- Преподавателю
- История
- Урок истории В рыцарском замке
Урок истории В рыцарском замке
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Вострикова И.А. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МАОУ «Тюнёвская средняя общеобразовательная школа»
Урок истории:
«В рыцарском замке»
Учитель истории и обществознания
Вострикова Ирина Анатольевна
I квалификационная категория
с. Тюнёво - 2015
Тема урока: «В рыцарском замке»
Класс:6
Цели урока:
Образовательная: формирование представления обучающихся об образе жизни рыцарства, как одного из господствующих сословий средневековой Европы;
Развивающая: развитие устной речи, внимания и памяти обучающихся; формирование навыков работы с текстом;
Воспитательная: расширение кругозора учащихся, воспитание интереса к истории и культуре других стран;
Основные понятия: замок, рыцарь, донжон, забрало, турнир, герб, девиз.
Оборудование:
-
учебник Е.В. Агибалова и Г.М. Донской «История средних веков»;
-
рабочая тетрадь Е.А. Крючкова к учебнику Е.В. Агибалова и Г. М. Донской «История средних веков»;
-
мультимедиа-проектор;
-
презентация Smart Notebook.
Использована технология системно-деятельностного обучения.
План урока:
-
Актуализация знаний.
-
Проверка домашнего задания.
-
Изучение нового материала:
-
Замок феодала.
-
Снаряжение рыцаря.
-
Ценности рыцарей.
-
Закрепление.
-
Домашнее задание.
-
Рефлексия.
-
Актуализация знаний:
«Чистая доска»
На доске записаны термины: поместье, повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство, трехполье. Дети объясняют термин и «удаляют» его с доски. В результате доска должна остаться чистой.
II. Проверка домашнего задания:
-
«Ты мне-я тебе».
Работа в парах. Рассказ о жизни средневекового крестьянина. (Учебник стр. 93 №4 ) Взаимопроверка.
III.Изучение нового материала:
Мотивационная беседа. Формирование темы и целей урока.
- Кто изображен на иллюстрации?
(Ответы: «Рыцарь, так как рыцарь - конный воин»).
- В каком из предложенных зданий мог бы жить рыцарь? Обоснуйте своё мнение.
(Ответы «Рыцарь может жить в замке»)
- Почему вы сделали такой выбор?
(Ответы детей)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Ответы детей)
На доске появляется тема урока: «В рыцарском замке»
- Что бы вы хотели узнать о жизни рыцаря?
(Ответы детей)
Записываем на доске.
1. В рыцарском замке
Вся земля на которой работали крестьяне находилась в собственности феодалов. Они владели полями и лугами, лесами, реками и озерами. На ранее свободной земле деревни возникает феодальная вотчина, в центре которой располагался двор феодала, а позднее - замок.
Прежде чем мы попадем в замок нужно открыть тяжелые ворота. Ответ на мое задание и будет ключом к воротам замка.
На доске открывается ребус:
- Что такое феодальная лестница?
(Ответы детейФеодальная лестница -организация феодалов)
Путь открыт и пришло время познакомиться с жилищем феодала, его крепостью.
Работа с учебником (Учебник стр.94-96. Подпишите элементы замка на интерактивной доске.
- Зачем феодалам так необходимы были замки?
2. Снаряжение рыцаря.
В Средние века люди сравнивали общество с живым организмом. Крестьян сравнивали с ногами. А как вы думаете, с какой частью тела ассоциировались рыцари?
(Ответы детей. Рыцари ассоциировались с руками, потому что они держали оружие.)
Первоначально рыцарем мог стать любой человек, способный купить себе доспехи и боевого коня (что по тем временам составляло стоимость 45 коров), но позднее это звание передавалось по наследству. Давайте познакомимся каким было снаряжение рыцаря.
Сообщение учащегося «Снаряжение рыцаря»
Ребята слушают выступление одноклассника и выполняют задание в рабочей тетради. (Рабочая тетрадь стр.35 № 2)
3.Ценности рыцарей
Господа редко сами занимались хозяйственными делами. Для этого в каждом имении они держали управляющих. Основное время феодалы отдавали войнам и воинским упражнениям, охоте и пирам. Любимые развлечения рыцаря - охота и турниры - были связаны с военным делом.
Охота не только служила развлечением, но и помогала пополнять запасы пищи. Во время охоты можно было проявить отвагу и ловкость: борьба с разъяренным диким кабаном или раненым медведем была столь же опасна, как с вражеским воином, а погоня за оленями тренировала в верховой езде. Еще одним видом развлечений служили турниры.
Прочитайте отрывок «Рыцарский турнир» (Учебник стр. 98) Объясните, что означает этот термин.
- Опишите эпизод, запечатлённый на рисунке от имени участника боя или наблюдателя.
Знатные рыцари считали себя людьми «благородными», гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков. Рыцарь имел свой герб - отличительный знак рода и девиз - краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба.
- На гербе Англии изображали львов, на германском гербе чаще всего были орлы, символику этих образов легко объяснить, а вот почему на французском гербе была изображена лилия?
Ответы детей. По французской легенде, король франков Хлодвиг I обратился в 496 году в христианство, после чего ангел дал ему золотую лилию как знак очищения. В другом варианте легенды утверждается, что Хлодвиг взял себе в качестве эмблемы лилию после того, как водяные лилии в Рейне подсказали ему безопасное место, где можно перейти реку вброд, благодаря чему он одержал победу в битве.
Рыцари не стеснялись грабить побежденных, собственных крестьян и даже проезжих на больших дорогах. В то же время рыцарю полагалось презирать расчетливость, бережливость, но проявлять щедрость. Доходы, получаемые от крестьян, и военную добычу чаще всего тратили на подарки, пиры и угощения друзей, охоту, дорогую одежду, на содержание слуг и воинов.
Другим важным качеством рыцаря считалась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. А измена налагала клеймо по- на весь род предателя. «Кто своему сеньору изменяет, тот кару должен понести по праву» - сказано в одной из поэм. В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.
У рыцарей был выработан кодекс (законы) рыцарской чести.
Работа с текстом учебника стр.98- 100
- Что входило в «рыцарский кодекс чести?
Ответы детей. Запись в тетрадь.
IV.Закрепление:
«Сегодня на уроке я узнал…»
Наш урок подходит к концу и пришло время ответить на вопросы, которые вы поставили в начале урока. Учитель фиксирует ответы детей на доске.
Дети отвечают на вопросы и приходят к выводу: рыцари - военное сословие получавшее землю за военную службу. Центром феодальной вотчины был укрепленный замок, т.к. между рыцарями часто вспыхивали междоусобные войны. Рыцарь с детства готовился к военной службе, имел тяжелое вооружение и доспехи. Рыцарство выработало свой кодекс чести, отличалось особым образом жизни и культурой.
V.Домашнее задание: & 12
Написать сочинение «Праздничный день феодала»
(стр.100 № 7 учебника)
VI.Рефлексия: «Лестница успеха»
Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку: