«Симферополь: о чем говорят памятники» внеурочная деятельность

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Симферопольский экономический лицей»

муниципального образования

городской округ Симферополь Республики Крым



СОГЛАСОВАНО

Заседание МО № 1

от «____»____________2016 г.

Зам. директора

______________С. Г. Короткова

«____»_____________2016 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «СЭЛ»

________Д. О. Пучко

«____»_____________2016 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по «Симферополь: о чем говорят памятники»

основного общего образования

6 класс (34 часа)

на 2016/2017 учебный год

  • Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897), с изменениями, внесёнными приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577 и в соответствии с: «Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование» / Под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010.

Учитель

Прохорова Алла Викторовна





г. Симферополь, 2016 г.

Содержание

1. Пояснительная записка……………………….………………………………3

2. Содержание курса внеурочной деятельности……………………………….5

3. Учебно-тематическое планирование…… ……………………………………7

4. Планируемые результаты освоения курса……………………………………8

5. Список литературы для учителя и учащихся………………………………...8

Приложение № 1. Календарно-тематическое планирование курса

внеурочной деятельности. 6 класс











  1. Пояснительная записка



Рабочая программа «История крымского города. Визитная карточка» разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации».

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897), с изменениями, внесёнными приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577

  2. Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821 -

10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189.

  1. Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России.

  1. «Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование» / Под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010.

  2. «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/2017 учебный год» (приложение к письму Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.06.2016 №01-14/2040).

Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разде­лам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Рабочая программа рассчитана на учащихся 6-х классов, на реализацию которой отводится 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Задачи учебного курса внеурочной деятельности

В рамках курса решаются следующие задачи:

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой исторических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

  • обеспечить элементарное интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для историко-познавательной деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

  • сформировать устойчивый интерес к истории как к методу познания окружающего мира, и одной из составляющих элементов социализации и самореализации школьников;

  • выявить и способствовать дальнейшему развитию творческих способностей в социально-гуманитарной сфере.

Цели:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, политической и национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов как отдельного населенного пункта, так и мира в целом, формировать собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории родного края, формирование целостного представления о взаимосвязи отдельно взятого «элемента» с всемирно-историческим процессом;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Формы и средства контроля.

Формы контроля знаний, умений, навыков: самостоятельная работа; практическая работа; беседа.

В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, а так же задания практического характера.

Формы организации учебного процесса.

В данных классах ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих педагогических технологий: ИКТ, здоровье сберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля.

При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией; закрепление в процессе практикумов и деловых игр, тренингов.

Основные типы учебных занятий:

  • урок постановки учебной задачи

  • урок решения учебной задачи

  • урок моделирования и преобразования модели

  • урок решения частных задач с применением открытого способа

  • урок контроля и оценки

Основным типом урока является урок решения частных задач с применением открытого способа.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

Личностные:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и

религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные:


- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ

межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные:


- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы

исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и

современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний

личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

2. Содержание курса внеурочной деятельности

Введение. Знакомство с основными этапами проектной работы. (1 час)

Раздел 1: История г. Симферополь: от возникновения до современности. (6 часов)

Географический, природно-климатический, человеческий фактор в возникновении г. Симферополь. Краткая история г. Симферополя. Происхождение названия г. Симферополь. Атрибутика города (герб, флаг, гимн). Городское население: национальный, конфессиональный и социальный состав. Особенности градостроительства: районы, кварталы, улицы.

Практическая работа.

Основная цель - проследить историю возникновения и развития г.Симферополя; определять и отображать типы городской структуры с учетом географических, климатических и исторических факторов; сформировать понимание о том, что такое атрибутика города и какую информацию она несет; выяснить причины формирования городского населения (национальный и социальный аспект); сформировать понятия «топонимика», «геральдика», «вексиллология», «гимнология», «горожане».

Знать - понятие «город», историю его возникновения и развития; о чем может рассказать городская атрибутика (герб, флаг, гимн); какие факторы влияют на национальный и социальный состав городского населения.

Уметь - понимать и различать виды и типы городских поселений с учетом их исторического прошлого; определять причины, влияющие на состав городского населения как по национальному признаку, так и по социальному; объяснять отведенную роль атрибутике города в его истории; находить и анализировать информацию о происхождении названия города или другого населенного пункта.

Раздел 2: Исторические памятники г. Симферополя. (6 часов)

Виды исторических памятников, их роль и значение в истории города. Известные исторические памятники г. Симферополя.

Практическая работа

Основная цель - определить типы и виды памятников историко-архитектурного наследия г. Симферополя; изучить историю создания наиболее известных памятников; установить их точное место расположение в городе, с этой целью провести экскурсионную и исследовательскую работу.

Знать - типы и виды памятников историко-архитектурного наследия г. Симферополя, историю их создания и место расположения.

Уметь - пользоваться различными видами исторических источников; получать необходимую информацию и с помощью анализа, определять главное; поэтапно создавать исследовательский проект применяя приобретенные знания.

Раздел 3: Малоизвестные исторические памятники г. Симферополя. (16 часов)

Малоизвестные, забытые памятники г.Симферополя. Малоизвестные, забытые памятники Центральный район г. Симферополя.

Практическая работа «Исторические памятники Центрального района г. Симферополя»

Малоизвестные, забытые памятники Киевский район г.Симферополя.

Практическая работа «Исторические памятники Киевского района г. Симферополя»

Малоизвестные, забытые памятники Железнодорожный район г.Симферополя.

Практическая работа «Исторические памятники Железнодорожного района г. Симферополя»

Основная цель - сформировать перечень малоизвестных памятников г.Симферополь по группам, которые соответствуют основным районам города (Центральный, Киевский и Железнодорожный); провести проектно-исследовательскую работу в соответствии с ранее разработанным планом.

Знать - особенности в работе над исследовательским проектом.

Уметь - анализировать проделанную работу с целью выявления недостаточно хорошо проработанных элементов; исправлять, дополнять и делать выводы на промежуточном этапе исследовательского проекта; коллективно принимать решения и отстаивать свою точку зрения на основе подкрепленного знания.

Раздел 4: Проектирование буклета «Симферополь: о чем говорят памятники» (5 часов)

Буклет: виды и формы.

Практическая работа. Проектирование буклета «Симферополь: о чем говорят памятники»

Итоговый урок. Заключительная работа в формировании макета буклета «Симферополь: о чем говорят памятники».

Основная цель - подвести итог в работе над проектом буклета «Симферополь: о чем говорят памятники».

Знать - составляющие этапы проекта (исследовательской работы).

Уметь - анализировать проделанную работу с целью выявления недостаточно хорошо проработанных элементов, исправлять, дополнять и делать выводы на конечном этапе исследовательского проекта; коллективно принимать решения и отстаивать свою точку зрения на основе подкрепленного знания.

3. Учебно-тематический планирование6

1

3

Исторические памятники г. Симферополя.

6

1

4

Малоизвестные исторические памятники г. Симферополя.

16

3

5

Проектирование буклета «Симферополь: о чем говорят памятники»

5

1

Всего

34

6

4. Планируемые результаты освоения курса

В результате изучения курса внеурочной деятельности в основной школе ученик должен научиться и получит возможность:

Ученик научится:


  1. давать формулировку понятиям «город», «административный центр», «топонимика», «геральдика», «вексиллология», «гимнология», «горожане», «памятник», «историко-культурное наследие», «буклет», «проект», «исследовательская работа»;

  2. понимать историю возникновения и развития города и его роль в жизни человечества;

  3. определять и отображать типы городской структуры с учетом географических, климатических и исторических факторов;

  4. выявлять факторы, которые повлияли на происхождение названия того или иного города (поселения);

  5. понимать, что такое атрибутика города и какую информацию она в себе несет;

  6. определять причины формирования городского населения (национальный и социальный аспект);

  7. составлять список изучаемых объектов (памятников) г. Симферополя, с учетом их места нахождения и значимости.

Ученик получит возможность научиться:

1) понимать и различать виды и типы городских памятников с учетом их исторического прошлого;

2) определять причины, влияющие на состав городского населения как по национальному признаку, так и по социальному;

3) объяснять отведенную роль атрибутике города в его истории;

4) находить и анализировать информацию о происхождении названия города или другого населенного пункта;

5) проводить проектно-исследовательскую работу с ранее поставленными задачами;

6) анализировать проделанную работу с целью выявления недостаточно хорошо проработанных элементов;

7) исправлять, дополнять и делать выводы на промежуточном этапе исследовательского проекта;

8) коллективно принимать решения и отстаивать свою точку зрения на основе подкрепленного знания.

5. Список литературы для учителя и учащихся


  1. Бабенко Г. А., Дюличев В.П. Симферополь - город пользы. - Симферополь: Форма, 2007. - 516 с.

  2. Дельнов А. Крым: большой исторический путеводитель / Алексей Дельнов. - 2-е изд., испр. И доп. - Москва : Издательство «Э», 2016. - 656 с.

  3. История Крыма с древнейших времен до наших дней (в очерках). = Симферополь: Атлас-компакт, 2006. - 380 с.

  4. Коваленко В., Алтабаева Е. На Черноморском перекрестке (Крым с древнейших времен до конца XVIII века). - Симферополь, 1997. - 256 с.

  5. Когонашвили К.К. Краткий словарь истории Крыма. - Симферополь: «Бизнес-Информ», 1995. - 333 с.

  6. Легенды Крыма. - Изд. 8-е, стер. / Сост. М.С. Филатова. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2005. - 320 с.

  7. Лица Тавриды. Народы: Альбом / Под ред. В.Н. Прокопенкова. - Симферополь: «ООО Фирма Салта ЛТД», 2012.

  8. От киммерийцев до крымчаков (народы Крыма с древнейших времен до конца XVIII в.). - 2-е изд., перераб. И доп. - Симферополь: издательство «ДОЛЯ», 2004. - 288 с.

  9. Пилашевич А., Кацубский В. Симферополь на старой открытке 1898-1918. Альбом- каталог. - Симферополь: Изд. Владимир Диканов, 2006. - 140 с.

  10. Поляков В.Е. Историческая эволюция городской топонимии Симферополя. - Симферополь: СОНАТ, 2001. - 224 с.

  11. Прохоров Д., Храпунов Н. Краткая история Крыма. Симферополь: Наследие тысячелетий, 2013. 400 с.

  12. Симферопольский альбом / Под ред. А. Е. Тархова - Симферополь: Издательство «Таврия», 1996.

  13. Широков В.А., Доля А.И. Симферополь. Дома и улицы рассказывают. - Симферополь: Доля, 2006.

9

© 2010-2022