- Преподавателю
- История
- Конспект урока по всеобщей истории на тему Историческая карта (5 класс)
Конспект урока по всеобщей истории на тему Историческая карта (5 класс)
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Левчук И.В. |
Дата | 04.09.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Историческая карта
Цель урока: познакомить с понятиями «историческая карта», «план», «контурная карта»; показать какую информацию несет историческая карта; формировать навыки работы с исторической картой, планом, контурной картой
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
- Что изучает наука археология?
- Как работаю археологи?
I. Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами должны ответить на вопрос что такое карта? И зачем нужна историческая карта? В процессе урока мы с вами выясним и историю появления карт и познакомимся с людьми их составлявших.
Интересно, а как бы вы определили или перевели слово «карта»?
На немецком языке это слово означает «образец» или «подлинник», на греческом «папирус для письма». Сегодня карта - это пособие для изучения истории, географии и др.наук. Какие же бывают карты?
историческая карта - это изображение Земли или большой части земной поверхности в различные времена истории человечества.
- На исторической карте обозначаются места сражений, старинные крепости, линии фронтов, торговые пути, города, памятники культуры, которые относятся к определенному времени.
Рисунок 1
Что же можно узнать из карт?
Историческая карта
Помогает увидеть, какие изменения произошли на какой-либо территории
Отвечает на вопрос, где произошло событие
- Составители карт должны во много раз уменьшать изображение Земли и ее больших частей, чтобы они уместились на листе бумаги. Многие объекты на карте обозначены условными знаками. Их объяснения даются в разделе «Условные обозначения». Карта раскрашена различными цветами, содержит надпись.
Задание:
Внимательно рассмотрите карту «Завоевания Александра Македонского».
- О каких событиях истории рассказывает эта карта?
-
В какие страны совершал завоевательные походы А.Македонский?
-
Назовите места важнейших сражений?
-
Назовите города, основанные А.Македонским?
-
Назовите столицу Македонии?
-
Назовите столицу Персии.
-
Назовите столицу державы А.Македонского
Скажите, а вы изучаете географию и историю древнего мира? Тогда как вы смогли выполнить предложенные мною задания?
Вывод: карта представляет собой уменьшенную копию земной поверхности, то и объекты на ней обозначаются условными обозначениями и вы можете прочесть карту, даже не изучая предмет.
Карта дает необходимую информацию в минимальном объеме. Нужно только уметь прочитать условные обозначения.
Как же появились карты? В древности племена отмечали на камнях и скалах рисунками пути следования к местам охоты, поселениям или стоянкам. Но это были еще не карты. Самые первые карты появились в Древнем Китае
Правила работы с настенной картой
1. При показе территорий (государств, княжеств, областей) следует проводить указкой по границе.
2. Город обозначен кружком, следует показать его, а не надпись.
3. Карты всегда нарисованы так, что верх карты - это север, низ - юг, слева - запад, справа - восток. Движение по карте сопровождается обычно комментарием: двигались в восточном или западном направлении.
4. Реки нужно показывать от истока к устью, т.е. по течению.
5. Следует использовать специальную терминологию при работе с картой. Например, берега нужно называть правый и левый: «войска расположились на левом берегу…», населенный пункт или какой-то объект «выше» или «ниже» по течению реки.
Кроме карты ученые пользуются еще и планом.
В тетрадь: ПЛАН - Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение.
Отличие карты от планаДомашнее задание: записи в тетради, начертить план своей улицы, квартиры