- Преподавателю
- История
- Конспект урока Борьба с завоевателями
Конспект урока Борьба с завоевателями
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ашракаева М.М. |
Дата | 16.09.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок истории России в 6 классе по теме «Борьба Руси с западными завоевателями» с использованием ЭОР, интерактивной доски.
Цели урока:
Рассказать о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор, интерактивная доска, колонки.
Структура урока:
1. Организационный этап.
2. Проверка домашнего задания.
3. Борьба Руси с западными завоевателями.
4. Невская битва.
5. Ледовое побоище.
6. Закрепления новых знаний.
7. Информация учащимся о домашнем задании.
Ход урока:
I. Организационный этап
Учитель приветствует учеников, проверяется подготовка учеников к уроку (учебник, рабочая тетрадь).
Ученики вспоминают тему прошлого урока.
II. Проверка домашнего задания:
Учитель организует проверку домашнего задания:
1) у доски один ученик должен заполнить пропуски с помощью электронного маркера (см.слайд);
2) остальные ученики работают с историческими понятиями:
Калка, 1211-1227 гг., 1223 г., Чингисхан, Евпатий Коловрат, Батый, 1237-1240 гг.
На выполнение заданий отводится 5 минут, после чего проходит взаимопроверка определений исторических понятий. Ученик у доски может самостоятельно проверить себя, воспользовавшись подсказкой (стрелку направить на кружок).
Учитель начинает фронтальный опрос всех учеников по вопросам:
- В чем заключалась сила монгольского войска?
- Почему русские княжества не смогли противостоять монголам?
III. Борьба Руси с западными завоевателями:
Учитель объявляет тему урока, ученики записывают ее в свои рабочие тетради.
Учитель начинает объяснение экспансии немецких и шведских рыцарей на восточных берегах Балтийского моря. Для объяснения понятия «экспансия» можно воспользоваться подсказкой (звездочка с ? выдвигается на середину слайда). Ученики с помощью учителя вспоминают изученный ранее материал всеобщей истории:
- Что такое рыцарский орден?
- Кто такие крестоносцы?
- Почему нужно рассматривать действия шведских и немецких рыцарей в Прибалтике как крестовые походы? Против кого они были направлены?
- Почему эти действия встретили сопротивление со стороны русских князей, Новгорода и Пскова?
Учитель обращает внимание учеников на портрет князя Александра Ярославича. И предлагает познакомиться с его характеристикой в учебнике (стр.108).
В тетради ученики заносят записи о целях походов рыцарей и направления агрессии (поочередно стрелки с направлениями выдвигаются вправо).
Далее учениками выполняется работа по вариантам:
1-ый составляет план Невской битвы;
2-ой составляет плат Ледового побоища.
Структура плана:
1. Год и место сражения.
2. Участники и их характеристика.
3. Ход сражения.
4. Итог сражения.
При составлении плана ученики работают с учебником (стр.109-111)
IV. Невская битва:
Учитель совместно с учениками проверяет работу в тетради и обобщают полученные знания.
При проверке плана целесообразно разобрать по карте места сражения. Для работы над картой-схемой можно использовать ЭОР school-collection.edu.ru/collection/
На слайдах представленный гиперссылки.
За одержание на Неве блестящей победы князя Александра прозвали Невским (files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d2f9b8a6-8e65-4bc8-bee9-55bc8fcfc4bd/%5BIS6IR_4-15%5D_%5BPD_02%5D.swf).
V. Ледовое побоище:
Проверяется выполнение работы по плану 2-го варианта. Ход сражения соотносится с картой (гиперссылка на ЭОР files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ba47c655-9af1-4aea-9c36-893b6b7d4191/%5BIS6IR_4-15%5D_%5BPD_03%5D.swf ).
Учитель задает вопрос:
- Каким приемом Александр Невский сумел победить хорошо организованное войско рыцарей?
Победой русской дружины завершилась битва на льду Чудского озера и вошла в историю под названием Ледового побоища.
Учитель подводит итог работе по составлению планов, в тетрадях делаются поправки. Ученики отмечают причины победы русской дружины в двух битвах-сражениях. Отмечаются качества военачальника и руководителя кн.Александра Невского.
В результате битв на Неве и Чудском озере было отбито нападение на Русь ее северо-западных соседей. Она отстояла свою территорию и веру от посягательств шведских и немецких рыцарей.
VI.Закрепление новых знаний:
При помощи системы голосования «VerdICT» ученики проверяют полученные знания на уроке (новые термины, даты, имена). По окончании голосования система выдает количество баллов.
Учитель комментирует вопросы и ответы.
VII. Домашнее задание:
Подведение итогов урока, выставление отметок за активность на уроке и проверку домашнего задания.
Учитель озвучивает домашнее задание.