- Преподавателю
- История
- План урока культура саков
План урока культура саков
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Seidakhmetova D.K. |
Дата | 26.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Культура саков, общественная организация и идеология.
Цель: Познакомиться с культурой саков, общественной организацией и идеологией;
Развить способности к запоминанию полученных знаний, повысить заинтересованность учащихся к предмету.
Воспитывать уважение к истории своей страны.
Тип/вид урока: комбинированный/традиционный
Оборудование: тетрадь, учебник, дополнительный материал.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Опрос д/з
О чем мы с вами говорили на прошлом уроке, о каких племенах?
- Что вы знаете о саках?
- Что вы знаете о скотоводстве у саков?
Назовите основные направления скотоводства у саков? (коневодство, верблюдоводство, овцеводство, КРС)
- Назовите основные направления ремесла саков, которые достигли высокого уровня? (металлургия, гончарное дело, ювелирное дело, резьба по дереву, косторезное искусство, обработка камня)
3. Изучение нового материала
Мы знаем о саках то, что они являются кочевыми племенами, населявшие территорию Казахстана в VII-IV вв. до н.э., делились на три группы: саки-парадарайя, саки-хаомаварга, саки-тиграхауда, занимались хозяйством: кочевым, полукочевым и оседлым скотоводством; у саков было развито ремесло, ювелирное дело и торговля. Т.е. мы знаем о местах их расселения, хозяйстве и быте саков. Вы знаете, что у многих народов хозяйственная деятельность соприкасается с культурой.
А что мы относим к культуре?
ОТВЕТЫ детей (религию, памятники, искусство)
Про Золотого человека, что он найден в кургане Иссык, и вместе с ним найдено свыше 4 тысяч золотых предметов. А в каком стиле были выполненные золотые украшения в сакский период?
ОТВЕТЫ детей (звериный стиль)
План урока: Скифская триада, общественный строй, идеология, звериный стиль.
Раздатка для групп:
1 группа - Общественная организация
В раннем железном веке усилилось общественное и имущественное неравенство.
-
Государственные дела решались на народном собрании.
Сакское общество в основном состояло из трех групп - воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев.
-
Сакские воины носили одежду красного и желто-красного цветов.
-
Жрецы одевали одежду белого цвета.
-
Скотоводы и земледельцы носили одежду желтого и синего цветов.
-
Воины назывались на индоиранском языке «ратайши», т.е. «колесничие».
-
Отличительными атрибутами жрецов были жертвенные чаши и особые головные уборы.
-
Среди скотоводов и земледельцев были и такие, которые назывались «восьминогие», т.е. те, кто пахал землю плугом с помощью быков
Вождь:
-
Осуществлял руководящие полномочия;
-
Решал споры между родами и племенами;
-
Регулировал вопросы землепользования и кочевок.
Сакское общество было равноправным, мужчины и женщины обладали равными правами. У саков женщины часто были правителями.
-
Так, одной из них была Томирис (570-520 гг. до н.э.).
Общественное различие между знатью и рядовыми общинниками можно заметить по обрядам погребения:
-
Представителей знати хоронили в богатых высоких курганах;
-
Простых людей - в малых погребениях.
2 группа - Скифская триада
Общие черты были представлены в конском снаряжении - узде, вооружении и зверином стиле. Термин, конечно, не скифский, а скифологический. Введен в употребление в 50-е годы ХХ века. Все три компонента распространены достаточно широко.
Оружие - это прежде всего скифский (и персидский) короткий железный меч акинак (термин иранский) с бабочковидной гардой, в ножнах со специфическим бабочковидным расширением снизу и полуовальным боковым расширением сверху для крепления на перевязи. Это, далее, небольшой лук со стрелами в колчане (а лук в футляре - горите). Стрелы с бронзовыми трехгранными и трехлопастными наконечниками. Затем также железный топорик и др. Доспех состоял из бронзового шлема, панцырной кожаной рубашки с нашитыми металлическими пластинами, поножей и деревянного щита, обтянутого кожей.
3 группа - Идеология
В эпоху железа религиозное миропонимание людей усложнились.
В представлении саков боги перевоплощались в различных животных и птиц. Их религиозные представления были своего рода переплетением анимизма, тотемизма и магии.
По представлениям саков мир состоял из трех составляющих - небесный мир, подземный мир и земной мир.
О религиозном представлении саков говорит головной убор сакского царевича, найденного в Иссыкском кургане.
Его конструкция - это солнце, 4 крылатых коня и 4 золотые стрелы, устремленные в небо.
Сакский правитель считался избранником богов, т.е. являлся посредником между землей и небом, центром мира. От него зависит процветание его подданных. Одной из главных черт религиозного поклонения саков была вера в помощь духов предков.
Умерших хоронили на родовых кладбищах, с ними в могилу помещали предметы и имущество, «необходимые» в потусторонней жизни.
Саки были знакомы с технологией бальзамирования.
В погребениях саков находят красную краску - символ огня и солнца.
Много курганов, подвергшихся обряду сожжения погребений, найдено в Жетысу. Это также связано с культом очищающей силы огня и солнца от злых сил духов. Среди саков был распространен обычай жертвоприношения коня солнечному божеству.
Оседлые саки поклонялись духам огня и земли, а кочевые - духам огня, божествам солнца и войны.
Известны рельефные надписи саков на серебряных чашах.
4 группа- «Звериный стиль»
С VIII в. д.н.э. на территории Казахстана, Сибири, Урала и Волги складывается «звериный стиль».
Начиная с VII вв. до н.э. в степных районах
Евразии получил распространение новый стиль, получивший название «звериный стиль».
Этот стиль в искусстве использовался в основном для декоративных целей, т.е. для украшений.
«Звериный стиль» имеет две особенности: изображаются образы зверей и животных, зверей изображают в движении.
Различными изображениями зверей и животных украшались одежда, бронзовые котлы, жертвенники, оружие, конская упряжь.
С традицией «звериного стиля» саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран.
Отсюда в искусстве саков распространился образ льва как символа «древа жизни».
Это понятие перешло в традицию изображать вместо льва местные виды животных и зверей: коня, барана, верблюда, оленя, сайгака, барса, тигра, беркута, волка, зайца и др.
Изображение зверей считалось амулетом, тумаром, охранявшим сака от злых духов.
Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем.
«Богом саки считали только одно солнце, и ему приносят в жертву коней», - писал Страбон.
Таким образом, «Звериный стиль» является отражением традиции тотемизма.
Наряду со «звериным стилем» в Центральном Казахстане, начиная с VIII - V вв. д. н. э. получает развитие полихромный стиль.
Кочевники умели инкрустировать драгоценные камни, и украшать предметы зернью.
ВIII-V вв. полихромный стиль достиг своего расцвета.
-
Этот стиль в искусстве использовался в основном для декоративных целей, т.е. для украшений
-
Главная тема - изображение зверей и мифологических чудовищ в движении
-
Различными изображениями зверей и животных украшались одежда, бронзовые котлы, жертвенники, оружие, конская упряжь
-
С традицией «звериного стиля» саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран.
-
Отсюда в искусстве саков распространился образ льва как символа «древа жизни»
Это понятие перешло в традицию изображать вместо льва местные виды животных и зверей: коня, барана, верблюда, оленя, сайгака, барса, тигра, беркута, волка, зайца и др.
Закрепление:
Что такое «скифская триада»?
Почему в скифской триаде первое место отведено конской узде?
Рассказать о веровании саков?
Экспресс-контроль. Верно-неверно.
1.Основное место в хозяйстве саков занимало земледелие.
2. Саки вели оседло-кочевой образ жизни.
3. Скотоводство у саков было только кочевое.
4. Зиму саки проводили на летовках, а лето на зимовках.
5. Саки разводили в основном лошадей, овец.
6.Во время войны саки использовали куйме- юрты на повозках.
7. Саки из кобыльего молока изготовляли напиток хаому.
8. Для жилья саки строили большие дома, где проживали несколько семей.
9. Саки употребляли в пищу только продукты земледелия: овощи, зерно, фрукты.
10. Молоко верблюдов называлось шубат.
Домашнее задание: написать эссе на тему « Звериный стиль в современном мире».
Общественная организация
В раннем железном веке усилилось общественное и имущественное неравенство.
-
Государственные дела решались на народном собрании.
Сакское общество в основном состояло из трех групп - воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев.
-
Сакские воины носили одежду красного и желто-красного цветов.
-
Жрецы одевали одежду белого цвета.
-
Скотоводы и земледельцы носили одежду желтого и синего цветов.
-
Воины назывались на индоиранском языке «ратайши», т.е. «колесничие».
-
Отличительными атрибутами жрецов были жертвенные чаши и особые головные уборы.
-
Среди скотоводов и земледельцев были и такие, которые назывались «восьминогие», т.е. те, кто пахал землю плугом с помощью быков
Вождь:
-
Осуществлял руководящие полномочия;
-
Решал споры между родами и племенами;
-
Регулировал вопросы землепользования и кочевок.
Сакское общество было равноправным, мужчины и женщины обладали равными правами. У саков женщины часто были правителями.
-
Так, одной из них была Томирис (570-520 гг. до н.э.).
Общественное различие между знатью и рядовыми общинниками можно заметить по обрядам погребения:
-
Представителей знати хоронили в богатых высоких курганах;
-
Простых людей - в малых погребениях.
Общественный строй родов и племен эпохи железа представлял собой узкий круг людей, связанных кровнородственными узами, или союзы таких же родственных племен. Кочевая община состояла из больших патриархальных семей. В связи с увеличением численности подрод, отделившись от первоначального рода, теперь стал называться по имени их предводителя. От кочевых общин со временем стали образовываться племена, затем - союзы племен, а затем - государства. Таким образом, племя стало одной из основных ступеней общественного строя, формой организации общественной власти и управления. Главными чертами племени являются наличие собственной территории, названия и присущего лишь этому племени диалекта, общности религиозных представлений и культовых обрядов. В политическом плане в обсуждении общих дел принимали участие племенной совет, верховный вождь и военачальник. Такое положение породило систему военной демократии.
Таким образом, племенные союзы завершили процесс окончательного разложения первобытного общества, что явилось новым этапом в развитии человечества.
Можно с уверенностью утверждать, что племенные союзы середины 1 тысячелетия до н.э. представляли собой начальную стадию зарождения государственности на территории Казахстана. Например, большинство племен южного, восточного, центрального районов объединились в племенной союз саков, а племена северного и западного регионов - в союз сарматских, позднее савроматских племен. Объединения этих племенных союзов были первой ступенью возникновения государственной структуры. В руках избираемых вождей этих объединений сосредоточивалась гражданская и военная власть, под их началом формировалось вооруженное ополчение.
Идеология
В эпоху железа религиозное миропонимание людей усложнились.
В представлении саков боги перевоплощались в различных животных и птиц. Их религиозные представления были своего рода переплетением анимизма, тотемизма и магии.
По представлениям саков мир состоял из трех составляющих - небесный мир, подземный мир и земной мир.
О религиозном представлении саков говорит головной убор сакского царевича, найденного в Иссыкском кургане.
Его конструкция - это солнце, 4 крылатых коня и 4 золотые стрелы, устремленные в небо.
Сакский правитель считался избранником богов, т.е. являлся посредником между землей и небом, центром мира. От него зависит процветание его подданных. Одной из главных черт религиозного поклонения саков была вера в помощь духов предков.
Умерших хоронили на родовых кладбищах, с ними в могилу помещали предметы и имущество, «необходимые» в потусторонней жизни.
Саки были знакомы с технологией бальзамирования.
В погребениях саков находят красную краску - символ огня и солнца.
Много курганов, подвергшихся обряду сожжения погребений, найдено в Жетысу. Это также связано с культом очищающей силы огня и солнца от злых сил духов. Среди саков был распространен обычай жертвоприношения коня солнечному божеству.
Оседлые саки поклонялись духам огня и земли, а кочевые - духам огня, божествам солнца и войны.
Известны рельефные надписи саков на серебряных чашах.
У саков, хотя и в сильно видоизмененном виде, продолжали существовать такие древнейшие религиозные представления первобытного строя, как анимизм, тотемизм и магия. Например, для освобождения души покойника вместе с ним в могилу помещали умышленно поломанные личные вещи.
Пережитки тотемизма и магии сохранились во всевозможных амулетах, талисманах и оберегах. Представления о происхождении рода или племени от какого-либо мифического животного нашли отражение в металлических фигурках животных, которыми украшали оружие, чтобы оно помогало в битвах. О тотемах животных слагались мифы, прославлявшие их быстроту, ловкость и силу. Обряд захоронения покойников вместе с его вещами, оружием означал веру саков в существование потустороннего мира.
Погребальные обряды различных племен в эпоху железа не были одинаковыми. Имелись отдельные территориальные различия. Например, савроматы Южного Зауралья и Западного Казахстана хоронили покойников в узких или широких прямоугольных грунтовых ямах, покрытых сверху деревянным настилом. У саков Приаралья были своеобразные могилы с канавкой по периметру дна и могилы со столбовыми ямами по углам или расположенными по кругу.
«Звериный стиль»
С VIII в. д.н.э. на территории Казахстана, Сибири, Урала и Волги складывается «звериный стиль».
Начиная с VII вв. до н.э. в степных районах
Евразии получил распространение новый стиль, получивший название «звериный стиль».
Этот стиль в искусстве использовался в основном для декоративных целей, т.е. для украшений.
«Звериный стиль» имеет две особенности: изображаются образы зверей и животных, зверей изображают в движении.
Различными изображениями зверей и животных украшались одежда, бронзовые котлы, жертвенники, оружие, конская упряжь.
С традицией «звериного стиля» саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран.
Отсюда в искусстве саков распространился образ льва как символа «древа жизни».
Это понятие перешло в традицию изображать вместо льва местные виды животных и зверей: коня, барана, верблюда, оленя, сайгака, барса, тигра, беркута, волка, зайца и др.
Изображение зверей считалось амулетом, тумаром, охранявшим сака от злых духов.
Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем.
«Богом саки считали только одно солнце, и ему приносят в жертву коней», - писал Страбон.
Таким образом, «Звериный стиль» является отражением традиции тотемизма.
Наряду со «звериным стилем» в Центральном Казахстане, начиная с VIII - V вв. д. н. э. получает развитие полихромный стиль.
Кочевники умели инкрустировать драгоценные камни, и украшать предметы зернью.
ВIII-V вв. полихромный стиль достиг своего расцвета.
-
Этот стиль в искусстве использовался в основном для декоративных целей, т.е. для украшений
-
Главная тема - изображение зверей и мифологических чудовищ в движении
-
Различными изображениями зверей и животных украшались одежда, бронзовые котлы, жертвенники, оружие, конская упряжь
-
С традицией «звериного стиля» саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран.
-
Отсюда в искусстве саков распространился образ льва как символа «древа жизни»
Это понятие перешло в традицию изображать вместо льва местные виды животных и зверей: коня, барана, верблюда, оленя, сайгака, барса, тигра, беркута, волка, зайца и др.
Первый этап представляет собой типично одиночные изображения зверей в статичных позах. Чаще всего встречаются скульптурные фигурки горного козла, архара.
Второй этап является периодом наивысшего расцвета звериного стиля в изобразительном искусстве того времени. На смену статичным образам одиночных животных приходят сюжеты, полные динамизма, отличающиеся сложным построением. Многие животные изображены в позах готовности к различным действиям. Предпочтение отдавалось изображениям зверей во время схваток, нападения хищников на травоядных животных.
На третьем этапе искусство звериного стиля постепенно приходит в упадок. Звериный стиль все больше превращается в орнамент. Его сменяет так называемый полихромный стиль с техникой инкрустации цветным камнем, зернью и другими приемами украшения. Появляются 44 произведения прикладного искусства, в которых образы животных превращаются в схему, растворяясь в пышном полихромном орнаменте. Полихромное искусство представлено десятками находок на всей территории Казахстана, Средней Азии и Сибири.