Методическая разрабоотка урока Олимпийские игры

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Олимпийские игры в древности»

Цели урока:
1.Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное.

3. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

Задачи:
1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала.
2. Изучение новых понятий по данной теме.
3. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Ожидаемые результаты:

В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
- назвать виды спорта в Древней Греции;

Формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Доказывать.

6. Сравнивать.

7. Анализировать - выделять главное.

8. Представлять информацию в разных формах (текст).

Личностные

1.Оценивать свои и чужие поступки.

2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

Коммуникативные

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

Учебное оборудование:

мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь.








Ход урока:


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и работать в нашем обычном режиме. Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными и активными.

  1. Актуализация опорных знаний обучающихся и подготовка к восприятию нового материала.

Слайд. Карта. Фронтальный опрос. Цитата

Учитель: На прошлом уроках мы с вами познакомились с темой «Древняя Греция». Давайте с вами повторим пройденный материал.

РАБОТА С КАРТОЙ 5

Проверка знаний учащихся

1). На каком полуострове располагалась Древняя Греция? (Балканском)

Какой город являлся столицей Древней Греции? (Афины)

Что такое полис? (город-государство)

Назовите один из самых могущественных полисов Греции? (Спарта)

Каковы особенности спартанского воспитания?

Кто создатель поэм «Одиссея» и «Илиада»? (Гомер)

Что такое демократия и где она зародилась? (власть народа, Афины)

Учитель: У меня для вас есть несколько загадок в стихотворной форме, где вы должны назвать имена греческих Богов:

  1. Он собьет с пути

Или на путь наставит

От усталости глаза сомкнуть заставит.

Весть, как молнию

Доставит всем с небес,

И зовут его ... (Гермес)

  1. На фронтоне Парфенона

Необычная картина:

В спор вступила с Посейдоном

Богиня мудрости ... (АФИНА)

  1. Под землей на тропе

Мрачный он сидит,

Души эллинов умерших

Он надежно сторожит.

Пес его свирепый Цербер

Никогда не спит.

Бога этого зовут ... (АИД)

  1. Белолика и стройна,

Из пены родилась она.

Полна любви и не сердита

Богиня эта ... (Афродита)

  1. Своей наружностью пугает всех невест

от горы его огонь пылает до небес.

Троны, щит для героя и много чудес

Кует в своей кузнице умелец ... (Гефест)

Мотивационная беседа

Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили пройденный материал. Теперь давайте перейдем к изучению нового.

Тема нашего сегодняшнего урока… А впрочем, попытайтесь сформулировать тему урока сами.

Слайд (амфора и кольца)

Учитель:

Скажите пожалуйста, что изображено на этой картинке?

Да, это древнегреческая амфора, украшенная узором. На узоре изображены бегуны.

А это что за цветные колечки?

Конечно, это символ Олимпийских игр.

1гр- Кто знает, что символизируют эти кольца? (Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный - Африка, красный- Америка, желтый - Азия, зеленый- Австралия )

2грСовсем недавно в нашей стране проходили Олимпийские игры. ( КОГДА? Какой город стал столицей зимних Олимпийских и Паралимпийских игр? Период проведения с 7 по 23 февраля 2014. Кто знает, какие символы у сочинской олимпиады?)

Учитель: Ребята, а вам интересно узнать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции? И вы, конечно же, готовы назвать тему нашего сегодняшнего урока? («Олимпийские игры в древности»)

Слайд

- Откройте свои тетради и запишите число и тему урока.

Постановка целей урока:

Учитель: Что же мы с вами должны выяснить на сегодняшнем уроке? (Что же вам хотелось бы узнать об Олимпийских играх?)

1. Где и когда возникли Олимпийских игр;

2. Как проводились Олимпийские игры;

3. Знаменитые атлеты.

Проблемное задание:

- Слушая сегодня моё объяснение, проводя собственные исследования, к концу урока вы должны дать ответ на следующий вопрос: «Какие факты подтверждают мысль, что олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?»

Слайд

  1. Изучение нового материала.

Работа с картой

3гр1. Олимпийские игры проходили в Олимпии. Ребята, а где располагалась Олимпия?

(Этот город располагался в Южной Греции на территории области - Элида, в северо-западной части полуострова Пелопоннес)

4гр2. Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия?

(Местом их проведения была избранна Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение).

Учитель: Существует много мифов о том, почему именно Олимпия стала столицей соревнований. Тане было дано опережающее задание узнать об этом.

5 гр.Ученик:.

Древние греки создали множество прекрасных легенд, о появлении первых Олимпийских игр. По одной из них, Игры основал Геракл. Геракл предложил Авгию очистить в один день весь его огромный скотный двор, если он согласится отдать ему десятую часть своих стад. Авгий согласился. Геракл в срок справился со своим заданием. Он изменил русло двух рек, направив их течение через конюшни. Вода быстро смыла навоз. Царь Авгий отказался выполнить своё обещание. Страшно отомстил Геракл царю Элиды.

5 Через несколько лет Геракл вторгся с большим войском в Элиду, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его смертоносной стрелой. После победы Геракл собрал своё войско и всю богатую добычу, принёс жертвы богам и учредил Олимпийские игры, посвятив их Зевсу Олимпийскому.

5грУчитель: У Олимпийских игр была своя предыстория и свои причины появления. Давайте узнаем причины появления Олимпийских игр, прочитав Миф об основании Олимпийских игр на стр. 159.

ВИДЕО

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ

776г. до н.э- впервые были проведены Олимпийские игры

Стадион- дистанция бега равнялась 1 стадио- 192м

Ипподром - место для проведения конных состязаний

Пятиборье- соревнование одного человека в пяти видах спорта

Работа с лентой времени

Учитель:

Перед любым соревнованием нужна разминка.Давайте и мы проведём её с вами

Физминутка

Быстро, быстро все вставайте!
Физминутку выполняйте!

Повороты головой,

Кто там ленится, не стой!
Головою покрути - лево - право,
Не спеши, лево-право, лево-право.

Молодцы!

А теперь, махи руками

Один, два, три, четыре, пять -

Руки выше поднимать!

Что там делает сосед?!
Передай ему привет!

Повороты туловищем

Лево - право, лево - право

Не спеши, лево - право, лево - право

Молодцы!
А теперь поприседаем,
До пяти все посчитаем

Работа в группах

Слайды. Пять незабываемых дней.

Первый день. АтлетЗадание группе №1 Первый день состязаний - это состязания по ………

Выйдя на стадион, бегуны вынимали из серебряной урны жетон, на котором стояла буква, означавшая номер (в древнегреческой письменности не было цифр, они обозначались буквами алфавита). Элланодик

(судья) распределял спортсменов на группы в соответствии с номерами. Победителем объявлялся тот, кто первым достигал столба, стоявшего у возвышения, на котором восседали элланодики ( судьи). После забегов всех групп атлетов начинались финальные состязания победителей отдельных групп. Снова звучала труба, и глашатай объявлял имя первого олимпионика - победителя в простом беге.

Задание группе№2 ? 1. Каким состязаниям был посвящен второй день Олимпиады

На самом деле это был один из самых интереснейших дней Олимпиады. Именно в этот день атлеты состязались в пятиборье.

? Что такое пятиборье?( Учебник с.157-158)

Начиналось все с …... на 1 стадий (192 м), равный 600 ступням Геракла (32,045 см),

Затем состязались в прыжках в …... Для усиления толчка атлеты пользовались гирями. Отталкиваясь от земли, прыгнув, резким движением выбрасывал вперед руки, в которых были зажаты гири.

Метание …… и …… были третьим и четвертым видом пятиборья. Метание диска историки связывают с древним обрядом поклонения солнцу. Диск считался священным предметом.

Далее, обнаженные ………, тела которых были натерты маслом, чтобы легче было выскальзывать из рук противника, подходили к урне с жетонами. Те, у которых буквы на жетонах были одинаковыми, сходились для борьбы. Борец, три раза опрокинувший и прижавший лопатками к земле своего противника, считался победителем. Победители попарно боролись между собой, пока не оставалось двух сильнейших. Их схватка решала, кто же из них будет Олимпиоником ( победителем) по борьбе.

Кулачный бой, следовавший за борьбой, представлял собой жестокое зрелище. Хотя головы атлетов были защищены бронзовыми колпаками на войлочной подкладке, кулаки, обернутые кожаными ремнями с металлическими шишками, были страшным оружием. Таким бронированным кулаком часто наносились серьезные, а иногда и смертельные увечья. Победителем становился тот, чей противник признал себя побежденным или был не в состоянии продолжать борьбу.

Пятиборье - соревнование одного человека в пяти видах спорта(запись термина в словарь)

Задание группе №3 Чему был посвящен третий день?

Одним из самых зрелищных состязаний третьего дня были Кулачные бои, следовавшие за борьбой, они представляли собой жестокое зрелище. Хотя головы атлетов были защищены бронзовыми колпаками на войлочной подкладке, кулаки, обернутые кожаными ремнями с металлическими шишками, были страшным оружием. Таким бронированным кулаком часто наносились серьезные, а иногда и смертельные увечья. Победителем становился тот, чей противник признал себя побежденным или был не в состоянии продолжать борьбу.

Задание группе№4 Чему был посвящен четвертый день соревнований?

Четвертый день был посвящен состязаниям детей.

В этот же день проводилось захватывающее зрелище- гонки …………. Они устраивались на ипподроме.

Только богатые греки могли себе позволить участвовать в таком виде состязания. Так как иметь колесницу и четырех беговых лошадей не все могли себе позволить. На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома, стремясь вырваться вперед и оттеснить соперников. Вознице, правящему лошадьми, требовалось большое искусство и хладнокровие, чтобы подчинить своей воле разгоряченных и рвущихся коней, сдержать их на крутых поворотах, не перевернуть колесницу, огибая конечный столб арены.
Двенадцать раз надо было промчаться по ипподрому, обогнав соперников. Несчастные случаи на ипподроме были очень часты. Колесницы сталкивались, ломались, разгоряченные кони на поворотах разбивали колесницу о конечный столб. Однажды из сорока колесничих, состязавшихся на олимпийском ипподроме, благополучно закончить бег удалось только одному из участников. Бурей восторженных криков встречали зрители победившую колесницу. Однако звание олимпионика по уставу Олимпийских игр присуждалось не возничему, а хозяину упряжки, богачу, вся доблесть которого состояла в том, что он владел колесницей и конями.(Видеоролик)

ипподром - место для проведения конных соревнований( запись термина в словарь)

Задание группе № 5: Как проходил 5-й - заключительный день игр? Перед храмом Зевса, в котором находилась знаменитая статуя, признанная современниками одним из семи чудес света, созданная великим греческим скульптором Фидием из слоновой кости и золота, ставили стол из золота и слоновой кости. Глашатай объявлял имя атлета и его родной город. Олимпиоников ( победителей) награждали пальмовой ветвью, оливковым венком и пурпурными лентами. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!». Победителей в различных видах соревнований называли олимпиониками. Слава о них пережила века.

?Как относились к победителю после возвращения домой ( учебник с.160)

Встречать олимпионика выйдет весь город.
Правители устроят в его честь пиршество, на главной площади поставят мраморную стелу с хвалебной надписью.
Победители смогут быть избранными на высшие государственные должности, им будут предоставляться почетные места в театре, их освободят от налогов и до конца жизни будут кормить за общественный счет.
Поэты Греции прославят атлетов в своих стихах, а лучшие скульпторы высекут из мрамора и отольют из бронзы статуи героев Олимпиад

Слайд

Учитель:

Слава о победителях переживала их в веках. Ребята, давайте прочитаем п. 4 на странице 159 учебника: Легендарные рассказы о знаменитых атлетах, и узнаем, о ком греки складывали легенды.

  • Самым знаменитым - и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, - был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н.э. по 516 до н.э. он завоевал еще 5 олимпийских титулов - уже среди взрослых атлетов. В 512 до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику. Олимпионик Милон являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и др. авторов.

  • Другой выдающийся атлет - Леонид из Родоса - на четырех Олимпиадах подряд (164 до н.э - 152 до н.э.) побеждал в трех «беговых» дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге с оружием.

  • Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 - в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих - за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.

  • В истории древнегреческих Олимпийских игр есть и целые олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдора из Родоса Диагор, а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками. Диагор, чья исключительная стойкость и честность в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей - соответственно, в боксе и панкратионе. (По преданию, когда благодарные сыновья водрузили на голову отцу свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!» И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей.)

  • Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам.

  • Победы добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр 49 н.э., во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары, - в конце концов, измотанный физически и эмоционально соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.

Учитель:

Итак знаменитые атлеты Древней Греции это:

Милон Кротонский

Полидам

Феаген ,Пифагор.

Участниками Олимпийских игр были также историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ…

Учитель:

Соревнования заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

Но вот в 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

- Когда же вновь возродились Олимпийские игры?

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена - французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.

Учитель:

Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.

IV. Закрепление изученного материала. Учитель: поработали вы хорошо, а теперь поиграем в игру ДА-НЕТКИ

(на столах карточки - зеленый -ДА

красный -НЕТ (как у светофора)

Д/з : п. 33.





Олимпийские игры посвящались богине Гере?

Они были в 750 г?

В этих играх особенно участвовали женщины?

Они проводились 1 раз в 10 лет?

Атлет - это участник состязания?

Они проходили 5 незабываемых дней?

Пятиборье - это состязание из 5 видов атлетики?

С наступлением зимы, у подножия горы Олимп начинались Олимпийские игры.

Победителя награждали кубком?

5 день посвящался пятиборью?






Решение проблемного задания.

А теперь настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале нашего урока.

Слайд

Ученики называют факты, говорящие о том, что олимпийские игры были любимым праздником древних греков.

  1. Рефлексия

Сегодня на уроке, вы узнали много нового об Олимпийских играх. И сейчас я хочу вас попросить продолжить мое предложение.

Сегодня на уроке, я узнал, что….

Выставление оценок за урок.

Ребята! Вы хорошо усвоили материал новой темы и узнали много интересного об олимпийском движении. У каждого из вас есть комплект олимпийских медалей. Оцените пожалуйста сегодняшний урок. Спасибо! А я хочу оценить вашу работу на уроке.

VI. Домашнее задание:

Слайд

Параграф 33, пересказ; творческое задание: придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя (в 4 в учебнике на стр. 154).

Учитель:

Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы. И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Спасибо за урок, ребята. До свидания!

В пурпурных одеяниях

Клятва судей:

- Мы, судьи, клятвенно обещаем, что будем выносить свои решения честно и неподкупно.

В Древней Греции функции судей во время олимпиад выполняли граждане Элиды, которые образовывали Древнегреческий комитет - такие судьи назывались словом ЭЛЛАНОДИКИ.

Поначалу это был один элланодик, который выполнял роль судьи до того, как на четырнадцатых олимпийских играх появились состязания в беге на две стадии (двойной бег).

По мере расширения программы Олимпийских игр росло количество судей - их количество увеличивалось от двух до десяти.

Правильный ответ - ЭЛЛАНОДИКИ.





Самым знаменитым - и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, - был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н.э. по 516 до н.э. он завоевал еще 5 олимпийских титулов - уже среди взрослых атлетов. В 512 до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику. Олимпионик Милон являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и др. авторов.

  • Другой выдающийся атлет - Леонид из Родоса - на четырех Олимпиадах подряд (164 до н.э - 152 до н.э.) побеждал в трех «беговых» дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге с оружием.

  • Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 - в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих - за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.

  • В истории древнегреческих Олимпийских игр есть и целые олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдора из Родоса Диагор, а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками. Диагор, чья исключительная стойкость и честность в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей - соответственно, в боксе и панкратионе. (По преданию, когда благодарные сыновья водрузили на голову отцу свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!» И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей.)

  • Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам. Победы добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр 49 н.э., во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары, - в конце концов, измотанный физически и эмоционально соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.

  • В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон - в панкратионе.

  • Мария Ищенко























© 2010-2022