Рабство в Древнем Риме

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока 5 класса по истории Древнего Мира

Тема урока: Рабство в Древнем Риме.

Цель: способствовать формированию представлений о рабском труде как основе хозяйства Римского государства, рассмотрению влияния института рабства на социальную жизнь римлян.

Планируемые результаты: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества.

Личностные результаты: освоение гуманистических традиции и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, способность решать творческие задачи.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы, карта

Основное содержание темы, понятия и термины: источники рабства, рабы, сферы применения рабского труда, гладиаторы, имение, амфитеатр.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Постановка учебной задачи.

Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу.

III. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II веке до н.э.».

  1. Проверка домашнего задания. На доске вопрос - «Как воевала римская армия» и план ответа на него и карта «Римская республика в III-I в. до н.э.».

План ответа

- Объесните значение слов: провинция, триумф, император?

-Какие государства смог подчинить себе Рим во II веке до н.э.?

- Какие технические приспособления использовали римляне?

- Как были вооружены воины Рима?

Вопрос задается всему классу, а готовиться к ответу и отвечать будет кто-то один из учащихся. Ученику дается время для подготовки, в это время организуется работа с классом.

  1. Работа с классом. Решение задачи: Захватнические войны Рима принесли народным массам еще большее обнищание, в то время как крупные римские рабовладельцы получали огромные богатства: рабов, землю, деньги и т.д. Во время второй Пунической войны рабов в Риме было уже столько, сколько свободных. Так, 150 тысяч жителей из 70 городов Эпира были проданы римлянами в рабство. Каковы были последствия захватнических войн Рима?

  2. Устный ответ ученика по домашнему заданию, отзыв на нее одноклассников.

«Данетка» (требует ответа «да» или «нет»):

А. Древняя Италия находится на Балканском полуострове / нет

Б. Первоначально в Риме правил царь, которого позже сменили 2 консула /да

В. В Сенате заседало 300 сенаторов, избираемых пожизненно /да

Г. Рабы в Древней Греции называются илоты /да

Д. В Риме выбирали 3-х консулов /нет

Е. Право управлять государством принадлежало богатым патрициям и плебеям /да

Ж.Народный трибун представлял интересы только патрициев / Нет

IV. Изучение новой темы.

Итак, ведя войны с разными государствами, богатые римляне приобретали дешевую рабочую силу - рабов.

Задача для учащихся: Выяснить, где применялся труд рабов в Древнем Риме?


План

  1. Источники рабства

  2. Использование труда рабов

  1. Физминутка тематического характера. На предложенные утверждения учащимся предлагается реагировать следующим образом: признак первобытного строя - шаг назад, признак рабовладельческого - шаг вперед.

  • Все члены общества лично свободны.

  • Частная собственность на людей.

  • Наличие классов.

  • Наличие государства.

  • Наличие эксплуатации.

  • Земля принадлежит всем членам общества.

  • Земля принадлежит отдельным частным лицам.

  • Орудия труда принадлежат всем членам общества.

  • Орудия труда принадлежат отдельным частным лицам.

- вспомните, кого называют рабами? (неполноправный член общества)

- что вам известно о положении рабов?

- вспомните источники рабства на примере Древней Греции.


  1. Карта памяти «Рабство в Древнем Риме» (составляется на доске по ходу обсуждения с учащимися и записывается в тетрадь). С помощью иллюстраций на доске детям предлагается ответить на вопрос «Каковы были источники в Древнем Риме?» Ответы заносятся в тетради в виде схемы.

  2. Продолжение работы с картой памяти. Вопрос «Как использовался труд рабов?» Работа с историческим документом. Учителем зачитывается фрагмент из трактата «Земледелие» Марка Порция Катона. На доске - портрет этого деятеля. Вопросы : - Как содержались рабы? - Где применялся труд рабов?

  3. Работа с иллюстрациями - С помощью иллюстраций на доске детям предлагается ответить на вопрос «Где еще применялся труд рабов?» Иллюстрации должны показывать труд рабов в богатом доме, на строительстве дорог, на камнеломнях, в рудниках. Ответы заносятся в тетради в виде схемы.

  4. Самостоятельная работа с текстом учебника. Прочитать п. 4 §49. Вопрос - Хотели бы вы побывать в роли гладиатора? Обсуждение.

Где же еще применялся труд рабов в Древнем Риме? Ответ заносится в тетради.

6. Полученная карта памяти:


  1. Закрепление изученного на уроке.

Решение задачи. Захваченных в плен рабов продавали потом на невольничьих рынках. Особенно прославился работорговлей остров Делос, где в течение дня продавалось несколько тысяч невольников. Цены на рабов были самые различные в зависимости от притока рабов в разное время. Почему в период крупных завоеваний цена на рабов сильно падала? Какие рабы ценились особенно дорого?

  1. Домашнее задание: прочитать §49

© 2010-2022