• Преподавателю
  • История
  • Конспект урока по истории на тему: Временное правительство и российское общество в 1917 году

Конспект урока по истории на тему: Временное правительство и российское общество в 1917 году

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории в 9 классе по теме: «Политика Временное правительства и российское общество 1917»

Цели урока:

1. Познакомить учащихся со сложной внутриполитической ситуацией, сложившейся в России после Февральской революции 1917 г.
2. Проанализировать и сравнить, найти сходства и различие апрельского и июльского кризисов; дать оценку выступлению генерала Л. Корнилова; уяснить переломный характер июльских событий.
3. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники.


Ожидаемые учебные результаты

  • Объяснять понятия «военная диктатура», «политический кризис», «двоевластие». Провести сравнительный анализ двух форм власти после революции; спрогнозировать альтернативы дальнейшего развития России.

  • Освоить алгоритм логических операций осмысления теоретического материала: обобщая и систематизируя исторические знания.

  • Развить свои исследовательские умения.

  • Использовать материал учебника для решения проблемных и познавательных задач.

  • Участвовать в эвристической беседе, дискуссии, работать с документами, решать проблемные задания, делать выводы.

  • Работать в группе, выступать публично.

  • Выразить свое отношение к проблемам развития России начала XX века.

  • Задуматься над мерой ответственности личности за ход исторического развития.

Оборудование: презентация, документы к уроку. Таблицы, рабочие листы


Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.

Основные понятия: кризис власти, военная диктатура, политический кризис, легитимное правительство, комиссар.

Используемые педагогические технологии: разноуровневое обучение, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии

Ход урока


Организационный момент

Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Вступительное слово учителя:

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с историей России 1917-1921гг. Тема нашего урока - «Политика Временного правительства и российское общество в 1917»

Мы рассмотрим внутриполитическую ситуацию, сложившуюся в России после Февральской революции. Наша цель - разобраться в водовороте событий исторического периода от февраля к октябрю 1917 года.

Это одна из наиболее сложных и спорных тем в истории России XX века. Россия оказалась на перекрестке исторических дорог, и нужно было выбрать ту, которая вела не в тупик, а в "лучшее завтра". Все мечтали о порядке, а волею судеб стали участниками грандиозных исторических катаклизмов.

Февральская революция, начавшись в Петрограде, быстро распространилась по всей стране. Повсюду создавались органы местного самоуправления, проходили съезды рабочих и солдатских депутатов. Но возникшее в ходе революции Временное правительство не являлось авторитетным и не пользовалось уважением.

Деятельность Временного правительства сопровождалось частыми кризисами. В период между февралём и октябрём в стране сменилось четыре состава правительства. Нам необходимо выяснить причины и итоги кризисов Временного правительства.

Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке, чтобы сделать объективные выводы?

План урока


1. Развитие демократических процессов в России после Февральской революции.
2. Кризисы Временного правительства.
3. Активизация большевиков.
4. Выступление генерала Л.Г. Корнилова.
5. Углубление кризиса осенью 1917 г.


Сегодня наша работа на уроке будет построена в форме групповой деятельности: Вы разделены на 4 группы: 1) статисты, 2) источниковеды, 3) аналитики, 4) картографы.

Перед каждой группой лежит индивидуальный файл с заданиями, к которым вы приступаете по моей просьбе.

Работа групп 7-10 минут


Группа 1.Статисты

Задание 1.

- Прочитать параграф 11 (с.81-85) и заполнить таблицу «Кризисы Временного правительства»



Учитель: Углубляющийся кризис власти, ухудшающаяся ситуация в стране усиливали радикальные настроения в обществе, увеличивая число сторонников большевиков. На этом фоне в Петроград в апреле 1917 года вернулся Ленин. Он выступил со знаменитыми «апрельскими тезисами», в которых изложил программу партии большевиков.

Группа 2. - Аналитики .Задание 2.

- Проанализируйте «Апрельские тезисы», фрагмент которых представлен в учебнике на С. 81, и на их основе сформулируйте политическую программу большевиков (тезисное изложение)

Учитель: Таким образом, большевики взяли курс на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую.

24 июля 1917 года было создано новое коалиционное правительство во главе с А. Керенским. Керенский пытается стабилизировать положение в стране, он говорит о необходимости единства для преодоления кризиса, но никаких конкретных мер не предлагает. В этой ситуации предпринимается попытка навести порядок в стране со стороны правого лагеря. Произошло т.н. «выступление Корнилова».

Физкультминутка.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК.
1. Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе. 1-2. Правую руку вперед, левую вверх. 3-4. Переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. Исходное положение - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на

поясе. 1-2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. Исходное положение - сидя. 1-2. Поднять руки через стороны

вверх. 3-4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.


Группа 3 - источниковеды. Задание 3.

- Проанализируйте фрагмент документа «Из воззвания генерала Корнилова» (С. 85-86 учебника)

Вопросы

- Какие цели преследовал Корнилов?
- Почему его выступление было оценено как мятеж?

Группа 4 - картографы. Задание 4. Показать события на карте

Учитель: Итак, плохо подготовленное выступление Корнилова было подавлено. И самое активное участие в его подавлении приняли большевики.

Вопрос классу:

- Как вы думаете, почему?

(Победа над Корниловым подняла престиж большевиков, возросло их представительство в органах власти, в Советах).

А кризис всё продолжал углубляться.

III. Закрепление материала.

Вопросы для закрепления материала:

- Почему события 3-5 июля 1917 г. характеризуются как «новый кризис власти»?
- В чём заключается сходство и различие апрельского и июльского кризисов?
- Почему Временному правительству удалось вновь удержать власть?

IV. Рефлексия.

«Лесенка успеха» Выберите ту ступеньку, которая соответствует вашей работе на уроке: нижняя - мне было неинтересно и скучно; средняя - да, у меня были трудности, но мы справились сообща; верхняя - у меня все получилось, урок мне понравился.

И выберите человечка, который отображает ваше настроение.

у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось и мне некомфортно;

у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы, но я доволен своей работой на уроке;

у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.


Домашнее задание. Параграф 11, вопросы. Дополнительное задание повышенного уровня с.87, вопрос 3


© 2010-2022