Конспект урока (по ФГОС) по теме Объединение Франции

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Предмет: Всеобщая история Класс:_______ Дата проведения___________

Глава 7. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (XI-XV ВВ.)

Тема урока: Как происходило объединение Франции


Цели: познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции; объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов; дать целостное представление о централизации государств Европы.

Планируемые результаты: предметные: научиться овладевать целостными представлениями о централизации государств Европы; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; группировать исторические явления и события по заданному признаку; личностные УУД: формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: схема «Кто был заинтересован в объединении Франции»; карта «Франция в XI-XII вв.»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивационно-целевой этап

Изучая тему «Могущество католической церкви», мы познакомились с выражением «Путь в Каноссу». А вот историю с пощечиной папе Бонифацию нередко называют «Каноссой наоборот». На уроке мы попробуем понять суть этого выражения.

  1. Актуализация знаний

  • Каковы причины феодальной раздробленности в Западной Европе?

  • Какая династия правила во Франции с конца Х в.? Сильна ли была власть первых королей этой династии?

  • На какие сословия делилось средневековое общество?

(Ответы учеников.)

Пока крестоносцы участвовали в Крестовых походах, в самой Европе наблюдался процесс, может быть пока еще не такой заметный, но очень важный. Здесь началось образование единых централизованных государств.

  • Как вы понимаете, что такое централизованное государство?

Процесс образования централизованных государств был не менее интересным, увлекательным и трагичным, чем история Крестовых походов. И наше знакомство с этими процессами мы начнем с Франции.

  • Предположите, какие вопросы нас могут заинтересовать.

(Ученики формулируют цели урока.)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Как происходило объединение Франции».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Кто был заинтересован в объединении страны.

  2. Первые успехи объединения.

  3. Генеральные штаты.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему папская власть потерпела поражение в борьбе с королями Франции, хотя до этого папам удалось победить германских императоров?

  1. Работа по теме урока

  1. Кто был заинтересован в объединении страны

В XI в. Франция делилась на ряд крупных феодальных владений: герцогств - Нормандия, Бургундия, Бретань, Аквитания и графств - Анжу, Тулуза, Шампань и т. д. Повсеместно развивались сельское хозяйство и торговля, строились города. Крупным экономическим и политическим центром становится Париж. Однако порядка в стране не было.

Проблемный вопрос. Как вы думаете, почему?

(Ученики высказывают предположения.)

Междоусобные войны, которые вели феодалы, бесспорно, причиняли большой вред стране. Что делать в таких условиях? Возникла необходимость в единой сильной власти короля, которая бы остановила эти войны и навела порядок в стране. Но как относились разные сословия и категории населения к процессу объединения?


  • Какие сословия средневекового общества вы знаете?

  • Как сословия должны были отнестись к процессу объединения страны?

(Выслушиваются ответы учеников.)

  • Почему они хотели объединения страны?

  • Разделимся на четыре творческие группы, которые должны будут определить свое отношение к процессу объединения страны.

Задание для первой группы: работая с текстом п. 1 § 18, исследуйте и выскажите мнение горожан о процессе объединения страны.

Задание для второй группы: работая с п. 1 § 18, исследуйте и выскажите мнение крестьян о процессе объединения страны.

Задание для третьей группы: работая с п. 1 § 18, исследуйте и выскажите мнение мелких и средних феодалов о процессе объединения страны.

Задание для четвертой группы: работая с п. 1 § 18, исследуйте и выскажите мнение крупных феодалов о процессе объединения страны.Конспект урока (по ФГОС) по теме Объединение Франции

(Проверка выполнения задания и составление схемы (см. с. 115).)


  1. Первые успехи объединения

Итак, как мы видим, у процесса объединения были и противники, но все же большая часть населения была заинтересована в создании централизованного государства с сильной властью.

Задание: работая с исторической картой на с. 154 учебника, ответьте на вопросы.

  • Каким цветом обозначены владения короля в начале XII в.?

  • Какой город был столицей?

  • Каким цветом обозначены владения крупных феодалов?

  • Что можно сказать, сравнивая владения короля и владения феодалов?

  • Кто еще владел землей на территории Франции?

  • Исходя из данных карты, скажите, что нужно было сделать для объединения государства.

(Проверка выполнения задания.)



  • А с чего бы вы начали процесс объединения на месте французского короля?

(Ученики высказывают предположения.)

  • Слушая рассказ, определите, насколько совпали ваши предположения с реальными шагами по объединению страны французскими королями.

Больших успехов в процессе образования единого государства добился французский король Филипп II Август (1180-1223). Именно он присоединил к своему домену Нормандию, Мен, Анжу, часть Пуату, увеличив его в 5 раз. В 1214 г. Филипп II Август в ожесточенной битве при Бувине разгромил своих противников, у англичан во Франции осталась только Аквитания.

Следующий король Людовик IX Святой (1226- 1270) стал сильнее любого феодала Франции. Он провел реформы на территории всей страны.


  1. Судебная реформа - создание верховной судебной палаты.

  • Легисты - профессиональные юристы.

  • Запрещение судебных поединков.

  • Военная реформа - установление «40 дней короля» - срока, в течение которого феодал, получив объявление о войне от соседа, мог искать защиты у короля.

  • Денежная реформа - введение единой для всей страны денежной единицы.

Французские короли в деле объединения Франции использовали разные средства. Как пример можно привести деятельность короля Филиппа IVКрасивого (1285-1314).

Задание: слушая рассказ о деятельности Филиппа IV Красивого, определите средства, которые использовал король для объединения страны. Оцените их.

Продолжая дело своих предков, особенно деда, короля Людовика IX Святого, он укреплял королевскую власть, ослабляя политическое могущество крупных феодалов. Новым средством в деле централизации стал подчиненный только монарху аппарат управления, состоящий из людей незнатных и всем ему обязанных.

Король старался расширить территорию страны. Так, в 1294-1299 гг. он вел борьбу за герцогство Аквитанское, которым английские короли владели как вассалы королей французских. Однако это предприятие оказалось неудачным.

В 1284 г. Филипп IV Красивый вступил в брак с Жанной Наваррской, которая в качестве приданого имела королевство Наварру и графство Шампань.

Желая пополнить казну, Филипп продавал и сдавал в аренду различные должности, проводил насильственные займы у городов, уменьшал количество золота в монете, добавляя в нее медь, за что и получил прозвище «фальшивомонетчик», а чеканка монеты стала исключительной привилегией государя. Он неоднократно изгонял евреев-ростовщиков из королевства, конфискуя в пользу казны их имущество и беря с них большие суммы за право вернуться обратно.

Филипп пытался ликвидировать контроль папства над церковью во Франции.

Во время его правления обострился конфликт между французским королевством и папами. В 1296 г. папа издал буллу, категорически запрещавшую духовенству платить налоги светским властям. В ответ на это Филипп, нуждавшийся в деньгах, запретил в 1297 г. вывоз из страны золота и серебра, чем лишил папу Бонифация VIII всех церковных сборов и податей, поступавших из Франции. Посол Филиппа IV с отрядом наемников ворвался в замок папы и ударил его по лицу рукой в железной рукавице. Папа от унижения умер. Папы были вынуждены покинуть Рим и перебраться в город Авиньон. Началось Авиньонское пленение пап (1309-1378).

  • Назовите основные средства французских королей в деле объединения страны.

  • Все ли они были честными и законными?

(Проверка выполнения задания.)

ФИЗМИНУТКА


  1. Генеральные штаты

Но это были не все средства, которые использовал' Филипп IV Красивый. В борьбе с папой он решил опереться на широкие круги населения Франции и создал в 1302 г. Генеральные штаты как сословно-представительный орган.

Задание: рассмотрите и прокомментируйте гравюру «Заседание Генеральных штатов» на с. 157 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

На гравюре видно, что три сословия участвовали в заседаниях Генеральных штатов отдельно, сформировав свои палаты. Каждая палата имела один голос, и общее решение двух палат не обязывало третью принять его, если ее представители не были согласны с ним.

Генеральные штаты не стали регулярно действующим органом. Право созыва оставалось за королем, но он не был им подотчетен.

Основной функцией Генеральных штатов было решение вопроса о налогах. Участники заседаний обсуждали и политические дела, но без формального права утверждать законы. В целом Генеральные штаты мало ограничивали власть короля, но располагали возможностью контролировать его действия. Сословия, могли уклониться от выполнения решений, принятых королем, высказать свое несогласие с его политикой. Так в начале XIV в! во Франции возникла сословная монархия.

Задание: изучите схему и определите сущность сословной монархии.





(Проверка выполнения задания.)

  1. Подведение итогов урока

  • Назовите причины и предпосылки объединения Франции.

  • Назовите французских королей, проводивших политику объединения и централизации.

  • Какое из событий XIV в. можно назвать «Каноссой наоборот»?

  • Кого называют третьим сословием?

  • Что такое Генеральные штаты? Какова причина их возникновения?

  • Что такое сословная монархия?

Познавательные задачи

Задача 1. Церковный деятель писал о действиях короля в начале XII в.: «Священный долг королей - мошной рукой обуздывать дерзость тиранов, которые раздирают страну бесконечными войнами. Томас Марль, человек отчаянный... разорял и, как хищный волк, пожирал округа, не давая ни малейшей пощады духовенству и народу... неприступные замки Кресси и Ножан укрепил достойными удивления валами и высочайшими башнями». Далее, рассказав о том, как король разрушил эти и другие замки, он добавляет: «Известно, что у королей длинные руки».

  • В чем видит автор документа священный долг королей? Сделайте вывод об отношениях короля с церковью.

Задача 2. Король Филипп II Август предоставлял многим городам право самоуправления; большинство городов, получивших это право, находились у границ королевских владений.

  • Почему король в первую очередь предоставил право самоуправления именно этим городам?

Задача 3. С переводом крестьян на денежный оброк во Франции постепенно исчезала их личная зависимость: феодалы пере водили крестьян на выкуп повинностей, которые были возложены на лично зависимых крестьян.

  • Как связаны между собой причина и следствие?

Задача 4. Когда один из самых могущественных феодалов Франции - де Куси приказал повесить трех молодых людей за то, что они охотились без разрешения в его лесу, король Людовик IX приговорил к казни самого де Куси. Лишь заступничество самых знатных людей спасло феодала от смерти, но его судебные права были ограничены и на него был наложен большой штраф.

  • Как этот факт свидетельствует об изменении прав королевской власти к середине XIII в.?

  • Как изменились отношения между королем и крупными феодалами?

Задача 5. Прочитайте отрывок из книги французского ученого Ж. Дюби: «Людовик IX полагал необходимым в полной мере пользоваться той властью, которую он получил от Бога во время коронации в Реймском соборе. Он завещал королям Франции вершить суд, восседая в одиночестве наверху иерархической пирамиды. Чуть ниже располагались его дети, еще ниже - принцы, принадлежавшие королевскому дому, под ними - пэры королевства: справа - епископы, слева - укрощенные феодалы, наконец, под тремя рядами, представленными законниками, воинами и финансистами, весьма усердными слугами государства, простой народ...»

  • Нарисуйте описанную пирамиду.

  • О каком положении короля в государстве говорит это описание?

  • Кого автор имеет в виду под словом «финансисты»? Почему он их так назвал?

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)


  1. Рефлексия

  • Сегодня на уроке я узнал...

  • Мне легко было...

  • Я испытывал трудности при...

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников - § 18, оценить действия Филиппа IV, исходя из интересов государства и принципов морали. Совпадают ли эти оценки? Почему?

  2. Для средних учеников - § 18, ответить на вопрос: почему крестьян не приглашали на заседания Генеральных штатов?

  3. Для слабых учеников - § 18, вопросы и задания к параграфу.

4

© 2010-2022