Разработка урока на тему: Происхождение человека (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по истории Древнего мира для 5-го класса

Учитель: Королевич Д.В.

Становление и развитие человеческого общества.

Происхождение человека.

Цель: Сформировать четкое представление у учащихся о происхождении человека.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся знания о происхождении человека;

  2. Освоить и закрепить умения учащихся самостоятельно применять свои знания, свободно владеть полученной информацией, историческими понятиями.

Тип урока: Комбинированный.

Применяемые методы: словесный метод (с помощью рассказа и бесед с учащимися); наглядный метод (посещение школьного музея, использование различных карт и схем).

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, учебное пособие, дополнительная литература.

Применяемые модули: Новые подходы в преподавании и обучении истории, совместная работа (ученик - учитель, ученик-ученик), использование ИКТ.

Ключевые идеи урока: Через самостоятельную работу сформировать знания о происхождении человека, определить значимость народных легенд о происхождении человека как важный источник народных традиций в познании мира.

Оценивание полученных знаний: самооценивание учащихся, оценивание по критериям.



Этап урока

Содержание урока

Ожидаемый результат

Приемы реализации

Анализ урока

Вызов

1. Организационный момент

2. Создание положительной мотивации к получению успешных результатов обучения;

3. Познакомить учащихся с целями и задачами урока

4. Проверка домашнего задания

1. Опрос беседа

2. Проверка письменного задания

3. Физминутка

В ходе урока у учащихся сформируются знания о происхождении человека, его изначального места обитания, благодаря первоначально полученным знаниям, используя дополнительные материалы, учащиеся сделают анализ полученных знаний в рефлексии.

Паутина паука,

Рефлексия

Составление кластеров,

Индивидуальная работа

Работа с раздаточным материалом.

Усвоение новых знаний и умений

План

1. О происхождении человека.

2. Знакомство с теориями и учением о происхождении и развитии человека в новое время.

3. Возникновение человека и его развитие.

5. Становление и формирование человека разумного.

Обсуждение с классом теорий происхождения человека.

1. Рассказ беседа

Как вы думаете, как появился человек?

Почему человек имеет такое строение?

2. Самостоятельный поиск информации с помощью текста учебника.

3. Составление кластеров.

Определите основные теории происхождения человека в современной науке?

Какая из теорий на ваш взгляд является наиболее вероятной? Почему?

Работа в тетради с помощью текста учебника и схемы.

Самостоятельное составление карты антропологического содержания.

Австралопитек

Питекантроп

Синантроп

Неандерталец

Кроманьонец

Человек разумный

Формирование и составление кластера.

Напишите сочинение на тему: «Трудности первобытного человека»

Рефлексия

Закрепление полученных знаний

Мозговой штурм

Опрос-беседа

Домашнее задание:





Конспект урока по истории Древнего мира для 5-го класса

Учитель: Королевич Д.В.

Становление и развитие человеческого общества.

Природа и человек в первобытном мире.

Цель урока: Сформировать представление у учащихся о жизни и основных занятиях первобытных людей.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся четкое представление о большой значимости коллектива в первобытном мире;

  2. Уметь определить всю важность родовой общины для жизнедеятельности первобытного человека.

  3. Сформировать ясное понимание учащихся всех трудностей становления первобытнообщинного строя.

  4. Сформировать у учащихся интерес к изучению истории древнего мира.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, проектор, экспонаты палеонтологического отдела (бивень мамонта, череп бизона, рог шерстистого носорога) школьного музея.

Применяемые методы: самостоятельная работа, совместная работа (ученик - учитель, ученик-ученик), использование ИКТ.

Ключевые идеи урока: С помощью музейных экспонатов, рисунков сцен повседневной жизни первобытного человека и рисунков коллективной охоты, сформировать устойчивый интерес к изучаемому материалу. С помощью комбинированной работы на уроке и домашнего задания усвоить изучаемый материал.

Оценивание полученных знаний: самооценивание учащихся, оценивание по критериям.

Этап урока

Содержание урока

Ожидаемый результат

Приемы реализации

Анализ урока

Вызов

  1. Вступительное слово учителя.

2. Создание положительной мотивации к получению успешных результатов обучения;

3. Познакомить учащихся с целями и задачами урока

4. Проверка домашнего задания

В ходе урока у учащихся сформируются знания о важности коллективной деятельности первобытных людей, взаимосвязи человека и природы.

В результате полученных знаний учащиеся самостоятельно смогут оценить свою работу в ходе рефлексии.

Определение основных вопросов

Составление кластеров

Индивидуальная работа

Работа с учителем

Работа по группам

Рефлексия

Усвоение новых знаний и умений

План

1. Места обитания человека.

2. Важность родовой общины.

3. Охота как важнейшее занятие.

4. Изучение музейных экспонатов.

Самостоятельный поиск информации с помощью текста учебника, наглядного материала.

Составление кластеров.

Какие трудности могли возникнуть у первобытного человека?

Почему только коллективная охота могла быть удачной?

Самостоятельная работа учащихся с помощью текста учебника, рисунков и наглядных пособий.

Составить рассказ с помощью рисунка «Охота на диких козлов».

Рефлексия

Закрепление полученных знаний

Мозговой штурм

Опрос-беседа

Домашнее задание:







Конспект урока по истории Древнего мира для 5-го класса

Учитель: Королевич Д.В.

Становление и развитие человеческого общества.

Религия и искусство в первобытном мире.



Предмет: история.

Класс: 5.

Тема урока: Становление и развитие человеческого общества. Религия и искусство в первобытном мире.

Тип урока: изучение нового материала.


Технологическая карта урока


Тема урока: Становление и развитие человеческого общества. Религия и искусство в первобытном мире.

Тип урока: изучения нового материала

Задачи урока:

  • Сформировать четкое представление обучающихся о процессе возникновения религии и искусства в первобытном мире.

  • Продолжить формирование положительной мотивации обучающихся к изучению истории религии и искусства на примере первобытнообщинного строя.

Планируемые результаты урока



Предметные

  • Обозначить признаки отличия религии и искусства.

  • Иметь четкое представление о терминологии изучаемой темы: религия, искусство, скульптура, живопись.

  • Выяснить причины возникновения и значимость религиозных верований в первобытном мире.

Метапредметные

  • Сформировать понимание задач поставленных на уроке, наметить пути их решения и уметь дать оценку своей деятельности на уроке.

  • Находить и применять методы решения разного рода поставленных на уроке задач.

  • Уметь находить и своевременно применять нужную информацию.

Личностные

  • Понимать важность и значимость накопленных знаний о духовной жизни первобытных людей.

  • Совершенствовать навыки разностороннего подхода в изучении материала.(индивидуальный, групповой, учитель-ученик, учитель-группа.)

Ресурсы урока: учебник С.В. Колпаков,Н.А., Селунская История Древнего мира, изд-во «Дрофа»; Электронное приложение drofa.ru; экспонаты палеонтологического отдела школьного музея. Слайдовая презентация по теме урока.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Мотивация познавательной деятельности

- Как вы думаете, ребята, трудно-ли было человеку в те далекие времена? - Давайте попробуем описать жизнь первобытного человека.

Что для этого следует вспомнить?




Если бы мы оказались в первобытном обществе, трудно бы нам пришлось? Почему?

Вывод: для того, чтобы выжить в те суровые времена, человек должен был овладеть новыми навыками охоты, уметь защититься от холода и хищников. Для этого ему было необходимо научиться объяснять различные природные явления и то, что происходит с ним. Пример - сны человека. Какие новые явления появляются в жизни человека в результате?

Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Тема урока проектируется на интерактивную доску с помощью презентации.



Совместно с классом составляем вопросы, на которые необходимо дать ответ:

1.Какое жилище строили люди и почему они пытались укрыться? (предполагается, что учащиеся благодаря знаниям по природоведению вспомнят об изменении климата.) (Пример межпредметной связи)

2. Какие новые способы охоты появились?

3. Что нового появилось в быту первобытного человека из-за холодного климата?

4.Какие изобретения облегчали жизнь человека?

Учащиеся описывают жизнедеятельность человека.

Приходят к выводу о том, что в первобытном мире было сложно выжить, и для того чтобы не погибнуть, необходимо было овладеть различными навыками, в том числе и религиозными верованиями.

Учащиеся приходят к выводу, что в первобытном обществе современному человеку было бы очень сложно выжить.


Происходит формулирование темы урока: «Религия и искусство в первобытном мире».

  1. Организация познавательной деятельности учащихся

  • 1.Происходит показ фрагментов видео с изображением наскальных рисунков охоты и бегущих животных, а так же изображение ритуала перед началом охоты.

  • Классу задается вопрос: Что мы видим на данных рисунках?


  • Демонстрируется слайд, изображающий место захоронения древнего человека.


  • Учитель задает вопрос: с какой целью человек всё это делал?


  • 2.Учитель напоминает ученикам о том, насколько трудно было человеку жить в те далекие времена, какие сюрпризы и испытания готовила природа древним людям. Человек понимал свою зависимость от окружающего мира, и относился к нему, как к некой сверхъестественной силе, обожествляя каждое явление, которое видел.


  • Двум группам учащихся (по 2 человека в группе) предлагается выполнить следующее задание (1-я группа) Вы охотники, которые собираются на охоту, опишите свой день с утра до вечера. Какие действия выполняете, чтобы охота была удачной?; (2-я группа) Наступила ненастная погода (дождь, гром и молнии, сильный ветер). Что происходит!? За что боги разгневались на вас? Каким образом их можно задобрить?

Для определения того что у древних людей существовали религиозные верования и художественные задатки, учащимся предлагается внимательно рассмотреть слайды с рисунками и самостоятельно найти нужную информацию в учебнике на стр. 12-14. Затем заполнить таблицу в тетрадях. Привести по 3 доказательства существования художественных задатков и религии в первобытном мире.

Пример:

Рисунки на стенах пещер (искусство)

Вера в загробную жизнь (религия)



(


Учитель предлагает ученикам, получившим групповые задания прочесть свои ответы.


Учитель предлагает учащимся, выполнявшим задание индивидуально, представить заполненную таблицу с доказательствами.


Теперь мы можем сделать вывод о том, что у наших предков зарождались как религиозные верования, так и искусство.


Учащимся демонстрируется отрывок видеофильма «Краткий обзор первобытной культуры».

  • Учитель предлагает ученикам разделиться на 2 группы и выполнить следующее задание: С помощью текста параграфа, рисунков, просмотренного отрывка видеофильма сделать кроссворд на тему урока. После выполнения, группы меняются кроссвордами (без ответов).


  • Учитель объявляет о том, что разгадка кроссвордов будет частью домашнего задания.


Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, которые позволят четко уяснить тему урока:

Что повлияло на зарождение в первобытном мире религии и искусства?

Почему рисунки первобытных людей часто находят в глубине пещер?

Как первобытный человек представлял себе загробный мир?

С какими произведениями искусства древних людей мы познакомились на уроке?


  • Учащиеся делают предположения о том, кто и для чего нарисовал это?


  • Учащиеся делают вывод о том, что на рисунках изображены животные, сцены охоты, а также предполагают, что видят ритуал охотников.

  • Учащиеся внимательно рассматривают останки и предметы быта, находящиеся в этом захоронении.

  • Учащиеся делают вывод: Древние люди изображали животных и сцены охоты, в которой сами участвовали. Также идут предположения о том, что предметы быта, находящиеся на месте захоронения оставлены здесь не случайно. Ребята предполагают, что древний человек верил в существование загробного мира и некую связь между рисунками и исходом охоты. Учащиеся говорят о том, что у древнего человека появляется вера в сверхъестественные силы (религиозные верования), что он и показывал в своих рисунках и ритуалах.

  • В группах ученики работают на местах, и выполняют групповые задания.

  • Один ученик работает у доски с заданием по заполнению таблицы.

  • Остальные выполняют эту работу индивидуально на местах.





Учащиеся, получившие групповые задания описывают предложенные ситуации. После этого противоположным группам предлагается поменяться заданиями и дополнить (устно) эти описания.

Затем ученики делают вывод о том, что наши предки имели определенное представление о религии и искусстве.

(Звучит понятие «Искусство».)

Ученики приводят свои примеры и объясняют обоснованность своего выбора.


Ученики смотрят видеотрансляцию фильма. Затем в группах выполняют предложенное задание.

После выполнения, группы между собой меняются кроссвордами (без ответов, которые до следующего урока остаются у авторов).





  1. Подведение итогов урока

  • Происходит определение понятийного ряда, который удалось обнаружить во время урока. (Религия, искусство).

Учитель подводит итоги урока: С появлением человека разумного зародилось искусство, и появилась религия. (Стр. 14.)

Ученики самостоятельно оценивают свою работу на уроке.

Определяют значимость изученного материала, а также актуальность темы.

Диагностика достижения планируемых результатов: Стр. 12-14., вопросы 1-4 на стр. 14.

Творческие дополнительные задания: Разгадать кроссворд предоставленный противоположной группой.



© 2010-2022