• Преподавателю
  • История
  • План конспект урока: «Октябрьское вооруженное восстание: на пути к гражданской войне»

План конспект урока: «Октябрьское вооруженное восстание: на пути к гражданской войне»

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конкурс методических разработок, посвященных 100-летию Великой российской революции и завершению Первой мировой войны

План конспект урока: «Октябрьское вооруженное восстание: на пути к гражданской войне»

Номинация: «Материалы к уроку»


УМК: История России : 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учрежденийю/ В.С. Измозик, О.Н. Журавлева, С.Н. .Рудник С.Н.;под общ.ред.чл.-корр. РАН Р.Ш. Ганелина.-М.: Вентана-Граф.2012 Автор: Николаева Инна Анатольевна, учитель истории МБОУ «Траковская СОШ» Красноармейского района Чувашской Республики Адрес электронной почты: [email protected] Электронный адрес школы:[email protected]

01.01.2017

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

План конспект урока: «Октябрьское вооруженное восстание: на пути к гражданской войне»

ФИО (полностью)

Николаева Инна Анатольевна

    Место работы

    МБОУ «Траковская СОШ» Красноармейского района Чувашской Республики

      Должность

      учитель истории и географии

        Предмет

        история

          Класс

          9 класс

            Тема и номер урока в теме

            : «Октябрьское вооруженное восстание: на пути к гражданской войне», глава 1 «Россия в 1917-1921гг., урок № 3

              Базовый учебник

              История России : 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учрежденийю/ В.С. Измозик, О.Н. Журавлева, С.Н. .Рудник С.Н.;под общ.ред.чл.-корр. РАН Р.Ш. Ганелина.-М.: Вентана-Граф.2012 -352с.

              1. Цель урока: Рассмотреть причины, ход октябрьских событий 1917; сформировать представления о новом политическом режиме , о причинах гражданской войны.


              1. Задачи:

              Образовательные: Рассмотреть революционные события октября 1917 года, формирование представления о новом политическом режиме.

              Развивающие: Формирование умений работать с учебником, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы; Способствовать развитию логического мышления, умения проводить анализ исторических событий на основе документов, культуры речи и общения; устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщающие выводы.

              Воспитательные: Содействовать воспитанию чувства патриотизма, уважительного и бережного отношения к национальной истории и памяти поколений.


              1. УУД

              1.УЧЕБНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УМЕНИЯ

              1.14. Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.

              2. УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ

              2.1.21. Составлять на основании письменного текста таблицы, схемы, графики. Таблица - это представление информации посредством горизонтального деления (строк) и вертикального деления (колонок, столбцов или граф). Схема - это условное графическое изображение, показывающее составные части объекта и связи между ними. График - это наглядное изображение зависимости какой-либо величины от другой.

              2.2.17. Бегло, сознательно, правильно с соблюдением необходимой меры выразительности читать художественные, научно-популярные, публицистические и официально-деловые тексты.

              2.2.15. Составлять доклад

              2.2.16. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики.

              2.2.10. Составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики

              3. УЧЕБНО-ЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ.

              3.1.2. Определять аспект анализа и синтеза, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта.

              3.1.5. Определять пространственные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи, порожденные существованием компонентов один подле другого. Отношение - это, когда с изменением состояния одного из объектов меняется состояния другого, и тогда, когда такого изменения не происходит. Связь - это такое отношение между объектами, когда изменение одного из них соответствует изменениям другого.

              3.1.8. Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены. Причина - это побудительное начало; то, что порождает другое или вызывает в нем изменения. Следствие - это то, что с необходимостью вытекает из другого.

              1. Тип урока: урок открытия нового знания

              Технологии: французская мастерская (Педагогическая мастерская)- это форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, развивает у учащихся познавательные, творческие и коммуникативные способности, интерес, учебно-познавательную мотивацию, исследовательскую деятельность, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания путем самостоятельного или коллективного открытия.

              1. Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа, работа с учебником, ответы на вопросы

              2. Ключевые понятия: РСФСР, ЦК, ВРК, СНК, ВСНХ, ВЧК, РККА

              3. Необходимое оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, карта Россия, раздаточные материалы на партах (инфографика в Приложения №2), материалы к домашнему заданию -по количеству учащихся.

              4. Структура и ход урока (урок 45 минут)

              Эпилог урока:

              Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали, - что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать.

              Ф. Энгельс

              ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАУчитель предлагает учащимся просмотр краткого видеосюжета «Октябрьская революция 1917 года» (продолжительность 3,09 мин)- из фильма немой художественный фильм режиссёра Сергея Эйзенштейна «Окт́ябрь», снятого в 1927 году vk.com/video2462579_169665836

              Вопрос учителя

              -Как можно сформулировать тему нашего урока?

              -Что конкретно произошло в ходе октябрьской революции?

              Учитель демонстрирует в помощь фотохронику (Приложение 1)

              Учащиеся просматривают видеосюжет


              Ученики формулируют тему урока.

              Пробуют дать свой ответ на вопрос учителя, исходя из своего уровня знания

              Познавательные

              прогнозирование

              Морально-этическая ориентация

              анализ прогнозирование

              Работа с информацией

              2.

              Этап актуализации и пробного учебного действия

              На каждую парту раздается Инфографика «Основные события Октябрьской революции 1917 года» (Приложение №2)

              Учитель комментирует основные события Октябрьской революции.( по материалам первого пункта §3)- раскрывается кратко роль Л.Д.Троцкого, Л.Б.Каменева, Г.Е.Зиновьева, А.Ф.Керенского,)


              Учащихся вносят записи в тетрадь (конспект)

              Регулятивные

              самоидентификация

              Обобщение

              Управление своей деятельностью

              3.

              Этап выявления места и причин затруднения

              Вопрос учителя

              -Почему восстание не было подавлено?- обсуждают причины восстания

              Рассмотреть карту учебника на странице 23,

              Фронтальное обсуждение (обращается внимание на цветовые условные знаки) (Приложение № 5)

              Предполагаемые ответы:

              • Экономические трудности, испытываемые Россией из-за участия во Первой мировой войне

              • Неудачно складывающиеся дела на фронтах

              • Бездарное руководство страной сначала царским, затем буржуазным (Временным) правительством

              • Нерешенный крестьянский вопрос (вопрос наделения крестьян землей)

              • Тяжелые условия жизни рабочих

              • Почти полная безграмотность народа

              • Несправедливая национальная политика

              Из причин надо выстроить причинно-следственную связь и обозначить цели революции.

              • Борьба против войны (Декрет о мире)- учебник стр. 19;

              • Построение более справедливого общества, нежели капиталистическое (Декрет о земле)

              • Искоренение эксплуатации человека человеком

              • Равенство людей в правах и обязанностях

              • Мировая социалистическая революция

              Главный девиз социалистической революции 1917 года «Каждому по потребностям, от каждого по труду»

              Ученики предлагают свои варианты ответа (можно вспомнить сюжеты из просмотренного на уроке видеосюжета)



              По завершению обсуждения краткая запись в тетрадях в виде таблицы:

              Причины революции-Цели революции

              Регулятивные

              коммуникативные

              Самоидентификация

              Анализ

              Управление своей деятельностью

              4.

              Этап построения проекта выхода из затруднения

              Вопрос учителя.

              -Как большевикам удалось удержаться у власти:

              Предполагаемый ответ:

              Создали новые органы власти

              Составляют схему по тексту

              Познавательные

              Смыслообразующая мотивация

              Анализ

              Синтез
              Обобщение

              Речевая деятельность

              5.

              Этап реализации построенного проекта

              Работа в мини-группах с текстом По тексту учебника стр.19-22 учитель организует работу в прах, разрешается обсуждение в мини группах (по желанию самих учащихся).

              « Органы советской власти»

              Учитель консультирует работу

              После истечении выделенного времени учитель предлагает примерную схему и, продолжая конспект, записывают

              Первые реформы советской власти:

              1. 12ноября 1917- выборы в Учредительное собрание

              2. 8 часовой рабочий день.

              3. Равноправие мужчин и женщин,

              4. Переход на Григорианский календарь,

              5. Утверждение нового варианта азбуки.

              6. Январь 1918-создание РСФСР,

              7. Январь 1918-отделение церкви от государства.

              Каждая мини- группа учащихся читает и анализирует текст учебника и записывает нужную информацию в тетрадях





              Познавательные

              Регулятивные

              коммуникативные

              Ориентация на выполнение морально-нравстве-нных норм

              Анализ

              Синтез обобщение

              классификация

              Речевая деятельность

              Навыки сотрудничества

              Управление своей деятельностью


              6.


              Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


              Учитель предлагает учащимся просмотреть на слайде Итоги выборов в Учредительное собрание (приложение 4)-

              Вопросы учителя:

              -Чем были обеспокоены большевики?

              -Почему в декабре 1917 года большевики запретили деятельность партии кадетов?

              -Почему не запретили партию эсеров?

              -Почему Учредительное собрание проработало только два дня (5, 6 января 1918)- ответ на странице 24.

              Учитель предлагает прослушать Выступление ученика с опережающим заданием на тему «Переговоры в Брест-Литовске» не более 3 минут.

              Учитель обращает внимание на дату

              3 марта 1918 года- Подписание Брест-Литовского (Брестского) мирного договора


              Фронтальный опрос



              Работа с учебником




              Познавательные

              Регулятивные

              коммуникативные


              Смыслообразующая мотивация


              Классификация


              Речевая деятельность

              Управление своей деятельностью


              7.


              Этап включения в систему знаний и повторения


              Учитель организует работу по повторению

              пройденного материала в виде создания устного «Исторического сочинения»-

              1. Указать два явления, события, процесса, которые проходили в этот период

              2. Назвать две исторических личности, связанных с этими процессами -

              3. Указать, какие причинно-следственные связи есть между этими событиями

              4. Вывод (дать оценку периоду, а не событиям)


              Учащиеся анализируют пройденный материал, работают в парах, проговаривая ответы друг другу.


              Познавательные

              Коммуникативные

              регулятивные


              Внутренняя позиция школьника


              Анализ

              Синтез


              Классификация


              Речевая деятельность

              Навыки сотрудничества


              9.


              Этап рефлексии учебной деятельности

              Учитель организует работу в парах по карте на странице 23 учебника ( обращая внимание на записи «Армия Краснова», «Вооруженные силы Деникина», «Армия Дутова»

              3. домашнее задание

              Каждому ребенку дается листок с заданием.

              «Составить рассказ «Причины Гражданской войны», используя слова: Учредительное собрание, Брестский мир, Л.Г.Корнилов, Добровольческая армия, А.М.Каледин, А.И.Дутов. Г.м.Семенов, военная интервенция, 5-6 января 1918, 3 марта 1918, партия кадетов»

              Ответы детей

              Записывают д/з

              Познавательные

              Коммуникативные

              регулятивные

              Внутренняя позиция школьн



              Приложение № 1

              Бои за взятие телефонной станции. Баррикада юнеров.
              29 октября в ходе юнкерского мятежа в городе юнкера на короткое время заняли станцию, но были выбиты усилиями красногвардейцев и матросов с помощью артиллерии.
              После этого станцию заодно покинули и телефонистки -- из солидарности к юнкерам -- и работать пришлось вначале самим красногвардейцам и матросам, а потом прибывшим военных телефонистам

              Фотографии с сайта- История в фотографиях

              foto-history.livejournal.com/1052358.html

              План конспект урока: «Октябрьское вооруженное восстание: на пути к гражданской войне»

              "Аврора" на Неве.

              План конспект урока: «Октябрьское вооруженное восстание: на пути к гражданской войне»

              Штурм зимнего дворца (октябрь, 1917)

              План конспект урока: «Октябрьское вооруженное восстание: на пути к гражданской войне»

              Приложение №2

              План конспект урока: «Октябрьское вооруженное восстание: на пути к гражданской войне»



              Приложение №3

              Приложение №4

              План конспект урока: «Октябрьское вооруженное восстание: на пути к гражданской войне»



              © 2010-2022