фронт. Две группы учащихся готовятся по следующему заданию: Перед вами несколько документов того времени (Приложение 1), прочитав их обсудите в группе ответы на свой вопрос:
- Характеристика «красного» и «белого» движений. - Гражданская война 1918-1920 гг. сопровождалась иностранной интервенцией. (цели интервентов, состав войск) - Ролевая игра «Прокурор и депутат» | Выполняют задания
2 представителя «красных» и «белых» работают у доски. Остальные на месте.
1) Выступление прокурора, обвиняющего Б. Анненкова. | |
закрепление | Тест «Исторические личности времен гражданской войны» | Работа с тестами | |
Итоги урока,
рефлек-сия: «Гора знаний» | - Ребята, кто желает подвести итог нашему уроку? В огне Гражданской войны погибли 8 млн. человек. От действий красных и белых страдало прежде всего мирное население. Те и другие реквизировали скот, в первую очередь коней, производили мобилизацию среди казахов, жгли аулы и степи. Особой жестокостью отличались казаки атаманов Дутова и Анненкова. Рефлексия. Выставление и комментирование оценок. | Выступления учащихся
Мнения учащихся. |
Приложение 1. Ролевая игра
1. А) Корреспондент газеты «Омский вестник», писатель Антон Сорокин писал, что казаки атамана Дутова в тургайской степи «косили аулы киргизов. Каждый киргиз - это соломинка, их складывали в копны, только каждая соломинка в копне была киргизским телом».
Б) На судебном процессе Бориса Анненкова, состоявшемся в 1927 году в Семипалатинске, один из свидетелей события рассказал о том, как атаман в октябре 1918 года прибыл на пароходе «Монгол» в Усть - Каменогорск, отобрал 28 человек из тюрьмы и загнал в трюм. Среди них был первый председатель уездного совета Яков Ушанов. «Он не мог идти, - вспоминал свидетель, - поэтому его принесли на носилках и положили в трюме на кошму. Следом прибыл атаман со свитой и оркестром духовой музыки. Пароход отчалил от берега. По приказанию Анненкова на палубе оркестр заиграл похоронный марш…пьяная ватага белых, завернув Ушанова в кошму, приволокли в кочегарку и бросили в пылающую топку парохода…».
Анненков Борис Владимирович - родился в 1889 в семье дворян. Окончил военное училище (1908). Участник первой мировой войны, хорунжий. С невероятной жестокостью подавлял крестьянские восстания в Северном Семиречье. Сжег председателя Совета Якова Ушанова заживо в пароходе «Монгол». В мае 1920 г. с остатками Отдельной Семиреченской армии, которой он командовал, перешел в Китай. В 1927 г. по плану ОГПУ оказался в СССР, был осужден Верховным судом и расстрелян.
2. Стремление Советов привлечь квалифицированных специалистов на сторону революции, с одной стороны, эскалация жестокости и насилия со стороны контрреволюционных сил и интервентов, с другой, - заставило перейти алашскую интеллигенцию на сторону Советской власти. В достижении тактики национального согласия велика заслуга просветителя и гуманиста казахского народа А. Байтурсынова. В своей статье «Революция и киргизы» он писал: «Провозглашение Декларации прав народов России можно считать началом внимательного отношения к казахскому национальному вопросу, я могу от чистого сердца сказать и успокоить моих товарищей, что, предпочитая Советскую власть колчаковской, мы не ошиблись».
1. В своей статье «Революция и киргизы» он писал: «провозглашение «Декларации прав народов России» можно считать началом внимательного отношения к казахскому национальному вопросу, я могу от чистого сердца сказать и успокоить моих товарищей, что предпочитая Советскую власть колчаковской, мы не ошиблись». В достижении тактики национального согласия была велика его заслуга. Он был тем, кто смог убедить алашординцев перейти на сторону Советской власти.
Приложение 2. Состав Красной и Белой армий.
1. Разделение на красных и белых проходило не только по классовому принципу. Белые и красные армии на 80% состояли из крестьян. 40% царских офицеров служили в Красной армии. Немало интеллигенции из средних и даже из высших слоёв российского общества поддерживали «красных». Основной организующей силой «красных» являлась партия РСДРП(б).
2. Разделение на красных и белых проходило не только по классовому принципу. Белые и красные армии на 80% состояли из крестьян.
На сторону «белых» перешли казаки, кулаки, баи, сторонники возрождения монархии. Большинство представителей политических партий: кадеты, эсеры, меньшевики, «Шура - и Ислами», правительство «Алаш-Орда». Стремление свергнутых классов сохранить частную собственность и свое привилегированное положение, также было причиной начала гражданской войны.
Приложение 2. Состав Красной и Белой армий.
1. Разделение на красных и белых проходило не только по классовому принципу. Белые и красные армии на 80% состояли из крестьян. 40% царских офицеров служили в Красной армии. Немало интеллигенции из средних и даже из высших слоёв российского общества поддерживали «красных». Основной организующей силой «красных» являлась партия РСДРП(б).
2. Разделение на красных и белых проходило не только по классовому принципу. Белые и красные армии на 80% состояли из крестьян.
На сторону «белых» перешли казаки, кулаки, баи, сторонники возрождения монархии. Большинство представителей политических партий: кадеты, эсеры, меньшевики, «Шура - и Ислами», правительство «Алаш-Орда». Стремление свергнутых классов сохранить частную собственность и свое привилегированное положение, также было причиной начала гражданской войны.
Приложение 2. Состав Красной и Белой армий.
1. Разделение на красных и белых проходило не только по классовому принципу. Белые и красные армии на 80% состояли из крестьян. 40% царских офицеров служили в Красной армии. Немало интеллигенции из средних и даже из высших слоёв российского общества поддерживали «красных». Основной организующей силой «красных» являлась партия РСДРП(б).
2. Разделение на красных и белых проходило не только по классовому принципу. Белые и красные армии на 80% состояли из крестьян.
На сторону «белых» перешли казаки, кулаки, баи, сторонники возрождения монархии. Большинство представителей политических партий: кадеты, эсеры, меньшевики, «Шура - и Ислами», правительство «Алаш-Орда». Стремление свергнутых классов сохранить частную собственность и свое привилегированное положение, также было причиной начала гражданской войны.