Конспект урока по истории Дворцовые перевороты (7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №24

Урок на тему: «Дворцовые перевороты».

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Познакомить учащихся с историей дворцовых переворотов в России XVIII века.

Ход урока:

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.

  2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

План урока:

  1. Причины и сущность дворцовых переворотов.

  2. Екатерина I.

  3. Пётр II.

  4. Анна Иоанновна.

  5. Иван Антонович.

  6. Елизавета Петровна.

  7. Пётр III.

  8. Екатерина II.

Приём «Удивляй!»

- Ребят, а вы любите тайны? (Учитель предлагает записать тему урока со слайда презентации)

СЛАЙД 1

- Какое слово в названии нашего урока содержит тайну? (Переворот)

СЛАЙД 2

- Исходя из темы, определите какова цель нашего урока. (Изучение истории дворцовых переворотов)

СЛАЙД 3

- Как вы думаете слово «переворот» однозначное или многозначное с точки зрения русского языка? (Многозначное)

- Попробуйте дать определение термину «переворот» государственный. (Насильственный захват политической власти)

СЛАЙД 4

- А каковы же были причины дворцовых переворотов? Чтобы их узнать, Вам необходимо прочитать стр. 146 учебника 3 абзац. (Отсутствие законного порядка наследования престола, усиление роли гвардии)

СЛАЙД 5

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения.

- Какими источниками знаний мы с вами располагаем в настоящий момент? (Учебник и интернет)

- Учёные доказали, что самые глубокие знания человек получает, когда добывает их самостоятельно.

- Я хотела бы Вам предложить исторический источник, это отрывок из сочинения Василия Осиповича Ключевского, где он пишет о дворцовых переворотах.

- Как мы с вами будем работать. Для начала мы разделимся на 3 экспертные группы. Каждая группа будет работать с одним их источников. (Жеребьёвка: красные - учебник, жёлтые - Интернет, зелёные - исторический источник)

- В ходе работы с источником Вам необходимо узнать:

- когда начались дворцовые перевороты,

- когда они закончились,

- сколько их было,

- кто в результате них приходил к власти,

- сколь правил.

СЛАЙД 6

4. Этап реализации построенного проекта.

- Идёт поиск исторической информации. (10 мин)

5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

- Ответы учащихся с аргументацией.

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

- Какой источник информации, на ваш взгляд, является наиболее исторически достоверным? (Ответы учащихся)

7. Этап включения в систему знаний и повторения.

- Считаете ли вы, полученную информацию полной и глубокой? (Нет, она не полная и поверхностная)

- Предложите способы углубления своих знаний. (Ответы учащихся)

- А я предлагаю Вам посмотреть исторические фильмы, связанные с темой нашего урока.

- И, конечно же, не забудьте прочитать материал учебника - параграфы 20-21.

СЛАЙД 7

- А чтобы ещё лучше закрепить, найденную информацию, предлагаю вам по описаниям историков определить о каком правители идёт речь.

1. В.О. Ключевский писал о ней «Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергию своего великого отца. (Елизавета Петровна)

СЛАЙД 8

2. По мнению историка В.О. Ключевского, «…Это царствование - одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней - сама императрица…немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…» (Анна Иоанновна)

СЛАЙД 9

3. А.С. Мыльников - современный исследователь. «Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера ….., его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость… Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости». (Петр III)

СЛАЙД 10

4. В.И. Буганов - советский историк. «Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко - для женщины «подлого» происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе - близость к великому человеку. Преобразователю России». (Екатерина I)

СЛАЙД 11

5. Е.В. Анисимов - современный историк. «Вообще, юный царь производил тяжелое впечатление на окружающих: гордый и капризный, он вырос человеком недобрым и скрытным. Отличался насмешливым, желчным умом и только одного человека ещё как то слушался - свою старшую сестру Наталью. Но осенью 1728 года она умерла, и управы на царя-охотника уже не стало никакой». ( Петр II).

СЛАЙД 12

6. С.Н. Синегубов - современный исследователь. «Она оказалась во главе Российского государства по воле случая, что как нельзя лучше характеризует «эпоху дворцовых переворотов». (Анна Леопольдовна)

СЛАЙД 13

СЛАЙД 14

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Приём: «Чемодан, мясорубка, корзина»

Чемодан - пригодится в дальнейшем.

Мясорубка - информацию переработаю.

Корзина - всё выброшу.

СЛАЙД 15

3

© 2010-2022