Программа курса по выбору для 5 класса «Учимся говорить без страха»

Многие думают, что оратор – это обязательно политик или общественный деятель, который выступает публично. НЕТ! Просто  в русском языке нет одного слова, которое могло бы выразить целую фразу: «человек, который умеет красиво и  убедительно говорить».  Как же  научиться говорить красиво, уверенно, убедительно и СОВСЕМ БЕЗ СТРАХА! Для этого необходимо посетить занятия  нашего курса!  Вы обязательно  научитесь строить устный ответ так же легко, как маленькие дети  собирают домик  из кубиков! Вы всегда сможете формулировать устные ответы на любую тему! Вы  никогда больше  не попадёте в  ситуации: «Все знаю, а выбрать, что сказать, не могу!»
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к программе курса по выбору «Учимся говорить без страха».

Программа курса, рассчитанная на учащихся 5- х классов, отвечает образовательно-воспитательным задачам.

«…Задача воспитания речи учащихся состоит в том, чтобы направить своеобразную мыслительную работу подростка в правильное русло, развить из незрелой, несовершенной речи правильно построенную внешнюю речь, подчинить речь и мышление учащихся формально-логическим законам…»

Сухомлинский В.А., 1975

«…Переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного воздействия, глобальные проблемы, решаемые только в результате сотрудничества сообществ, требует формирования современного мышления молодого поколения. Особую важность приобретают факты коммуникабельности и толерантности…» (Концепция модернизации российского образования).

Модернизация школы предполагает ориентацию образования на усвоение учащимися метапредметных знаний, развитие их как личности.

На современном этапе развития человеческого общества актуально формирование личности, владеющей запасом информации, ориентирующейся в любой речевой ситуации, способной построить своё высказывание в соответствии с этой ситуацией. Таким образом, речь школьников является одним из приоритетных направлений формирования коммуникативной компетентности.

Результаты исследований учёных показывают, что из всех видов речевой деятельности наименее востребованным является письмо - на него приходится лишь 9 % времени от общего объёма. Остальные 91 % приходится на устную речь. Значит устной речью в практической деятельности (в том числе и в учебной) учащиеся должны пользоваться значительно чаще, чем письменной.

Несмотря на это, занятия по развитию речи в школе:

- Это по преимуществу занятия по развитию письменной речи.

- Методика развития письменной речи разработана подробнее, чем методика развития устной речи.

-Работа по развитию письменной речи идёт более организованно, систематически. Устной же речью занимаются как бы попутно.

-Хорошо говорящие, как правило, хорошо излагают мысли и на письме, и наоборот, значительно реже хорошо пишущий и говорит также хорошо.

Такое положение было бы оправдано в том случае, если бы хорошее владение письменной речью автоматически сопровождалось развитием на том же уровне и устной речи или если бы второе было естественным и обязательным следствием первого.

Односторонний подход к развитию речи учащихся отрицательно сказывается на общих результатах работы ученика. Поэтому необходимо создать условия в школах для развития навыка устной речи учащихся.

Данные возрастной психологии свидетельствуют о том, что при переходе от младшего школьного возраста к подростковому должно качественно измениться мышление школьника. Суть изменений - в переходе от наглядно - образного мышления к гипотетико-рассуждающему мышлению, в основе которого лежит высокая степень обобщённости и абстрактности.

Необходимым условием формирования такого типа мышления является способность сделать предметом своей мысли саму мысль. Именно в младшем подростковом возрасте появляются все условия для этого. Учащиеся уже могут выходить за пределы конкретного, т.е. осуществлять отвлечённое мышление.

Эффективность мышления зависит от того, насколько логически правильно построена мысль. От того, насколько ученик овладел речевыми структурами, во многом зависит достигаемый субъектом уровень интеллектуального развития.

Проблема

На уроках происходит подмена развития устной речи развитием письменной

Учащиеся не получают в школе той суммы жизненно необходимых навыков устной речи, которые она должна им дать, потому что сравнительно мало говорят на уроках. Имеется в виду, конечно, речь организованная, целенаправленная, подчинённая учебным задачам. Чаще всего на уроках происходит подмена развития устной речи развитием письменной.

Для решения данной проблемы был разработан курс по выбору «Учимся говорить без страха».

Цель курса:

Создание условий для формирования метапредметных знаний у учащихся 5-х классов лицея № 8 (навыка построения устного монологического высказывания по заданной структуре)

Задачи:

-изучить путём диагностики состояние устной речи учащихся 5-х классов;

-познакомить учеников со структурой устного монологического ответа;

- составить совместно с детьми правила ведения диалога;

-разработать с учениками 5-х классов критерии оценки устного высказывания;

-отработать на практических занятиях курса навык построения устного высказывания.

Ожидаемый результат

  1. Владение монологической речью;

  2. Ведение диалога с целью взаимодействия с окружающими;

  3. Отстаивание своей точки зрения;

  4. Объективная оценка результата своей и чужой работы;

  5. Построение высказывания на заданную тему.


Критерии эффективности работы курса:

- сформированность умения отвечать на вопрос полным распространённым предложением;

- сформированность умения строить монологическое высказывание по заданной структуре;

- сформированность умения аргументировать выводы и отстаивать свою позицию.

Основные формы организации занятий:

  • беседа;

  • работа в группах;

  • игра;

  • тренинг;

  • творческая работа в «Тетрадях моих открытий».








Учебно - тематический план

Название занятия

Всего

часов

Форма

занятия

1

Вводное занятие.

(знакомство) «Снежный ком».


1

(наблюдение)

Тренинг

Диагностика

2

«Мы построим новый дом»


1

Беседа, игра,

Работа с ТМО (тетрадь моих открытий)


3

«Правила ведения диалога»


1

Просмотр видео, обсуждение содержания материала и составление памятки

4

«Что я говорю? Как я говорю?»


1

Игра, работа в группах,

Работа в ТМО (запись критериев оценки устного ответа)

5

«Учимся говорить: первые пробы».

Промежуточная диагностика

3

Тренинг,

работа над устным сообщением, устное выступление,

оценка выступлений, рефлексия.

Всего

7















Содержание


1. Вводное занятие (1 час)

Знакомство с учащимися. Наблюдение за тем, как ребята умеют слушать, объяснять другим свою точку зрения, отстаивать её. Актуализация проблемы. Диагностические замеры.

2. «Мы построим новый дом» (игра). (1часа)

Знакомство со структурой устного монологического высказывания (домиком). Творческая работа в тетради моих открытий (строительство домика-высказывания)

3. «Правила ведения диалога» (1час)

Творческая работа в тетради моих открытий (составление памятки о том, как правильно разговаривать с людьми). Игра.

4. «Что я говорю? Как я говорю?» (1часа)

Игра, работа в группах, над составлением критериев оценки устного выступления. Работа в ТМО (фиксирование критериев)

5. «Учимся говорить: первые пробы» (3 часов)

Тренинг, работа над устным сообщением, устное выступление,

оценка выступлений. Работа в группах, представление результатов работы групп, оценка по разработанным ранее критериям. Занесение результатов в таблицу (ТМО). Рефлексия (круг общения).





Литература



1) В.А. Аннушкин. Риторика. Пермь, 1994 год.

2) Анатолий Гин. Приёмы педагогической техники.

Пособие для учителя. Издательство «ВИТА-ПРЕСС», М., 2002 год.

3) Л.А. Горбушина. Выразительное чтение и рассказывание.

М. Просвещение, 1975 год.

4) С.Ф. Иванова. Искусство диалога или беседы о риторике.

Пермь, 1992 год.

5) Н.А. Купина. Русское красноречие. Пермь, 1993 год.

6) Н.П. Лакалова. Уроки психологического развития в средней школе

5-6 классы. «ОСЬ-89», 2001 год

7) М.М. Разумовская. Русский язык 5, 6, 7 кл. , методические рекомендации.

М,: ДРОФА, 2000 год.

8) А.В. Текучев. Методика русского языка в средней школе.

М.: Просвещение 1970 год.









© 2010-2022