Рабочая программа и КТП по Крымоведению

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структура рабочей программы








  1. Пояснительная записка………………………………………………………………...1

  2. Учебно-тематический план……………………………………………………………2

  3. Содержание тем учебного курса……………………………………………………...2

  4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе………………………………………………………………………………3

  5. Перечень учебно-методического обеспечения……………………………………….4

  6. Список Интернет-ресурсов ……………………………………………………………6







Пояснительная записка

Рабочая программа по Крымоведению для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и федеральной Примерной программой среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) 2004 г.

Основная цель курса - сформировать у учащихся целостную историческую картину самобытной и многообразной истории Крыма, выделив закономерности развития региона и народов, их культурно-исторические и политические особенности. Особое внимание уделяется месту и роли России в исторических и политических процессах развития Крыма.
Курс предоставляет возможность выполнить следующие задачи методического и дидактического характера:

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
- способствовать формированию понятийного аппарата при рассмотрении социально-экономических, политических и культурных процессов в Крыму .;
- стимулировать усвоение учебного материала на основе наглядного сравнительного анализа явлений и процессов новейшей истории региона;
- дать учащимся представление о современном уровне осмысления историками и специалистами смежных гуманитарных дисциплин основных закономерностей эволюции мировой цивилизации за прошедшее столетие;
- развивать у старшеклассников навыки источниковедческого и историографического краеведения исследования при знакомстве с документальными свидетельствами, а также работе со справочными и картографическими материалами.
Организация учебного процесса по предлагаемой программе включает комплексное использование картографического материала, иллюстративного ряда, документальной кинематографии, энциклопедий, справочников, хрестоматий и дидактических пособий (важную роль играет: изучение особенностей развития региона его этногенез, биографий политических деятелей, дипломатов, военных, ученых, мастеров культуры).
Изучению курса на базовом уровне отводится 34 ч.

Учебно - тематическое планирование.

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

ВВЕДЕНИЕ (2 ч)


1

Раздел I. «От древности - к современности: через годы, через расстояния..»

Исторические страницы Крыма

15

2

РАЗДЕЛ II. Крымская мозаика народов

2

3

РАЗДЕЛ III. Особенности культуры и быта народов Крыма

3

4

РАЗДЕЛ IV. Социо-культурный обзор

6

5

РАЗДЕЛ V. Южный Берег Крыма - центр туризма

6

Всего -34 часа проверочных работ-5


Содержание учебного предмета.

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

Предмет, цели и задачи курса, источники знаний. Географическое положение и величина территории (района, города, села). Статус и функции населенных пунктов (административные, экономические, научные, туристические, рекреационные, культурные, культурно-исторические, духовные центры).

Раздел I. «От древности - к современности: через годы, через расстояния..»

Исторические страницы Крыма (15 часов)

Тема 1. История древнего человека в Крыму (2 часа).

Археологические памятники: стоянки первобытного человека.

Киммерийцы. Тавры. Скифы. Сарматы.

Тема 2. Раннесредневековая Таврика (до IV в. н.э.) (2 часа).

Античные поселения и города-государства: Боспор, Херсонес.

Тема 3. Средневековая Таврика (IV-XII вв.) (2 часа)

Вторжение готов и гуннов. Византийская эпоха. «Пещерные города» и монастыри. Генуэзские фактории и крепости. Княжество Феодоро.

Тема 4. Крымское ханство (XIII-XVIII вв.) (2 часа).

Образование Крымского ханства. Особенности социально-политической жизни Крымского ханства.

Тема 5. Присоединение Крыма к России (вторая половина XVIII в.) (2 часа).

Русско-турецкие войны. Включение Крыма в состав России.

Тема 6. Таврическая губерния (XIX в.) (2 часа).

Крымская война (1853-1856 гг.). Героическая оборона Севастополя

Тема 7. Крым в XX в. (2 часа)

Советский период развития Крыма.

Великая Отечественная война. Города-герои: Севастополь и Керчь. Город воинской славы - Феодосия. Крымские партизаны.

Тема 8. Крым на рубеже веков (конец XX в. - начало XXI в.) (1 час).

Автономная Республика Крым и г. Севастополь в составе Украины.

Воссоединение Крыма и г. Севастополя с Российской Федерацией.

РАЗДЕЛ II. Крымская мозаика народов (2 часа)

Тема 1. «Я, ты, он, она - вместе дружная семья!». (2 часа)

Численность населения Крыма, своего района, населенного пункта. Основные демографические показатели и их динамика. Своеобразие этнического состава крымского населения.

РАЗДЕЛ III. Особенности культуры и быта народов Крыма (3 часа)

Особенности национальных обычаев, обрядов, верований и быта народов Крыма.

Национальные костюмы, национальная кухня.

Национальные легенды, сказки, песни, поговорки народов Крыма.

РАЗДЕЛ IV. Социо-культурный обзор (6 часов).

Крым литературный. Поэзия и проза, посвященные Крымскому полуострову. Выдающиеся поэты и писатели, жившие и творившие в Крыму.

«Художественный портрет Крыма». Живопись и кинематограф, выдающиеся художники и режиссёры. Музыканты, композиторы и артисты. Театры, музеи, библиотеки и другие объекты культуры.

Памятники культуры и архитектуры. Херсонес - объект Всемирного культурного наследия.

РАЗДЕЛ V. Южный Берег Крыма - центр туризма (6 часа)

Географическое положение. История заселения, освоения и развития территории. Уникальность природы региона. Заповедные территории и памятники природы. Большая Ялта и Алушта - крупнейшие курортно-рекреационные регионы Крыма. Памятники садово-паркового искусства. Выдающие деятели: Н.П.Краснов, А.П. Чехов, A.M. Горький, художник Ф.А. Васильев, драматург С.А. Найденов, врач-климатолог В.Н. ДмитриевИ.А., Бунин, В.В. Маяковский, М.А. Булгаков. философ и писатель Н.К. Рерих, композиторы М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, артисты Ф.И. Шаляпин, М.С. Щепкин, М.Н. Ермолова, М.П. Старицкий, М.Л. Кропивницкий и другие мастера искусств.

Разработка проекта экскурсионного маршрута. Понятие и виды туристских маршрутов, их классификация. Политико-географические и геополитические образы Крыма

Требования к уровню подготовки обучающихся:

«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;

«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;

«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;

«Два» - главное содержание не раскрыто.

Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией

Учебно - методическое обеспечение.

Список использованной литературы

  1. Прохоров Д. А., Храпунов Н. И. Краткая история Крыма - Симферополь, 2013.

  2. Бонч-Осмоловский Г. А. Доисторические культуры Крыма // Крым. - 1926. - № 2.

  3. Бонч-Осмоловский Г. А. Доисторическое прошлое Крыма // Крым: Путеводитель. - Симферополь, 1929. - С. 159-170.

  4. Дашевская О. Д. О таврской керамике с гребенчатым орнаментом // Сов. археология. - 1963. - № 4.

  5. Домбровский О. И., Щепинский А. А. Археологические загадки Красных пещер // Как раскрываются тайны. - Симферополь, 1962. - С. 11 - 47; Их же. О методике археологических разведок при комплексном исследовании пещер Горного Крыма // Методика изучения карста. - 1963. - Вып. 9. - С. 71-81.

  6. Домбровский О. И. Пещеры и урочище Кизил-Коба в позднеантичный период // Тр. комплекс, карстовой экспедиции АН УССР. - 1963. - С. 152-164.

  7. Дублянский В. Н. Пещеры Крыма. - Симферополь, 1977. - С. 128.

  8. .

  9. Дьяков В. Н. Древняя Таврика до римской оккупации // Вести, древ. истории. - 1939. - № 3.

  10. Дьяков В. Н. Таврика в эпоху римской оккупации // Ученые зап. Моск. гос. пед. ин-та. - 1942. - Т. 28, вып. 1.

  11. Ена В. Г. Заповедные ландшафты Крыма. - Симферополь, 1983. - С. 21-22, 39-42, 112.

  12. 3абнин С. И. Находки каменного века в Крыму // Изв. Тавр. ученой архив. комис. - 1918. - № 54. - С. 362-370.

  13. Караулов Г., Сосногорова М. Путеводитель по Крыму. - Одесса, 1883. - С. 457.

  14. Крис X. И. Памятники юго-западного Крыма VIII-V вв. до н. э.: Кизилкоб. культура и тавры. - М., 1975. - С. 20.

  15. Лесков О. М. Ранньотаврське поселення Кизил-Коба // Тр. Харк. ун-ту. - 1959. - Т. 7.

  16. Лесков А. М. Горный Крым в первом тысячелетии до н. э. - К., 1965. - С. 197.

  17. Лесков А. М. Курганы, находки, проблемы, - Л., 1981. - С. 168.

  18. Либеров П. Д. Памятники скифского времени бассейна Северного Донца // Материалы и исслед. по археологии СССР. - 1962. - № 11З.

  19. Львова Е. В. Равнинный Крым. - К., 1978. - С. 188.

  20. История геологического развития Крыма // Геология СССР. - М., 1969. - Т. 8. Ч. 1. - С. 511-513.

  21. Мережковский К. С. Отчет о предварительном исследовании каменного века в Крыму // Изв. Рус. геогр. о-ва. - 1880. - Т. 16, вып. 2. - С. 106-146.

  22. Черников И. Т. Киммерийские памятники Северо-Западного Причерноморья // 150 лет Одес. археол. музею АН УССР: Тез. докл. - К., 1975. - С. 76-79.

  23. Шамко Е. Н. Дорогами крымских партизан. - Симферополь, 1976. - С. 76-92.

  24. Шульц П. Н. О некоторых вопросах истории тавров // Пробл. истории Сев. Причерноморья в антич. эпоху. - М., 1959. - С. 232-272; Шульц П. П., Столяр А. Д. Курганы эпохи бронзы в долине Салгира // Крат. сообщ. Ин-та истории матер. культуры. - 1958. - Вып. 71. - С. 53-64.

  25. Щепинский А. А. Пещерные святилища времени раннего железа в горном Крыму // Тр. комплекс. карстовой экспедиции АН УССР. - К., 1963. - С. 138-152.

  26. Щепинский А. А. Во тьме веков. - Симферополь, 1966. - С. 156.

  27. Щепинский А. А. Крымская охранно-археологическая экспедиция // Археол. открытия 1968 года. - 1969. - С. 249.

  28. Щепинский А. А. Работы Северо-Крымской и Крымской охранно-археологической экспедиции // Археол. открытия 1970 года. - 1971. - С. 232.

  29. Эрнст Н. Л. Летопись археологических раскопок и разведок в Крыму за 10 лет (1921-1930) // Изв. Тавр. о-ва истории, археологии и этнографии. - 1931. - Т. 4. - С. 72-92

Топографические карты:

1."Пешеходные маршруты для самодеятельных туристов. По Горному Крыму" ГУГК СССР 1991г. Масштаб 1:50 000. Подробная и точная карта. Жаль, что в виде отдельных фрагментов. Приведена полностью на Атласе Крыма

2."Крым. Южная часть. "Союзкарта. Киевская военно-картографическая фабрика. 2000г.Маштаб 1:100 000. Достоверная карта. Опубликована на сайте geokrym.narod.ru

3.Пешеходными тропами по Горному Крыму. Союзкарта 2000г. Масштаб 1:50 000. Хорошая бумага и хорошая читаемость, но неподробная и масса неточностей. Приведена на сайте Евгения Коваленко

4."По горному Крыму". 212-0551(93) НФУ "Крок" 1990г. Масштаб 1:50 000. В виде отдельных фрагментов. Имеется ряд несоответствий с местностью. Приведено поверхностное описание маршрута. Частично воспроизведена на Чарующем Крыме, а описание на Крыме туристическом.

5."По Пещерным городам Крыма". 212-0554(93)НФУ "Крок" 1991г. Масштаб 1:50 000. В виде отдельных фрагментов. Имеется ряд несоответствий с местностью. Приведено поверхностное описание маршрута. См. Горячие подметки"

6.Крым. Южный берег. Форос - Ялта - Алушта. ГНПП Аэрогеодезия 2001г.Маштаб 1:35 000. Хорошо читаемая, точная, подробная карта, захватывает немного горную часть. Опубликована на сайте geokrym.narod.ru

7.Путешествуем по Крыму. Топографическая карта. Масштаб 1:50 000. "Супер-карта". НПП "Союзкарта". Автор проекта А.П. Павленко 2002г. В общем отличная карта. Уступает только N1 по детализации рельефа и контуров леса. Но более актуальна. К сожалению есть ряд ошибок. Такое впечатление, что почти все пещеры умышленно смещены.

Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ-ресурсы.

krimoved-library.ru/books/chetyre-tragedii-kryma32.html

ru.wikipedia.org/wiki/История_Крыма




















Календарно - тематическое планирование курса «КРЫМОВЕДЕНИЕ» 7кл

1час в неделю - 34 часа

Дата класс

Темы входящие в данный раздел программы

Основное содержание по темам

А

Б

В

ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

1-2

Введение

Предмет, цели и задачи курса, источники знаний. Географическое положение и величина территории (района, города, села). Статус и функции населенных пунктов (административные, экономические, научные, туристические, рекреационные, культурные, культурно-исторические, духовные центры).

Раздел I. «От древности - к современности: через годы, через расстояния..»

Исторические страницы Крыма (15 часов)

3

История древнего человека в Крыму (2 часа).

Археологические памятники: стоянки первобытного человека.

4

Киммерийцы. Тавры. Скифы. Сарматы.

5

Раннесредневековая Таврика (до IV в. н.э.) (2 часа).

Античные поселения и города-государства: Боспорское царство.

6

Античные поселения и города-государства: Ольвия, Херсонес.

7

Средневековая Таврика (IV-XII вв.) (2 часа)

Вторжение готов и гуннов. Византийская эпоха. «Пещерные города» и монастыри.

8

Генуэзские фактории и крепости. Княжество Феодоро.

9

Крымское ханство (XIII-XVIII вв.) (2 часа).

Образование Крымского ханства.

10

Особенности социально-политической жизни Крымского ханства.

11

Присоединение Крыма к России (вторая половина XVIII в.) (2 часа).

Русско-турецкие войны.

12


Включение Крыма в состав России.

13

Таврическая губерния (XIX в.)(2 часа).

Крымская война (1853-1856 гг.).

14

Героическая оборона Севастополя

15

Крым в XX в. (2 часа)

Советский период развития Крыма.

Великая Отечественная война.

16

Города-герои: Севастополь и Керчь. Город воинской славы - Феодосия. Крымские партизаны.

17

Крым на рубеже веков (конец XX в. - начало XXI в.) (1 час).

Автономная Республика Крым и г. Севастополь в составе Украины.

Воссоединение Крыма и г. Севастополя с Российской Федерацией.

РАЗДЕЛ II. Крымская мозаика народов

(2 часа)

18

«Я, ты, он, она - вместе дружная семья!». (2 часа)

Численность населения Крыма, своего района, населенного пункта. Основные демографические показатели и их динамика.

19

Своеобразие этнического состава крымского населения.

РАЗДЕЛ III. Особенности культуры и быта народов Крыма (3 часов)

20

Особенности национальных обычаев, обрядов, верований и быта народов Крыма. (1 часа)

Особенности национальных обычаев, обрядов, верований и быта народов Крыма.

21

Национальные костюмы, национальная кухня. (1 часа)

Национальные костюмы, национальная кухня.

22

Национальные легенды, сказки, песни, поговорки народов Крыма. (2 часа)

Национальные легенды, сказки, песни, поговорки народов Крыма.

РАЗДЕЛ IV. Социо-культурный обзор ( 6 часов).

23-24

Крым литературный (2 часа)

Поэзия и проза, посвященные Крымскому полуострову. Выдающиеся поэты и писатели, жившие и творившие в Крыму. Живопись и кинематограф, выдающиеся художники и режиссёры. Музыканты, композиторы и артисты

25

«Крым театральный». (1час)

Театры, музеи, библиотеки и другие объекты культуры.

26-27

Архитектура (2 часа)

Памятники культуры и архитектуры

28

Херсонес(1 час)

Херсонес - объект Всемирного культурного наследия.

РАЗДЕЛ V. Южный Берег Крыма - центр туризма (6 часа)

29

Географическое положение, история заселения и освоения (1 час)

Географическое положение. История заселения, освоения и развития территории. Уникальность природы региона. Заповедные территории и памятники природы.

30

Большая Ялта(1 час)

Большая Ялта и Алушта - крупнейшие курортно-рекреационные регионы Крыма. Памятники садово-паркового искусства.

31

Выдающие деятели. (1 час)

Н.П.Краснов, А.П. Чехов, A.M. Горький, художник Ф.А. Васильев, драматург С.А. Найденов, врач-климатолог В.Н. ДмитриевИ.А., Бунин, В.В. Маяковский, М.А. Булгаков. философ и писатель Н.К. Рерих, композиторы М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, артисты Ф.И. Шаляпин, М.С. Щепкин, М.Н. Ермолова, М.П. Старицкий, М.Л. Кропивницкий и другие мастера искусств.

32

Разработка проекта экскурсионного маршрута (1 час)

Разработка проекта экскурсионного маршрута. Понятие и виды туристских маршрутов, их классификация

33

Защита проекта экскурсионного маршрута

(1 час)

Защита проекта

экскурсионного маршрута

34

Итоговый урок. Пресс-конференция: «Образ Крыма» (1 час)

Политико-географические и геополитические образы Крыма

9


© 2010-2022