Урок по истории на тему начало Начало раздробления Древнерусского государства

Цель урока Задачи урока познакомить учащихся с процессом феодальной раздробленности на Руси; - развить навык работы с документом и навык обобщения материала; - воспитывать устойчивый интерес к русской истории. выделить и записать в тетради причины феодальной раздробленности на Руси - по учебнику дать характеристику правителям Древней Руси: Изяславу Ярославичу, Святополку Изяславичу, Владимиру Всеволодовичу; - определить на карте положение основных городов и княжеств.
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок истории в 6 классе по теме: «Начало распада Древнерусского государства ».





Выполнила:

Фокина И .В.

учитель истории МОБУСОШ№3 села

Красноусольский Гафурийского района

2013 г

.



Технологическая карта урока

Предмет: история России класс 6


Тема урока

Место урока по теме

Начало раздробления Древнерусского государства.

.

Раздел III. ЭПОХА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (IX - начало XIIв.)

Тип урока

Формы, приемы, методы

Комбинированный

Фронтальная, работа в паре, работа в группе. Приемы «Мозговой штурм», «Круг», составление сравнительной таблицы, «Дальше-дальше», продуктивные методы, активные методы.

Цель урока

Задачи урока

познакомить учащихся с процессом феодальной раздробленности на Руси;
- развить навык работы с документом и навык обобщения материала;
- воспитывать устойчивый интерес к русской истории.

выделить и записать в тетради причины феодальной раздробленности на Руси
- по учебнику дать характеристику правителям Древней Руси: Изяславу Ярославичу, Святополку Изяславичу, Владимиру Всеволодовичу;
- определить на карте положение основных городов и княжеств.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

-

систему государственного управления в период политической раздробленности.

решение любечского съезда князей.

Понятия и термины: калита, раздробленность, усобицы.

Распространение ислама среди башкир.

характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Мономаха; анализировать причины раздробленности

Реконструировать ход, причины и условия формирования башкирских племён.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностно-смысловая

ТРКМ, технология активных методов обучения, обучение в сотрудничестве, продуктивного чтения.

Мультимедийный компьютер с проектором, карта «Феодальная раздробленность Руси в XII-XIII века», раздаточный материал «Правители Древнерусского государства», жетоны «Серебряная киевская гривна XI века», учебник «История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс» А.А.Данилова.Д.Д.Данилова



ХОД УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: организационный 2 мин.

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Здравствуйте, ребята! - Нам прислал киевский князь калиту ( кошель с деньгами, который прикрепляется к поясу)полную серебряных гривен и попросил выдать каждому по его положению в обществе. А положение помогут вам приобрести ваши знания и работа на уроке.

Боярин - у кого больше гривен - получит «5»

Дружинники - по уменьшению - «4»

Земледельцы - по уменьшению -«3»

Холопы (рабы) - «2»

Слайд №1

Проявление интереса к материалу изучения.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Личностно-смысловая - я пришел на урок, чтобы..

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения

Не оценивается

Включение в учебный процесс

II этап: постановка цели и задач урока 3 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез..

Слайд №2 Прочитайте наш эпиграф к уроку, попробуйте определить о чем сегодня будет наш урок?

Работа с эпиграфом урока (выведен на экран)

Чтобы стать гражданином Древнерусского государства необходимо знать всех ее правителей и годы их правления. С калитой нам пришла грамота, но летописец что-то напутал. Помогите распутать. За каждый правильный ответ вы получите гривну. Киевский князь помимо денег прислал еще и вопрос, на который мы должны ответить в конце урока. Но вопрос тоже пострадал от времени и потерялись некоторые буквы

- Объясните, почему Русь XI-XII веков называют удельной?

За вставку букв жетон.

За ответ на этот вопрос Киевский князь посулил 3 серебряных гривны.

Последним представителем династии Рюриков, которого мы изучили- был Ярослав Мудрый.

Ярослав Мудрый умер в 1054 году. Перед смертью он разделил свое государство между сыновьями на уделы и завещал, чтобы они подчинялись старшему брату.

Удел - надел земли, принадлежавший представителю княжеского рода.

Учитель выдает жетоны.

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют.

Самостоятельная работа. Работа на компьютерах. Обменяйтесь работами. Соотнесите работы с таблицей на экране. Около правильных ответов поставьте красным карандашом плюс. Посчитайте правильные ответы. Записать новые термины в словари

Учебно-познавательная - анализ эпиграфа, принятие задач урока, коммуникативная - участие в обсуждении

Педагог уточняет тематические рамки урока, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности.

Появление цели урока

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

III этап: актуализация знаний 5 мин.

Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Задание 1. «Мозговой штурм» - Каждая пара предъявляет свои вопросы другой по теме «Предпосылки распада русских земель. » Ответившая пара предъявляет свой вопрос задавшей и т.д.

Демонстрируют знаний, умения по предыдущей теме. Критично относятся к вопросам-ответам.


Учебно-познавательная - установление соответствия, анализ. Продуктивная коммуникация.

Критерии оценивания: вопрос-ответ конкретный, точный (взаимооценка - свои баллы учащиеся фиксируют в оценочных листах)

Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности

IV этап: Усвоение новых знаний 25 мин.

Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии.

.

Этот раздел стал одной из причины раздробленности государства. Прослушайте материал и запишите в тетради земли, доставшиеся сыновьям Старший Изяслав - Киев, Новгород Святослав - Чернигов, Рязань, Муром Всеволод Переяславль, Суздаль.Озвучьте полученный результат.

У каждого князя было свое войско, что помогло им защищать себя как от врагов, так и от притеснений братьев.

Перед вами русский воин XI века. Часто они вооружались самострелом, лекам и стрелами саблей. Облачены были в шлем и кольчугу.

В 1068 году в русские земли вторгаются половецкие племена. Это кочевники, живущие грабительскими набегами. Вооружены они были луками и стрелами, саблями, арканами и копьями. Они с диким криком бросались в бой, стреляя на скаку стрелами. (дату записать в тетради).

На встречу им вышли войска трех Ярославичей. Русская рать (по древнерусски «войско»)была разбита. ( Работа с картой)

Возвратившись в русские земли, князья реши вести войну против половцев. Но Изяслав - старший князь был против. Тогда возмущенный народ сверг его с престола, он бежал в Польшу.Святослав решил захватить власть Киеве. С этого дня между князьями начались княжеские усобицы.

Усобицы- княжеские раздоры на Руси.

Работа с раздаточным материалом.

Сначала вели усобицы сыновья Ярослава Мудрого, затем его внуки.

Ведя войну между собой, князья не помогали друг другу, а половцы постоянно совершали набеги на Русь.

У вас на столах семейное древо Ярослава Мудрого. Определите, кем Владимир Мономах был Ярославу и чей он был сын.

Назовите еще внука Ярослава. Самостоятельная работа.

Ребята подготовьте устные ответы на вопросы у вас на карточках.

Учащиеся отвечают на вопросы.

-Когда умер Ярослав Мудрый. Кому он завещал власть, и кто занял престол? (с.75, аб.3)

Из-за неопределенности престолонаследия развязывались войны между князьями, и произошла раздробленность Руси.

- Дайте характеристику правления Святополка. (с.76)

- Дайте характеристику Владимиру Всеволодовичу. (с.77)

( За ответ жетон)

Однажды Владимир Мономах предложил съехаться всем князьям и договориться.

Этот съезд получил название Любечский съезд., так как проходил в городе Любеч в 1097 году. (запись в тетради).





Учебно-познавательная - следят за логикой изложения материала учителем, устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом. Коммуникативная - умение слушать, речь педагога - образец публичного выступления.


Информационная - извлечение информации в структурированном виде, ее фиксация.

Учебно-познавательная - установление соответствий, причинно-следственных связей, анализ, сравнение.

Коммуникативная - продуктивное сотрудничество - создание таблицы.

Личностно-смысловая - ценностное отношение к совместной деятельности.

Участие в диалоге, интерактивной беседе.






КОЗ: составление таблицы «Русь и Орда накануне решающего столкновения»

Представление работ. Сравнение с модельным ответом. Самооценивание по заданным критериям. Работа с оценочными листами.

Формирование навыков устной коммуникации, высказывание своего мнения, участие в диалоге, принятие точки зрения других.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.


Создание таблицы.

Самооценка.

У каждого князя было свое войско, из-за чего в последствии стала возможным раздробленность государства

Но усобицы не остановились. Лишь после смерти Святополка. Владимир Мономах взошел стал правителем 1113 -1125 гг. Он заставил подчинятся себе всех русских князей. Его дело продолжил и его сын Мстислав. Но после его смерти вновь на Руси начались усобицы. В XII веке Русь распалась на 15 государств, т.е. государство раздробилось. Началась феодальная раздробленность.

- Кто такие феодалы?

Самостоятельно индивидуально работают с источником информации, делают пометы на полях. Готовят рассказ по плану (слайд №5) Работа с документом.

Откуда этот документ? На каком предмете вы еще с ним? встречались?

Чтение документа.

- К какому решению приходят князья?

За правильный ответ жетон.

1)сообща бороться с врагом

2) каждый будет править в своей «отчине» (наследственная земля князей).

Учебно-познавательная - установление причинно-следственных связей, соответствий. Информационная - извлечение информации, соотношение знакомого и незнакомого, ключевыми словами.

Коммуникативная - высказывания учащихся, умение слушать других.

Личностно-смысловая - ценностное отношение к содержанию читаемого, чувство гордости за героическое прошлое России, за ее героев Владимира Мономаха.

Взаимооценка по критерию (участвуют все ученики):

соответствие рассказа плану.

Работа с оценочными листами.

Осознанное, продуктивное чтение учебника, структурирование учебного материала, соотнесениение с планом. Взаимооценивание.

Организовать прогнозирование с последующими подтверждениями/опровержениями с помощью источника информации и проверкой по образцу.

.

Феодальная раздробленность - распад государства на мелкие, во главе которых стоят феодалы (князья).

- Как вы считаете, из-за чего происходили усобицы между князьями? (За правильный ответ жетон)

1) сложившийся порядок управления;

2) нет твердого определения порядка престолонаследия;

3) у каждого князя было свое войско.

Задание №4 Учащиеся записывают свои предположения в тетради (работа в парах)

Затем с помощью учебника корректируют их (при необходимости), проверяют и оценивают результат работы. (Слайд №6) Решение хронворда.

  1. 1113-1125гг.(правитель Руси) Владимир

  2. 1054г. (умер правитель, имя) Ярослав

  3. 1068г. (враг Руси)

  4. 1097г. (город) Любеч

Учебно-познавательная установление причинно-следственных связей, соответствий, анализ материала.

Информационная - извлечение информации, ее переработка, проговаривание во внешней речи. Продуктивная коммуникация.

Корректируют свои предположения на основе работы с источником (при необходимости). После этого ответы сверяют с образцом на слайде и оценивают.

Предметная.

Умение ориентироваться в содержании предмета.

Информационная.

Умение использовать информацию источника, выделять ее для решения учебной задачи.

Коммуникативная -

освоение способов совместной деятельности.

Формирование навыков речевой деятельности.

.

VII этап: Рефлексия 6 мин

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.

На основе рассуждений, имеющихся знаний, собственного опыта ответить на вопрос « Объясните, почему Русь XI-XII веков называют удельной? А что происходило в это время на территории нашей Республики? Попробуем реконструировать ход, причины и условия формирования башкирских племён. Распространение ислама среди башкир.

Рефлексия «Классическая»

(педагог возвращает учащихся к «Кругу»)

1. Каковы были Ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать?

2. Перечислите трудности, с которыми Вы столкнулись: а) при изучении темы ; б) при ответе на открытые задания.

3. Каким образом Вы преодолевали трудности? За счет чего?

4. Каков главный результат для Вас лично при изучении темы?

5. Чему Вы научились лучше всего?

6. Что Вам удалось больше всего при изучении темы и почему?

7. Что не получилось и почему?

8. Опишите динамику ваших чувств и настроений при изучении темы

Ответы учащихся



.

Ответы учащихся


Ответы учащихся

Ответы учащихся


Ответы учащихся


Ответы учащихся

Ответы учащихся

Коммуникативная - монологическая речь учащихся, учебно-познавательная - соотнесение учебных задач с результатом, анализ своей работы, работы в паре, в группе.

Личностно-смысловая - развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение.



Умение систематизировать, обобщать изученное. Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения.

Соединять части в целое.

Высказывать суждения свои суждения.

Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Речевая культура

Анализирует достижение цели, описывает способ достижения ее. Анализирует личностное изменение в процессе учения.

Итог урока. Домашнее задание. Эмоциональная разрядка 4 мин

Осознание обучающимися значимости своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Наш урок заканчивается. Прошу вас оценить свою работу в баллах, соотнести общее количество баллов со шкалой оценок. Давайте посмотрим, сколько денег заработал каждый из вас на уроке и определи ваше положение в обществе.

Запишите домашнее задание: прочитать с 87 - 94задания 1-6, - изучить документ, ответить на послетекстовые вопросы - по желанию.

Эмоциональная разрядка Прием «Я - сосулька». Спасибо за урок.

Оценочная деятельность по количеству набранных баллов.(Слайд №8)

Записывают домашнее задание.

Учебно-познавательная - соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке.

Личностно-смысловая - осознание учащимися значимости своей деятельности, осознание успехов/неуспехов, их причин.

Самооценка (по шкале) Оценка педагогом.

Логическая завершенность урока.









© 2010-2022