Разработка урока-обобщения на тему Первобытный строй

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмиСссстьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс




Первобытный мир


Урок обобщения

в форме урока - путешествия


Составила:

Учитель истории

Починок Татьяна Васильевна



Оформление доски


Тема Первобытный мир



План:

1.Первобытные охотники и собиратели

2.Первобытные земледельцы и скотоводы

3.Переход к цивилизации


Термины:

- Человек умелый

- Человек разумный

- Человеческое стадо

- Родовая община

- Соседская община

- Первобытный строй

- Первобытные люди

- Цивилизация

График задачи «Чем объяснить рост населения»? (проблема)

100 человек - главное занятие -

охота,

собирательство

180 человек - земледелие-

подсобное

занятие

2000человек- земледелие-

главное

занятие

Причины распада первобытного строя:

(ответы вписывает ученик):

1 ……

2 ……

3 ……

4 ……

5 ……

6 ……

Критерий выставления оценок итогового теста:

«0» ошибок - 5

«1-2» ошибки - 4

«3-4» ошибки - 3

«5» ошибок - 2



Домашнее задание: подготовить рассказ от своего имени о жизни: 1. древнейших людей; 2. родовых общин охотников и собирателей; 3. древнейших земледельцев и скотоводов.

* во время урока демонстрируются слайды, можно использовать иллюстрации из "Раздаточного материала по истории Древнего мира" Годера Г.И.


Первобытный мир . Урок обобщения

в форме урока - путешествия

Цель: - Систематизация и контроль качества знаний обучающихся по теме «Первобытный мир».

- Продолжение формирования умения последовательно и связно излагать исторический материал;

- Продолжить формирование умения обобщать, сравнивать, анализировать исторические факты, правильно употреблять и использовать исторические термины.

Ход урока:

- Учитель:

- Скажите, какую тему мы изучили? (Первобытный мир)

- Какие темы мы изучили, рассматривая Первобытный мир? (1. Первобытные охотники и собиратели; 2.Первобытные земледельцы и скотоводы).

- Подведя итог изученной теме, мы с вами перекинем мостик к цивилизованному обществу и выполним небольшое тестовое задание.

Наш урок мы проведём как урок- путешествие. Мы совершим путешествие на машине времени в первобытный мир. Но прямо сейчас мы отправляем трёх человек на наши остановки, где они будут нас ждать. Они получают задание. И если они ответят на поставленные вопросы, то возвратятся обратно с нами. Если нет, оставим их с первобытными людьми. (Раздача заданий).

-Учитель: Приготовились. Отправляемся. Наша первая остановка.

Учитель показывает слайд №1 «Древнейшие люди» и просит дать описание по картинке по следующим вопросам:

  1. Куда мы попали? (Где и когда появились первобытные люди?)

  2. Кого мы видим?

  3. Почему мы решили, что это люди?

  4. Назвать древнейшие орудия труда.

  5. Чем могли заниматься первобытные люди, имея эти орудия труда?

  6. Кого мы называем первобытными людьми?

Учитель: Не будем мешать древним людям. Отправляемся дальше и попадаем на археологические раскопки. Наша вторая остановка.

На этой остановке нас ждёт ученик А, который подготовил ответы на вопросы задания №1. «Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимися сводами пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было 40 лет, а свою правую руку он потерял ещё в юношеском возрасте».

Вопрос: На основании этой находки какой вывод можно сделать о жизни первобытных охотников?

(- Как выжил этот калека?

-Почему он не погиб от голода?

-Какие были отношения между людьми в этот период?)

Учитель: -Какие коллективы первобытных людей вы знаете?

- Определите, каким коллективом жили люди, изображённые на слайде №1?

- Определите, каким коллективом жили первобытные люди, о которых говорится в задании №1

- Когда появляется родовая община?

- Дать определение термину «родовая община».

- Как звали человека этого времени?

- Чем человек разумный отличается от человека умелого? Сравнить: время появления, облик, орудия труда, занятия , метод общения, образ жизни.

Учитель: наша машина несёт нас дальше. Наша третья остановка.

Учитель показывает слайд №2 «Первобытные земледельцы» и просит сделать описание по картинке по вопросам:

- Куда мы попали?

- Кого и что мы видим?

- Где и когда возникло земледелие? Из какого занятия ?

- Первые земледельческие орудия труда.

- Что выращивали первобытные земледельцы?

-В чём состояли трудности первобытного земледелия?

На этой остановке нас ждёт ученик Б, который будет отвечать на вопросы задания №2 «Чем объяснить рост населения»? «По подсчётам учёных, 7тысяч лет назад небольшую область в Южной Америке населяло около 100 человек. Известно, что в то время население области добывало пищу охотой, рыбной ловлей и собирательством. 2,5 тысячи лет спустя, когда люди научились выращивать полезные растения и земледелие пока ещё было подсобным занятием, в этой области жило уже около 180 человек. Ещё 500 лет спустя, когда выращивание кукурузы в этой же области стало главным занятием, в ней обитало 2000 человек. Таким образом, за 3000 лет население области выросло в 20 раз!»

Вопрос: Чем можно объяснить рост населения области?

(Какую роль в жизни людей сыграло появление земледелия?)

Учитель: Проехав немного, мы с вами остановились у посёлка. Это наша четвёртая остановка.

Учитель показывает слайд №3 «Родовая община»: - Предположите, родовая или соседская община изображены на рисунке? Доказать.

- Когда на смену родовой общине приходит соседская, какой момент в истории первобытного строя наступает? (появляется неравенство, первобытный строй распадается)

- На этой остановке нас ждал ученик В. Он записал причины распада первобытного строя. Проверяем.

- Итак, первобытный строй распался. Дадим определение термину «первобытный строй»

(п.с.- строй, когда люди жили коллективно, все были равны и имели несовершенные орудия труда)

- Какую роль сыграл первобытный строй в истории человечества?

1.появился человек и развился благодаря труду;

2.были сделаны величайшие изобретения и открытия в истории человечества, опираясь на которые человеческое общество развилось дальше.

Задание по слайду №3 - Определите изобретения и открытия, сделанные первобытными людьми (огонь, земледелие, скотоводство, лодка, каменный топор, глиняная посуда, ткачество, строительство жилья, шитьё одежды, серп, мотыга)

- Какие открытия ещё были сделаны, но их нет на картинке (плуг, металлические орудия труда, гончарный круг, лук со стрелой, искусство, религиозные верования)

-Итак, наше путешествие в первобытный мир завершилось. Так как вы ответили на все вопросы, вы благополучно вернулись в современный мир, в свой кабинет. Мы с вами поняли, что первобытное общество - начальная ступенька развития человечества. Она даёт толчок развитию цивилизации. Появляются государства, во главе которых стоят цари, появляются города, письменность, законы.

Сейчас мы с вами выполним итоговый тест "Причины распада первобытного строя"

- Надо соотнести общества и их признаки: какие признаки принадлежат первобытному обществу, а какие - цивилизованному. Ответ вписывается в виде букв.

(ученикам раздаются листы с тестами).

1. Первобытное а) Посёлки земледельцев и скотоводов;

общество б) Поселения ремесленников, торговцев, правителей

в) Вожди племён и старейшины родов

г) Правительство

2. Цивилизованное д) Письменность

общество е) Устные сказания

ж) Обычаи племён

з) Государственные законы

1. Первобытное общество - ...........

2. Цивилизованное общество - .........

Проверим друг у друга. Учитель диктует ответы. ( Первобытное общество - а,в,е,ж. Цивилизованное общество - б,г,д,з).Критерии выставления оценок написаны на доске Ученики ставят друг другу оценки и сдают тетради.

- Выставление общих оценок за урок.

Домашнее задание: подготовить рассказ от своего имени о жизни: 1. древнейших людей; 2. родовых общин охотников и собирателей; 3. древнейших земледельцев и скотоводов.











© 2010-2022