- Преподавателю
- История
- Конспект урока истории в 9 классе Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века
Конспект урока истории в 9 классе Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века
Раздел | История |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Емельяненко Н.Ю. |
Дата | 30.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект открытого урока истории в 9 классе.
Тема урока: «Развитие науки и культуры в 90-е годы XX (20) века».
Цели урока:
-
Коррекционно-образовательная: Дать учащимся общее представление о развитии науки и культуры в нашей стране в 90-е годы.
-
Коррекционно-развивающая: Развивать познавательные способности в самостоятельной работе с учебником и дополнительным материалом, связно и развернуто излагать материал по плану.
-
Коррекционно-воспитательная: Продолжать формировать у учащихся положительное отношение к знаниям, творческой и научной деятельности выдающихся ученых и исследователей, их нравственным ценностям.
Оборудование и материалы: презентация, фотоматериалы по теме, карточки с планом, бейджики, контрольные листы.
Тип урока: Сообщение новых знаний.
Время: 45 минут.
Ход урока:
-
Оргмомент.
Взаимное приветствие. Рапорт дежурного.
- Сегодня на уроке мы с ребятами покажем, чему научились за год.
- У нас урок истории. Вспомним, какой период истории мы изучаем на уроке?
Слайд 2.
Актуализация знаний
Какой период истории изучаем на уроке?
50-60-е годы 20 века
70-е годы 20 века
90-е годы 20 века
На доску помещается карточка - 90-е годы 20 века.
-
Актуализация знаний. Введение в тему.
- Проведение экономических реформ привело к значительным изменениям в обществе. Слайд 3.
90-е годы 20 века
↓
Экономические реформы.
↓
Общество стало более открытое, свободное.
Многие стали владельцами
частных предприятий и фирм
=
предприниматели, бизнесмены.
______________________________________
Оказало влияние на …..?
Общество стало более открытым, свободным. Многие россияне стали владельцами (чего?) частных предприятий и фирм. Таких людей мы называем (как?) предпринимателями или бизнесменами. Огромное влияние экономические преобразования оказали на (что?)…
- Чтобы узнать, на что было оказано влияние экономических реформ, и определить тему урока, выполним некоторые задания.
Задание 1. Слайд 4.
Введение в тему
Задание 1
- Посмотрите на фотоматериалы.
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Слайд 9
Слайд 10
ВСЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
- Попробуйте определить слово, которое их объединяет. (Развитие.)
На доску добавляется карточка со словом развитие.
- Совершенно верно. Какая фотография больше подходит к уроку истории? (Духовное развитие.) Почему вы так думаете?
- Что способствует духовному развитию человека? (Природа, философия, наука, искусство, религия).
Слайд 11.
природа философия
Источники духовного развития
наука искусство религия
- Как вы думаете, что могло развиваться в 90-е годы 20 века? (Наука и искусство.)
На доску добавляются карточки со словами наука и искусство.
Задание 2.
Слайд 12.
Введение в тему
Задание 2
- На доске ФИО людей, сделавших вклад в науку и искусство. Распределите этих людей в группы, вспомнив, кем они являются.
Учащиеся по одному выходят к доске и прикрепляют карточку с фамилией (и профессией соответственно) в нужный столбик.
- Что или кого мы относим к науке? (Изобретения, открытия, сделанные учеными).
- Что или кого мы относим к искусству? (Произведения, созданные творческими людьми - музыкантами, художниками, поэтами, писателями, кинорежиссерами, а также исполненными артистами в опере и балете).
-
Формулирование темы и задач урока.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Тема урока: «Развитие науки и искусства в 90-е годы 20 века».
Слайд 13.
Тема урока:
«Развитие
науки и культуры
в 90-е годы XX (20) века»
На доске карточки выставляются в нужном порядке.
- О чем будем говорить на уроке?
- Сформулируем задачи на урок.
Слайд 14.
Задачи урока:
-
Я узнаю, что нового появилось …
-
Я узнаю, как развивалась …
-
Я знания получу из …
-
Я буду по плану …
-
Изучение нового материала.
А. Подготовка к работе.
- На сегодняшнем уроке я предлагаю создать устный журнал, а вам
побыть в роли журналистов. Я сыграю роль редактора, буду вам помогать. Вам надо будет найти информацию по теме, подобрать иллюстрации и сделать сообщение по плану. Подбирать иллюстрации вам поможет Андрей М., он будет фотокорреспондентом (индивидуальный подход).
Слайд 15.
Изучение нового материала
План изложения репортажа (сообщения).
1.Вступление.
Мой репортаж о …
В 90-е годы …
Я хочу рассказать о…
2. Репортаж (сообщение).
3. Заключение.
Репортаж подготовил (а) …
Учащимся раздаются задания по темам:
1.Благотворительность.
2. Газеты и журналы.
3. Памятники.
4.Телевидение.
5. Наука.
6. Интернет.
7. Религия.
- На подготовку 5-7 минут.
Б. Самостоятельная работа.
Учащиеся читают текст в учебнике, находят нужную информацию по своей теме, с помощью фотокорреспондента подбирают иллюстрации и фотографии, готовят сообщение по плану. Все задания распределены дифференцированно по объему материала, по сложности.
В роли фотокорреспондента выбран хорошо успевающий ученик. Он читает текст в учебнике и распределяет подготовленные учителем фотоматериалы по темам.
В. Вступительное слово учителя.
- После распада СССР в 90-е годы 20 века творческую интеллигенцию не преследовали за их произведения. Каждый мог написать или создать все, что хотел. Запрещалось только создавать такие произведения, в которых автор призывал бы к войне и насилию.
- Многие российские деятели культуры, когда-то покинувшие страну, стали возвращаться на Родину. Они начали помогать талантливым детям, открывать для них школы искусства, где дети обучались живописи танцам, балету, пению. Слайд 16. Например, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович оказывали поддержку музыкальному искусству в России. Знаменитая балерина 20 века Майя Плисецкая стала оказывать помощь в сохранении традиций русской балетной школы.
- Какие произведения запрещали создавать?
- Как вы думаете, почему многие деятели искусства стали возвращаться на родину?
Г. Репортажи (сообщения) учащихся.
- Теперь узнаем, какие еще изменения произошли в жизни россиян.
Учащиеся в порядке перечисления тем на слайде выступают с сообщением, подкрепляя свой рассказ фотоматериалами, которые помещает на доску.
Слайд 17.
Создание устного журнала
1.Благотворительность.
2. Газеты и журналы.
3. Памятники.
4.Телевидение.
5. Наука.
6. Интернет.
7. Религия.
Остальные слушают выступающего и оценивают его в специальной карточке.
Слайд 17.
Оценочный лист
- Вот какой устный журнал у нас получился. Вы - молодцы!
- Все ли задачи реализовали на уроке? Слайд 18.
Задачи урока:
-
Я узнаю, что нового появилось …
-
Я узнаю, как развивалась …
-
Я знания получу из …
-
Я буду по плану …
-
Закрепление.
- Закрепим изученный материал, проверим, что вы запомнили.
-
Подпишите листочки.
-
Укажите тему своего выступления.
-
Перечислите, что нового появилось в жизни россиян, исключая свой материал.
-
Чье выступление понравилось больше всего. Почему?
-
Оцените свою работу.
-
Итог.
- Подведем итоги урока.
- Что нам удалось реализовать на уроке?
Совместно с учащимися обсуждаем получившийся устный журнал, отмечаем лучших выступающих, интересную информацию.
- А что вы можете сделать для развития культуры? Слайд 19.
1. Благотворительность (безвозмездная помощь, нематериальная) и волонтерское движение.
2. Помощь в восстановлении храмов и монастырей.
3. Соблюдать и чтить традиции и культуру своего народа, передавая это следующим поколениям.
-
Оценивание.
- На уроке вы все хорошо поработали. Хочется отметить … Оценки за урок … (по оценочным картам).
Можно посмотреть презентацию «Духовная жизнь России в 90-е годы».
ppt4web.ru/istorija/kultura-sssr.html