Разработка урока 6 класс тема: Культура Византии

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по Теме: Культура Византии.

Цель: познакомить учащихся с материальными и духовными достижениями Византии.

Задачи: выяснить каков вклад византийской культуры в сокровищницу мировой культуры; выявить причины расцвета культуры.

Планируемые результаты:

УУД:

Коммуникативные :- умение выражать свои мысли; умение учитывать позиции и мнения других людей; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
Регулятивные: -умение составлять план; - умение выделять свойства в изучаемых событиях и дифференцировать их;
- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
- работа по алгоритму, с памятками, правилами - ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению исторических понятий.

Познавательные:умение определять понятия, создавать обобщения, умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение по аналогии, делать выводы;

Личностные: освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

Умение установить связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; Формирование эмоционального оценивания событий.

Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества.

формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося.

Технологии: игровая, проектная, критического мышления.

Тип урока: открытие нового знания;

Форма урока:

Ход урока.

I. Организационный момент. /1 мин

II. Мотивационно-целевой этап./ 2 мин

Учитель: Поэт О.Мандельштам в стихотворении «Айя - София» так написал об этом храме:

Айя-София - здесь остановиться

Судил Господь народам и царям!

Ведь купол твой, по слову очевидца,

Как на цепи, подвешен к небесам.

И всем векам - пример Юстиниана,

Когда похитить для чужих богов

Позволила Эфесская Диана

Сто семь зеленых мраморных столбов.

Но что же думал твой строитель щедрый,

Когда, душой и помыслом высок,

Расположил апсиды и экседры,

Им указав на запад и восток?

Прекрасен храм, купающийся в мире,

И сорок окон - света торжество;

На парусах, под куполом, четыре

Архангела прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье

Народы и века переживет,

И серафимов гулкое рыданье

Не покоробит темных позолот.

Учитель: Документы сообщают, что в день освящения храма Св.Софии император Юстиниан воскликнул : «Слава всевышнему, который избрал меня для совершения этого великого дела! Я превзошел тебя , Соломон!». О чём говори император? Почему Юстиниан сравнивал себя с библейским царем Соломоном? Об этом мы будем говорить сегодня на уроке.

III. Актуализация знаний. /2 мин

Вопрос: Вспомните, что означает слово культура?

Учитель: Византия подарила миру искусство, в котором глубокая духовность являлась мерилом истиной красоты. В Константинополе (столице империи) оно оказало влияние на развитие культуры многих стран.

Вопрос: Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть сегодня на занятии?

Ученики формулируют вопросы.

Записываем тему урока: Культура Византии. СЛАЙД

Записываем план темы:

  1. развитие образования

  2. научные открытия, знания

  3. архитектура

  4. живопись

  5. культурные связи Византии

Проблемные вопросы урока: почему образование и наука в Византии в VI-XI веках были развиты лучше, чем в Зап. Европе? Почему Юстиниан сравнивал себя с Соломоном?

IV. Работа по теме урока. 20 мин

Сегодня на уроке попробуем представить себя в роли искусствоведов.

Класс делится на группы.

1 вар. 1 ряда - Группа №1.

2. вар. 1 ряда - Группа № 2

1 вар. 2 ряда - Группа № 3

2 вар. 2 ряда - Группа № 4

3 ряд 1 вар. Группа № 5

3 ряд 2 вар. Группа № 6

Задание:

Группа №1. работая с текстом п.1 параграф 7, подготовьте материал о развитии образования в Византии и составьте схему.

Группа № 2. работая с текстом п.2 параграф 7, подготовьте материал о достижениях византийской науки и заполните таблицу.


отрасль

достижения



Группа № 3. работая с текстом п.3 параграф 7, подготовьте сообщение на тему: «экскурсия по памятникам византийской архитектуры».

Группа № 4 работая с текстом п.3 параграф 7, подготовьте сообщение на тему: «Живопись Византии».

Группа № 5. работая с текстом п.4 параграф 7, подготовьте рекламу о культурных связях Византии. в чём состояла важность контактов других стран и народов с Византией?

Физминутка: игровой момент:

Ответы учащихся.

Группа 1.

Развитие образования в Византии.

Резко возросла потребность в хорошо обученных чиновниках.

Грамотные люди встречались даже среди крестьян и ремесленников.

Развитие школ : церковные, частные, госуд-ые.

Чему обучали: чтению, письму, счету, церковному пению; изучали Библию; изучали труды древних ученых; решали арифметические задачи.

Группа 2.отрасль

достижения

математика

Сохранили античные знания по математике; применяли сохраненные знания для исчисления налогов; Лев Математик изобрел звуковую сигнализацию;

медицина

Составили учебные пособия по медицине; создано первое медицинское училище в Европе.

химия

Изобретен «греческий огонь»

география

Черчение карт и планов городов. Купцы и путешественники составляли описания стран и городов

история

Описание событий. Прокопий Кесарийский «Тайная история»;Лев Диакон, Дуки.

Группа 3.

экскурсия по памятникам византийской архитектуры.

Христианство изменило назначение и устройство храма. Христиане собирались для общей молитвы внутри храма, поэтому архитекторы заботились о внутреннем убранстве храма. Храм должен был быть вместительным, удобным, отдельные места для богослужений, отдельные места для простых верующих.

Базилика - здание продолговатой прямоугольной формы с двускатной крышей. Вход в базилику размещался в торце здания. Противоположная сторона имела форму апсиды- полукруглого выступа. Базилика могла разделяться на несколько нефов. Нефы имели прямоугольный план и отделялись один от другого рядами колонн, соединенных арками.

В восточной части базилики находился алтарь. Он был обращен на восток, где по представлениям расположена гора Голгофа.

X-XI века храмы стали строиться в крестово-купольном стиле. В плане храм имел форму греческого креста, центральная часть которого перекрывалась куполом. Такие храмы строились и в Болгарии , и в Древней Руси.

Храм Св. Софии в Константинополе- Пример крестово-купольного храма.

Группа 4.

«Живопись Византии».

3 типа изобразительного искусства: мозайка, фреска, икона.

Мозайка - изображение из разноцв. камушков или кусочков непрозрачного стекла.

Фреска - живопись водяными красками по сырой штукатурке. Быстрота исполнения и выразительность цвета.

Иконопись - изображения Иисуса Христа, Богоматери, сюжеты из Священного Писания на гладких деревянных досках. В отличие от фрески мозайку можно переносить с места на место.

Группа 5.

В Константинополь отправлялись любознательные люди для изучения математики, медицины, права, греческого языка

Короли, князья и епископы других стран приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров

Особенно большое влияние оказала византийская культура на развитие и культуру славян

У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран

V. Подведение итогов урока:

Вопросы:

  1. как вы считаете, в чем заключались особенности византийской культуры?

VI. Рефлексия.

Учитель раздает листочки и каждый ученик ставит смайлик понравился ему урок или нет.

VII. Домашнее задание чит. П. 7 составить кроссворд по теме «культура Византии»

5

© 2010-2022