Конспект открытого урока истории Политическая раздробленность на Руси

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №28 имени Кавалера Ордена Красной Звезды С.Ф. Уразлина городского округа Сызрань Самарской области






Конспект открытого урока


Предмет: история

Тема: «Политическая раздробленность Руси».

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Класс: 6

Учитель: Макарова Л.Н..

Дата проведения: 06.03.2017 г.
























Конспект открытого урока по истории в 6 классеУчитель

Макарова Л.Н.

Тема урока

Политическая раздробленность Руси

Цель урока:

Развитие критического мышления и формирование исторического сознания шестиклассников на основе глубокого осмысления причин и последствий политической раздробленности Руси

Планируемые ОР

ЛР-1: высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию;

ЛР-2: даёт собственную оценку такому явлению как политическая раздробленность государства;

ЛР-3: обосновывает, почему политическая раздробленность - неизбежный этап в развитии любого государства;

РУД-1: самостоятельно формулирует тему урока;

РУД-2: формулирует вопросы, направляющие познавательную активность;

РУД-3: проводит рефлексию и самооценку учебной деятельности;

ПУД -1:находит в тексте необходимую информацию;

ПУД-2: выделяет основную мысль в тексте;

ПУД-3: устанавливает причинно-следственные связи;

ПУД-4: аргументированно отстаивает своё мнение;

ПУД-5: выделяет существенные признаки политической раздробленности, выводит определение понятия;

ПР-1: называет причины политической раздробленности Древней Руси (ПР

ПР-2: показывает на карте основные политические центры удельной Руси;

ПР-3: даёт определение основным понятиям;


Программные требования


Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

-владение умением работать с различной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать вопросы и обосновывать свою точку зрения)

- владение целостным представлением об историческом пути развития своей страны;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа


Мировоззренческая идея

Политическая раздробленность государства - закономерный процесс экономического развития, усиления и политической обособленности удельных владений. Сила любого государства в его единении.

Программное содержание

Политическая раздробленность: причины и последствия.

План изучения нового материала

Причины раздробленности Руси.

Отношения Руси с кочевниками.

Государственное управление в период раздробленности.

Последствия раздробленности Руси

Основные понятия

уделы, экономика, раздробленность

Основные даты

1113-1125гг. - правление Владимира Мономаха в Киеве

1132 г. - смерть Мстислава Великого. Окончательный распад Древ-

нерусского государства.

1185 г. - поход князя Игоря Святославича на половцев

Имена исторических деятелей

Владимир Мономах

Мстислав. Игорь Святославич

Географические объекты

Киевское, Черниговское, Северское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Смоленское княжества, Новгородская земля

Тип урока

изучение нового материала

Форма урока

традиционная

Технология

Технология развития критического мышления

Мизансцена урока

традиционная

Оборудование урока

Учебник «История России» под ред. Торкунова, § 12. Карта «Русь в XII-XIII вв.» « Киевская Русь XI в.», мультимедийная презентация.

Домашнее задание

§12, вопросы и задания к параграфу





ХОД УРОКАПланируемые ОР

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)


Приветствие учащихся.

Отметка отсутствующих на уроке.

Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, атлас, письменные принадлежности (ручка, карандаш)

Стоя

дежурный

II. СТАДИЯ «ВЫЗОВ»


ЛР-1

- формулирует вопросы, направляющие познавательную активность;

ПУД-4

РУД-1


РУД-2

ПР-3

Работа с картой: Сравнительный анализ двух карт

Скажите, чем отличаются эти карты?

Что способствовало увеличению границ государства, как государство может увеличить свою территорию?

А теперь обратимся к легенде карты 1 и 2, что на них обозначает зеленая линия?

Подумайте, почему на первой карте она означает «границы Древнерусского государства», а на второй «Общая граница русских княжеств в первой четверти

XIII века»?

А теперь давайте обратим внимание на внутренне строение государства, что изменилось здесь?

Т.е. у каждого княжества теперь были свои границы. Как вы думаете, для чего нужны границы внутри одного государства?

Вывод: С начала ХIIв. Русь уже не единое государство, она раздроблена на отдельные «отчины» (14 княжеств и Новгородская земля), и на карте мы видим не единую цветовую гамму, а разную, как лоскутное одеяло. Страницы летописи под 1136г. сохранили горестное восклицание летописца: «Распалася Русская земля!»

- О чём будем говорить на уроке?

Задание: Сформулируйте и запишите тему урока

Главный вопрос сегодняшнего урока: почему же Русь не смогла сохранить своего единства и распалась на отдельные княжества?

Что мы знаем о процессе раздробленности?

Практическая работа: Заполнение кластера « Политическая раздробленность»

Политическая раздробленность:

- Чего мы не знаем о Политической раздробленности Руси?

Задание: Сформулируйте вопросы, на которые нам с вами необходимо найти ответы на уроке?

Работа с таблицейТонкие вопросы

Толстые вопросы

Когда начался процесс политической раздробленности а Руси? Какие события этому предшествовали?

Почему началась раздробленность Руси? Можно ли было этого избежать?

Какие княжества образовались в результате раздробленности?

На какие этапы можно разделить период раздробленность Руси?

Проверка

Слайд 1


Фронтально








Слайд 2

Показ по карте 1 ученик у доски







1-2 ученика

Запись темы и вопроса в тетрадь

Слайд 3



у доски

4-5 учеников






Письменно в тетради







фронтально

III. СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ»

ПУД -1

ПУД-2

ПУД-3

ПУД-5


ПР-1

С помощью чего мы можем узнать ответы на наши вопросы?

Чтение фрагмента «Слово о полку Игореве»

Аналитическая беседа по тексту:

- Какова, по мнению автора, причина того, что прошли на Руси «времена счастливые»?

- Какие события предшествовали началу процесса раздробленности на Руси?

- В чём наши знания и информация в тексте совпали?

- Какой основной призыв звучит в этом художественном произведении?

Практическая работа: Заполнение таблицы

Работая с текстом учебника, стр. 101-106, выделите причины феодальной раздробленности :экономические

политические

социальные

внешнеполитические



Проверка

самостоятельное чтение текста

Раздаточный материал

фронтально





Слайд 4-8

Письменно в тетради



Выборочно

4-5 учеников




















IV. СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»

ЛР-2

ЛР-3

РУД-3

ПУД-4

ПР-3

ПР-2

Обобщающая беседа:

- Что такое «политическая раздробленность Руси»?

- Почему Русь не смогла сохранить свое единство?

- Когда начался период раздробленности Руси?

- Почему Русь данного периода часто называют удельной?

- Что такое «удел»?

- На какие удельные княжества распалось Древнерусское государство?

- Что препятствовало полному исчезновению Руси?

- Политическая раздробленность Руси - упадок или расцвет государства?

Практическая работа: составление синквейна

Политическая раздробленность

Разделение, самостоятельность, борьба

Наступать, воевать, развиваться

Разделение, но не исчезновение

Закономерный этап в развитии государства

Проверка

- Какой вывод можно сделать?

- О чём заставил задуматься урок?

Фронтально











письменно в тетрадях


Слайд 9



Слайд 10

Громкое чтение 1 ученик


V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА


Содержательная оценка деятельности и достижений учащихся



Директор ГБОУ ООШ № 28 г.о.Сызрань /О.Ю.Тюкова/

© 2010-2022