Рабочая программа по истории 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Календарно - тематическое планирование по Истории Средних веков 6 класс


Дата

Тема урока

Вид деятельности, контроля

Домашнее задание

1

Введение. Живое средневековье.

Беседа

с.7-11

Становление средневековой Европы (VI-XI века). 5 часов

2

Государство франков в 6-8 вв.

Задания с кратким ответом

§ 1

3

Христианская церковь в VI - VIII веках.

Вопросы

§ 2

4

Возникновение и распад империи Карла Великого..

Работа с учебником

§ 3

5

Феодальная раздробленность

§ 4


6

Англия в Средних веках.

Задания с кратким ответом

§ 5


Византийская империя и славяне в VI - XI веках. 3 часа

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

Беседа

§ 6

8

Культура Византии.

Сообщения

§ 7

9

Образование славянских государств.

Работа с картой

§ 8

Арабы в VI - XI веках. 2 часа

10

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Работа с учебником

§ 9

11

Культура стран халифата.

Сообщения

§ 10

Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. 4 часа

12

Средневековая деревня и её обитатели.

Работа в группах

§ 11

13

В рыцарском замке.

Работа с учебником

§ 12

14

Формирование средневековых городов.

Составление конспекта

§ 13

15

Горожане и их образ жизни. Торговля в Средневековье

Вопросы

§ 14,15

Католическая церковь в XI - XIII веках. 3 часа

16

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

Вопросы

§ 16

17-18

Крестовые походы.

Работа в группах

§ 17

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV века). 5 часов

19

Как происходило объединение Франции.

Задания с кратким ответом.

§ 18

20

Что англичане считают началом своих свобод.

Беседа

§ 19

21

Столетняя война.

Вопросы

§ 20

22

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии.

Фронтальный опрос, работа в группах

§ 21

23

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Задания с кратким ответом.

§ 22

Германия и Италия в XII - XV веках. Славянские государства и Византия в XIV - XV веках. 3 часа

24


Германия и Италия в 12-15 вв.

Задания с развёрнутым ответом

§ 23

25

Гуситское движение в Чехии.

Задания с кратким ответом.

§ 24

26

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Работа с учебником

§ 25

Культура Западной Европы в XI - XV веках. 4 часа

27

Образование и философия.

Сообщения

§ 26

28

Средневековая литература и искусство.

Работа в группах

§ 27 -28

29

Культура раннего Возрождения в Италии.

Сообщения

§ 29

30

Научные изобретения и открытия.

Сообщения

§ 30

Народы Азии. Америки и Африки в Средние века. 4 часа

31

Средневековый Китай.

Таблица

§ 31

32

Индия. Государства и культура.

Фронтальный опрос

§ 31

33

Государства и народы доколумбовой Америки. Африка.

Задания с кратким ответом

§ 32

34

Наследие Средних веков в истории человечества.

Самостоятельная работа

с. 277


Календарно-тематическое планирование по курсу «История России» 6 класс

урока

Тема урока

Дата проведения

Виды деятельности

Домашнее задание

Введение (1 ч.)

Введение в историю России.

Знакомство с учебником

Читать введение, термины учить.

Раздел 1. Восточные славяне и их соседи (2 ч.)

Древние люди на территории нашей страны.

Работа в группах

§1, стр.13, работа с документом.

Восточные славяне в древности и их соседи.

Работа с учебником.

§2, работа с картой

Раздел 2. Древнерусское государство. IX - первая половина XII века (10 ч.)

Предпосылки создания государства у восточных славян

Работа с материалом учебника

§3, термины учить.

Становление Древнерусского государства.

Работа с картой.

§4, ,документ, стр. 35-36.

Первые русские князья.

Индивидуальные и групповые формы работы, составление таблицы

таблица первые князья

Князь Владимир. Крещение Руси.

Работа с текстом параграфа

§5,вопрос 4 письменно

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Работа в группах

§6., изучить.

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого.

Работа с учебником

§9, стр.73-77.

Культура Древней Руси.

Сообщения

§7, таблица по произведениям культуры и искусства.

Быт и нравы Древней Руси

Сообщения, конспект

§8, задание 5 письменно

Киевская Русь: начало государственности.

Индивидуальные задания

§3-8.

Древнерусское государство

Тестирование

Раздел 3. Раздробленность русских земель (9 ч.)

Раздробление Древнерусского государства.

Работа в группах, составление конспекта

§9, стр.78 - 83, документ.

Владимиро-Суздальское княжество.

Работа в группах, составление конспекта

§10-11, стр. 84-89

Великий Новгород.

Работа в группах, составление конспекта

§10-11, стр.89-94.

Монгольское нашествие на Русь. Тест по княжествам.

Тестирование

§12, работа с картой.

Борьба русских земель с западными завоевателями

Работа с картой, работа в группах

§13, карта, документ, стр. 113-114.

Русь и Орда.

Работа с учебником

§14, задание 6 письменно.

Русь и Литва.

Работа с учебником

§15,задание 2, стр. 127

Культура русских земель

Сообщения, работа в группах

§16, таблица, документ стр.136-138.

Раздробленность на Руси. Урок рубежного контроля.

Развернутые ответы на вопросы

Раздел 4. Народы и государства на территории нашей страны в XIII - XIV веках (6ч.)

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси.

Работа с учебником

§17,18, вопросы, стр.146., задание 4 письменно.

Московское княжество в конце 14-середине 15 века

Ответы на вопросы

§19, вопросы

Создание единого русского государства.

Работа с учебником

§20

Церковь и государство.

Работа в группах

§22, вопрос 6.

Культура и быт в 14- 16 веке

Индивидуальные задания, сообщения

§26

Основные социальные слои Российского государства в 14- начале 15 века.

Составление таблицы, работа с учебником

§21, термины.

Раздел 5. Московское государство в 16 веке (8 ч.)

Начало правления Ивана 4.

Работа с учебником

§23

Реформы Избранной рады.

работа в группах, составление таблицы

§23, документ

Внешняя политика Ивана 4

Работа с картой

§24, карта

Опричнина

Работа с учебником

§25, задание 4 .

Культура в 16 в.

Сообщения, индивидуальные задания

§27, таблица.

Быт 15-16 вв.

сообщения

§28, вопросы и задания стр. 55.

Урок рубежного контроля по теме: Народы и государства на территории нашей страны в XIII - XVI веках

Фронтальный опрос, ответы на вопросы

Повторить термины и даты для самостоятельной работы.

Урок итогового контроля по курсу «История России с древнейших времён до начала 16 века».

Развернутые ответы на вопросы, тестирование









Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Актуальность

Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 6 класса к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? кто мы? кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие учениками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности, во-вторых, освоение ими знаний об истории человеческих цивилизаций и особенностях исторического пути других народов мира.

Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности для самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.

Главная цель изучения истории в 6 классе - образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения истории в 6 классе:

  • формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонацио-нальной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • формирование представлений об истории Средних веков как части общемирового исторического процесса;

  • овладение учащимися знаниями о социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах средневекового общества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

  • оценка значения политического и культурного наследия Средневековья для современности.

  • продолжить формирование умений работы с интернет - ресурсами, интерактивными задачниками и электронными пособиями по истории.

Требования к результатам обучения и освоения содержания

курса истории в 6 классе


Изучение истории в 6 классе способствует развитию у учащихся значительного круга компетентностей: социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. При этом можно выделить личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в 6 классе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в 6 классе:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 6 класса включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания

  • умения изучать информацию различных исторических и источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории.

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Комплект учебных материалов для ученика


Учебники:

1. Е.В.Агибалова, Г.М. Донской «История средних веков», М., Просвещение, 2007г.

2. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца XVI века» (М: Просвещение, 2009г).

Справочная литература:

1. Школьная энциклопедия «История Средних веков» (М. Олма-пресс,2003г)

2. Школьная энциклопедия «История России IX - XVI века» (М. Олма-пресс,2003г)

3. Серия «Эрудит» справочник « История России с древнейших времён до конца XV века»

(М. Мир книг,2006г)

4. А.А.Данилов, Справочник школьника «История России IX- XIX века» (М.Дрофа 2002г.)

5. А.А.Данилов Справочное пособие «История России в таблицах IX- XIX века»

6. Полный энциклопедический справочник «История России в картах, схемах, таблицах» (М.Олма-Пресс,2001 г.)

Комплект учебных материалов для учителя

1. О.В.Арасланова, К.А.Соловьев Поурочные разработки «История Средних веков», «История России с древнейших времён до конца 16 века для 6 класса» М., Вако, 2010

2. К.А.Соловьев, Б.Н.Серов.Поурочное разработки по истории России с древнейших времен до конца XVIв., М.,Вако,2009

3.Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» 2010 год.

Место учебного предмета «История» в базисном учебном плане


Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 классе в общем объеме - 70 часов, по 2 часа в неделю.

Содержание курса история для 6 класса

Содержание учебного предмета «История» в 6 классе изложено в виде двух курсов. Это «История Средних веков» (36ч) и курс «История России с древнейших времён до конца 16 века» (занимающий приоритетное место по объему учебного времени - 32 ч). Содержание курса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по истории.

Курс «История Средних веков» представлен в контексте единого мира, что призвано сформировать у учащихся понимание всеобщности человеческой истории. Предлагаемая таким образом последовательность изучения материала позволяет сравнивать развитие средневековых обществ, различные процессы, отдельных личностей и культур. Учащиеся получают возможность проводить исторические параллели, анализировать и делать выводы. В рамках курса рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия Средневековья. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

Курс «История России с древнейших времён до конца 16 века» это первый систематический курс истории России в процессе изучения которого учащимся предстоит узнать основные процессы и события, происходившие в этот хронологический отрезок времени. Курс состоит из 4 разделов: Древняя Русь, Русь удельная, Русь между Востоком и Западом, Московская Русь. Особое внимание будет уделяться процессам образования государственности на Руси, их причинам и следствиям. В 6 классе у учащихся необходимо формировать умения выяснять причинно-следственные связи, устанавливать связи между теми или иными событиями, анализировать исторические документы, выделять в них главное.

Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Большое внимание уделяется тому, чтобы учащиеся находились в мире синхронизированной, сравнительной истории, что является непременным условием прогрессивного исторического мышления.

Основу курса по истории для 6 класса составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство - исторические карты Средневековых государств

3. Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей.

  • формирование и развитие человеческих общностей - социальных, этно-национальных, религиозных и др.;

  • развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества;

  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире; развитие религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; духовной и художественной культуры: многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность): проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связующая все названное выше, - человек в истории. Она предполагает характеристику:

а) условий жизни и быта людей в средневековье;

б) их потребностей, интересов, мотивов действий;

в) восприятия мира, ценностей

г) жизни и деятельности отдельно взятого человека в контексте времени.


Основное содержание курса «Всеобщая история. История Средних веков»

Раздел Начало Средневековья.

Понятие «Средние века». Хронологические рамки средневековья. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Культурное наследие Византии. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Культура мусульманского мира.

Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Создание и распад империи Карла Великого. Норманнские завоевания.

Раздел Средневековая Европа

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии. Культура городов. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус

Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Раздел Дальние страны

Государства Центральной Азии в средние века. Империя Чингис-хана. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Средневековая Япония. Японское военное искусство. Средневековая Африка. Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя

Основное содержание курса «История России с древнейших времён до конца XVI в.»


.Раздел Древняя Русь в 9-12 вв.

Что изучает история Отечества. История России - часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона - часть истории России. Источники по российской истории.

Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.

Древняя Русь в VIII - первой половине XII в. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.

Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество. Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи.

Культура Древней Руси. Устное народное творчество. Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоев населения.

Раздел Средневековая Русь. Русские земли в XII - XIII в.

Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, социально-политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры. Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды, ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Культура Руси: 30-е гг. XII - XIII в. Летописание. Каменное строительство в русских землях (храмы, города-крепости). Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля.

Раздел Московская Русь в XIV - XV в.

Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куковская битва, ее значение.

Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., ее итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Орды. Иван III. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Судебник 1497 г. Экономическое и социальное развитие Руси в XIV-XV вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы.

Религия и церковь в средневековой Руси. Роль Православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва - Третий Рим».

Культура и быт в XIV-XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники Куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф.Грек, А.Рублев)

Раздел Московское государство в XVI в.

Социально-экономическое и политическое развитие. Иван IV. Избранная Рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Стоглавый собор. Опричнина: причины, сущность, последствия.

Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия.

Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян.

Культура и быт Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатание (И.Федоров). Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы). Живопись Дионисий Быт, нравы, обычаи. «Домострой».

Тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Контроль знаний

История Средних веков

1

Введение

1

2

Становление средневековой Европы

5

3

Византийская империя и славяне в 6-11 вв.

3

4

Арабы в 6-11 вв.

2

5

Феодалы и крестьяне в средневековой Европе

4

6

Католическая церковь в 11-13 вв.

3

7

Образование централизованных государств в Средневековой Европе

5

8

Германия и Италия в 12-15 вв. Славянские государства и Византия в 14-15 вв.

3

9

Культура Западной Европы в 11-15 вв.

4

10

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

4

1

История России

1

Введение

1

2

Восточные славяне и их соседи

2

3

Древнерусское государство

10

1

4

Раздробленность русских земель

9

1

5

Народы и государства на территории нашей страны в 13-14 вв.

6

6

Московское государство в 16 веке.

8

1

Итого 70


© 2010-2022