- Преподавателю
- История
- Разработка урока на тему: Происхождение человека (5 класс)
Разработка урока на тему: Происхождение человека (5 класс)
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Королевич Д.В. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по истории Древнего мира для 5-го класса
Учитель: Королевич Д.В.
Становление и развитие человеческого общества.
Происхождение человека.
Цель: Сформировать четкое представление у учащихся о происхождении человека.
Задачи:
-
Сформировать у учащихся знания о происхождении человека;
-
Освоить и закрепить умения учащихся самостоятельно применять свои знания, свободно владеть полученной информацией, историческими понятиями.
Тип урока: Комбинированный.
Применяемые методы: словесный метод (с помощью рассказа и бесед с учащимися); наглядный метод (посещение школьного музея, использование различных карт и схем).
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, учебное пособие, дополнительная литература.
Применяемые модули: Новые подходы в преподавании и обучении истории, совместная работа (ученик - учитель, ученик-ученик), использование ИКТ.
Ключевые идеи урока: Через самостоятельную работу сформировать знания о происхождении человека, определить значимость народных легенд о происхождении человека как важный источник народных традиций в познании мира.
Оценивание полученных знаний: самооценивание учащихся, оценивание по критериям.
Этап урока
Содержание урока
Ожидаемый результат
Приемы реализации
Анализ урока
Вызов
1. Организационный момент
2. Создание положительной мотивации к получению успешных результатов обучения;
3. Познакомить учащихся с целями и задачами урока
4. Проверка домашнего задания
1. Опрос беседа
2. Проверка письменного задания
3. Физминутка
В ходе урока у учащихся сформируются знания о происхождении человека, его изначального места обитания, благодаря первоначально полученным знаниям, используя дополнительные материалы, учащиеся сделают анализ полученных знаний в рефлексии.
Паутина паука,
Рефлексия
Составление кластеров,
Индивидуальная работа
Работа с раздаточным материалом.
Усвоение новых знаний и умений
План
1. О происхождении человека.
2. Знакомство с теориями и учением о происхождении и развитии человека в новое время.
3. Возникновение человека и его развитие.
5. Становление и формирование человека разумного.
Обсуждение с классом теорий происхождения человека.
1. Рассказ беседа
Как вы думаете, как появился человек?
Почему человек имеет такое строение?
2. Самостоятельный поиск информации с помощью текста учебника.
3. Составление кластеров.
Определите основные теории происхождения человека в современной науке?
Какая из теорий на ваш взгляд является наиболее вероятной? Почему?
Работа в тетради с помощью текста учебника и схемы.
Самостоятельное составление карты антропологического содержания.
Австралопитек
Питекантроп
Синантроп
Неандерталец
Кроманьонец
Человек разумный
Формирование и составление кластера.
Напишите сочинение на тему: «Трудности первобытного человека»
Рефлексия
Закрепление полученных знаний
Мозговой штурм
Опрос-беседа
Домашнее задание:
Конспект урока по истории Древнего мира для 5-го класса
Учитель: Королевич Д.В.
Становление и развитие человеческого общества.
Природа и человек в первобытном мире.
Цель урока: Сформировать представление у учащихся о жизни и основных занятиях первобытных людей.
Задачи:
-
Сформировать у учащихся четкое представление о большой значимости коллектива в первобытном мире;
-
Уметь определить всю важность родовой общины для жизнедеятельности первобытного человека.
-
Сформировать ясное понимание учащихся всех трудностей становления первобытнообщинного строя.
-
Сформировать у учащихся интерес к изучению истории древнего мира.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, проектор, экспонаты палеонтологического отдела (бивень мамонта, череп бизона, рог шерстистого носорога) школьного музея.
Применяемые методы: самостоятельная работа, совместная работа (ученик - учитель, ученик-ученик), использование ИКТ.
Ключевые идеи урока: С помощью музейных экспонатов, рисунков сцен повседневной жизни первобытного человека и рисунков коллективной охоты, сформировать устойчивый интерес к изучаемому материалу. С помощью комбинированной работы на уроке и домашнего задания усвоить изучаемый материал.
Оценивание полученных знаний: самооценивание учащихся, оценивание по критериям.
Этап урока
Содержание урока
Ожидаемый результат
Приемы реализации
Анализ урока
Вызов
-
Вступительное слово учителя.
2. Создание положительной мотивации к получению успешных результатов обучения;
3. Познакомить учащихся с целями и задачами урока
4. Проверка домашнего задания
В ходе урока у учащихся сформируются знания о важности коллективной деятельности первобытных людей, взаимосвязи человека и природы.
В результате полученных знаний учащиеся самостоятельно смогут оценить свою работу в ходе рефлексии.
Определение основных вопросов
Составление кластеров
Индивидуальная работа
Работа с учителем
Работа по группам
Рефлексия
Усвоение новых знаний и умений
План
1. Места обитания человека.
2. Важность родовой общины.
3. Охота как важнейшее занятие.
4. Изучение музейных экспонатов.
Самостоятельный поиск информации с помощью текста учебника, наглядного материала.
Составление кластеров.
Какие трудности могли возникнуть у первобытного человека?
Почему только коллективная охота могла быть удачной?
Самостоятельная работа учащихся с помощью текста учебника, рисунков и наглядных пособий.
Составить рассказ с помощью рисунка «Охота на диких козлов».
Рефлексия
Закрепление полученных знаний
Мозговой штурм
Опрос-беседа
Домашнее задание:
Конспект урока по истории Древнего мира для 5-го класса
Учитель: Королевич Д.В.
Становление и развитие человеческого общества.
Религия и искусство в первобытном мире.
Предмет: история.
Класс: 5.
Тема урока: Становление и развитие человеческого общества. Религия и искусство в первобытном мире.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологическая карта урока
Тема урока: Становление и развитие человеческого общества. Религия и искусство в первобытном мире.
Тип урока: изучения нового материала
Задачи урока:
-
Сформировать четкое представление обучающихся о процессе возникновения религии и искусства в первобытном мире.
-
Продолжить формирование положительной мотивации обучающихся к изучению истории религии и искусства на примере первобытнообщинного строя.
Планируемые результаты урока
Предметные
-
Обозначить признаки отличия религии и искусства.
-
Иметь четкое представление о терминологии изучаемой темы: религия, искусство, скульптура, живопись.
-
Выяснить причины возникновения и значимость религиозных верований в первобытном мире.
Метапредметные
-
Сформировать понимание задач поставленных на уроке, наметить пути их решения и уметь дать оценку своей деятельности на уроке.
-
Находить и применять методы решения разного рода поставленных на уроке задач.
-
Уметь находить и своевременно применять нужную информацию.
Личностные
-
Понимать важность и значимость накопленных знаний о духовной жизни первобытных людей.
-
Совершенствовать навыки разностороннего подхода в изучении материала.(индивидуальный, групповой, учитель-ученик, учитель-группа.)
Ресурсы урока: учебник С.В. Колпаков,Н.А., Селунская История Древнего мира, изд-во «Дрофа»; Электронное приложение drofa.ru; экспонаты палеонтологического отдела школьного музея. Слайдовая презентация по теме урока.
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся
-
Мотивация познавательной деятельности
- Как вы думаете, ребята, трудно-ли было человеку в те далекие времена? - Давайте попробуем описать жизнь первобытного человека.
Что для этого следует вспомнить?
Если бы мы оказались в первобытном обществе, трудно бы нам пришлось? Почему?
Вывод: для того, чтобы выжить в те суровые времена, человек должен был овладеть новыми навыками охоты, уметь защититься от холода и хищников. Для этого ему было необходимо научиться объяснять различные природные явления и то, что происходит с ним. Пример - сны человека. Какие новые явления появляются в жизни человека в результате?
Как будет звучать тема сегодняшнего урока?
Тема урока проектируется на интерактивную доску с помощью презентации.
Совместно с классом составляем вопросы, на которые необходимо дать ответ:
1.Какое жилище строили люди и почему они пытались укрыться? (предполагается, что учащиеся благодаря знаниям по природоведению вспомнят об изменении климата.) (Пример межпредметной связи)
2. Какие новые способы охоты появились?
3. Что нового появилось в быту первобытного человека из-за холодного климата?
4.Какие изобретения облегчали жизнь человека?
Учащиеся описывают жизнедеятельность человека.
Приходят к выводу о том, что в первобытном мире было сложно выжить, и для того чтобы не погибнуть, необходимо было овладеть различными навыками, в том числе и религиозными верованиями.
Учащиеся приходят к выводу, что в первобытном обществе современному человеку было бы очень сложно выжить.
Происходит формулирование темы урока: «Религия и искусство в первобытном мире».
-
Организация познавательной деятельности учащихся
-
1.Происходит показ фрагментов видео с изображением наскальных рисунков охоты и бегущих животных, а так же изображение ритуала перед началом охоты.
-
Классу задается вопрос: Что мы видим на данных рисунках?
-
Демонстрируется слайд, изображающий место захоронения древнего человека.
-
Учитель задает вопрос: с какой целью человек всё это делал?
-
2.Учитель напоминает ученикам о том, насколько трудно было человеку жить в те далекие времена, какие сюрпризы и испытания готовила природа древним людям. Человек понимал свою зависимость от окружающего мира, и относился к нему, как к некой сверхъестественной силе, обожествляя каждое явление, которое видел.
-
Двум группам учащихся (по 2 человека в группе) предлагается выполнить следующее задание (1-я группа) Вы охотники, которые собираются на охоту, опишите свой день с утра до вечера. Какие действия выполняете, чтобы охота была удачной?; (2-я группа) Наступила ненастная погода (дождь, гром и молнии, сильный ветер). Что происходит!? За что боги разгневались на вас? Каким образом их можно задобрить?
Для определения того что у древних людей существовали религиозные верования и художественные задатки, учащимся предлагается внимательно рассмотреть слайды с рисунками и самостоятельно найти нужную информацию в учебнике на стр. 12-14. Затем заполнить таблицу в тетрадях. Привести по 3 доказательства существования художественных задатков и религии в первобытном мире.
Пример:
Рисунки на стенах пещер (искусство)
Вера в загробную жизнь (религия)
(
Учитель предлагает ученикам, получившим групповые задания прочесть свои ответы.
Учитель предлагает учащимся, выполнявшим задание индивидуально, представить заполненную таблицу с доказательствами.
Теперь мы можем сделать вывод о том, что у наших предков зарождались как религиозные верования, так и искусство.
Учащимся демонстрируется отрывок видеофильма «Краткий обзор первобытной культуры».
-
Учитель предлагает ученикам разделиться на 2 группы и выполнить следующее задание: С помощью текста параграфа, рисунков, просмотренного отрывка видеофильма сделать кроссворд на тему урока. После выполнения, группы меняются кроссвордами (без ответов).
-
Учитель объявляет о том, что разгадка кроссвордов будет частью домашнего задания.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, которые позволят четко уяснить тему урока:
Что повлияло на зарождение в первобытном мире религии и искусства?
Почему рисунки первобытных людей часто находят в глубине пещер?
Как первобытный человек представлял себе загробный мир?
С какими произведениями искусства древних людей мы познакомились на уроке?
-
Учащиеся делают предположения о том, кто и для чего нарисовал это?
-
Учащиеся делают вывод о том, что на рисунках изображены животные, сцены охоты, а также предполагают, что видят ритуал охотников.
-
Учащиеся внимательно рассматривают останки и предметы быта, находящиеся в этом захоронении.
-
Учащиеся делают вывод: Древние люди изображали животных и сцены охоты, в которой сами участвовали. Также идут предположения о том, что предметы быта, находящиеся на месте захоронения оставлены здесь не случайно. Ребята предполагают, что древний человек верил в существование загробного мира и некую связь между рисунками и исходом охоты. Учащиеся говорят о том, что у древнего человека появляется вера в сверхъестественные силы (религиозные верования), что он и показывал в своих рисунках и ритуалах.
-
В группах ученики работают на местах, и выполняют групповые задания.
-
Один ученик работает у доски с заданием по заполнению таблицы.
-
Остальные выполняют эту работу индивидуально на местах.
Учащиеся, получившие групповые задания описывают предложенные ситуации. После этого противоположным группам предлагается поменяться заданиями и дополнить (устно) эти описания.
Затем ученики делают вывод о том, что наши предки имели определенное представление о религии и искусстве.
(Звучит понятие «Искусство».)
Ученики приводят свои примеры и объясняют обоснованность своего выбора.
Ученики смотрят видеотрансляцию фильма. Затем в группах выполняют предложенное задание.
После выполнения, группы между собой меняются кроссвордами (без ответов, которые до следующего урока остаются у авторов).
-
Подведение итогов урока
-
Происходит определение понятийного ряда, который удалось обнаружить во время урока. (Религия, искусство).
Учитель подводит итоги урока: С появлением человека разумного зародилось искусство, и появилась религия. (Стр. 14.)
Ученики самостоятельно оценивают свою работу на уроке.
Определяют значимость изученного материала, а также актуальность темы.
Диагностика достижения планируемых результатов: Стр. 12-14., вопросы 1-4 на стр. 14.
Творческие дополнительные задания: Разгадать кроссворд предоставленный противоположной группой.