Рабочая программа по истории 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»


Рассмотрено:

На заседании методического объединения школы

Протокол № ___от

«___»___________2015 г.

Руководитель ШМО

__________(Шрамко И.Н.)

Согласовано:

Заместитель директора

по УВР

_________ Н.П. Зубкова

«___»__________2015 г.

Утверждено:

Директор школы

_____________ Л.Н. Маслова

Приказ № ____ от

«___»__________2015 г.



Рабочая программа учебного предмета

«История»

7 класс

на 2015-2016 учебный год.


Разработана:

Дрепиным Владимиром Александровичем,

учителем истории и обществознания.






г. Горняк, 2015 г

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для учащихся 7 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы Е.В. Пчелова к учебнику Е.В. Пчелова «История России XVII - XVIII века», Москва, «Русское слово», 2012 и авторской программы С.В. Агафонова, О.В. Дмитриевой к учебнику О.В. Дмитриевой «Всеобщая история. История нового времени», Москва, «Русское слово», 2011.

Используемый учебно - методический комплект:

  1. Пчелов Е.В., Программа курсов «История России с древнейших времен до конца XVIII века»: для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. - 4-е изд. - М.: «Русское слово - учебник», 2013.

  2. Е.В. Пчелов «История России XVI - XVIII века»: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, - 2-е изд.-М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013.

  3. Серов Б.Н., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории России, 7 класс, М: ВАКО, 2006.

  4. Фадеева Д.А. Контрольные работы по истории: 5 - 9 кл., пособие для учителя. М: Просвещение, 2007.

  5. С.В. Агафонов, О.В. Дмитриева Программа курса и тематическое планирование к учебнику О.В. Дмитриевой «Всеобщая история. История Нового времени»: для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007.

  6. О.В. Дмитриева «Всеобщая история. История нового времени» Конец XV - XVIII век: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, - 11-е изд. - М.: «Русское слово - учебник», 2013.

  7. Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по новой истории: 7 класс, М: ВАКО, 2006.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным планом для общеобразовательных учреждений на изучение учебного предмета «История» в 7 классе отводится 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Освоение содержания материала по истории осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами литературы, географии, обществознания.

Данная программа обеспечивает изучение учащимися 7 класса развития стран Европы, Америки, Азии, Африки в конце XV в. - XVIII в. и истории России XVII - XVIII вв. как единого цивилизационного процесса.

На изучение отечественной истории приходится 43 часа, на всеобщую историю - 27 часов.

Освоение содержания курса осуществляется с опорой на межпредметные связи: «География», «Литература», «Обществознание».

Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории:

  • сформировать у учащихся представление о периодизации Нового времени, об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма, о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революций и о реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества;

  • развивать умение анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения;

  • учить самостоятельному толкованию фактов и событий, умению выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки.

  • способствовать воспитанию патриотизма, уважения к истории и традициям народов мира и нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • учить применять знания и представления об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

Общая характеристика учебного предмета

Основу курса истории в 7 классе составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3. Историческое движение: эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений; формирование и развитие человеческих общностей - социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы); образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории; история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру; развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, - человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

Курс истории России XVII - XVIII вв. по содержанию и последовательности изучения соответствует авторской программе Е.В. Пчелова, но так как количество тем превышает количество часов, данная программа рассчитана на 43 часа.

Авторская программа С.В. Агафонова, О.В. Дмитриевой к учебнику О.В. Дмитриевой «Всеобщая история. История нового времени», Москва, «Русское слово», 2011 отводит 28 - 29 часов на изучение курса, из них 2 - 3 на реализацию регионального (национально - регионального) компонента.

Рабочая программа составлена на 27 часов. Изучение регионального (национально - регионального) компонента не предусмотрено.

В первом полугодии изучается История России (43 часа). Во втором полугодии - всеобщая (новая история) - 27 часов.

Результаты обучения и усвоения содержания курса истории

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.)

Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания

Технология обучения - системно-деятельностный подход, проблемное обучение, технология критического мышления, ИКТ.

Методы и приёмы обучения:

обобщающая беседа по изученному материалу;

индивидуальный устный опрос;

фронтальный опрос;

самоконтроль;

тестирование;

работа с историческими терминами.

Формы организации учебного процесса:

- урок - изучение нового материала;

- урок - исследование;

- урок - игра, работа с исторической картой;

- урок - закрепления знаний;

- комбинированные уроки.

Виды деятельности: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах.

Средства обучения: учебник истории, дополнительная литература, мультимедийные ресурсы, исторические карты, хронологические таблицы, документы.

Формы контроля: опрос, фронтальный опрос, тестирование, работа с карточками, терминами, датами, историческими документами.

Структура предмета:

История России XVII - XVIII вв.

Название главы или раздела

Авторская

Добавлено

Всего

Введение

1


1

Раздел I. Смутное время

6


6

Повторение и проверка знаний

1


1

Раздел II. Россия при первых Романовых

8

1

9

Повторение и проверка знаний

1


1

Раздел III. Эпоха реформ Петра 1

8

2

10

Повторение и проверка знаний

1


1

Раздел IV. Россия после Петра Великого

5


5

Раздел V. «Золотой век» Екатерины Великой

8


8

Повторение и проверка знаний

1


1

Итого

40


43

Всеобщая история. История Нового времени

Название главы или раздела

Авторская

Добавлено

Всего

Введение в курс

1

1

Часть 1. Раннее Новое время

15


15

Великие географические открытия и их последствия

2


2

Эпоха Возрождения и формирование научной картины мира

3


3

Реформация и Контрреформация

2


2

Рождение капиталистического общества

2


2

Зарождение абсолютизма

3


3

Нидерландская (буржуазная) революция

1


1

Английская буржуазная революция

1


1

Обобщающий урок

1


1

Часть 2. Эпоха Просвещения

7


7

Общество и государство в Эпоху Просвещения

1


1

Международные отношения в Новое время. Конец XV - XVIII вв.

1


1

Промышленный переворот в Англии

1


1

Война за независимость и образование США

1


1

Великая французская революция

2

1

3

Обобщающий урок

1


1

Часть 3. Страны Востока в XVI - XVIII вв.

2


2

Страны ислама в XVI - XVIII вв.

1


1

Индия, Китай и Япония в XVI - XVIII вв.

1


1

Итоговый урок

1


1

Итого

26

27

Календарно-тематический план курса «История России XVII - XVIII вв.»

Раздел. Тема урока

Всего часов

Дата проведения урока

По плану

Факт

1

Введение

1


Раздел 1. Смутное время

6

2

В преддверии Смуты


3

Лжедмитрий I


4

Царь Василий Шуйский


5

Лжедмитрий II


6

Междуцарствие


7

Второе ополчение и освобождение Москвы


8

Повторение и проверка знаний

1


Раздел 2. Россия при первых Романовых

9

9

Правление Михаила Федоровича


10

Царь Алексей Михайлович


11

Россия в XVII веке


12

Присоединение Украины к России


13

Раскол в Русской православной церкви


14

Народные волнения в 1660 - 1670-е годы


15

Сибирь в XVII веке


16

Просвещение и литература в XVII веке.


17

Культура и быт в XVII веке


18

Повторение и проверка знаний

1


Раздел 3. Эпоха реформ Петра 1

10

19

Наследники Алексея Михайловича


20

Начало правления Петра I


21

Начало Северной войны


22

Перелом в войне


23

Конец Северной войны


24

Государственные преобразования Петра I


25

Экономика при Петре I


26

Народные движения при Петре I


27

Преобразования в области культуры


28

Династия Романовых в первой четверти XVIII века


29

Повторение и проверка знаний

1


Раздел 4. Россия после Петра Великого

5

30

Наследники Петра I


31

Правление императрицы Анны Иоанновны


32

Брауншвейгское семейство


33

Императрица Елизавета Петровна


34

Русская культура в середине XVIII века



Раздел 5. "Золотой век" Екатерины Великой

8

35

Император Петр III


36

Екатерина II - личность и эпоха


37

Внешняя политика при Екатерине II


38

Движение Е.И. Пугачева


39

Внутренняя Политика Екатерины II


40

Правление Павла I


41

Просвещение и наука во второй половине XVIII века


42

Литература и искусство во второй половине XVIII века


43

Повторение и проверка знаний

1

Календарно-тематический план курса «Всеобщая история. История Нового времени»

Раздел, теме урока

Всего часов

Дата проведения урока

По плану

Факт

1

Введение в курс

1


Часть 1. Раннее новое время

15

2

Великие географические открытия и их последствия


3

Великие географические открытия и их последствия

4

Эпоха Возрождения и формирование научной картины мира


5

Эпоха Возрождения и формирование научной картины мира

6

Эпоха Возрождения и формирование научной картины мира

7

Реформация и Контрреформация


8

Реформация и Контрреформация

9

Рождение капиталистического общества


10

Рождение капиталистического общества

11

Зарождение абсолютизма


12

Зарождение абсолютизма

13

Зарождение абсолютизма

14

Нидерландская [буржуазная] революция

15

Английская буржуазная революция


16

Обобщающий контроль



Часть 2. Эпоха Просвещения

7

17

Общество и государство в эпоху Просвещения

18

Международные отношения в Новое время. Конец XV - XVIII вв.

19

Промышленный переворот в Англии

20

Война за независимость и образование США


21

Великая французская революция


22

Великая французская революция

23

Великая французская революция

24

Обобщающий контроль

1

Часть 3. Страны Востока в XVI - XVIII вв.

2

25

Страны ислама в XVI - XVIII вв.

26

Индия, Китай и Япония в XVI - XVIII вв.

27

Итоговый контроль

1


Требования к уровню подготовки учащихся в 7 классе

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

Знать/Понимать:

  • основные понятия, этапы и ключевые события и выдающихся деятелей истории России и всемирной истории с XVI по XIX вв.;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития за данный период.

Уметь:

  • соотносить даты всеобщей истории и истории России с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий изучаемого периода;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

  • осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • использовать для познания окружающего мира различные методы;

  • уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

  • обладать необходимыми коммуникативными умениями, уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

  • оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Повторительно - обобщающие уроки. Курс «История России VII - XVIII вв.»:

  1. Повторение и проверка знаний по теме: «Смутное время»

  2. Повторение и проверка знаний по теме: «Россия при первых Романовых»

  3. Повторение и проверка знаний по теме: «Эпоха реформ Петра I»

  4. Повторение и проверка знаний по теме: «Россия после Петра Великого»

  5. Повторение и проверка знаний по теме: «Золотой век» Екатерины Великой»

Повторительно - обобщающие уроки. Курс «Всеобщая история. История Нового времени»:

  1. Обобщающий контроль по части 1 «Раннее Новое время»

  2. Обобщающий контроль по части 2 «Эпоха Просвещения»

  3. Итоговый контроль






Норма оценки и контроля знаний:

Оценка «5» выставляется за такие знания, когда:

1. Ученик обнаруживает усвоение всего объема программного материала;

2. Выделяет в нем главные положения;

3. Осмысленно применяет полученные знания на практике;

4. Не допускает ошибок при воспроизведении знаний, а также в письменных работах и выполняет последние уверенно и аккуратно;

5. Легко отвечает на видоизмененные вопросы, на которые нет прямых ответов в учебнике.

Оценка «4» выставляется тогда, когда:

1. Ученик выявляет знания материала;

2. Отвечает без особых затруднений на вопросы учителя;

3. Умеет применять полученные знания на практике;

4. В устных ответах не допускает серьезных ошибок и легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя;

5. В письменных работах делает незначительные ошибки.

Оценка «3» выставляется за знания, когда:

1. Ученик обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов учителя;

2. Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы;

3. Допускает ошибки в письменных работах.

Знания, оцениваемые на «3», зачастую находятся на уровне представлений, их понятийный аспект является недостаточным.

Оценка «2» выставляется тогда, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть его не усвоена, а в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.

Требования к оценке:

  • оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого,

  • оценка должна выполнять стимулирующую функцию,

  • оценка должна быть всесторонней.

Критерии оценки тестового задания:

90-100% - отлично «5»;

70-89% - хорошо «4»

50-69% - удовлетворительно «3»;

менее 50% - неудовлетворительно «2».


















Список литературы

Основная литература (учебно - методическое обеспечение):

  1. Е.В. Пчелов «История России XVII - XVIII века», Москва, «Русское слово», 2012.

  2. О.В. Дмитриева «Всеобщая история. История нового времени», Москва, «Русское слово», 2011.

  3. Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по новой истории: 7 класс, М: ВАКО, 2006.

  4. Серов Б.Н., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории России, 7 класс, М: ВАКО, 2006.

  5. Фадеева Д.А. Контрольные работы по истории: 5 - 9 кл., пособие для учителя. М: Просвещение, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Анисимов Е.В.Елизавета Петровна. М.,1999

  2. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций

  3. Костомаров Н.И.Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Т. 1-3

  4. Немировский А.И. и др.; Сост. Самсонов А.И. История: 400 знаменитых имен и событий из всеобщей и отечественной истории для школьников. - М.: Дрофа, 2000.

  5. Пашков Б.Г. Русь - Россия - Российская империя. Хроника правлений и событий 862 - 1917 гг. - М.: ЦентрКом, 1997.

  6. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993

  1. CD - ROM Уроки Всемирной истории. Новая история

  2. CD - ROM Уроки Отечественной истории до 19 в.

Интернет - ресурсы

  1. ssu.samara.ru/nanka/- информация по гуманитарным наукам

  2. library.ru - информационно - справочный портал

  3. wikipedia.org - универсальная энциклопедия

  4. lesson.ru - уроки истории и обществознания


© 2010-2022