• Преподавателю
  • История
  • Бинарный урок. Всемирная история и литература. Повседневная жизнь людей конца XVIII-начала XIX веков

Бинарный урок. Всемирная история и литература. Повседневная жизнь людей конца XVIII-начала XIX веков

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бинарный урок. 9 класс

Всемирная история и литература

Тема: Повседневная жизнь людей (кон. XVIII -нач. XIX вв.)

Цель:

-дать представление о повседневной жизни общества ведущих государств Европы;

- определить процессы, оказавшие наибольшее влияние на жизнь обычного человека;

- формировать умение оценивать отдельные факты, события, явления;

-развивать учебные навыки: умение анализировать, обобщать, делать выводы;

-воспитывать учащихся в духе уважения к обычаям и традициям других народов;

- воспитывать толерантность, ответственность за принятие решения, готовность помочь друг другу;

-ознакомить с именами выдающихся представителей литературы XIX в.;

- способствовать развитию воссоздающего и творческого воображения личности, памяти, речи, обогащению эмоционального мира;

- показать взаимосвязь литературы и истории; реализовать межпредметные связи в рамках данной темы.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы: работа в группах;

Оборудование: учебник «Всемирная история»9кл., настенная карта, атласы, ноутбук, выставка художественной литературы ХIХ века, опорный конспект (приложение 1), памятка «Алгоритм работы в группе» (приложение 2), оценочный лист (приложение 3) таблички «Город, урбанизация», «Образование, семья», «Быт, отдых, спорт», предметы быта ХIХ века:

( энциклопедия 1898г., денежная купюра 1898г., фотографии, перчатки , бронзовая иконка, элемент корсета -пластинка из китового уса), камин, канделябр и др.

Основные термины и понятия: урбанизация, миграция, эмиграция, суфражизм, феминизм, неоклассицизм, романтизм, пролетариат, самобытность литературы, сентиментализм.

Ход урока

I. Организация учебной деятельности.

Класс поделен на 4 домашние группы. Каждая группа работала по выбранному вопросу, составили опорные конспекты)

II. Актуализация опорных знаний.

Вопрос:

Что, на ваш взгляд, могло оказать наибольшее влияние на жизнь европейцев в ХIХ веке?

III. Изучение нового материала.

План.

1.Урбанизация, ее последствия.

2.Образование.

3.Семейные отношения. Феминизм.

4.Повседневная жизнь: быт, отдых, спорт.

5. Литературная страница.

Звучат отрывки из произведений композиторов кон. XVIII -нач. XIX вв. (Огинского, Шопена, Вагнера, Грига)

Учитель истории: Эта изумительная музыка Огинского, Шопена…камин, настоящие предметы позапрошлого века ( энциклопедия 1898г., денежная купюра 1898г.,фотографии, перчатки ,бронзовая иконка, элемент корсета -пластинка из китового уса) и наше желание узнать больше о прошлом позволяют погрузиться в атмосферу XIX в. В к. XVIII -нач. XIX в. произошли величайшие открытия в науке, технике, сформировалось индустриальное общество, изменилась политика, мышление. Все это буквально преобразило повседневную жизнь людей.

Задача групп: представить, какие изменения произошли в городах, образовании, семье, быту и отдыхе людей, как они повлияли на их жизнь.

Каждая домашняя группа делает презентацию по своей теме, используя настоящую карту, ноутбук; термины записывают на доске. Остальные учащиеся внимательно слушают и заполняют опорный конспект.

I группа «Город, урбанизация»

II группа «Образование»

III группа «Семья»

IY группа «Быт, отдых, спорт»

Учитель истории: Раньше большая часть населения в странах Запада проживала в селах и работала возле земли, в к. XVIII -нач. XIX в. стала значительно увеличиваться численность населения городов.

Презентация 1 группы: Урбанизация и ее последствия

Учитель истории: Технический прогресс нуждался в большом количестве образованных людей. Прежняя система образования, зависевшая от церкви, уже не могла удовлетворить потребности времени. А новому времени нужны были и новые качества человека: напористость, деловитость, интеллект, образованность.

Презентация 2 группы: Образование в к. XVIII -нач. XIX в.

Учитель истории: Новые веяния захватили и семейные отношения. Хотя общество не было готово решить проблему женщин, но с к. XVIIIв. и весь XIX в. женщина боролась за свои права.

Презентация 3 группы: Семейные отношения. Феминизм.

Учитель истории: В XIX в. постепенно улучшаются условия жизни обычных жителей городов: жилье, транспорт, торговля. Появилась привычка поддерживать личную гигиену, чистоту помещений…Ну и, конечно, еще более разнообразными стали отдых и развлечение людей.

Презентация 4 группы: Повседневная жизнь: быт, отдых, спорт.

Литературная страница.

Учитель литературы:

В XIX в. большинство жителей стран Европы и США были образованными. Рост жизненного уровня, появление свободного времени создали предпосылки для того, чтобы потребителями литературы и искусства стали не только незначительные слои образованной элиты, а и незначительные массы простых людей. В литературе XIX в. произошел настоящий взрыв стилей и направлений

В XIX в. появилась мода на чтение. Да! Да! Мода на чтение. Читали газеты и журналы за утренним кофе, в транспорте или просто на скамейке в городском порке.

XIX в. интересен тем, что в нем параллельно существовали несколько литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм и реализм. Но если начало века - это расцвет классицизма, то конец 19 в - это расцвет романтизма.

Романтизм в литературе сложился на рубеже 18 - 19 вв. Он сохранял

преемственную связь с сентиментализмом. Характерный для сентиментализма культ чувства и природы получает в Романтизме дальнейшее развитие. Романтики высоко поднимают значение народной поэзии. В своих литературных манифестах и статьях они провозглашают необходимость обширного исторического охвата художественно-поэтических явлений прошлого и настоящего (особенно Востока, Средневековья и т. п.). Отказываясь от догматической теории классицизма, романтики считали нормы античного искусства неприменимыми к изображению современного им мира и популяризировали новые жанры литературы и полную свободу их трактовки.

Так в литературе появились, наряду с романтической драмой, новеллы, сказки лирико-философского и фантастического характера, романтическая поэма, ломавшая все прежние представления о границах между эпосом и лирикой, романы в стихах и в прозе, отличавшиеся своей причудливой композицией, национальным колоритом, интересом к историческим темам, к философским проблемам; наконец, богатая разнообразием мотивов лирика. Романтики культивировали лирику, широко используя народную песню, раскрывая настроения, душевный мир человека.

Блиц - опрос:

- Укажите, какое политическое событие послужило толчком к возникновению романтизма? ( война с французами1812 г.)

- Какая страна считается родиной романтизма? (Германия)

-Кто по праву считается основоположником русского романтизма?

( В.Жуковский)

-Какое литературное направление предшествовало романтизму) (классицизм)

-Какое правило классицизма отсутствовало в романтизме? ( правило 3-х единств)

-Назовите формулу романтического искусства (Исключительный герой в исключительных обстоятельствах)

-Сформулируйте основной конфликт в произведениях романтизма (основным является конфликт человека с миром).

-Какие жанры были ведущими в романтической литературе? (баллада, поэма, исторический роман, повесть)

-Кого называют величайшим поэтом - романтиком Англии? (Байрона)

(Учащиеся делают записи в тетрадях)

Учитель литературы:

Внимание! Внимание! Распространение сведений о чем -либо с целью популяризации - это…(реклама!) Реклама в XIX в. стала двигателем торговли. В нашем случае каждая группа приготовила рекламу художественного произведения писателей XIX в.

Реклама

I группа

Если хотите побродить по узким улочкам Парижа 14 века, застыть в изумлении перед архитектурным шедевром - Собором Парижской Богоматери, познакомиться с романтическим героем Квазимодо, страшным уродцем внешне и прекрасным в душе, с красавицей Эсмеральдой, рекомендую прочитать вам поистине шедевральный роман французского писателя конца XIX в. Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Роман поражает богатством и динамичностью действия. Создается впечатление, что автор переносит читателя из одного мира в совершенно другой. Так гулкую тишину собора внезапно сменяет шум площади, где кипит жизнь, где так странно соединяются жестокость и веселье, трагичное и смешное. Но все нити действия непременно стягиваются к собору, который и является главным героем. Он управляет судьбой каждого, даже второстепенного персонажа.

Тема Конфликта любви и ненависти, красоты и уродства, а так же проблема «отторгнутых обществом» людей, возникновение и потеря новых идей - все это до сих пор остается актуальным, неподвластным времени…

II группа

Для тех, кто увлекается историческими произведениями, незабываемым будет знакомство с творчеством английского основоположника исторического романа Вальтером Скоттом. Его шедевры романтической прозы не оставят вас равнодушными.

Роман «Айвенго»- Увлекательная книга, живо передающая дух старой Англии: междоусобные войны, крестовые походы, пленение короля Ричарда Львиное сердце . Но наряду с этим - и блестящие рыцари, увлекательные турниры, немыслимо прекрасные леди, Красивая и романтичная любовь главного героя рыцаря Айвенго к прекрасной Ровене, отвага и доблесть. Всего не передать, это надо прочитать и прочувствовать.

III группа

А вот творчество еще одного яркого представителя мировой литературы 19 века , американского писателя Чарльза Дикккенса относится уже не к романтизму. Его произведения -вершина реализма.

Чарльз Диккенс пишет неспешно, плавно, незаметно погружая читателя на недостижимую глубину своих произведений, из которых так не хочется порой возвращаться в наш безумный-безумный-безумный мир.

"Дэвид Копперфильд" - не исключение. Один из самых знаменитых романов Диккенса, переживших не одно поколение. Сам автор так писал:

«Из всех моих книг я больше всего люблю эту. Мне легко поверят, если я скажу, что отношусь как нежный отец ко всем детям моей фантазии и что никто и никогда не любил эту семью так горячо, как люблю ее я. Но есть один ребенок, который мне особенно дорог, и, подобно многим нежным отцам, я лелею его в глубочайших тайниках своего сердца. Его имя - "Дэвид Копперфилд". Что может быть лучшей рекламой? Читайте!

IY группа

Наверное, не найдется среди вас человека, который был бы равнодушен к фантастике. Тогда эти произведения - для вас! Знакомьтесь - французский писатель, творчество которого в значительной мере способствовало становлению научно-фантастической литературы. Жюль Верн!

Его романы «Путешествие к центру Земли» (1864), «С Земли на Луну» (1865), «20 000 лье под водой» (1869), «Таинственный остров» (1874) и др. Всего Верн написал около 70 романов. В них он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе подводные лодки, акваланги, телевидение и космические полеты.

Творчество Жюля Верна проникнуто романтикой науки, верой во благо прогресса, преклонением перед силой мысли

В романах Ж. Верна вы найдете не только восторженное описание техники, путешествий, но и яркие живые образы благородных героев, симпатичных чудаковатых ученых. В его последних произведениях появился страх перед использованием науки в преступных целях («Властелин мира». Эта тема более чем актуальна в наше время. Произведения Жюль Верна - для читателей всех возрастов. Рекомендую!

Исторический экспонат

Учитель истории:

Перед вами исторические экспонаты

Группы по очереди подходят к экспонатам и выбирают предмет, соответствующий теме, которую они готовили. Аргументируют выбор.

Например, 1группа «Город, урбанизация» выбрала: камин, лампочку, телефон и показали на центральное отопление…

2 группа «Образование» выбрала энциклопедию, художественные книги: Стендаль «Красное и черное», В.Гюго «Человек, который смеется»…

3 группа «Семья» выбрала семейный альбом, фотографии, купюры…

4 группа «Быт. Отдых. Спорт» выбрала перчатки, элемент корсета, муляжи томатов и фруктов, баскетбольный мяч…

Работа в экспертных группах

Учащиеся дорабатывают опорные конспекты по новому материалу, уточняют полученные сведения.

IY. Закрепление новых знаний

Домашняя группа выполняет исторический диктант.

(По знаку учителя работы сдаются)

1 вариант

1.Фактически независимое государство в составе Британской империи, которое признавало главою государства британского короля (королеву)….(доминион)

2. Какой континент к началу ХХ века был полностью разделен между метрополиями и стал примером классического колониализма…(Африка)

3.Творцом неэвклидовой геометрии был…(Н.Лобачевский)

4. Ш.Монтескье, Вольтер, Ф.Шиллер представляют в литературе направление….(неоклассицизм)

5.Картину «Последний день Помпеи» написал…..(К.Брюллов)

6.Процесс сосредоточения населения и экономической жизни в больших городах -это…..(урбанизация)

7.Высшие учебные заведения, где обучаются будущие специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам -это…(университет)

8.Брак между мужчиной и женщиной носил светский характер. Что значит слово светский?(нерелигиозный)

9.Кто возродил Олимпийские игры? (Француз П.де Кубертен)

10.Законодателем женской моды считался город…(Париж)

2 вариант

1.Политика группы промышленно развитых стран (метрополий) относительно стран Азии, Африки и Америки в 17-20 веках называлась…(колониализм)

2. Замкнутые, наследственные социальные группы людей -это…(касты)

3.Кто первым использовал конвейер для строительства автомобилей? (Г.Форд)

4.Дж. Байрон, В.Скотт, В.Гюго представляют в литературе направление…(романтизм)

5.Картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написал…(И.Репин)

6.Социальная группа, источником которой является продажа собственной рабочей силы (наемные рабочие, неимущие), называются…(пролетариат)

7. Какие университеты являются наиболее престижными высшими учебными заведениями не только Великобритании, но и всей Европы?(Оксфорд, Кембридж и др.)

8. Стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества называлось…(феминизм)

9.Родиной современного футбола можно считать…(Англию)

10. Быстрый легкий танец во Франции называется…(канкан).

Y.Итоги урока

Учитель и учащиеся делают выводы по теме.

Выводы:

-Процесс модернизации менял жизнь человека;

Росли города, увеличивалась численность городского населения.

- Уменьшалась власть традиционной аристократии;

-Технические достижения меняли жизнь человека;

-Новые виды транспорта, средства связи, промышленности, производство продуктов питания, одежды, достижения в строительстве делали жизнь удобной, экономили время, облегчали домашний труд, создавали новые профессии для женщин.

- человек стал больше получать информации, лучше ориентироваться в быстро изменяющемся мире.

Лидеры группы сдают «Оценочные листы»

Экспресс - опрос:

-Что главное было на уроке?

-Что нового узнали?

-Чему научились?

Домашнее задание: подготовиться к итоговому уроку.

Повторить тему 5,6 (с.272, 273, 287)

Творческое задание: составить кроссворд;

Подготовить презентацию книги писателя XIX в.





Разработка бинарного урока

9 класс

Всемирная история и литература


Тема: Повседневная жизнь людей (кон. XVIII -нач. XIX вв.)



Подготовили: учитель истории Егорова Н.И.

учитель русского языка и литературы Моря В.А.





Кривой Рог

2014

© 2010-2022