Открытый урок в 7 классе Реформаторская деятельность Петра 1

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Гостилицкая средняя общеобразовательная школа







Открытый урок истории России в 7 классе




«Реформаторская деятельность Петра Великого»





Разработала:

учитель истории Ганина Лариса Владимировна,

первая квалификационная категория







2016 год

Цель урока: охарактеризовать деятельность Петра I, оценить её значение для дальнейшего развития страны.

Задачи урока:

Обучающие:

  • повторить причины преобразований и реформы Петра I в системе органов государственного управления, в военном деле, в экономике, в культуре

  • оценить значение преобразований для дальнейшего развития страны.

Развивающие:

  • развитие памяти и внимания;

  • формирование умения кратко отвечать на поставленные вопросы;

  • формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;

  • формирование умения делать выводы и обобщения;

  • формирование умения выделять главное и существенное при работе с историческим источником;

  • формирование навыков оценочной деятельности

Воспитательные:

  • Воспитание чувства уважения к истории своей страны, к ее национальной культуре.

  • Воспитание чувства товарищества и коллективизма.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

Знать - характеристику личности Петра I, его преобразования.

Уметь - систематизировать исторический материал по изученному периоду;
- составлять характеристику Петра I;
- приводить и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра I;
- участвовать в дискуссии о значении деятельности Петра I для российской истории;
- выполнять тестовые контрольные задания по периоду правления Петра I по образцу ГИА (в упрощенном варианте).

Метапредметные:

Регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата.

Коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы

Познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение

Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию

Тип урока:

повторительно-обобщающий

Оборудование урока:

учебник, тетрадь, раздаточный материал, презентация.

Ход урокаI. Организационный момент.





II. Актуализация знаний.



III.Основная часть



































IV. Подведение итогов.


V. Рефлексия.

VI. Домашнее задание

Объявление темы и цели урока:

Сегодня наш урок посвящен деятельности Петра I.

Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в XVIII век, в эпоху Петра I на первом фрегате Балтийского флота «Штандарт».

Цель нашего путешествия: охарактеризовать деятельность Петра I и оценить её значение для дальнейшего развития страны.

Но прежде чем мы отправимся в путешествие нам необходимо выбрать капитана и помощника капитана нашего судна. Капитан и его помощник на протяжении всего плавания должны будут не только сами активно работать, но и внимательно смотреть за работой всех членов нашей команды и оценивать ее. Для этого у них будет листок с вашими фамилиями, напротив каждой фамилии они будут ставить балл всем тем, кто активно будет участвовать в нашей работе. В конце путешествия мы подведем итоги и оценим работу каждого.

Как вы думаете, какими качествами должны обладать наш капитан и его помощник? (они должны не только обладать хорошими знаниями, но и быть объективными и справедливыми)

Какие будут предложения? (капитан и его помощник пересаживаются за отдельную парту с табличками «КАПИТАН» и «ПОМОЩНИК КАПИТАНА» получает листок с фамилиями учеников)

Итак, капитан есть, а теперь давайте проверим - готова ли команда к путешествию и проведем небольшую разминку.

1. Учащиеся вытягивают карточки с датами и определениями, связанными с историей 17 века.

Опережающее задание:

Дать лист с заданиями слабоуспевающим ученикам.

Наше путешествие будет считаться удачно завершенным, если мы в конце плавания сможем определить значение реформ Петра I для дальнейшего развития страны.

Итак, команда готова, можно отправляться в плавание.

На нашем пути мы сделаем четыре остановки на островах. Название этих островов подскажут нам, о каких реформах пойдет речь?

Первая остановка - остров ДЕТСТВА.

?? Почему так назван этот остров?

?? О чём сейчас пойдет речь?

Вопрос:

Давайте вспомнит некоторые моменты его детства и заполним пропуски в тексте.

Задание у доски: один ученик идёт к доске.

А пока один член нашей команды выполняет задание у доски, остальные выполняют задание: (на парте - раздаточный материал), проверка выполнения задания.

Проверка выполнения задания у доски

Вопрос:

С именем Петра связано много исторических персоналий. Давайте вспомним их имена. Нужно назвать имя человека, годы его правления и как он связан с Петром?

Что за предмет изображен на слайде. Объясните его назначение.

Вторая остановка - остров Военный

Вопрос:

?? Почему так назван этот остров?

?? О какой войне пойдет речь?

?? Выполним задание на слайде?

?? Какие военные реформы были проведены во время данной войны?

?? С какими странами воевала Россия?

?? Какие цели преследовал Петр в этой войне?

?? Назовите основные сражения и даты этой войны?

?? На каких морях были сражения?

Работа с картой и ответы на вопросы.

?? Карты каких сражений представлены на слайде?

?? По каким признакам вы это определили?

Третья остановка - остров Реформаторский.

Вопрос:

?? Почему так назван этот остров?

?? О каких реформах пойдет речь?(центрального управления, областная, городская, табель о рангах, указ о единонаследии, церковная, экономическая.)

Проверка понятий (опережающее задание)

Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях.

Решение познавательных заданий

Задание: Используя слайды, где изображены нововведения Петра I, заполнить таблицу (раздаточный материал на парте), вписать по номерам слайдов эти нововведения.

Проверка и самопроверка по критериям (учащиеся обмениваются листочками с выполненным заданием), выставление оценок за таблицу.

Четвертая остановка - остров Угадай-ка.

Работа с документом. Определите по документу, о чём идет речь?

№ 1.
«…Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых, великой есть вред в государстве нашем... За благо изобретено чинить по сему, как объявлено ниже сего:

1.1. Всем недвижимых вещей, т.е. родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать...

1.2. А с сего указа кто принужден будет из недвижимых продать вотчину или поместье... и за то имать пошлины с рубля по гривне для того, чтоб никто ничего из недвижимого вымыслом (обманом) для укрепления не продавати...»

1. О каком документе идет речь?
2. Когда он был принят?
3. В чем его значение?

№ 2
«…Наше же Российское государство... преизобилует и потребными металлами и минералами благословенно есть, которые до нынешнего времени без всякого прилежания исканы; паче же не так употреблены были, как принадлежат …

Между тем мы за благо усмотрели... сим нашим указом народу нашего Российского государства объявить.

1. Соизволяется всем, и каждому дается воля, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить и чистить всякие металлы...

2. Кто новые металлы и минералы обрящет, и охоту будет иметь ко устроению заводов, тем являться в Санкт-Петербурге в Берг-коллегии; в Москве же, в Сибири и в Казани определенным от Берг-коллегии берг-офицерам, которые долженствуют оным добрым советом вспомоществовать…»

1. Чему посвящен этот документ?
2. В чем его значение?
3. Соответствует ли он политике протекционизма?



№ 3
«...Ныне по нашим указам... к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы... Того ради позволяется... для размножения таких заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно... дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно. И для того тех деревень особо без заводов отнюдь не продавать и не закладывать»

1. О какой категории работников идет речь в документе?
2. Зачем понадобился этот указ?

№ 4
«Понеже его царское величество... всемилостивейшее намерение восприяти изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения и исчисления своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции, ради возможного охранения своих поданных и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур... ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, ... и надлежащие Государственные... учредить».

1. О создании чего идет речь в документах?
2. Как этот документ называется?

№ 5
«Ведало бо российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродится России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя выти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняге уже фортуны определения от оныx же ожидает... А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние».
1. Когда были сказаны эти слова Петром?
2. В чем значение этого события?

№ 6
«В 27 день по утру господин наш адмирал со всем при нем будущим флотом, с полуночи пошед, и тогож утра приближася к неприятелю... Когда господин адмирал... учредя флот к бою послал генерала адъютанта Егушинского к командующему тою щвецкою эксвадрою Эрншелту, чтоб оной отдался. На что оной сказал, что того учинить не может. Тогда ... господин адмирал дал сигнал авангарду атаковать, которая атака началась в третьем часу и продолжалась до пятого часа... Воистину нельзя описать мужества наших, ... а что взято от неприятеля людей, судов и артиллерии, також сколько побито и ранено, тому при сем реестр».

1. О чем идет речь в документе?
2. В чем значение этого события?

Итак, наше путешествие подошло к концу.

И в заключении мы должны повести итог и ответить на вопрос:

??Каково значение всех реформ Петра I?

Обсуждение ответов - слайд «Значение реформ»

А теперь представим слово капитану нашего корабля:

??Кто из команды лучше всех справился с трудностями во время нашего плавания?

Ребята, понравился вам урок или нет, мы узнаем, когда заполним лестницу успеха.

Подведение итогов урока и оценка учащихся.

Повторить даты и события из п. 13-16.

Слайд 1

Слайд 2












Слайд 3

Слайд 4.



Слайд 5 - 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.

Слайд 12.


Слайд 13-15.

Слайд 16.


Слайд 17.

Слайд 18-19.

Слайд 20.

Слайд 21.

Слайд 22.



Слайд 23.

Слайд 24.





Слайд 25.


Слайд 26.


Слайд 27.

Слайд 28.


Слайд 29.

Слайд 30.


Слайд 31.

Слайд 32.



Слайд 33.

Слайд 34.


Слайд 35.

Слайд 36.







Приложение 1


№ 1.
«…Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых, великой есть вред в государстве нашем... За благо изобретено чинить по сему, как объявлено ниже сего:
1.1. Всем недвижимых вещей, т.е. родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать...
1.2. А с сего указа кто принужден будет из недвижимых продать вотчину или поместье... и за то имать пошлины с рубля по гривне для того, чтоб никто ничего из недвижимого вымыслом (обманом) для укрепления не продавати...»

1. О каком документе идет речь?
2. Когда он был принят?
3. В чем его значение?

№ 2
«…Наше же Российское государство... преизобилует и потребными металлами и минералами благословенно есть, которые до нынешнего времени без всякого прилежания исканы; паче же не так употреблены были, как принадлежат …
Между тем мы за благо усмотрели... сим нашим указом народу нашего Российского государства объявить.
1. Соизволяется всем, и каждому дается воля, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить и чистить всякие металлы...
2. Кто новые металлы и минералы обрящет, и охоту будет иметь ко устроению заводов, тем являться в Санкт-Петербурге в Берг-коллегии; в Москве же, в Сибири и в Казани определенным от Берг-коллегии берг-офицерам, которые долженствуют оным добрым советом вспомоществовать…»

1. Чему посвящен этот документ?
2. В чем его значение?
3. Соответствует ли он политике протекционизма?



№ 3
«...Ныне по нашим указам... к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы... Того ради позволяется... для размножения таких заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно... дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно. И для того тех деревень особо без заводов отнюдь не продавать и не закладывать»
1. О какой категории работников идет речь в документе?
2. Зачем понадобился этот указ?

№ 4
«Понеже его царское величество... всемилостивейшее намерение восприяти изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения и исчисления своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции, ради возможного охранения своих поданных и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур... ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, ... и надлежащие Государственные... учредить».

1. О создании чего идет речь в документах?
2. Как этот документ называется?

№ 5
«Ведало бо российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродится России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя выти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняге уже фортуны определения от оныx же ожидает... А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние».
1. Когда были сказаны эти слова Петром?
2. В чем значение этого события?

№ 6
«В 27 день по утру господин наш адмирал со всем при нем будущим флотом, с полуночи пошед, и тогож утра приближася к неприятелю... Когда господин адмирал... учредя флот к бою послал генерала адъютанта Егушинского к командующему тою щвецкою эксвадрою Эрншелту, чтоб оной отдался. На что оной сказал, что того учинить не может. Тогда ... господин адмирал дал сигнал авангарду атаковать, которая атака началась в третьем часу и продолжалась до пятого часа... Воистину нельзя описать мужества наших, ... а что взято от неприятеля людей, судов и артиллерии, також сколько побито и ранено, тому при сем реестр».

1. О чем идет речь в документе?
2. В чем значение этого события?

Приложение 2




Приложение 3



2


© 2010-2022