Конспект урока по всеобщей истории на тему Историческая карта (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Историческая карта

Цель урока: познакомить с понятиями «историческая карта», «план», «контурная карта»; показать какую информацию несет историческая карта; формировать навыки работы с исторической картой, планом, контурной картой

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

- Что изучает наука археология?

- Как работаю археологи?

I. Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами должны ответить на вопрос что такое карта? И зачем нужна историческая карта? В процессе урока мы с вами выясним и историю появления карт и познакомимся с людьми их составлявших.

Интересно, а как бы вы определили или перевели слово «карта»?

На немецком языке это слово означает «образец» или «подлинник», на греческом «папирус для письма». Сегодня карта - это пособие для изучения истории, географии и др.наук. Какие же бывают карты?

историческая карта - это изображение Земли или большой части земной поверхности в различные времена истории человечества.

- На исторической карте обозначаются места сражений, старинные крепости, линии фронтов, торговые пути, города, памятники культуры, которые относятся к определенному времени.

Конспект урока по всеобщей истории на тему Историческая карта (5 класс)

Рисунок 1

Что же можно узнать из карт?

Историческая карта

Помогает увидеть, какие изменения произошли на какой-либо территории

Отвечает на вопрос, где произошло событие

- Составители карт должны во много раз уменьшать изображение Земли и ее больших частей, чтобы они уместились на листе бумаги. Многие объекты на карте обозначены условными знаками. Их объяснения даются в разделе «Условные обозначения». Карта раскрашена различными цветами, содержит надпись.

Задание:

Внимательно рассмотрите карту «Завоевания Александра Македонского».

- О каких событиях истории рассказывает эта карта?

  1. В какие страны совершал завоевательные походы А.Македонский?

  2. Назовите места важнейших сражений?

  3. Назовите города, основанные А.Македонским?

  4. Назовите столицу Македонии?

  5. Назовите столицу Персии.

  6. Назовите столицу державы А.Македонского

Скажите, а вы изучаете географию и историю древнего мира? Тогда как вы смогли выполнить предложенные мною задания?

Вывод: карта представляет собой уменьшенную копию земной поверхности, то и объекты на ней обозначаются условными обозначениями и вы можете прочесть карту, даже не изучая предмет.

Карта дает необходимую информацию в минимальном объеме. Нужно только уметь прочитать условные обозначения.

Как же появились карты? В древности племена отмечали на камнях и скалах рисунками пути следования к местам охоты, поселениям или стоянкам. Но это были еще не карты. Самые первые карты появились в Древнем Китае

Правила работы с настенной картой

1. При показе территорий (государств, княжеств, областей) следует проводить указкой по границе.

2. Город обозначен кружком, следует показать его, а не надпись.

3. Карты всегда нарисованы так, что верх карты - это север, низ - юг, слева - запад, справа - восток. Движение по карте сопровождается обычно комментарием: двигались в восточном или западном направлении.

4. Реки нужно показывать от истока к устью, т.е. по течению.

5. Следует использовать специальную терминологию при работе с картой. Например, берега нужно называть правый и левый: «войска расположились на левом берегу…», населенный пункт или какой-то объект «выше» или «ниже» по течению реки.

Кроме карты ученые пользуются еще и планом.

В тетрадь: ПЛАН - Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение.

Отличие карты от планаДомашнее задание: записи в тетради, начертить план своей улицы, квартиры



© 2010-2022