- Преподавателю
- История
- Рабство в Древнем Риме
Рабство в Древнем Риме
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Оножеева Е.Г. |
Дата | 05.02.2017 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока 5 класса по истории Древнего Мира
Тема урока: Рабство в Древнем Риме.
Цель: способствовать формированию представлений о рабском труде как основе хозяйства Римского государства, рассмотрению влияния института рабства на социальную жизнь римлян.
Планируемые результаты: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества.
Личностные результаты: освоение гуманистических традиции и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, способность решать творческие задачи.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы, карта
Основное содержание темы, понятия и термины: источники рабства, рабы, сферы применения рабского труда, гладиаторы, имение, амфитеатр.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Постановка учебной задачи.
Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу.
III. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II веке до н.э.».
-
Проверка домашнего задания. На доске вопрос - «Как воевала римская армия» и план ответа на него и карта «Римская республика в III-I в. до н.э.».
План ответа
- Объесните значение слов: провинция, триумф, император?
-Какие государства смог подчинить себе Рим во II веке до н.э.?
- Какие технические приспособления использовали римляне?
- Как были вооружены воины Рима?
Вопрос задается всему классу, а готовиться к ответу и отвечать будет кто-то один из учащихся. Ученику дается время для подготовки, в это время организуется работа с классом.
-
Работа с классом. Решение задачи: Захватнические войны Рима принесли народным массам еще большее обнищание, в то время как крупные римские рабовладельцы получали огромные богатства: рабов, землю, деньги и т.д. Во время второй Пунической войны рабов в Риме было уже столько, сколько свободных. Так, 150 тысяч жителей из 70 городов Эпира были проданы римлянами в рабство. Каковы были последствия захватнических войн Рима?
-
Устный ответ ученика по домашнему заданию, отзыв на нее одноклассников.
«Данетка» (требует ответа «да» или «нет»):
А. Древняя Италия находится на Балканском полуострове / нет
Б. Первоначально в Риме правил царь, которого позже сменили 2 консула /да
В. В Сенате заседало 300 сенаторов, избираемых пожизненно /да
Г. Рабы в Древней Греции называются илоты /да
Д. В Риме выбирали 3-х консулов /нет
Е. Право управлять государством принадлежало богатым патрициям и плебеям /да
Ж.Народный трибун представлял интересы только патрициев / Нет
IV. Изучение новой темы.
Итак, ведя войны с разными государствами, богатые римляне приобретали дешевую рабочую силу - рабов.
Задача для учащихся: Выяснить, где применялся труд рабов в Древнем Риме?
План
-
Источники рабства
-
Использование труда рабов
-
Физминутка тематического характера. На предложенные утверждения учащимся предлагается реагировать следующим образом: признак первобытного строя - шаг назад, признак рабовладельческого - шаг вперед.
-
Все члены общества лично свободны.
-
Частная собственность на людей.
-
Наличие классов.
-
Наличие государства.
-
Наличие эксплуатации.
-
Земля принадлежит всем членам общества.
-
Земля принадлежит отдельным частным лицам.
-
Орудия труда принадлежат всем членам общества.
-
Орудия труда принадлежат отдельным частным лицам.
- вспомните, кого называют рабами? (неполноправный член общества)
- что вам известно о положении рабов?
- вспомните источники рабства на примере Древней Греции.
-
Карта памяти «Рабство в Древнем Риме» (составляется на доске по ходу обсуждения с учащимися и записывается в тетрадь). С помощью иллюстраций на доске детям предлагается ответить на вопрос «Каковы были источники в Древнем Риме?» Ответы заносятся в тетради в виде схемы.
-
Продолжение работы с картой памяти. Вопрос «Как использовался труд рабов?» Работа с историческим документом. Учителем зачитывается фрагмент из трактата «Земледелие» Марка Порция Катона. На доске - портрет этого деятеля. Вопросы : - Как содержались рабы? - Где применялся труд рабов?
-
Работа с иллюстрациями - С помощью иллюстраций на доске детям предлагается ответить на вопрос «Где еще применялся труд рабов?» Иллюстрации должны показывать труд рабов в богатом доме, на строительстве дорог, на камнеломнях, в рудниках. Ответы заносятся в тетради в виде схемы.
-
Самостоятельная работа с текстом учебника. Прочитать п. 4 §49. Вопрос - Хотели бы вы побывать в роли гладиатора? Обсуждение.
Где же еще применялся труд рабов в Древнем Риме? Ответ заносится в тетради.
6. Полученная карта памяти:
-
Закрепление изученного на уроке.
Решение задачи. Захваченных в плен рабов продавали потом на невольничьих рынках. Особенно прославился работорговлей остров Делос, где в течение дня продавалось несколько тысяч невольников. Цены на рабов были самые различные в зависимости от притока рабов в разное время. Почему в период крупных завоеваний цена на рабов сильно падала? Какие рабы ценились особенно дорого?
-
Домашнее задание: прочитать §49