Урок по истории на тему Народные движения

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории в 7 классе

Учителя КОУ «Средняя школа №2» (очно-заочная)»

Косенок Ирины Васильевны

Тема урока: «Народные движения»

17 век неспокойно прошёл,
Народ на борьбу за волю пошёл.
Восстания, бунты, длились сто лет,
За это «бунташным » назвали тот век.

Цель: дать характеристику народных выступлений периода правления Алексея Михайловича Романова (1645- 1676)
Задачи: раскрыть причины, сущность и итоги городских восстаний (Соляной бунт, Медный бунт); осветить ход событий и роль участников крестьянской войны С. Разина (1670-1671).
План изучения нового материала:
1. Причины и особенности народных выступлений.
2. «Соляной» бунт.
3. «Медный» бунт.
4. Восстание под предводительством Степана Разина.
5. Выступление старообрядцев.

Проблема урока:
Почему XVII век называют «бунташным» веком? Все ли восстания потерпели поражение?

Причины и особенности народных выступлений:
Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;
Усиление налогового гнёта, ведение почти непрерывных войн (что сказывалось на благосостоянии населения);
Усиление приказной волокиты;
Попытки ограничения казачьей вольности;
Церковный раскол и расправы со старообрядцами.

I. Соляной бунт (1648 г.)
Причины:1646 г.- введение пошлины на соль, подорожание мяса и рыбы; усиление приказной волокиты, казнокрадство.
Участники: посадское население, дворянство.
География: Москва, Курск, Козлов, Елец, Томск, Великий Устюг.
Требование: отдать «на расправу» вельмож-взяточников, упорядочить законы и судебную систему, установить правильное ведение дел в приказах, созвать Земский собор, подготовить новое Соборное уложение, требовали смещения Л.С. Плещеева, главу Земского приказа за казнокрадство, приказную волокиту, потворство богатым горожанам и населению «белых слобод», во введении высоких цен на хлеб и соль.

Итог: царь «выдал головою» Плещеева - главу Земского приказа, главу Пушкарского приказа, отправлен в отставку боярин Б.Морозов - воспитатель Алексея Михайловича. Воспользовавшись восстанием, дворяне и посадские верхи вручили царю требование упорядочить законы и судебную систему, подготовить новое Соборное уложение.

II. Медный бунт (1662 г).

Причины: решение взыскать долги за прошлые годы, чеканка монеты из меди, отказ торговцев продавать товары на новые деньги.

Участники: столичные посадские люди и часть стрельцов, солдат, рейтар московского гарнизона.

География: Москва.

Требование: отмена медных денег, снижение цен и налогов и наказание виновных.

Итог: жестокое подавление бунта, отмена медных денег.

III. Восстание под предводительством С.Т.Разина (1670-1671 гг.)
Причины:
Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей.
Избыток на Дону беглых крестьян и холопов.
Расслоение казачества («домовитые» и «голутвенные»)?
Попытки ограничения казачьей вольности.
Церковный раскол и жестокое подавление инакомыслия.

1 этап (1667-1669) - «поход за зипунами» (за добычей) - захват торговых судов русских и персидских купцов в низовьях Волги и на Каспийском море.

2 этап (1670-1671) - поход против правительственных войск «Изменников выводить и кровопивцев выводить».

  • Познакомьтесь самостоятельно с биографической справкой, рассказывающей о Степане Тимофеевиче Разине в учебнике (с. 64).

  • Какие черты характера были присущи руководителю народного восстания?

Участники: крепостные крестьяне, народы Поволжья, беглые, казацкая голытьба Дона, трудовые люди городов, стрельцы.

Цели: «Изменников выводить и кровопивцев выводить», «вверху у государя дела передрать».

Места важнейших сражений и захваченные города: Царицын, Астрахань, Самара, Саратов, Симбирск.

Итоги: поражение восставших, С. Разин четвертован, 11 тыс. участников войны казнены.
IV. Выступления старообрядцев:
Соловецкое восстание (1668 - 1676), движение раскольников во время Московского восстания 1682 г., выступление на Дону в 70-80 -х гг.

Причины: церковный раскол впервые в России привёл к массовым религиозным выступлениям.
Участники: монахи, не принявшие церковной реформы патриарха Никона, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы и солдаты, а также сподвижники Степана Разина.
Итоги: карательная армия, посланная царем и насчитывавшая более тысячи человек, овладела монастырем через 8 лет в результате измены одного из защитников монастыря.
Проблема урока:
Почему XVII век называют «бунташным» веком? - «Бунташный» век - это время массового недовольства различных слоев населения своим экономическим и социальным положением.

«Не все народные движения потерпели поражение. Например, в результате Соляного бунта восставшие добились упорядочения законов и суда, введения Соборного уложения (хотя именно этот документ окончательно оформил крепостное право). А в результате Медного бунта были отменены медные деньги. С другой стороны, восстание Степана Разина и, особенно, Соловецкое восстание как крупнейшее движение старообрядцев однозначно потерпели поражения».

Таким образом, у обучающихся формируется представление о противоречивости общественно-исторического процесса.

Рефлексия: что вы узнали на этом уроке нового и что бы вы хотели узнать ещё?

© 2010-2022