Конспект урока по теме Столетняя война

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по истории России

Класс 6 «б» Дата 25.11.2015г.

Тема: § 20 «Столетняя война»

Цели урока:

1)Обучающие:

а) формирование представления о причинах и поводах войны

б) формирование представления об армиях двух стран;

в) формирование представления об основных этапах войны;

г) формирования представления о личности Жанны д 'Арк;

д) формирование представления о конце Столетней войны

2) Развивающие:

а) формирование умения находить ответ на вопрос по тексту учебника;

б) формирование умения отвечать на поставленные вопросы;

в) формирование умения работать с картой;

г) формировать умения сравнивать на примере систем формирования армии;

3)Воспитательные:

а) формирование ценностного отношения к истории средних веков (когнитивный компонент)

Материалы и оборудование:

  1. ГОС основного общего образования //[эл. ресурс] - режим доступа //http.standart.edu.ru

  2. Рабочая программа по истории России 6 класс.

  3. Учебник - «История Средних веков» 6 класс, авторы: Агибалова Е.В., Донской Г.М., Издание: М.: Просвещение, 2012 год.

  4. Мультимедийная презентация «Столетняя война»


Ход урокаЭтапы урока

Методические

приемы



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

1.Оформление доски. (Слайд 1 «Столетняя война»)

Тема: «Столетняя война» и дата занятия.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь! Проверка присутствующих.

(Слайд 2 «План урока»)

План урока:

  1. Причины войны и повод к ней

  2. Армии двух стран

  3. Основные этапы войны

  4. Народная героиня Жанна д 'Арк

  5. Конец Столетней войны

Готовятся к уроку.

Приветствуют учителя.

II.Опрос.

В чем состояли главные последствия нормандского завоевания Англии?






О каком процессе в истории средневековых государств вы рассматривали материал на нескольких уроках?

О каких наиболее значимых странах периода средневековья вы говорили на прошлых уроках?

Какие органы власти появились в этих государствах?

Какая форма правления в связи с этим стала складываться в этих государствах?

На сколько областей была раздроблена Франция к концу XII века?

Чем постепенно XII веке заменялся продуктовый оброк и барщина?

Какое графство было им присоединено к Франции?

Какое прозвище было у Французского короля Людовика IX?

Что было им сделано для страны, за что он получил такое прозвище?


Каково значение военной реформы Генриха II?


В 1066 году началось завоевания Англии герцогом Нормандии Вильгельмом, потомком норманнов и северных французов. Используя прекращение старой династии в Англии, с которой он был в родстве, Вильгельм предъявил права на королевский престол. Он получил поддержку папы римского, своих вассалов и рыцарей из других областей Франции. Его войско переправилось через Ла-Манш и высадилось на южном берегу Англии. Здесь произошла битва при Гастинге, решившая судьбу страны. Главной силой были крестьяне. У Вильгельма же была конница. В бою пал король и его дружина. Нормандский герцог захватил столицу Англии Лондон и стал английским королем под именем Вильгельма I Завоевателя. В Англии стала править Нормандская династия и постепенно он распространил свою власть на всю территорию. У многих феодалов он отобрал земли и раздал их рыцарям. Нормандское завоевание усилило королевскую власть и положило начало образованию централизованного государства в Англии. Была проведена перепись всех земель и населения Англии.

Процесс образования централизованных государств

Англия и Франция

Парламент, генеральные штаты

Сословно-представительная монархия

Франция была раздробленна на 10 частей.

Денежным оброком

Тулузское

Святой

Законы действовали на всей территории страны; запретил междоусобные войны; в не присоединенных областях феодалы не имели права начинать военные действия в течении 40 после объявлен войны - за это время слабый противник мог подать жалобу в королевский суд; чеканил собственную монету, которую принимали повсюду - это облегчило торговлю

Вводились «щитовые деньги», которые мог оплатить рыцарь и не участвовать в походе; на эти деньги король мог набрать наемное войско; восстановил народное ополчение

III.Новая тема.

1.Причины войны и повод к ней








2. Армии двух стран











3. Основные этапы войны









4.Народная героиня Жанна д'Аркт






5.Конец Столетней войны.

Открываем тетради и записываем сегодняшнее число и тему нашего урока «Столетняя война» (Слайд 1 «Столетняя война»)

Какую цель мы сегодня на уроке поставим перед собой?

Какой план работы вы предлагаете?


Сегодня на уроке мы будем рассматривать самую длинную войну в истории средневековья, начавшуюся в XIV веке и закончившуюся в XV веке, получившую название - «Столетняя война». И для начала, давайте запишем с вами определение этого понятия.

(Слайд 3 «Столетняя война - это…»). Записываем: Столетняя война - война между Англией и Францией, которая с перерывами продолжалась более ста лет -

с 1337 по 1453 г.

Как вы думаете, между какими двумя странами возникнут военные действия?

Верно. Молодцы!

А теперь давайте с вами откроем наши учебники, на странице 167, и прочитаем пункт 1. 1 вариант выделяет из текста, каковы же были причины войны. 2 вариант выделяет из текста учебника - повод.

(Слайд 4 «Причины и повод к войне»). А теперь давайте с вами запишем: Причины войны

  1. Франция претендовала на английские владения в Аквитании.

  2. Экономическое и политическое соперничество Франции и Англии во Фландрийском графстве.

  3. Война - источник обогащения феодалов Англии и Франции.

Повод: династические споры


В 1328 г. во Франции прекратилась династия Капетингов. На престол вступил представитель её младшей ветви - Филипп Валуа. Английский король Эдуард III был родственником короля Франции и объявил себя королём Англии и Франции. (Слайд 5 «Эдуард III»). Запишем в тетрадях: Эдуард III(1327-1377 гг.)

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах и постараться вместе заполнить таблицу «Армии двух сторон». Давайте начертим таблицу.

(Слайд 6 «Таблица»).

Задание: Каждой группе необходимо сравнить армии Франции и Англии по предлагаемым линиям сравнения. Откройте учебник на странице 167 пункт 2, каждой группе необходимо поработать со своей линией сравнения, на работу выделяется 2 минуты, после чего представители групп покажут результаты. Таким образом, мы совместно заполним всю таблицу.

Таблица на доске заполнена, давайте перенесем полученную информацию в тетрадь и сделаем вывод, какая армия была лучше подготовлена.Было организованно лучше французского


И какой вывод мы можем с вами сделать, опираясь на данную таблицу?

(Слайд 7 «Карта»)Т.к, мы с вами выяснили, что английское войско было сильней французского, и в добавок у них был сильнейший флот, то англичане переправились через Ла-Манш. (показывает на карте)Разгромили французский флот, у берегов Фландрии. Через несколько лет военные действия возобновились. Англичане захватили Нормандию. И как любая война, Столетняя война тоже проходила в несколько этапов. И их было 4.

(Слайд 8 «Первый этап»). Записываем в тетрадях:

1 этап (1337-1360 г.г.)

1340 г. Уничтожение французского флота при г. Слейсе.

1346 г. Поражение французов в битве при Креси.

1356 г. Разгром французской армии при Пуатье.

1360 г. Заключение мирного договора. Треть земли Франции переходила к англичанам.

(Слайд 9 «Второй этап»). Записываем в тетрадях:

2 этап(1369-1396 г.г.)

Победы французов на суше и на море. Англичане потеряли почти все владения во Франции.

(Слайд 10 «Третий этап»). Записываем в тетрадях:

3 этап(1415-1424г.г.)

1415 г. Битва при Азенкуре. Сокрушительное поражение французов.

1424 г. Весь север Франции оказался в руках англичан.

И последний, заключительный этап.

(Слайд 11 «Четвертый этап»). Записываем в тетрадях:

4 этап (1428-1453 г.г.)

1428 г. Осада г. Орлеана.

1429 г. Перелом в ходе войны. Жанны д' Арк

1431 г. Казнь Жанны д' Арк.

1453 г. Изгнание англичан, но англичане сохранили порт Кале. Англичане потеряли почти все владения во Франции.

В 20-е годы XV века англичане попытались полностью захватить Францию. Народ Франции поднялся на защиту отечества, против превращения своей родины в часть объединенного англо-французского королевства. Там, где англичане ввели свою власть, они беспощадно подавляли сопротивление народа.

Народ в ответ на это организовал партизанскую войну.

Партизанские отряды наносили ощутимый вред передвижению английских войск и изменников - бургундцев. (Слайд 12 «партизанская война»). Открываем тетради и давайте с вами запишем, что же такое партизанская война.

Партизанская война - одна из форм войны, которая ведётся скрывающимися среди местного населения - партизанами, избегающими открытых и крупных столкновений с противником.

В народной войне против захватчиков огромную роль сыграл подвиг Жанны Д'Арк. Она была убеждена, что ей предназначено Богом спасти Францию от врагов. А сейчас мы с вами посмотрим небольшой видеофрагмент о Жанне и ответим на вопросы: (Слайд 13 «Вопросы»)

  1. В каком году родилась Жанна д'Арк?

  2. Как называла себя Жанна д'Арк?

  3. В каком году сожги Жанну д'Арк? И сколько ей было лет на тот момент?

Народно-освободительная война продолжалась и после смерти Жанны Д'Арк. Центром борьбы оставалась Нормандия. Англичане стремились достичь перелома в войне, но она заканчивалась для них неудачей. Для англичан столь долгая война становилась разорительной.

В Англии росло напряжение и недовольство, а во Франции высок был патриотический подъем населения. Король Франции примирился с герцогом Бургундским. Герцог принял сторону короля. В Столице Франции началось восстание против англичан, Париж был освобожден.

Король создал постоянную наемную армию:

- увеличил состав лучников;

- увеличил артиллерию;

- установил дисциплину.

Была освобождена Нормандия, впоследствии французские войска вытеснили англичан из Аквитании.

1453 г. - город Бордо в Аквитании сдался.

Столетняя война закончилась, но порт Кале ещё 100 лет был в руках англичан.

Предлагают свои варианты составления плана

План:

  1. Причины войны

  2. Ход военных действий

  3. Итоги войны


Смотрят на слайд и записывают в тетрадях: Столетняя война - война между Англией и Францией, которая с перерывами продолжалась более ста лет -

с 1337 по 1453 г.

Ответ: между Францией и Англией

Читают текст учебника и отвечают на поставленный вопрос

Смотрят на слайд и записывают в тетрадях: Причины войны

  1. Франция претендовала на английские владения в Аквитании.

  2. Экономическое и политическое соперничество Франции и Англии во Фландрийском графстве.

  3. Война - источник обогащения феодалов Англии и Франции.

Повод: династические споры

Слушают учителя

Смотрят на слайд и записывают: Эдуард III(1327-1377 гг.)



Читают текст учебника и выделяют нужную информацию.

Отвечают по группам

Чертят таблицу в тетрадь и заполняют ее.Было организованно лучше французского

Вывод: Английская армия была лучше подготовлена, во главе стоял король, она имела лучшее снаряжение и четкую дисциплину.

Смотрят на карту



Смотрят на слайд и записывают в тетрадях:

1 этап (1337-1360 г.г.)

1340 г. Уничтожение французского флота при г. Слейсе.

1346 г. Поражение французов в битве при Креси.

1356 г. Разгром французской армии при Пуатье.

1360 г. Заключение мирного договора. Треть земли Франции переходила к англичанам.

Смотрят на слайд и записывают в тетрадях:

2 этап(1369-1396 г.г.)

Победы французов на суше и на море. Англичане потеряли почти все владения во Франции.

Смотрят на слайд и записывают в тетрадях:

3 этап(1415-1424г.г.)

1415 г. Битва при Азенкуре. Сокрушительное поражение французов.

1424 г. Весь север Франции оказался в руках англичан.

Смотрят на слайд и записывают в тетрадях:

4 этап (1428-1453 г.г.)

1428 г. Осада г. Орлеана.

1429 г. Перелом в ходе войны. Жанны д' Арк

1431 г. Казнь Жанны д' Арк.

1453 г. Изгнание англичан, но англичане сохранили порт Кале. Англичане потеряли почти все владения во Франции.

Слушают учителя





Смотрят на слайд и записывают в тетради: Партизанская война - одна из форм войны, которая ведётся скрывающимися среди местного населения - партизанами, избегающими открытых и крупных столкновений с противником.

Смотрят видеофрагмент.

Отвечают на вопросы

6 января 1412 года.

Орлеанская дева

30 мая 1431. Ей было 19 лет

Слушают учителя

IV.Закрепление

(Слайд 14 «Итоги»). Подводя итог урока отметим и запишем:

1.После гибели Жанны д`Арк развернулась народная освободительная война

2. Король создал постоянную наемную армию, увеличил артиллерию

3. В войске укреплялась дисциплина

4. У Англичан после войны остался один порт Калле

И какой мы с вами можем сделать вывод?

А сейчас закрепим, тот материал, который мы сегодня прошли, ответив на вопросы:

Сколько лет длилась война между Англией и Францией?

Назовите хронологические рамки войны

Назовите основную причину войны

Назовите основной повод к войне

Почему в 1380 в сражении за Аквитанию Франция одержала победу?

Что такое партизанская война?

Как звали народную героиню, благодаря которой был освобожден Орлеан?

В каком году закончилась Столетняя война, и кто одержал в ней победу?

Каково значение Столетней войны?


Смотрят на слайд и записывают:

Итоги:

1.После гибели Жанны д`Арк развернулась народная освободительная война

2. Король создал постоянную наемную армию, увеличил артиллерию

3. В войске укреплялась дисциплина

4. У Англичан после войны остался один порт Калле

Отвечают: Значение Столетней войны в том, что она способствовала объединению Франции в единое централизованное государство.

Более 100 лет или 116 лет

1337-1453гг

Борьба за Аквитанию между Англией и Францией

Английский король предъявил свои права на французский престол

Король Франции увеличил отряды наемников; начал строить флот; создал сильную артиллерию; армию возглавил талантливый полководец.

Война, в которой участвуют народ, с помощью подручных средств и засад истребляют захватчиков

Жанна д'Арк

1453г. - Франция

Столетняя война способствовала объединению Франции в единое централизованное государство

V.Д/з

(Слайд 15 «Домашнее задание»). Запишите ваше домашнее задание - Параграф 20. В рубрике «Подумайте», после параграфа , задание №4(письменно)

Записывают д/з

VI.Оценивание



Следующие ученики получают за урок оценки…
Спасибо за урок! До свидания!


Прощаются с учителем


11

© 2010-2022