План урока культура саков

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Культура саков, общественная организация и идеология.

Цель: Познакомиться с культурой саков, общественной организацией и идеологией;

Развить способности к запоминанию полученных знаний, повысить заинтересованность учащихся к предмету.

Воспитывать уважение к истории своей страны.

Тип/вид урока: комбинированный/традиционный

Оборудование: тетрадь, учебник, дополнительный материал.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Опрос д/з

О чем мы с вами говорили на прошлом уроке, о каких племенах?

- Что вы знаете о саках?

- Что вы знаете о скотоводстве у саков?

Назовите основные направления скотоводства у саков? (коневодство, верблюдоводство, овцеводство, КРС)

- Назовите основные направления ремесла саков, которые достигли высокого уровня? (металлургия, гончарное дело, ювелирное дело, резьба по дереву, косторезное искусство, обработка камня)

3. Изучение нового материала

Мы знаем о саках то, что они являются кочевыми племенами, населявшие территорию Казахстана в VII-IV вв. до н.э., делились на три группы: саки-парадарайя, саки-хаомаварга, саки-тиграхауда, занимались хозяйством: кочевым, полукочевым и оседлым скотоводством; у саков было развито ремесло, ювелирное дело и торговля. Т.е. мы знаем о местах их расселения, хозяйстве и быте саков. Вы знаете, что у многих народов хозяйственная деятельность соприкасается с культурой.

А что мы относим к культуре?

ОТВЕТЫ детей (религию, памятники, искусство)

Про Золотого человека, что он найден в кургане Иссык, и вместе с ним найдено свыше 4 тысяч золотых предметов. А в каком стиле были выполненные золотые украшения в сакский период?

ОТВЕТЫ детей (звериный стиль)

План урока: Скифская триада, общественный строй, идеология, звериный стиль.

Раздатка для групп:

1 группа - Общественная организация

В раннем железном веке усилилось общественное и имущественное неравенство.

  • Государственные дела решались на народном собрании.

Сакское общество в основном состояло из трех групп - воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев.

  • Сакские воины носили одежду красного и желто-красного цветов.

  • Жрецы одевали одежду белого цвета.

  • Скотоводы и земледельцы носили одежду желтого и синего цветов.

  • Воины назывались на индоиранском языке «ратайши», т.е. «колесничие».

  • Отличительными атрибутами жрецов были жертвенные чаши и особые головные уборы.

  • Среди скотоводов и земледельцев были и такие, которые назывались «восьминогие», т.е. те, кто пахал землю плугом с помощью быков

Вождь:

  • Осуществлял руководящие полномочия;

  • Решал споры между родами и племенами;

  • Регулировал вопросы землепользования и кочевок.

Сакское общество было равноправным, мужчины и женщины обладали равными правами. У саков женщины часто были правителями.

  • Так, одной из них была Томирис (570-520 гг. до н.э.).

Общественное различие между знатью и рядовыми общинниками можно заметить по обрядам погребения:

  • Представителей знати хоронили в богатых высоких курганах;

  • Простых людей - в малых погребениях.

2 группа - Скифская триада

Общие черты были представлены в конском снаряжении - узде, вооружении и зверином стиле. Термин, конечно, не скифский, а скифологический. Введен в употребление в 50-е годы ХХ века. Все три компонента распространены достаточно широко.

Оружие - это прежде всего скифский (и персидский) короткий железный меч акинак (термин иранский) с бабочковидной гардой, в ножнах со специфическим бабочковидным расширением снизу и полуовальным боковым расширением сверху для крепления на перевязи. Это, далее, небольшой лук со стрелами в колчане (а лук в футляре - горите). Стрелы с бронзовыми трехгранными и трехлопастными наконечниками. Затем также железный топорик и др. Доспех состоял из бронзового шлема, панцырной кожаной рубашки с нашитыми металлическими пластинами, поножей и деревянного щита, обтянутого кожей.

3 группа - Идеология

В эпоху железа религиозное миропонимание людей усложнились.

В представлении саков боги перевоплощались в различных животных и птиц. Их религиозные представления были своего рода переплетением анимизма, тотемизма и магии.

По представлениям саков мир состоял из трех составляющих - небесный мир, подземный мир и земной мир.

О религиозном представлении саков говорит головной убор сакского царевича, найденного в Иссыкском кургане.

Его конструкция - это солнце, 4 крылатых коня и 4 золотые стрелы, устремленные в небо.

Сакский правитель считался избранником богов, т.е. являлся посредником между землей и небом, центром мира. От него зависит процветание его подданных. Одной из главных черт религиозного поклонения саков была вера в помощь духов предков.

Умерших хоронили на родовых кладбищах, с ними в могилу помещали предметы и имущество, «необходимые» в потусторонней жизни.

Саки были знакомы с технологией бальзамирования.

В погребениях саков находят красную краску - символ огня и солнца.

Много курганов, подвергшихся обряду сожжения погребений, найдено в Жетысу. Это также связано с культом очищающей силы огня и солнца от злых сил духов. Среди саков был распространен обычай жертвоприношения коня солнечному божеству.

Оседлые саки поклонялись духам огня и земли, а кочевые - духам огня, божествам солнца и войны.

Известны рельефные надписи саков на серебряных чашах.

4 группа- «Звериный стиль»

С VIII в. д.н.э. на территории Казахстана, Сибири, Урала и Волги складывается «звериный стиль».

Начиная с VII вв. до н.э. в степных районах

Евразии получил распространение новый стиль, получивший название «звериный стиль».

Этот стиль в искусстве использовался в основном для декоративных целей, т.е. для украшений.

«Звериный стиль» имеет две особенности: изображаются образы зверей и животных, зверей изображают в движении.

Различными изображениями зверей и животных украшались одежда, бронзовые котлы, жертвенники, оружие, конская упряжь.

С традицией «звериного стиля» саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран.

Отсюда в искусстве саков распространился образ льва как символа «древа жизни».

Это понятие перешло в традицию изображать вместо льва местные виды животных и зверей: коня, барана, верблюда, оленя, сайгака, барса, тигра, беркута, волка, зайца и др.

Изображение зверей считалось амулетом, тумаром, охранявшим сака от злых духов.

Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем.

«Богом саки считали только одно солнце, и ему приносят в жертву коней», - писал Страбон.

Таким образом, «Звериный стиль» является отражением традиции тотемизма.

Наряду со «звериным стилем» в Центральном Казахстане, начиная с VIII - V вв. д. н. э. получает развитие полихромный стиль.

Кочевники умели инкрустировать драгоценные камни, и украшать предметы зернью.

ВIII-V вв. полихромный стиль достиг своего расцвета.

  • Этот стиль в искусстве использовался в основном для декоративных целей, т.е. для украшений

  • Главная тема - изображение зверей и мифологических чудовищ в движении

  • Различными изображениями зверей и животных украшались одежда, бронзовые котлы, жертвенники, оружие, конская упряжь

  • С традицией «звериного стиля» саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран.

  • Отсюда в искусстве саков распространился образ льва как символа «древа жизни»

Это понятие перешло в традицию изображать вместо льва местные виды животных и зверей: коня, барана, верблюда, оленя, сайгака, барса, тигра, беркута, волка, зайца и др.

Закрепление:

Что такое «скифская триада»?

Почему в скифской триаде первое место отведено конской узде?

Рассказать о веровании саков?

Экспресс-контроль. Верно-неверно.

1.Основное место в хозяйстве саков занимало земледелие.

2. Саки вели оседло-кочевой образ жизни.

3. Скотоводство у саков было только кочевое.

4. Зиму саки проводили на летовках, а лето на зимовках.

5. Саки разводили в основном лошадей, овец.

6.Во время войны саки использовали куйме- юрты на повозках.

7. Саки из кобыльего молока изготовляли напиток хаому.

8. Для жилья саки строили большие дома, где проживали несколько семей.

9. Саки употребляли в пищу только продукты земледелия: овощи, зерно, фрукты.

10. Молоко верблюдов называлось шубат.

Домашнее задание: написать эссе на тему « Звериный стиль в современном мире».













Общественная организация

В раннем железном веке усилилось общественное и имущественное неравенство.

  • Государственные дела решались на народном собрании.

Сакское общество в основном состояло из трех групп - воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев.

  • Сакские воины носили одежду красного и желто-красного цветов.

  • Жрецы одевали одежду белого цвета.

  • Скотоводы и земледельцы носили одежду желтого и синего цветов.

  • Воины назывались на индоиранском языке «ратайши», т.е. «колесничие».

  • Отличительными атрибутами жрецов были жертвенные чаши и особые головные уборы.

  • Среди скотоводов и земледельцев были и такие, которые назывались «восьминогие», т.е. те, кто пахал землю плугом с помощью быков

Вождь:

  • Осуществлял руководящие полномочия;

  • Решал споры между родами и племенами;

  • Регулировал вопросы землепользования и кочевок.

Сакское общество было равноправным, мужчины и женщины обладали равными правами. У саков женщины часто были правителями.

  • Так, одной из них была Томирис (570-520 гг. до н.э.).

Общественное различие между знатью и рядовыми общинниками можно заметить по обрядам погребения:

  • Представителей знати хоронили в богатых высоких курганах;

  • Простых людей - в малых погребениях.

Общественный строй родов и племен эпохи железа представлял собой узкий круг людей, связанных кровнородственными узами, или союзы таких же родственных племен. Кочевая община состояла из больших патриархальных семей. В связи с увеличением численности подрод, отделившись от первоначального рода, теперь стал называться по имени их предводителя. От кочевых общин со временем стали образовываться племена, затем - союзы племен, а затем - государства. Таким образом, племя стало одной из основных ступеней общественного строя, формой организации общественной власти и управления. Главными чертами племени являются наличие собственной территории, названия и присущего лишь этому племени диалекта, общности религиозных представлений и культовых обрядов. В политическом плане в обсуждении общих дел принимали участие племенной совет, верховный вождь и военачальник. Такое положение породило систему военной демократии.

Таким образом, племенные союзы завершили процесс окончательного разложения первобытного общества, что явилось новым этапом в развитии человечества.

Можно с уверенностью утверждать, что племенные союзы середины 1 тысячелетия до н.э. представляли собой начальную стадию зарождения государственности на территории Казахстана. Например, большинство племен южного, восточного, центрального районов объединились в племенной союз саков, а племена северного и западного регионов - в союз сарматских, позднее савроматских племен. Объединения этих племенных союзов были первой ступенью возникновения государственной структуры. В руках избираемых вождей этих объединений сосредоточивалась гражданская и военная власть, под их началом формировалось вооруженное ополчение.

Идеология

В эпоху железа религиозное миропонимание людей усложнились.

В представлении саков боги перевоплощались в различных животных и птиц. Их религиозные представления были своего рода переплетением анимизма, тотемизма и магии.

По представлениям саков мир состоял из трех составляющих - небесный мир, подземный мир и земной мир.

О религиозном представлении саков говорит головной убор сакского царевича, найденного в Иссыкском кургане.

Его конструкция - это солнце, 4 крылатых коня и 4 золотые стрелы, устремленные в небо.

Сакский правитель считался избранником богов, т.е. являлся посредником между землей и небом, центром мира. От него зависит процветание его подданных. Одной из главных черт религиозного поклонения саков была вера в помощь духов предков.

Умерших хоронили на родовых кладбищах, с ними в могилу помещали предметы и имущество, «необходимые» в потусторонней жизни.

Саки были знакомы с технологией бальзамирования.

В погребениях саков находят красную краску - символ огня и солнца.

Много курганов, подвергшихся обряду сожжения погребений, найдено в Жетысу. Это также связано с культом очищающей силы огня и солнца от злых сил духов. Среди саков был распространен обычай жертвоприношения коня солнечному божеству.

Оседлые саки поклонялись духам огня и земли, а кочевые - духам огня, божествам солнца и войны.

Известны рельефные надписи саков на серебряных чашах.

У саков, хотя и в сильно видоизмененном виде, продолжали существовать такие древнейшие религиозные представления первобытного строя, как анимизм, тотемизм и магия. Например, для освобождения души покойника вместе с ним в могилу помещали умышленно поломанные личные вещи.

Пережитки тотемизма и магии сохранились во всевозможных амулетах, талисманах и оберегах. Представления о происхождении рода или племени от какого-либо мифического животного нашли отражение в металлических фигурках животных, которыми украшали оружие, чтобы оно помогало в битвах. О тотемах животных слагались мифы, прославлявшие их быстроту, ловкость и силу. Обряд захоронения покойников вместе с его вещами, оружием означал веру саков в существование потустороннего мира.

Погребальные обряды различных племен в эпоху железа не были одинаковыми. Имелись отдельные территориальные различия. Например, савроматы Южного Зауралья и Западного Казахстана хоронили покойников в узких или широких прямоугольных грунтовых ямах, покрытых сверху деревянным настилом. У саков Приаралья были своеобразные могилы с канавкой по периметру дна и могилы со столбовыми ямами по углам или расположенными по кругу.


«Звериный стиль»

С VIII в. д.н.э. на территории Казахстана, Сибири, Урала и Волги складывается «звериный стиль».

Начиная с VII вв. до н.э. в степных районах

Евразии получил распространение новый стиль, получивший название «звериный стиль».

Этот стиль в искусстве использовался в основном для декоративных целей, т.е. для украшений.

«Звериный стиль» имеет две особенности: изображаются образы зверей и животных, зверей изображают в движении.

Различными изображениями зверей и животных украшались одежда, бронзовые котлы, жертвенники, оружие, конская упряжь.

С традицией «звериного стиля» саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран.

Отсюда в искусстве саков распространился образ льва как символа «древа жизни».

Это понятие перешло в традицию изображать вместо льва местные виды животных и зверей: коня, барана, верблюда, оленя, сайгака, барса, тигра, беркута, волка, зайца и др.

Изображение зверей считалось амулетом, тумаром, охранявшим сака от злых духов.

Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем.

«Богом саки считали только одно солнце, и ему приносят в жертву коней», - писал Страбон.

Таким образом, «Звериный стиль» является отражением традиции тотемизма.

Наряду со «звериным стилем» в Центральном Казахстане, начиная с VIII - V вв. д. н. э. получает развитие полихромный стиль.

Кочевники умели инкрустировать драгоценные камни, и украшать предметы зернью.

ВIII-V вв. полихромный стиль достиг своего расцвета.

  • Этот стиль в искусстве использовался в основном для декоративных целей, т.е. для украшений

  • Главная тема - изображение зверей и мифологических чудовищ в движении

  • Различными изображениями зверей и животных украшались одежда, бронзовые котлы, жертвенники, оружие, конская упряжь

  • С традицией «звериного стиля» саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран.

  • Отсюда в искусстве саков распространился образ льва как символа «древа жизни»

Это понятие перешло в традицию изображать вместо льва местные виды животных и зверей: коня, барана, верблюда, оленя, сайгака, барса, тигра, беркута, волка, зайца и др.

Первый этап представляет собой типично одиночные изображения зверей в статичных позах. Чаще всего встречаются скульптурные фигурки горного козла, архара.

Второй этап является периодом наивысшего расцвета звериного стиля в изобразительном искусстве того времени. На смену статичным образам одиночных животных приходят сюжеты, полные динамизма, отличающиеся сложным построением. Многие животные изображены в позах готовности к различным действиям. Предпочтение отдавалось изображениям зверей во время схваток, нападения хищников на травоядных животных.

На третьем этапе искусство звериного стиля постепенно приходит в упадок. Звериный стиль все больше превращается в орнамент. Его сменяет так называемый полихромный стиль с техникой инкрустации цветным камнем, зернью и другими приемами украшения. Появляются 44 произведения прикладного искусства, в которых образы животных превращаются в схему, растворяясь в пышном полихромном орнаменте. Полихромное искусство представлено десятками находок на всей территории Казахстана, Средней Азии и Сибири.








© 2010-2022