Урок по истории древнего мира в 5 классе по теме Культура древнего Китая

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока по истории Древнего мира. 5 класс.

Тема урока: Культура Древнего Китая.

Тип урока: урок изучения нового материала; урок - воображаемое путешествие

Цель урока:

- помочь учащимся осмыслить основные закономерности и причинно - следственные связи в развитии культуры Древнего Китая;

- продолжить формирование представления о древних цивилизациях как закономерном, но неповторимом этапе всемирно - исторического развития;

- создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект;

- осознать вклад, сделанный китайским народом в развитие хозяйства и культуры мира.

Оборудование: - мультимедийные учебные программы - «Атлас древнего мира» (издательство «Новый диск»);

- презентация Power Point;

- мультимедийный проектор, компьютер;

- атрибуты повседневной жизни китайцев;

- отрывки из исторических документов, иллюстрации (раздаточный материал).

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя:

На прошлых уроках вы познакомились с загадочной страной, которая называлась «Срединное царство» или «Поднебесная». Узнали о природе и занятиях жителей, их верованиях, и о том, как создавалось государство. А сегодня мы будем говорить о достижениях древних китайцев, об их вкладе в мировую культуру. Ведь и в нашей повседневной жизни мы продолжаем пользоваться изобретениями, которые были сделаны давным-давно. Знаете ли вы, что было изобретено китайцами? А интересно было бы вам это узнать? Вот с этим предстоит нам познакомиться.

Тема нашего урока: «Культура Древнего Китая». Это и будет вашим домашним заданием.

План.

1. Письменность.

2. Научные знания.

3. Искусство.

Проблемный вопрос. Ребята, в конце урока вы должны ответить на вопрос: Был ли Древний

Китай высокоразвитой цивилизацией?

Однако, чтобы отправиться в путешествие, нам с вами надо получить пропуск. А для этого вы должны правильно ответить на вопросы.

II. Проверка знаний.

Беседа с классом по вопросам:

1)Вспомните, пожалуйста, что называется цивилизацией? (ступень развития общества, следующая за варварством, уровень развития его духовной и материальной культуры).

2)Каковы признаки цивилизации? (появление письменности, городов, ремесла заложили основы цивилизации)

3)Что такое культура? (культура - это все, созданное руками человека: города, обработанные поля, здания, скульптуры и картины, сказания, сказки и литературные произведения, песни и танцы. Все знания людей, их обычаи).

4)Что относится к материальной культуре? (к материальной культуре относят орудия труда, жилища, одежду, домашнюю утварь).

5)Что относят к духовной культуре? (духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений).

III. Изучение нового материала.

Учитель. Скажите, пожалуйста, наш план раскрывает понятие культура?

План.

1. Письменность.

2. Научные знания.

3. Искусство.

И так, мы с вами в древней цивилизации, в Китае. Наше путешествие по «Поднебесной» началось. Вы правильно сказали, что главным признаком цивилизации является письменность. Мы должны узнать, была ли у китайцев письменность. Да, была! Китайская письменность стала основой письменности вьетнамцев, корейцев, японцев.

1. Первый вопрос нашего плана - письменность.

Письменность китайцев носит такое же название, как и у древних египтян - иероглифы.

Как возникли древние знаки? На чем писали китайцы? (обращаю внимание учеников на логическую цепочку на доске).

В конце прошлого века археологами были найдены кости жертвенных животных и панцири черепах, исписанные иероглифами при помощи острой палочки - стиля из твердого материала. Содержание надписей несложное: в них задаются вопросы оракулу об урожае, о наводнении, о войне, о победе и т.д.

Кости обжигали на огне и по образовавшимся трещинам на них толковали ответы богов. Поэтому эти кости ученые-археологи назвали гадальными (слайд). От начала I тыс. до н.э. до нас дошли бронзовые сосуды, на которых были сделаны надписи. Такие сосуды употреблялись для жертвоприношений и дарили в знак военных заслуг (слайд). Однако на сосуде трудно было писать большой текст, и, когда китайцы стали вести летопись, они нашли новый материал для письма (слайд). Они приготовляли из бамбука тонкие, хорошо оструганные дощечки одинаковой величины, просверливали в них небольшое отверстие и скрепляли шнурком. На бамбуке писали деревянным стилем, обмакивая его в лак, приготовленный из сока лакового дерева. Ошибки счищали ножом. С середины I в. н.э. стали писать на шелке (слайд).

Задание классу. Внимательно рассмотрите иллюстрации, на которых хорошо показан процесс шелководства и шелкоткачества.

Сообщение. «Шелковые нити изготавливают из выделений шелковичного червя. Кормят их листьями шелковичного дерева, которые должны быть чистыми, свежими, сухими. Червям вреден дым, сквозняк, шум, различные запахи, смена температуры. При хорошем уходе черви выпускают тонкую, похожую на паутину нить, из которой вьют коконы. Чтобы получить из коконов шелк, их нужно опустить в горячую воду, которая размягчит клей, склеивающий шелковую нить. Взяв нити от нескольких коконов (от 4-х до 18) китайские женщины соединяют их в одну крепкую гладкую нитку. Из нитей ткачихи создавали материю, которая ценилась на вес золота»

Учитель. Шелк дорогой материал. Поэтому на нем писали только очень важные документы (указы императора, карты), и он не мог приобрести большого распространения как материал для письма. Поэтому китайцы изобрели бумагу (слайд). Это было великое изобретение китайцев, которое полностью вытеснило папирус.

Задание классу. Внимательно рассмотрите процесс производства бумаги (слайд).

Сообщение ученика. «Острыми ножами-тесаками рабочие рубят бамбук - растение жарких стран. Затем очищают его от листьев. В огромном чане, установленном на печи, в растворе щелочи варят бамбук. Затем большими толкушками стебли будут разбиваться, пока не образуется кашеобразная масса. Эту массу переливают в большую ванну с холодной водой и прибавляют сюда немного клея. Постепенно в ванне получается белая бумажная масса. Рамами, переплетенными частыми сетками, черпают бумажную массу из ванны и укладывают на столе, где и прессуют. Влажные листы бумаги просушивают на стенке горячей печи. Так завершалось производство бумаги».

Учитель. До сих пор китайские иероглифы сохранили некоторое сходство с теми картинками, который рисовал древний человек, когда хотел что-нибудь записать. Для каждого слова была своя картинка, но проходили тысячелетия, и слова-картинки сильно изменились (на слайде старое написание слов и новое).

Заметили ли вы, какова особенность китайской письменности? Иероглифы пишут сверху вниз, вероятно потому, что бамбуковые дощечки, на которых писали в древности, были узкими.

Вопрос классу. Является ли письменность признаком цивилизации?

Учитель. Да! Именно наличие письменности отличает культуру первобытных людей от культуры цивилизованных народов.

Вопрос классу. Каково значение письменности для человечества? (При помощи письменности люди стремились записать сказания о своем прошлом, запечатлеть для потомков события своей собственной жизни, научные знания).

Учитель. Да, благодаря письменности до нас дошли творения древних китайцев, которые являются источниками об их занятиях, образе жизни, обрядах. Самым знаменитым произведением является книга песен «Шинзин», в которой собраны и народные песни, и оды, и гимны китайских поэтов.

Задание классу. Давайте познакомимся с литературными памятниками древних китайцев.

Прочтем стихотворение «Большие крысы» и ответим на вопросы (чтение вслух и беседа по вопросам):

Наши крысы, наши крысы,

Не грызите наше просо,

Мы живем у вас три года,

А забот от вас не видно.

Бросим вас, уйдем подальше,

В земли счастья мы пойдем.

В землях счастья, в землях счастья,

Там жилище мы найдем.

Наши крысы, наши крысы,

Не грызите вы пшеницу.

Мы живем у вас три года,

Добрых дел от вас не видно.

Бросим вас, уйдем подальше,

В место счастья мы уйдем.

В месте счастья, в месте счастья,

Правду мы себе найдем.

Наши крысы, наши крысы,

Не грызите вы посевы.

Мы живем у вас три года,

А наград от вас не видно.

Бросим вас, уйдем подальше,

В страны счастья мы пойдем.

В странах счастья, в странах счастья

От кого рыдать начнем?

1. Кого китайцы подразумевали под крысами?

2. Какие мысли и чувства народа переданы в этой песне?

3. В каких выражениях говорится о безысходной доле китайского крестьянина?

Учитель. Кроме поэзии, об истории Китая мы узнаем из трактатов. (Объясняю значение слова, сопровождая показом на доске).

Задание классу: прочитав документ, вы должны ответить на вопросы.

Трактат «Гуаньцзы».

… «Земледельцы… приготовляют орудия для полевых работ, сохой и бороной обрабатывают землю. В холода удаляют сухие колосья в ожидании пахоты. Они глубоко пашут и разбрасывают семена равномерно, покрывая их землей. До наступления дождя, пропалывают травы и затем ожидают дождя. Когда приходит дождь, они берут подмышки мотыги и очищают поле от сорняков. Так с утра до вечера они заняты на полях. Они работают без одежды. Они отделяют злаки от плевел, рассаживают ростки равномерно.

На голове у него шапка, плетенная из камыша, на теле - грубый плащ. Туловище залито водой, ноги в грязи. Палящим солнцем выжжены волосы и кожа. До крайности напряжена сила тела, чтобы быстро справиться с обработкой поля».

1. Какие сведения мы получили по истории Китая?

2. Какие земледельческие работы перечисляют в трактате?

3. Kакими орудиями труда пользовались китайцы?

4. Как были одеты китайцы?

5. Каковы были условия труда?

Учитель. Из трактатов мы узнаем и о развитии у древних китайцев научных знаний. Мы подошли ко второму вопросу нашего плана.

2. Научные знания. (Рассказ с опорой на схему - солнце).

Составленный во II веке до н.э. трактат «Математика в 9-ти книгах» содержит математические знания, накопленные предшествующими поколениями ученых. Здесь описаны правила действий с дробями, решение системы уравнений, теорема Пифагора и многие другие, математические и геометрические правила и законы. «Математика в 9-ти книгах» была руководством для землемеров, астрономов, чиновников. С развитием математики были тесно связаны достижения древних китайцев в астрономии. Китайские астрономы изучали движение солнца, луны и пяти планет по отношению к неподвижным звездам, составили карту звездного неба, отметив на ней 2500 звезд (именно такое количество человек видит невооруженным глазом), дали названия 28 созвездиям, знали, что луна сама не излучает свет, а светит отраженным солнечным светом.

Задание классу. В 1110 году до н.э. послы вьетнамского правителя, посетив китайского императора, заблудились по дороге домой и вынуждены были вернуться в Китай. Император Чеу Кун подарил им пять дорожных колесниц, на каждой из которых помещалась деревянная фигурка с вытянутой вперед рукой. На этих колесницах послы благополучно прибыли во Вьетнам, куда указывала фигурка. Как вы думаете, что это за чудесный предмет, который тоже был придуман в Китае? Какой предмет поможет вам, если вы заблудились в лесу? (Компас). Внутри фигурки находился кусок магнитной железной руды - прообраз современного компаса, поэтому фигурка всегда указывала на юг). Изобретение компаса способствовало развитию географии и мореплавания. Первый компас - кусок магнитной породы в форме ложки, который клали на лист отполированной бронзы. Ложка вращалась, пока ее длинный конец не указывал на юг (слайд).

Учитель. В древнем Китае развивалась медицина. Китайские врачи стали применять метод лечения, получивший впоследствии широкое применение в традиционной китайской медицине - иглоукалывание. Были найдены рукописи медицинских сочинений. Они включают трактат по диетологии, руководство по лечебной гимнастике, сборник различных рецептов для лечения 52 заболеваний. Врачи прекрасно разбирались в лекарственных растениях.

Задание классу. Сейчас вы увидите сценку, а затем попробуйте отгадать: какое лекарственное растение использовал врач для лечения больного?

Учащиеся показывают сценку.

Некий китайский врач навещает больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство.

- Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный…

- Лекарство редко бывает приятным на вкус, - убеждает врач, - но оно вернет тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велики: попомни мои слова, за этим питьем большое будущее!

Древний врач оказался прав: в наши дни настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире.

Пробовали ли вы этот настой? Как он называется?(Чай).

Сообщение ученика. (Легенда о чае).

Учитель. Итак, как солнце согревает своими лучами землю и дает жизнь всему живому, так изобретения китайцев дали миру развитие научных знаний.

Вопрос классу. Как вы считаете, являются ли научные знания признаком цивилизации? (Да!)

А какой еще признак цивилизации вам известен? (Ремесло).

3. Искусство. Именно благодаря ремеслам развивалось искусство. Китайцы были искусными гончарами, литейщиками, строителями, ткачами, мастерами росписи. Они умели изготовлять керамические изделия из глины, лепили их как руками, так и при помощи гончарного круга. Мастера расписывали посуду до обжига, поэтому нанесенные узоры закреплялись навсегда и не могли стереться. Обжигали при помощи высокой температуры, свыше 1000 градусов. Благодаря этому изделия становились прочными и блестящими. Китайские мастера в совершенстве владели техникой бронзового литья. Древнекитайская бронза так необычна по своим узорам и очертаниям, что ее невозможно спутать с изделиями других стран. Бронзовые сосуды Китая были связаны с верованиями, пышными обрядами, заклинаниями природных стихий. Поэтому изображенные звери приобретали облик, составленный из черт важнейших животных - защитников и охранителей: тигра, барана, дракона. Иногда сосуды и сами принимали форму зверей и птиц, оберегающих жизнь человека - совы, тигра, дракона (слайд). Сосуды-хранители словно ощетинивались колючками, наставляли на врагов крутые завитки рогов, покрывались острыми плавниками и чешуей рыб.

В Китае развивалось строительство дворцов, храмов, императоры строили усыпальницы. Именно там сохранились ювелирные изделия, музыкальные инструменты, сосуды из резного камня и бронзы, оружие. Особенно поражает человеческое воображение гробница императора Цинь Шихуанди. Археологи обнаружили ее в 1974 г. и были поражены грандиозностью замыслов и искусством китайских мастеров (слайд).

IV. Закрепление материала. Решение проблемного вопроса.

Ребята, мы достаточно накопили знаний о культуре древнего Китая и можем ответить на вопрос нашего урока: Был ли древний Китай высокоразвитой цивилизацией? (Да!). Докажем это.

1. Какие достижения древних китайцев об этом свидетельствуют? Например, в развитие письменности. Вспомним, как она развивалась? (разбор логической цепочки на доске, учащиеся перечисляют).

2. Какие знаки для письма они использовали? (иероглифы)

3. Какие научные знания развивались в Китае? (схема-солнце на доске, учащиеся перечисляют)

4. А какие виды искусства получили распространение? (керамика, шелкопрядение, литье из бронзы, роспись по шелку, строительство).

Рефлексия.

Итак, наше путешествие по Древнему Китаю закончилось. Я хотела бы узнать ваши впечатления о сегодняшнем уроке. У каждого из вас карточки. Поднимите ту, которая соответствует вашему настроению. А я покажу вам свою. Для меня вы сегодня победители. Некоторые потрудились особенно хорошо. Они были настоящие сыны Дракона, как называли себя китайцы. Я хочу подарить вам этих дракончиков - символ Китая.

Выставление оценок.

5


© 2010-2022