Программа факультативного курса для 8 класса Личность в истории

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кемеровская область

Топкинский район

село Усть-Сосново

Усть-Сосновская основная общеобразовательная школа.





Утвержден пед. советом

Усть-Сосновской основной школы

Протокол № ______ от ________

Директор школы _____________

(Трушина Е.В.)



Календарно-тематическое планирование

факультативного курса «Личность в истории»

для 8 класса на 35 часов.

разработана на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования учителем Мищенко Евгенией Владимировной.


2014 - 2015 учебный год.





Пояснительная записка

Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата человека,

Только тот себя переживет...

Н. А. Некрасов



Рабочая программа факультативного курса по истории для 8 класса «Личности в истории» (далее - Рабочая программа) разработана на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования.

Данная Рабочая программа позволит расширить представление учащихся об исторических деятелях, которые наиболее полно и объективно отразили в своей жизни и деятельности современную им эпоху, тех, кто особенной силой своей личности оставил значительный отпечаток в ходе истории России. Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России, будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Необходимость и актуальность курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной школы невозможно подробно и объективно оценить ту или иную личность, её роль в истории; познакомиться с малоизвестными фактами биографии; всесторонне рассмотреть историческое событие и роль личности в этом событии в связи с большим объемом программного материала и ограниченным количеством часов.

Между тем именно углубленное изучение истории даёт полную и объективную оценку исторических событий и явлений; позволяет учащимся сформулировать собственную точку зрения на происходившие события, выявить причинно-следственные связи.

Новые стандарты предполагают переориентацию школы с знаниевой на деятельностную модель обучения. Во главу угла, кроме усвоения системы знаний и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, ставится задача организации процесса учения, в рамках которого происходит становление человека, умеющего самостоятельно решать проблемы, принимать самостоятельные ответственные решения, результативно действовать в меняющихся условиях, новых ситуациях, конструктивно взаимодействовать с другими людьми.

Предлагаемая программа факультативного курса ориентирована на современные приоритеты.

Оценка роли личности в истории является одной из наиболее трудно и неоднозначно решаемых философских проблем. Во все эпохи историки, философы уделяли значительное внимание жизнедеятельности той или иной личности, стремились осмыслить и постичь её действия. И действительно, составить истинную картину исторической реальности невозможно без понимания мотивов и сущности деятельности отдельных исторических личностей. Определение ее масштабов, выявление критериев ее оценки до сих пор неоднозначно. Этим и определяется актуальность проблемы, рассматриваемой в ходе курса.

Логика построения программы предполагает различные виды деятельности учащихся от изучения философских аспектов оценки роли личности в истории до формулирования и представления своей точки зрения на роль и действия известных деятелей, исторические события.

Цели и задачи:

  • повышение интереса к отечественной истории;

  • осмысление различных точек зрения на роль личности в историческом процессе;

  • развитие мотивации к творческой поисковой деятельности;

  • развитие информационной компетенции, умения работать с различными источниками информации.

Основные формы работы:

  • лекции;

  • дискуссии;

  • беседы;

  • анализ исторической литературы и исторических источников;

  • практические работы;

  • творческие работы (проекты, электронные презентации и др.).

Предлагаемый факультативный курс «Личность в истории» предусматривает прохождение материала в течение 35 часов для 8-х классов. Данный курс является интегрированным, включает материал истории, обществознания и литературы.

Кроме учебника, учащимися используются: Интернет, литература, указанная в прилагаемом списке, разработанные в соответствии с содержанием программы презентации.

Тематическое планирование

Календарно тематическое планирование


1



3

Рюрик - легендарный варяг. Олег - победитель греков.

1



4

Великие продолжатели рода: Игорь, Ольга Святая, Святослав

1



5

Дела великого князя Владимира - Красно Солнышко.

1



6

Борис и Глеб - великие святые церкви.

1



7

Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый

1



8

Владимир Мономах и Юрий Долгорукий

1



9

Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо

1



10

Святой Александр Невский

1



11

Великий князь Михаил Ярославович и Юрий - князь Московский

1



12

Иван Даниилович Калита

1



13

Дмитрий Иванович Донской

1



14

Василий Дмитриевич и Василий Васильевич

1



15

Иван Васильевич, князь и самодержец, и его сын Василий Иванович

1



16

Государь Иван Васильевич - Грозный, Удивительный

1



17

Государь князь Федор - достойный счастья. Борис Годунов.

1



18

Лжедмитрий I. Царствование Василия Шуйского

1



19

Итоговое занятие по теме: «Великие Рюриковичи».

1



20

Державный сын и светоносец во тьме... Государь Михаил Федорович.

1



21

Алексей Михайлович - «царь - Солнце».

1



22

Федор Тишайший. Царица Софья

1



23

Царь Петр Алексеевич - Великий

1



24

Екатерина I. Воцарение Петра II. Правление Анны Иоанновны

1



25

Елизавета Петровна.

1



26

Петр III

1



27

Екатерина II.

1



28

Павел I

1



29

Александр I.

1



30

Николай I- жандарм Европы

1



31

Александр II - Освободитель

1



32

Александр III

1



33

Николай II

1



34

Итоговое занятие по теме: «Великие Романовы».

1



35

Итоговое занятие по курсу.

1




Литература:


  1. Божерянов, И.Н. Романовы. 300 лет служения России. - М.: Белый город, 2007.

  2. Буганов, В.И. Емельян Пугачёв: Кн. Для учащихся сред. и ст. классов. - М.: Просвещение, 1990.

  3. Буганов, В.И., Богданов, А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. - М., 1991.

  4. Вандаль, А. Наполеон и Александр I. - Ростов-на-Дону, 1995. - Т. 1-3.

  5. Василич, Г. Император Александр I и старец Фёдор Кузьмич: Репринтное воспроизведение четвёртого издания с рисунками, исполненными фототинтогравюрой, 1911 года. - М.: Современник, 1991.

  6. Великие государственные деятели России. - М., 1996.

  7. Великие Россияне / Биографическая библиотека Ф. Павленкова. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

  8. Жития и творения русских святых. - М., 1993.

  9. История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. - М., 1993.

  10. Кашурникова, Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся: метод. рек. для библиотекарей. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.

  11. Ключевский, В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. / Сост., вст. ст. и прим. В.А. Александрова. - М.: Правда. 1990.

  12. Козлов, Ю.Ф. От князя Рюрика до императора Николая II: (Страницы правления государством Российским). - 2-е изд. доп. и пераб. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992.

  13. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей: Репринтное воспроизведение издания 1873-1888 гг. в 3-х кн. - М.: Книга, 1990.

  14. Кучкин, В.А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. - 1992. -№10.

  15. Морозова, Л.Е. Гермоген, патриарх всея Руси // Вопросы истории.- 1994. - №2.

  16. Найденова, Л.П. Священник Сильвестр // Преподавание истории в школе. - 2002. - №3.

  17. Обнинский, В.П. Последний самодержец. Очерк жизни и царствования императора России Николая II / Под. Ред. С.С. Волка. - М.: Республика, 1992.

  18. Павленко, Н.И. Александр Данилович Меншиков. - М.: Наука, 1984. - 196 с.

  19. Павленко, Н.И. Пётр Первый и его время: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение. 1983.

  20. Перхавко, В.Б. История России в лицах: IX - начало XVII в. - М., 2000.

  21. Пигарёв, К.В. Суворов. - М.: ОГИЗ. Госполитиздат. 1945.

  22. Плеханов, Г.В. К вопросу о роли личности в истории // Избранные философские произведения в 5 тт. Т.2. М.:1956.

  23. Пресняков, А.Е. Российские самодержцы. - М., 1990.

  24. Путилов, Б.Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. - СПб., 1999.

  25. Роль народных масс и личности в истории / Авторский коллектив Института философии Академии Наук СССР. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1957.

  26. Ростунов, И.И. Пётр Иванович Багратион. Очерк полководческой деятельности. - М.: Военное Издательство Министерства Обороны Союза ССР. 1957.

  27. Руднев, В.А. Слово о князе Владимире. - М.: Сов. Россия, 1989.

  28. Рыжов, К. Все монархи России (600 кратких жизнеописаний). - М.: Вече, 2003.

  29. Скрынников, Р.Г. Ермак: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1986

  30. Сорокин, Ю.А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. - 1992. - №№4 - 5.

  31. Торопцев, А.П. Расцвет и падение Дома Романовых. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

  32. Торопцев, А.П. Романовы. Начало великой империи. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

  33. Торопцев, А.П. Рюриковичи. От Ивана Калиты до Ивана Грозного. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

  34. Торопцев, А.П. Рюриковичи. Становление династии. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

  35. Федотов, Г.П. Святые Древней Руси. - М., 1997.










© 2010-2022