Календарно-тематическое планирование по истории. ФГОС. 6 класс. 2016-2017 уч. год

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История. 6 класс - 68 часовТема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Компетенции

Объекты и формы текущего контроля

Домашнее

задание

Дата урока

п/ф

Личностные

Метапредметные

Предметные

1.

Введение

1

Урок изучения нового материала.

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники.

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям

умение определять понятия, создавать обобщения,

Называть хронологические рамки «средневековья». Определять по ленте времени географические пределы средневекового мира.

Стартовая работа за 5 класс

Введение.

6а-1.09.2016

6б-2.09

2

Древние германцы и Римская империя. Королевство франков и германская церковь в V-VIII вв.

1

Урок изучения нового материала.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны. Королевская власть при Хлодвиге. Законы франков. Принятие христианства.

Христианская церковь.

Монастыри.

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

умение определять понятия, создавать Уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопрос.

Сравнивать общество древних германцев и общество Римской империи. Что они могли перенять друг у друга. овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества

Сравнить богов древних греков и древних германцев.

работать с историческими документами

§1-2

6а-5.09

6б-5.09

3

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Культура Западной Европы в раннее средневековье.

1

Урок-практикум

Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и е. распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Представления людей о мире в средние века. Каролингское Возрождение. Литература.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. формирование целостного мировоззрения

Определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий. Уметь работать с различными источниками дополнительной информации.

овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений человечества

Оценить деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами (дифференцированно) Назвать существенные черты представлений средневекового человека о мире (индивидуально)

Тест (дифференцированно)

§3

6а-8.09

6б-9.09

4

Западная Европа в IX - XI веках.

1

Комбинированный урок

Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Уметь объяснять своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории.

овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества

Работа в группах: «сильные» - составление развёрнутого плана; «слабые» - ответ на вопросы учебника.

§4

6а-12.09

6б-12.09

5

Византия при Юстиниане.

Культура Византии

1

Урок изучения нового материала.

Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана.

Культура Византии. Вторжения славян и арабов.

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

формулировать и обосновывать выводы

Уметь анализировать и сравнивать исторические факты.

Сравнить управление государством (Византии и империи Карла Великого) -«сильные»

Составить описание произведений искусства - «слабые».

§6-7

6а-15.09

6б-16.09

6

Образование славянских государств

1

Урок-практикум

Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности - Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.

формирование целостного мировоззрения

формулировать и обосновывать выводы

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и составлять план.

Сравнить образ жизни народов (славян и германцев)-для всех; оценить деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия)-индивидуально.

§8

6а-19.09

6б-19.09

7

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

Культура стран халифата

1


Урок применения знаний и формирования умений.

Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе..

Образование, литература, искусство, медицина.

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность

устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы

Раскрывать систему управления арабами. Объяснять объединительную роль ислама. Рассказывать о основах вероучения ислама и обязанностях мусульман, основных завоеваниях арабов. Объяснять причины распада Арабского халифата.

Рассказывать о развитии культуры в странах халифата.

Работа с картой (определить территории, завоёванные арабами) - для всех; подготовить сообщение о причинах распада Арабского халифата - индивидуально.

Составить описание произведений искусства - для «слабых»; Таблица - для «сильных».

§9-10

6а-22.09

6б-23.09

8


Средневековая деревня и ее обитатели

В рыцарском замке.

1





Урок применения знаний и формирования умений.

Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община.

Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей

формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.

Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Описывать условия, образ жизни и занятия средневекового крестьянина.

Уметь раскрыть суть феодальных отношений. Описывать условия, образ жизни и занятия средневекового феодала. Составлять описание феодала с помощью текста и иллюстраций учебника.

Выписать существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян) - для «слабых»; составить сравнительную таблицу «Жизнь и быт раба и зависимого крестьянина - для «сильных».

Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря - для «слабых»; составить рассказ «День феодала» - для «сильных».

§11-12

6а-26.09

6б-26.09


9

Формирование средневековых городов.

Горожане и их образ жизни.

1


Комбинированный урок.

Происхождение городов. Облик городов. Борьба с сеньорами. Коммуны. Города-республики. Зарождение демократических порядков.

Городское самоуправление. Городские ремёсла и ремесленники. Ремесленные цеха и гильдии. Торговля и ярмарки. Жизнь и быт горожан.

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

строить логическое рассуждение, делать выводы.


Называть причины возникновения городов в Средние века. Описывать облик средневекового города. Раскрывать систему самоуправления в городе.

Рассказывать о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в средние века.

Описать средневековый город - для «слабых»; сравнить город-коммуну и город-республику - для «сильных».

Сравнить натуральное и товарное хозяйство (общее и различие)

§13-§14

6а-29.09

6б-30.09

10

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

Урок изучения нового материала.

Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков.

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Умение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Объяснять причины раскола христианской церкви на католическую и православную, источники богатства церкви. Раскрывать причины возникновения ереси.

Таблица « Различие католической и православной церквей»

§15

6а-3.10

6б-3.10

11

Крестовые походы

1

Урок изучения нового материала.

Крестовые походы феодалов, последствия. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены.

освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Раскрывать причины и последствия крестовых походов.

Выписать государства крестоносцев, характеристика - индивидуально; определить участников всех крестовых походов - для всех.

§16

6а-6.10

6б-7.10

12

Как происходило объединение Франции

1

Комбинированный урок.

Возвращение французских территорий. Борьба Филиппа II Августа с английскими королями. Борьба Филиппа IV Красивого с римским Папой. Генеральные Штаты. Первые успехи объединения

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность.

умение самостоятельно планировать пути достижения целей

Объяснять причины усиления королевской власти во Франции. Перечислять характерные черты сословной монархии.

Перечислить характерные черты политического устройства Франции - для «сильных»; сравнить время правления Филиппа II и Филиппа IV - для всех.

§17

6а-10.10

6б-10.10

13

Что англичане считают началом своих свобод

1

Комбинированный урок.

Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. «Великая хартия вольностей». Английский парламент. Причины усиления королевской власти.

уважение прав и свобод человека

строить логическое рассуждение

Объяснять роль Английского парламента в управлении страны.

Сравнить причины образования централизованного государства во Франции и Англии.

§18

6а-13.10

6б-14.10

14

Столетняя война.

1

Комбинированный урок.

Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны. Личность Жанны Д,Арк.

уважение к культуре других народов, толерантность.

владение устной монологической контекстной речью

Излагать причины Столетней войны. Сравнивать армии англичан и французов, оценивать их боеспособность.

Работа с таблицей: Зафиксировать причины войны и военные действия.

§19

6а-17.10

6б-17.10

15

Крестьянские восстания во Франции и Англии.

1

Комбинированный урок.

Крестьянские восстания во Франции и Англии. Личности Уота Тайлера и Гильома Каля, их роль в организации восстаний.

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

анализировать и обобщать факты

Называть причины, воззвания восстаний крестьян в Англии и Франции. Сравнивать цели и реальные действия крестьян в Англии и Франции. Знать последствия крестьянских выступлений.

Тест - дифференцированно.

§20

6а-20.10

6б-21.10

16

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии.

1

Комбинированный урок.

Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Установление сильной центральной власти в Англии .Генрих VIII. Последствия превращения Англии и Франции в централизованные государства.

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

смысловое чтение;

Объяснять причины укрепления централизованного государства во Франции. Объяснять, какую роль сыграла война Алой и Белой розы в становлении и укреплении централизованного государства в Англии.

Дать самостоятельную оценку историческим явлениям. Определить существенные черты централизованного государства. Выявить общее и особенное в централизованных государствах Франции и Англии.

§21

6а-24.10

6б-24.10

17

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1

Урок изучения нового материала.

Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

смысловое чтение;

Показывать на карте государства, расположенные на Пиренейском полуострове. Объяснять понятие «Реконкиста» и рассказывать о её ходе. Знать причины образования самостоятельных государств: Испания и Португалия.

Отметить в тетради движение реконкисты - для всех; создать кластер - для «сильных».

§22

6а-27.10

6б-28.10

18

Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.

1

Комбинированный урок.

Территориальные княжества в Германии. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы

Уметь анализировать, сравнивать изученный материал, выделять общее и особенное.

Сравнить особенности развития Германии и Италии; дать самостоятельную оценку историческим событиям (индивидуально).

§23-24; диф. задания.

6а-10.11

6б-11.11

19

Гуситское движение в Чехии

1

Урок изучения нового материала.

Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско. Ян Жижка. Падение Константинополя.

способность к определению своей позиции и ответственному поведению в

обществе

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Объяснять, почему гуситское движение называют национальным. Рассказывать о ходе и результатах гуситского движения.

оценить деятельность исторических личностей (Ян Гус и Ян Жижка).

§25

6а-14.11

6б-14.11

20

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1

Урок применения знаний и формирования умений.

Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.

уважение прав и свобод человека;

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

Кластер - для «сильных»; ответ на вопросы учебника - для «слабых».

§26

6а-17.11

6б-18.11

21

Образование и философия

Средневековое искусство.

1

Урок применения знаний и формирования умений.

Представления средневекового человека о мире. Наука и образование. Появление университетов. Церковь и знания.

Место религии в жизни человека и общества

Искусство раннего Возрождения

формирование целостного мировоззрения

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Рассказывать о содержании средневековой литературы, объяснять её сословный характер. Раскрывать особенности средневековой архитектуры, скульптуры, живописи.

Составить описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой.

Составлять описание достижений литературы ;

Выявить новые черты в искусстве (индивидуально).

§27-§28(индив. задания)

6а-21.11

6б-21.11

22

Культура раннего Возрождения в Италии

Научные открытия и изобретения

1


Уроки применения знаний и формирования умений.

Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм.

Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

мира, творческой деятельности эстетического характера.

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией

Уметь работать с различными источниками информации.

.

Выявить черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов - для всех; почему это время называется Возрождением? - индивидуально.

Составить рассказ о технических открытиях и изобретениях - для всех; заполнить таблицу - для «сильных».

§29 вопросы-§30

таблица

6а-24.11

6б-25.11

23

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

1

Урок изучения нового материала.

Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии.

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы

Рассказывать о внутренней и внешней политике династии Манн. Объяснять причины колониальных вторжений в Китай. Объяснять причины крестьянских выступлений и гражданской смуты. Раскрывать политическое устройство индийских княжеств до вторжения мусульман.

Составить описание достижений культуры стран. Сравнивать особенности развития Китая и Индии.

§31-32

6а-28.11

6б-28.11


24

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

1

Комбинированный урок.

Народы Америки. Государства. Первые земледельческие культуры в Северной Америке. Государства и народы Африки

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам.

формулировать и обосновывать выводы

Рассказывать о возникновении государства у ацтеков, религии и государственном устройстве. Рассказывать о религии и государственном устройстве у майя и инков, о культуре доколумбовой Америки, объяснять её значение.

Составить развернутый план параграфа; выявить особенности развития стран.

Подготов. к повторению.

6а-1.12

6б-2.12

25

Повторение «Наследие истории Средних веков в истории человечества».

1

Повторительно-обобщающий урок

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду.

формулировать и обосновывать выводы

Уметь работать с тестовыми заданиями.

Выполнение тестов, написание эссе.

6а-5.12

6б-5.12

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Основное содержание по темам

Планируемая деятельность

учащихся (на уровне учебных действий)

Формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения

п/ф

26 Введение - 1 час 6а-8.12

6б-9.12

27

Наша Родина - Россия

1

Урок изучения нового материала.

История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Актуализировать знания по истории Древнего мира и Средних веков об исторических источниках, их видах;

Используя историческую карту, объяснять своеобразие геополитического положения России;

Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие об истории России;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя

Введение;

Записи в тетради

6а-12.12

6б-12.12

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности - 7 часов


6а-15.09

6б-

28

Древние люди и их стоянки на территории современной России.

1

Урок изучения нового материала.

Появление расселение человека на территории современной России. Древнейшие стоянки человека на территории современной России. Зарождение родового строя. Совершенствование орудий труда.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте расселение древнего человека по территории России, стоянки древних людей

Актуализировать знания по истории Древнего мира об особенностях первобытного общества,

Описывать облик и орудия труда древних людей, (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками);

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий народов;

Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации о быте и верованиях финно-угорских племен и природно-климатических условий мест их обитания);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя

§1

6а-15.12

6б-16.12

29

История заселения территории родного края в древности.

Древние люди и их стоянки, могильники на территории Нижегородского края.

1

Урок включения регионального компонента. Урок-лекция

Родной край в древности, образ жизни, занятия населения Древнейшие поселения на территории нашего края..

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Характеризовать образ жизни различных слоев древнерусского населения;

Участвовать в работе группы, осуществлять презентацию результата групповой работы;

Участвовать в создании проекта по предложенной теме. Уметь давать характеристику древнейшим поселениям на территории нашего края.

Описывать жилище предков на территории родного края.

Подготовка проектов на предложенные темы.

Создание проекта на выбранную тему.

6а-19.12

6б-19.12

30

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

1

Урок изучения нового материала.

Неолитическая революция. Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла.

Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племён. Появления первых городов. Распад первобытного строя.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте районы древнего земледелия, скотоводства, ремесла на территории России;

Актуализировать знания по истории Древнего мира об особенностях первобытного общества;

Описывать условия жизни, занятия, социальную организацию земледельческих и кочевых племён, появления первых городов (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками);

Приводить примеры распада первобытного строя;

Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации о производящем хозяйстве и распаде первобытнообщинного строя);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Подготовка информации, кратких сообщений на заданную тему.

с.15-19

6а-22.12

6б-23.12

31

Образование первых государств.

1

Комбинированный урок.

Древние государства: греческие города-государства Северного Причерноморья, Скифы, Дербент, Тюркский и Хазарский каганат, Великая Булгария, финно-угры.

Великое переселение народов в судьбах народов нашей страны.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья;

Актуализировать знания по истории Древнего мира о греческих колониях на побережье Черного моря;

Раскрывать смысл понятий «государство», «народ»;

Описывать жизнь народов древних государств (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками);

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий народов;

Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации об истории древних государств);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Подготовка информации, кратких сообщений на заданную тему.

§2

6а-26.12

6б-26.12

32

Восточные славяне и их соседи.

1

Урок применения новых знаний и умений.

Происхождение восточных славян. Восточные славяне: крупнейшие союзы, расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: вече, вервь, дань, бортничество, колонизация;

Показывать на карте направления расселения славян, крупнейшие племенные союзы восточных славян;

Рассказывать об условиях жизни восточных славян, используя текст и иллюстрации в учебнике, историческую карту;

Сравнивать подсечно-огневую и переложную системы обработки земли, выдвигать гипотезы о причинах их распространения на тех или иных территориях;

Называть и характеризовать орудия труда и оружие славян;

Описывать жилище славян;

Осуществлять самооценку и взаимооценку

Подготовка информации, кратких сообщений на заданную тему.

§3

6а-12.01.2017

6б-13.01.2017

33

Волжская Булгария

1

Урок-лекция

Происхождение булгар:занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения Русью.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Характеризовать образ жизни различных слоев древнерусского населения;

Участвовать в работе группы, осуществлять презентацию результата групповой работы;

Участвовать в создании проекта по предложенной теме.

Подготовка проектов на предложенные темы.

Создание проекта на выбранную тему.

6а-16.01

6б-16.01

34

Культура Нижегородского края в древности.

1

Урок включения регионального компонента

Родной край в VIII-первой половине XII вв. образ жизни, занятия населения, организация общественной жизни.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Характеризовать образ жизни различных слоев древнерусского населения;

Участвовать в работе группы, осуществлять презентацию результата групповой работы;

Участвовать в создании проекта по предложенной теме.

Подготовка проектов на предложенные темы.

Создание проекта на выбранную тему.

6а-19.01

6б-20.01

Тема 2. Русь в IX- первой половине XII века - 10 часов.


6а-15.09

6б-

35

Первые известия о Руси.

1

Урок изучения нового материала.

Происхождение народа Русь. «Повесть временных лет». Норманская и антинорманская теории. Исторические источники.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Раскрывать смысл понятий: летопись, варяги, Русь, норманны;

Высказывать и аргументировать мнение о происхождении славян;

Показывать на карте Скандинавию. Новгород, Ладогу, путь «Из варяг в греки»;

Описывать занятия, облик руссов;

Высказывать мнение об этимологии слова «русь» (на основе работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации);

Приводить примеры исторических источников;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Работа с картой

§4

6а-23.01

6б-23.01

36

Становление Древнерусского государства

1

Урок получения новых знаний и умений.

Предпосылки, причины, значение образования государства у восточных славян. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Характер древнерусской державы: князь, дружина, полюдье, вече. Первые русские князья.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье, реформа, урок, погост;

Показывать на карте крупнейшие города - центры племенных союзов восточных славян; торговые пути, военных походы первых русских князей;

Формулировать причины и называть время образования Древнерусского государства (на основе работы с текстом учебника);

Начать составление схемы «Первые князья Древней Руси»;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Составление схемы «Первые князья Древней Руси».

§5

6а-26.01

6б-27.01

37

Урок-практикум по теме «Становление Древнерусского государства»

1

Урок-практикум

Первые русские князья.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Формулировать причины и называть время образования Древнерусского государства (на основе работы с текстом учебника);

Сравнивать власть князя у восточнославянских племен в 9-10 вв. с властью европейских правителей, делать выводы;

Выполнять и защищать индивидуальные и групповые проекты по теме «Первые русские князья» (на основе работы с материалами учебника и дополнительными источниками информации);

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Подготовка индивидуальных и групповых проектов по теме «Первые русские князья»

Задания на стр. 49

6а-30.01

6б-30.01

38

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

1

Урок применения знаний и формирования умений.

Начало правления Владимира. Причина принятия христианства на Руси. Христианство и язычество. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: митрополит, епископ;

Показывать на карте оборонительные рубежи на юге, возведенные Владимиром, Корсунь;

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира;

Называть причины, дату принятия христианства на Руси (на основе работы с текстом учебника);

Считать, сколько лет существует христианство в нашей стране;

Актуализировать знания из курса Всеобщей истории о возникновении христианства, его постулатах;

Составлять краткую характеристику Владимира Святославовича;

Давать оценку значению принятия христианства на Руси;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Заполнить таблицу «Правление князя Владимира» - для всех. Составить рассказ о Владимире Красное Солнышко - индивидуально.

§6

6а-2.02

6б-3.02

39

Русское государство при Ярославе Мудром

1

Урок применения знаний и формирования умений.

Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав Мудрый. Внутренняя политика Ярослава. Управление государством. Внешняя политика. Международный авторитет Руси.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: династический брак, усобица;

Составлять схему «Борьба за власть между сыновьями Владимира» (на основе текста учебника);

Показывать на карте территорию Руси при Ярославе;

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава;

Сравнивать управление государством при Ярославе и при предыдущих правителях;

Составлять краткую характеристику Ярослава Мудрого.

Составление схемы «Борьба за власть между сыновьями Владимира»; работа по карте.

§7; подготовить сообщение о Ярославе Мудром - индивид.

6а-6.02

6б-6.02

40

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

1

Урок изучения нового материала.

Правление Ярославичей. Княжеские усобицы. Любечский съезд. Владимир Мономах.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: княжеские усобицы, раздробленность, ростовщик, устав;

Показывать на карте территорию Руси при Ярославичах;

Сравнивать положение Руси при Ярославе Мудром и при Ярославичах;

Рассказывать о княжеских усобицах;

Высказывать мнение о значении Любеческого съезда князей;

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Мономаха;

Осуществлять самооценку и взаимооценку

Работа с картой; работа с документами.

§8

6а-9.02

6б-10.02

41

Общественный строй и церковная организация на Руси.

1

Урок самостоятельной работы

Формирование древнерусской народности. Хозяйственный и общественный строй Древней Руси. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Свободное и зависимое население. Появление вотчин. Церковная организация, монастыри. Древнерусские подвижники и святые.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: боярин, вотчина, холоп, закуп, рядович, смерд, люди, общество, митрополит, монастырь, резиденция, епископ;

Рассказывать о положении отдельных групп населения на Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды;

Участвовать в работе группы (осуществлять групповую работу, презентацию результата групповой работы);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Исторический диктант

§9




6а-13.02

6б-13.02

42

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси.

1

Урок самостоятельной работы.

Важнейшие черты культуры Стран Европы в IX-XII в. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Устное народное творчество. Христианские основы древнерусского искусства. Иконы. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаика, фреска). Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Прикладное искусство. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: мозаика, фреска, миниатюра, житие, граффити, самобытность;

Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде), сравнивать их с Софийским собором в Константинополе, объяснять причины сходства и различия;

Описывать произведения древнерусского изобразительного искусства (фрески, иконы, мозаика);

Соотносить информацию учебника о художественном ремесле с иллюстрациями на рабочем листе;

Преобразовывать текст в таблицу (С.93);

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Составление таблицы по тексту.

стр.77-81

§10

Презентация

6а-16.02

6б-17.02

43

Повседневная жизнь населения.

1

Урок работы в группах

Образ жизни князей и бояр. Быт и образ жизни горожан. Быт и образ жизни земледельческого населения

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: слобода, образ жизни;

Решать проблемные задания;

Характеризовать образ жизни различных слоев древнерусского населения;

Участвовать в работе группы, осуществлять презентацию результата групповой работы;

Осуществлять самооценку и взаимооценку

Решение проблемных заданий.

Подготовиться к повторению.

6а-20.02

6б-20.02

44

Повторение по теме «Место и роль Руси в Европе»

1

Урок повторения и обобщения знаний.

Повторение, обобщение и контроль по теме «Древняя Русь в VIII - первой половине XII вв.».

Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Древняя Русь в VIII - первой половине XI вв.»;

Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);

Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;

Высказывать суждение о значении наследия Древней Руси для современного общества;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Практические и проверочные задания по образцу ОГЭ.

6а-23.02

6б-24.02

Тема 3. Русь в середине XII - начале XIII веков - 6 часов.

45

Политическая раздробленность в Европе и на Руси.

1

Урок изучения нового материала.

Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Межкняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: политическая раздробленность, уделы;

Показывать на карте крупнейшие княжества Руси XII- начала XIII вв.;

Составлять схему «Причины политической раздробленности» (на основе информации учебника);

Называть хронологические рамки периода раздробленности;

Называть и раскрывать причины и последствия раздробленности (на основе работы с текстом учебника);

Высказывать и аргументировать мнение о характере взаимоотношений Руси со степью;

Сравнивать историю Руси и историю Англии (Игорь Новгород-Северский- Ричард Львиное сердце);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Составление схемы «Причины политической раздробленности Руси»

§12

6а-27.02

6б-27.02

46

Владимиро-Суздальское княжество.

1

Урок самостоятельной работы.

Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, их внутренняя и внешняя политика. Культура Владимиро-Суздальского княжества

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территорию Владимиро-Суздальского княжества;

Характеризовать особенности географического положения, социально-политического и культурного развития Владимиро-Суздальского княжества

Систематизировать информацию (на основе работы с текстом составлять таблицу);

Характеризовать одного из князей Владимиро-Суздальской Руси (на выбор)

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Составление таблицы по тексту учебника; работа с картой.

§13

6а-2.03

6б-3.03

47

Новгородская республика

1

Урок работы с историческими документами.

Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры, политического устройства, культуры Новгородской земли.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: республика, тысяцкий, владыка, посадник;

Показывать Новгородские земли;

Характеризовать особенности географического положения и социально-политического и культурного развития Новгородской земли;

Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики;

Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник;

Анализировать документ (по вопросам, с.122)

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Анализ документа (по вопросам, с.122); составление рассказа об особенностях политической жизни Новгородской республики.

§14

Презентация «Господин Великий Новгород»

6а-6.03

6б-6.03

48

Южные и юго-западные русские княжества.

1

Урок самостоятельной работы.

Особенности географического положения и политического, социально-экономического, культурного развития Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко-Волынского княжеств.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: князь, боярин;

Показывать на карте территории;

Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко-Волынского княжеств;

Участвовать в работе группы (с информацией об особенностях Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко-Волынского княжеств);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Исторический диктант; работа с картой.

Стр.123-127; подготовиться к повторению.

6а-9.03

6б-10.03

49

Нижегородско- Суздальское княжество

1

Урок проектной работы.

История Нижегородско-Суздальского княжества в период феодальной раздробленности.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Характеризовать особенности географического положения земель, входящих в состав современной Волгоградской области;

Работать с текстом документов, рабочим листом:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- анализировать высказывания историков, делать выводы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Составление проектов на заданные темы.

Проекты по истории родного края; подготовиться к повторению.

6а-13.03

6б-13.03

50

Повторение по теме «Русь в середине XII - начале XIII вв.»

1

Урок повторения и обобщения полученных знаний.

Повторение, обобщение и контроль по теме «Русские земли в период политической раздробленности»

Актуализировать и систематизировать информацию по изученному периоду;

Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европе;

Высказывать суждения о значении периода раздробленности для современного общества;

Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности (в т.ч. по образцу заданий ОГЭ);

Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;

Осуществлять самооценку и взаимооценку

тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности (в т.ч. по образцу заданий ОГЭ).


6а-16.03

6б-17.03

Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV вв. - 9 часов.

51

Монгольская империя и изменение политической картины мира.

1

Урок получения новых знаний и формирования умений.

Создание державы Чингисхана. Походы Чингисхана. Сражение на реке Калке. Наследие Монгольской империи.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте направления походов монгольских завоевателей;

Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (исторические карты, отрывки из летописей), сопоставлять и обобщать содержащуюся в них информацию;

Высказывать мнение о причинах поражения русско-половецких войск в битве на реке Калке;

Объяснять причины успехов монголов;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Работа с историческими документами; работа с картой.

§15

6а-20.03

6б-20.03

52

Батыево нашествие на Русь.

1

Урок самостоятельной работы в группах.

Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте направления походов Батыя, города, оказавшие особенно ожесточенное сопротивление;

Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (исторические карты, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы, видеоинформацию), сопоставлять и обобщать содержащуюся в них информацию;

Составлять хронологическую таблицу основных событий, связанных с походами Батыя на Русь;

Объяснять причины военных неудач русских князей;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Составление хронологической таблицы основных событий, связанных с походами Батыя на Русь.

§16

Презентация

6а-23.03

6б-24.03

53

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.

1

Урок получения новых знаний и формирования умений.

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте места сражений новгородских войск со шведскими войсками и крестоносцами;

Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище;

Характеризовать значение данных сражений для дальнейшей истории русских земель;

Составлять характеристику Александра Невского, используя дополнительные источники информации;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Составление характеристики Александра Невского; составление рассказа о Невской битве и Ледовом побоище.

§17

6а-6.04

6б-7.04

54

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура

1

Урок с применением ИКТ

Образование Золотой Орды. Народы, экономика, культура Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте границы, основные части, крупнейшие города Золотой Орды;

Раскрывать смысл понятий: хан, баскак, ярлык, «ордынский выход»;

Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды;

Называть и характеризовать повинности населения русских земель;

Рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Составление презентаций по изученной теме.

§18

6а-13.04

6б-10.04

55

Литовское государство и Русь

1

Урок самостоятельной работы с текстом учебника

Формирование и устройство Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территорию Великого княжества Литовского;

Характеризовать политику литовских князей;

Объяснять причины быстрого роста территорий Литвы за счет русских земель;

Высказывать мнение о значении присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- анализировать высказывания историков, делать выводы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Работа с текстом учебника и документами.

§19

6а-17.04

6б-14.04

56

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси.

1

Урок-практикум

Причины и предпосылки объединения русских земель. Политическая система Руси на рубеже XIII-XIV вв. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества;

Составлять схему «Причины возвышения Москвы»;

Выделять и называть следствия объединения земель вокруг Москвы;

Начать составление схемы «Династия Московских князей»;

Высказывать и аргументировать оценочное мнение деятельности Ивана Калиты;

Осуществлять самооценку и взаимооценку

Составление схемы «Причины возвышения Москвы»; работа по карте; составление рассказа о деятельности Ивана Калиты; начать составление схемы «Династия Московских князей».

§20

6а-20.04

6б-17.04

57

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

1

Урок с применением ИКТ

Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой накануне Куликовской битвы. Дмитрий Донской. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Куликовская битва и её историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Выделять основные понятия: манёвр;

Показывать на карте место Куликовской битвы;

Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, картосхемы;

Высказывать аргументированное суждение о значении Куликовской битвы;

Называть дату, высказывать мнение о причинах и последствиях набега Тохтамыша;

Продолжить составление схемы «Династия Московских князей»;

Оценивать историческую роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия;

Осуществлять самооценку и взаимооценку

Продолжить составление схемы «Династия московских князей»; составление презентаций по изученной теме.

§21

6а-24.04

6б-21.04

58

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII -XIV вв.




1

Урок самостоятельной работы.

Особенности культуры XII-XIII вв. Общерусское культурное единство и образование местных школ. Накопление научных знаний. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Литературные произведения. «Слово о полку Игореве». Местные стилевые особенности в архитектуре и живописи. Резьба по камню. Влияние ордынского владычества на русскую культуру

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Называть характерные черты культуры в указанный период (на основе информации учебника);

Раскрывать смысл понятий: канон, архитектурный ансамбль, эпос;

Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры;

Выявлять общее и особенное в развитии культуры разных княжеств;

Работать с текстами документов, отвечать на вопросы по текстам;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


Составление таблицы «Достижения культуры в русских землях во второй половине XIII -XIV вв.

Исторический диктант.

§22

6а-27.04

6б-24.04




59

Повторение по теме «Русские земли в середине XIII-XIV вв.»

1

Урок повторения и обобщения полученных знаний.

Повторение, обобщение и контроль по теме «Русские земли в середине XIII-XIV вв.»

Актуализировать и систематизировать исторический материал по теме «Русские земли в середине XIII-XIV вв.»;

Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в западной Европе;

Выполнять проверочные задания по истории России данного периода;

Осуществлять коррекцию знаний.

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Проверочные задания по истории России данного периода.

6а-1.05

6б-28.04

Тема 5. Формирование единого Русского государства - 8 часов.


6а-15.09

6б-

60

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века.

1

Урок получения новых знаний и формирования умений.

Мир и русские земли к началу XV века. Генуэзские колонии в Причерноморье. Централизация в Западной Европе и русских землях. Упадок Византии и его последствия.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: централизация;

Показывать на исторической карте государства Европы и русские княжества;

Сравнивать главные причины централизации на Руси и в Европе;

Соотносить информацию из разных источников (текст учебника, иллюстрации, карта);

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке

Работа с исторической картой; задания на сравнение главных причин централизации на Руси и в европе.

§23

6а-4.05

6б-1.05

61

Московское княжество в первой половине XV вв.

1

Урок с применением ИКТ

Василий I. Московская усобица второй четверти XV в., её значение для процесса объединения русских земель

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: поместье, помещик, служилые люди;

Показывать на исторической карте расширение территории Московского княжества;

Продолжить составление схемы «Династия Московских князей»;

Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие;

Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о политике Василия I);

Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке

Продолжить составление схемы «Династия московских князей»; работа с исторической картой.

§24

6а-8.05

6б-5.05

62

Распад Золотой Орды и его последствия


1

Урок самостоятельной работы

Распад Золотой Орды. Разгром Тимуром Золотой Орды. Образование новых государств на юго-востоке и их взаимоотношения с Русью.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: транзитная торговля, ясак;

Показывать на исторической карте новые государства на рубежах Руси;

Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие новых государств;

Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о Тимуре, Улу-Мухаммеде);

Объяснять причины и последствия распада Золотой Орды;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке

Работа с текстом учебника; работа с картой.

§25

6а-11.05

6б-8.05

63

Московское государство и его соседи во второй половине XV века. Человек в Российском государстве второй пол. XV в.

1

Урок-практикум

Присоединение Новгорода.

Ликвидация ордынского владычества на Руси. Иван III. Хан Ахмад. Стояние на р. Угра. Присоединение Тверского княжества. Завершение объединения русских земель. Знатные люди. Помещики. Крестьяне. Горожане, казачество.

Судебник Ивана III.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: Боярская дума, воевода, герб, кормление, держава, местничество, налоги, скипетр;

Показывать на исторической карте территорию Московского государства, р. Угра;

Характеризовать политическое устройство русского государства при Иване III;

Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства;

Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о политике Ивана III);

Объяснять причины и последствия ликвидации ордынского ига;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: казаки, пожилое, посадские люди, чин, привилегии;

Характеризовать социальное развитие Русского государства XV века;

Объяснять причины и значение принятия судебника Иваном III;

Работать в группе (с информацией о положении различных слоев населения), осуществлять презентацию результатов групповой работы;

Выделять (в тексте учебника) и называть основные признаки социальных групп, характеризовать их;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Исторический диктант; работа с картой и текстом учебника; задания на знание хронологии процесса становления единого Русского государства. Составление проектов по изученной теме.

§26 Стр.101-106

6а-15.05

6б-12.05

64

Русская православная церковь и государство XV - начале XVI вв.

1

Урок самостоятельной работы

Изменения в положении Русской православной церкви. Флорентийская уния. Монастыри и их роль. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва - Третий Рим».

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: догмат, автокефалия;

Определять роль православной церкви в становлении российской государственности;

Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью;

Объяснять значение выражения «Москва - Третий Рим»;

Высказывать мнение о причинных появления ересей;

Сравнивать взгляды иосифлян и нестяжателей;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Исторический диктант; задания на выявление причин появления ересей.

Стр.96-100

6а-18.05

6б-15.05

65

Нижегородская область в период Московской Руси.

1

Урок проектной работы.

История Нижегородской области в древности и в период Московской Руси.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Характеризовать особенности географического положения земель, входящих в состав современной Волгоградской области;

Работать с текстом документов, рабочим листом:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- анализировать высказывания историков, делать выводы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Составление проектов на заданные темы.

Проекты по истории родного края; подготовиться к повторению.

6а-22.05

6б-19.05

66

Формирование культурного пространства единого Российского государства

1

Урок-практикум

Особенности русской культуры. Общественная мысль и летописание. Литература. Зодчество. Живопись.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Объяснять понятия: поэма, регалии;

Составлять таблицу «Культура Руси в XV в.»;

Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы данного периода;

Характеризовать стилевые особенности творчества Андрея Рублева, Дионисия (на основе текста и иллюстраций учебника);

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Составление таблицы «Культура Руси в XV веке»; работа с текстом учебника.

§27; подготовиться к повторению.

6а-25.05

6б-22.05

67

Итоговое повторение.

1

Урок повторения и обобщения полученных знаний.

Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России с древнейших времен до конца XV в.»

Актуализировать и систематизировать исторический материал по курсу «История России с древнейших времен до конца XV в.»;

Защищать проекты по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.»;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Защита проектов по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.»

6а-29.05

6б-26.05

68

Резерв

1


6б-29.05


© 2010-2022