Методические рекомендации для проведения семинарского занятия

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней №57

Министерства образования

Донецкой Народной Республики





Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий по предмету «История Отечества»







Разработала: Нимак Елена Константиновна

учитель истории и обществоведения






г.Донецк-2016

Содержание

  1. Пояснительная записка.

  2. Методика проведения семинарского занятия.

  3. Подготовка к проведению семинарского занятия, основные его этапы.

  4. Основные критерии оценки качества семинарского занятия.

  5. Памятка для учащихся.

  6. Организация

  7. Приложение 1

  8. Приложение 2

  9. Приложение 3

Пояснительная записка

Этимология термина «семинар» от лат. «seminarium» - рассадник и связано с функцией «посева» знаний от учителя к ученику и «прорастании» их в сознании учащихся, способных самостоятельно мыслить и использовать знания на практике.

Семинары проводились в древних греческих и римских школах как объединение диспутов, сообщений учеников, комментариев и выводов учителя. Сегодня семинар является одним из основных видов практических занятий, которые формируют основы самообразовательной деятельности учащихся, умение работать с дополнительной литературой,историческими источниками, формируют культуру научного мышления.

Семинарские занятия по курсу «История Отечества» призваны закрепить и укрепить теоретические и практические знания учеников, полученные ими в результате изучения первоисточников, лекционного материала, а так же рекомендованной и дополнительной литературы; прививать навыки использования полученных знаний в решении практических задач познания окружающей исторической действительности; пробудить у учеников интерес к историческому прошлому Отечества и исследовательской работы по исторической проблематике; научить вести дискуссию и содействовать развитию национального самосознания.

Главная цель семинарского занятия -расширение знаний по наиболее сложным вопросам изучаемой темы, которые не получили дополнительного освещения и требуют использования нескольких источников.

Семинар предназначен для углубленного изучения предмета, овладение методологией, применительно к особенностям изучаемого предмета. На семинарах учащиеся закрепляют знания, полученные на уроках или из книг, в процессе их пересказа или обсуждения. Подготовка к занятиям по первоисточникам, а не только по учебникам, выступление с сообщениями расширяют знания учеников по предмету.

Дидактические цели семинара: углубление, систематизация и закрепление знаний, превращение их в убеждения; проверка знаний; привитие умений и навыков самостоятельной работы с книгой; развитие культуры речи, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы слушателей; умение слушать других, задавать вопросы.

Задачи: стимулировать регулярное изучение программного материала, первоисточников; закреплять знания, полученные на уроке и во время самостоятельной работы; обогащать знаниями благодаря выступлениям товарищей и учителя на занятии, корректировать ранее полученные знания.

Функции семинарского занятия:

-учебная (углубление, конкретизация, систематизацию знаний, усвоенных во время занятий и в процессе самостоятельной подготовки к семинару);

- развивающая (развитие логического мышления учащихся, приобретение ими умений работать с различными литературными источниками, формирование умений и навыков анализа фактов, явлений, проблем и т.д.);

- воспитательная (воспитание ответственности, работоспособности, воспитание культуры общения и мышления, привитие интереса к изучению предмета, формирование потребности рационализации н учебно-познавательной деятельности и организации досуга)

- диагностическая -коррекционную и контролирующую (контроль за качеством усвоения студентами учебного материала, выявление пробелов в его усвоении и их преодоления)

Стимулирование интеллектуальной деятельности. На семинарском занятии могут активизироваться мнемическая и мыслительная деятельность учеников. В зависимости от степени активизации мыслительной деятельности учащихся формы организации семинарских занятий можно разделить на два типа:

1) репродуктивный и 2) продуктивный. Репродуктивный тип организации занятия предполагает, прежде всего, активизацию мнемических способностей учащихся. Они должны запомнить и пересказать определенный учебный материал на основе материала лекций или учебников или первоисточников. Продуктивный тип организации занятия предполагает активизацию мыслительных способностей учащихся. Они должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оценить, сделать умозаключение на основе услышанного или прочитанного материала. Такой характер занятию придает постановка вопросов следующего типа:

Чем отличается? Что общего между...; Какие механизмы...; Выделите достоинства и недостатки. Семинар позволяет осуществлять текущий контроль результатов самостоятельной работы, умение работать с первоисточником, составлять конспект; овладение навыками самостоятельного выступления с устным докладом; выявление индивидуальных трудностей в обучении у отдельных учащихся; обучение правилам ведения дискуссии и умению слушать партнера; выявление личных особенностей, которые могут позитивно сказаться на всем процессе обучения.

Семинар призван способствовать наиболее полному раскрытию содержания обсуждаемой на нем темы, обеспечить наибольшую активность учащихся в решении познавательных и воспитательных задач. Гибкость видов семинарских занятий, широкие возможности постоянного их совершенствования позволяют учителю наиболее полно осуществлять обратную связь с обучаемыми, выясняя для себя ряд вопросов, имеющих важное значение для постановки всего учебного процесса. В практике проведения семинаров сложился ряд видов:

  • вопросно-ответный;

  • развернутая беседа на основе заранее врученного ученикам плана семинарского занятия;

  • устные доклады учащихся с последующим обсуждением их;

  • обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными учениками; теоретическая конференция;

  • семинар-диспут комментированное чтение первоисточников;

  • решение задач и упражнений на самостоятельность мышления;

  • работа с так называемыми обучающими и экзаменующими машинами;

  • семинар по материалам конкретных социальных исследований, проведенных учениками под руководством учителя;

  • семинар-экскурсия в музеи или по памятным историческим местам;

  • контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением;

  • семинар-коллоквиум; семинар-пресс-конференция.

Все виды семинаров в большей или меньшей степени связаны между собой и нередко переходят друг в друга. Наиболее распространенным видом проведения семинарских занятий является развернутая беседа. Данный вид предполагает подготовку учеников по всем вопросам семинара с единым перечнем рекомендованной литературы; выступления учащихся; обсуждение выступлений, вступление и заключение учителя по отдельным вопросам и семинару в целом.

2. Методика проведения семинарского занятия

Семинарские занятия - один из наиболее действенных видов обучения. Семинар - вид учебных занятий, при котором в результате предварительной работы над программным материалом учителя и учеников, в обстановке их непосредственного и активного общения решаются задачи познавательного и воспитательного характера. В учебно-воспитательном процессе семинарские занятия выполняют многообразные задачи:

- стимулируют регулярное изучение программного материала, первоисточников;

- закрепляют знания, полученные на уроке и во время самостоятельной работы;

- обогащают знаниями благодаря выступлениям товарищей и учителя на занятии, корректируют ранее полученные знания;

- способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения; прививают навыки устного выступления по теоретическим вопросам, приучают свободно оперировать историческими понятиями и категориями;

- создают широкие возможности для осознания и использования знаний по предмету как средства познания и преобразования мира, применения наиболее общих понятий и принципов к анализу общественных явлений и научных проблем;

- предоставляют возможность учителю систематически контролировать как самостоятельную работу обучаемых, так и свою работу.

Семинар - своеобразный коллективный труд, при котором учащиеся и учитель объединяются в один общий процесс его подготовки и проведения. Для обучаемых главная задача состоит в том, чтобы усвоить содержание учебного материала темы, которая выносится на обсуждение, подготовиться к выступлению и дискуссии. Преподаватель помимо собственной подготовки к семинару должен оказать действенную методическую помощь обучаемым.

Особое место в подготовке семинара занимает консультационная работа учителя. Как свидетельствует опыт, консультации могут быть двух видов - групповые и индивидуальные. На групповой консультации учитель обычно называет тему предстоящего семинарского занятия, вопросы и порядок их обсуждения; дает краткий обзор источников и раскрывает их значение для наиболее полного рассмотрения соответствующих теоретических проблем. При этом он обращает внимание на наиболее сложные вопросы, которые могут вызвать затруднения, дает советы о путях их преодоления; рекомендует наиболее целесообразные способы организации самостоятельной работы. Проведение индивидуальных консультаций проводится учителем в специально отведенное время. В этом случае к нему за помощью могут обратиться как те, кто испытывает трудности в изучении данной темы.

Начинается семинар со вступительного слова преподавателя (3-5 мин.). В нем педагог называет тему семинара, цель, замысел и задачи, обращает внимание на узловые проблемы для обсуждения, указывает порядок проведения занятия. По форме вступительное слово должно быть лаконичным, логически стройным, обладать эмоционально-психологической действенностью. Важнейшей частью семинарского занятия является обсуждение вопросов. В зависимости от формы занятия преподаватель, сформулировав первый вопрос, предлагает выступить желающим или сделать сообщение (фиксированное выступление), заранее подготовленное учениками. Успех семинара во многом зависит от содержания выступлений, докладов, рефератов учеников. Поэтому учителю важно определить к ним требования, которые должны быть достаточно четкими и в то же время не настолько регламентированными, чтобы сковывать творческую мысль обучаемых. Как показывает опыт проведения семинаров, в выступлениях учеников должны получить отражение теория рассматриваемого вопроса, анализ соответствующих принципов и подходов. Выдвинутые теоретические положения должны быть подкреплены фактами, примерами. Порядок ведения семинара может быть самым разнообразным, в зависимости от его формы и тех целей, которые перед ним ставятся. Но в любом случае необходимо создавать на нем атмосферу творческой дискуссии, живого, заинтересованного обмена мнениями. Однако дискуссия не самоцель. Она полезна, если способствует глубокому усвоению обсуждаемого вопроса. В ходе семинара важно, чтобы учащиеся внимательно слушали и критически оценивали выступления товарищей. Руководителю семинара не следует сразу после выступления ученика делать ему замечания. Лучше предоставить эту возможность самим участникам семинарского занятия. В методике проведения семинаров по истории существуют особые тенденции. Сюда в первую очередь надо отнести постановку проблемных вопросов при проведении занятия, повышение роли диалога и дискуссии, более активный выход на постановку и обсуждение острых вопросов жизни, отказ все большего числа обучаемых от использования во время выступления подробных записей. Важным элементом семинара является заключительное слово учителя. Оно может быть общим - в конце семинара и частным - после обсуждения отдельного вопроса плана семинара. В заключительном слове в конце семинара учитель:

1) дает общую оценку прошедшего занятия (уровень подготовленности обучаемых к семинару, активность участников, степень усвоения проблем);

2) осуществляет анализ и оценку выступлений, соблюдая при этом объективность и исключительную корректность;

3) кратко раскрывает вопросы, не получившие глубокого освещения на семинаре;

4) дает задание на дальнейшую работу.

Глубокому и осмысленному усвоению учебного материала способствует дискуссия на семинаре.

Дискуссия - метод активного включения обучаемых в коллективный поиск истины, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса. Она требует от учеников напряженной самостоятельной работы, рождает у каждого из них потребность высказать собственную точку зрения, свое мнение по обсуждаемому вопросу. Дискуссия на семинаре возникает разными путями:

1) непроизвольно, стихийно, как реакция на нестрогое изложение материала, ошибочную формулировку или неоднозначное понимание обсуждаемого вопроса участниками семинара;

2) планируется и организуется учителем.

Дискуссия на семинаре должна быть доброжелательной и корректной. Этика дискуссии предполагает, чтобы ее участники проявили принципиальность и последовательность в суждениях, ответственность за свое выступление. Это выражается в научной весомости замечаний и контраргументов, содержательности выражаемой мысли, точности в определении понятий, полноте и правильности изложения мысли оппонента при критическом анализе. Успешное проведение занятий по истории во многом обусловлено выбором наиболее рациональной формы проведения семинарского занятия.

Семинар - развернутая беседа с обсуждением доклада, проводится на основе заранее разработанного плана, по вопросам которого готовится вся учебная группа. Основными компонентами такого занятия являются: вступительное слово преподавателя, доклад обучаемого, вопросы докладчику, выступления студентов по докладу и обсуждаемым вопросам, заключение преподавателя. Развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждение изучаемых вопросов наибольшее число обучаемых. Разумеется, при использовании всех средств активизации: постановки хорошо продуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов, умелой концентрации внимания на наиболее важных проблемах, умения обобщать и систематизировать высказываемые в выступлениях идеи, сопоставлять различные точки зрения, создавать обстановку свободного обмена мнениями. Данная форма семинара способствует выработке у обучаемых коммуникативных навыков. В ходе такого рода семинаров могут быть заслушаны фиксированные выступления по наиболее важным, но трудным вопросам.

Семинар - обсуждение письменных рефератов. На обсуждение занятия выносятся, как правило, 1-2 письменных реферата - работы, посвященные какой-либо исторической проблеме. После ответа на вопросы и выступления оппонентов развертывается дискуссия по вопросу реферата. В конце занятия преподаватель оценивает содержание реферата.

Пресс-конференция является одной из разновидностей семинара -обсуждения докладов. По каждому вопросу плана семинара преподавателем назначается группа обучаемых (3-4 человека) в качестве экспертов. Они всесторонне изучают проблему и выделяют докладчика для изложения тезисов по ней. После первого доклада участники семинара задают вопросы, на которые отвечают докладчик и другие члены экспертной группы. Вопросы и ответы составляют центральную часть семинара. Как известно, способность поставить вопрос предполагает подготовленность по соответствующей теме. И чем основательнее подготовка, тем глубже и грамотней задаются вопросы. На основе вопросов и ответов развертывается творческая дискуссия, итоги которой подводят сначала докладчик, а затем преподаватель. Аналогичным образом обсуждаются и другие вопросы плана семинарского занятия. В заключительном слове учитель подводит итоги обсуждения темы, оценивает работу экспертных групп, определяет задачи самостоятельной работы.

Семинар - круглый стол. Данная форма отличается тем, что для участия в семинаре приглашаются специалисты-ученые, деятели искусства, представители общественных организаций, государственных органов и т.п. В процессе коллективной работы вместе с руководителем семинара, с приглашенными специалистами ученики обмениваются информацией, усваивают новые знания, учатся спорить, убеждать, анализировать. Для таких семинаров характерны демократичность, активный характер обсуждения вопросов, побудительность к самостоятельному творческому мышлению. Начинается круглый стол с выступления учителя, затем сообщения делают участники семинара (одно-два выступления по 7-10 мин.). После этого специалисты отвечают на вопросы, которые учитель были предусмотрены в процессе подготовки круглого стола и вовремя его. В ходе обсуждения этих вопросов ученики вступают в диалог с приглашенными специалистами, выражают свое отношение к рассматриваемым проблемам. Специалисты также получают возможность представить свою точку зрения на указанную проблему. Завершается круглый стол подведением итогов учителем. Он анализирует глубину раскрытия проблем и актуальность вопросов, поставленных на семинаре, организацию, методику, степень участия обучаемых в обсуждении, благодарит гостей. Важным достоинством круглого стола является широкая возможность получить квалифицированные ответы по наиболее актуальным и сложным для самостоятельного осмысления проблемам и высказать, в свою очередь, их понимание учениками.

Каждая из рассмотренных форм семинарских занятий имеет как сильные, так и слабые стороны, поэтому целесообразно всякий раз выбирать ту форму, с помощью которой можно наилучшим образом достигнуть цели на предстоящем занятии. Надо учитывать, что использование в учебно-воспитательном процессе различных форм семинаров оправдано, так как способствует самообразовательной деятельности учащихся и смена характера мыслительной деятельности обостряет интерес обучаемых к теоретическим проблемам, активизирует их внимание и творческое мышление. Учитель имеет право на выбор, как формы, так и методики проведения семинарских занятий.

3. Основные критерии оценки качества знаний семинарского занятия (10 баллов):

1. Выдвижение четкой аргументированной проблемы (2 б.)

2. Выделение и сообщение ученикам главных вопросов, наличие новинок в списке литературы (2б)

3 Организация семинара - умение начинать и поддерживать дискуссию,

конструктивный анализ всех ответов учеников, оптимальная информативность и наполненность учебного времени обсуждением проблем (2б.)

4. Постановка актуальных вопросов, стиль проведения семинара - оживленный, наличие элементов дискуссии, или вялый, не вызывает интереса (2б)

5. Отношение учителя к ученикам - уважительное, уравновешенное, толерантное, справедливо требовательное или безразлично. (2б)

6. Отношение учеников к занятию - заинтересовано ли равно, конструктивно критическое или отрицательное (2б)

7. Качество управления классом - учитель быстро устанавливает контакт с участниками семинара, уверенно и свободно держится, взаимодействие с группой носит педагогически целесообразный характер и охватывает всех учеников или, наоборот, учитель делает много замечаний, разговаривает на повышенных тонах, опирается в работе на нескольких учеников, а другие остаются пассивными. (2б)

8. Комментарии и выводы учителя - квалифицированные, доказательные, убедительные, или, наоборот, неквалифицированные, несущественные, не содержат в себе содержательных рекомендаций, качество оценки учебно-познавательной деятельности учеников. (2б)

9. Качество организации самостоятельной работы учащихся и определения темы следующего занятия и рекомендации по подготовке, изучение основных и дополнительных источников, интернет - ресурсов. (2б)

10. Знания учеников, обнаруженные на семинарах и других практических занятиях, необходимо комментируются и обязательно оцениваются. Оценки заносятся в журнал и учитываются при выставлении итоговой оценки по предмету. (2б.)

4. Памятка для учащихся

1. Работайте самостоятельно ежедневно в одно и то же время. Формируйте в себе привычку к постоянному умственному труду. Если сначала будет трудно, вспомните пословицу: «Ученье и труд все перетрут.».

2. Планируйте умственный труд и досуг, это позволяет работать четко и ритмично.

3. Чередуйте умственный труд и отдых, это способствует повышению работоспособности.

4. Определяйте конкретно, что нужно сделать сегодня, но не забывайте о перспективе. Выполнение сложной работы можно осуществлять отдельными частями.

5. В период отдыха шагайте, активно двигайтесь, занимайтесь физическим спортом.

6. Обеспечивайте себе полноценный сон, ведь это биологическая потребность организма.

7. Организуйте рабочее место, от этого зависит производительность вашего труда.

8. Подводите итоги выполненного, вносите коррективы в еженедельный план.

9. Оформляйте результаты своего труда в виде записей. Помните, что "Не записанное мнение - потерянное сокровище." (Д.И. Менделеев)


5. Организация подготовки семинарского занятия

1. Сообщить тему и план семинара

2. Предложить для самостоятельного изучения основную и дополнительную литературу

3. Предоставить устные или письменные советы по подготовке к семинарам.

4. Предоставить ученикам индивидуальные задания и при необходимости провести консультацию по теме семинара.

Методика управления семинаром зависит от многих факторов: дидактической цели, педагогического мастерства преподавателя, готовности и активности студентов и др. В наиболее общем виде типичная структура семинарского занятия имеет следующий вид:

Этапы семинара. Содержание и характеристика этапа.

Организационная часть

Цель - мобилизовать учащихся к обучению; активизировать их внимание, создать рабочую атмосферу для проведения занятия Этап содержит приветствие учителя с учениками, выявление отсутствующих, проверку подготовки к занятию.

Мотивация и стимулирование учебной деятельности

Предусматривает формирование потребности изучения конкретного учебного материала, сообщение темы, цели и задач семинара Мотивация способствует четкому осознанию цели семинара, состоит в достижении конечного, запланированного результата совместной деятельности учителя и учеников.

Обсуждение

проблем, вынесенных на семинарское занятие

Заключается в обсуждении и управлении процессом рассмотрения основных вопросов семинара согласно выбранному виду и методики его проведения. Учитель должен позаботиться о поэтапном обсуждении и понимании учениками изученной учебной информации.

Диагностика правильности усвоения учениками знаний

Состоит в выяснении причин непонимания определенного элемента содержания учебной информации, неумение или ложности выполнения интеллектуальной или практической деятельности. Осуществляется с помощью серии оперативных х кратковременных контрольных работ, устных фронтальных опросов.

Подведение итогов

Предполагает краткое сообщение о выполнении намеченной цели, задач занятия (анализ того, что было рассмотрено, качество деятельности класса и отдельных учеников, оценки их работы)

Организация самостоятельной работы учеников

Содержит объяснение содержания задачи, методики его выполнения, краткую аннотацию рекомендованных источников информации, предложения по выполнению индивидуальных заданий

Главная цель семинарского занятия -расширение знаний по наиболее сложным вопросам изучаемой темы, которые не получили дополнительного освещения и требуют использования нескольких источников. При любой форме семинарских занятий все ученики должны принимать активное участие в работе и быть не «присутствующими» на занятии, а заинтересованными соучастниками всего, что происходит на семинаре. Если семинарское занятие хорошо подготовлено и организовано, ученики на нем не только расширяют и обобщают свои знания, но и записывают наиболее важные и интересные положения по теме, которые были раскрыты во время семинара и не нашли освящения.

Семинары оформляются в тетради для семинарских занятий и пишутся от руки. Ученик должен подготовить все вопросы семинара в виде сжатого выступления (позволяется раскрывать вопросы в форме сложного плана). Вопрос, который очень заинтересовал ученика и с которым он желает выступить, необходимо детально подготовить.

При подготовке своего выступления в любой форме, необходимо использовать несколько учебников, монографий, статей, исторических источниках, и не замыкаться только на одном из них.

Читая литературу, нужно те только продумывать ее содержание, а так же делать выписки наиболее интересных исторических фактов, определений, доказательств, статистических данных.






Семинар №1.Тема: «Российская империя и Донецкий регион в начале 20 ст.»

Цель:

Дать общую характеристику социально-экономического и политического развития Российской империи и Донецкого региона в начале ХХ века, раскрыть особенности рабочего движения в Донбассе накануне революции, охарактеризовать исторический портрет П.А. Столыпина и показать влияние его реформ на развитие Донецкого региона, показать влияние международного кризиса 1914 на развитие Донецкого региона.

План.

1в. Социально-экономическое и политическое развитие России и Донецкого региона в начале 20 ст.

2в. Активизация общественного движения. Рабочее движение в Донбассе накануне революции.

3в. Влияние реформы П.А. Столыпинана развитие Донецкого региона.

4в. Международный кризис 1914г. Донбасс в период первой мировой войны

Литература.

1. Донецк: Донетчина.2008-432 с

2. Годы и люди Донетчины. - Д.:, 2001. - 366 с

3. Кумачева, Е. Вдали от Родины: очерки. - Донецк: Донбасс, 2006. - 72 с.

4. Михненко, А. Новейшая история Донецкого бассейна (80-е гг. XIX в. - 40-е гг. ХХ в.): Монография. - Донецк: Сталкер, 1998. - 296 с.

5. Правда через годы, статьи, воспоминания, документы. Донецкий регион; 2001-248с.

Семинар №2 Тема: «СССР в период сталинской модернизации. Особенности модернизации в Донбассе.»

Цель:

Дать общую характеристику сталинской модели модернизации СССР, раскрыть особенности индустриализации и коллективизации в Донбассе, охарактеризовать экономическое и политическое развитие региона.

План.

1в. Индустриализация. переход к форсированной индустриализации.

2в. Коллективизация. особенности процессов сталинской модернизации в Донбассе.

3в. Итоги экономического и политического развития Донбасса к концу 1930-1940 х г.г.

Литература:

1. Годы и люди Донеччины. - Д.: Изд-во нац. университета, 2004. - 504 с

2. Донецк: ист.-краевед. очерк. - Донецк: Донбасс, 1981. - 328 с.

3. Михненко, А. Новейшая история Донецкого бассейна (80-е гг. XIX в. - 40-е гг. ХХ в.): Монография. - Донецк: Сталкер, 1998. - 296 с.

4. Навечно в нашей памяти: Воспоминания. - Донецк: Алан, 2002. - 147 с

5. Рева, А. Город моей судьбы. - Донецк: Диком-пресс, 1998. - 196 с.

Семинар№3. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.

Цель:

Охарактеризовать положение СССР накануне войны, раскрыть коварные планы противника и неожиданность наступления на СССР, показать действия советских людей в первые дни войны, особенность партизанского движения на Донбассе, раскрыть исторические портреты героев-сопротивления, дать историческую оценку героям -освободителям Донбасса.

План.

1в. Нападение Германии и ее союзников на СССР. Мобилизационные и эвакуационные меры в Донбассе.

2в. Развертывание советского партизанского движения. Особенности движения сопротивления на территории Донбасса

3в. Освобождение Донбасса. Цена победы.

Литература.

1. Братков, В. До последнего дыхания: Документальные повести о малоизвестных подвигах донбассовцев в годы Великой Отечественной войны. - Донецк: Регион, 2004. - 224 с.

2. Воспоминания участников Донбасской наступательной операции, стихи, писателей-фронтовиков. - Донецк: Донбасс, 2003. - 368 с.

3. Гавшин, Д. Под броней родной земли. - Донецк: Лебедь, 2002. - 198 с.Во

4. Донецкая область в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.): Сб. докум. и материалов. - Донецк: Донбас, 1982. - 312 с.

5. Кравчинская, Э. У войны - не женское лицо...: Воспоминания ветеранов. - Донецк: Регион, 2005. - 92 с.

Семинар № 4 СССР и Донецкий регион в период 1964-1985 г.г.

Цель:

Дать общую характеристику развития СССР и Донецкого региона в период 1964-1985 г.г, раскрыть суть концепции развитого социализма в СССР, проанализировать особенности экономического развития Донбасса, а также экономическую и социальную структуру советского общества, охарактеризовать достижения и проблемы культурного развития Донецкого региона.

План.

1в. Концепции развитого социализма в СССР

2в. Особенности экономического развития Донбасса в 1960-х-80хг.г.

3в. Экономическая и социальная структура советского общества.

4в. Достижения и проблемы культурного развития Донецкого региона.

Литература.

1. Годы и люди Донеччины. - К.: Изд-во Национального университета, 2004. - 504 с.:

2. Донецк: ист.-краевед. очерк. - Донецк: Донбасс, 1981. - 328 с.

3. Михненко, А. Новейшая история Донецкого бассейна (80-е гг. XIX в. - 40-е гг. ХХ в.): Монография. - Донецк: Сталкер, 1998. - 296 2

4. Остапенко, Е. Школа - наша судьба: Историко-документальные очерки, воспоминания. - Донецк: Регион, 2005. - 184 с.

5. Мозговой, В. Там, где было Дикое поле...: Очерки истории Донецкого края. - Донецк: Кардинал, 2001. - 365 с

Приложение 1

Оформление библиографических ссылок

В тексте рекомендуется делать библиографические ссылки на использованную литературу. Если вы ссылаетесь на некоторые высказывания, статистические данные, цитаты из использованной литературы, тогда необходимо ставить в верху текста цифру 1.2.3, в зависимости от количества.

Например: русско-византийский договор 911 года состоял из 15 статей и предвидел оплату Византией значительную контрибуцию (48 тыс. гривен золота )…

Внизу страницы оформляется библиографическая ссылка

Иванов Н.В. История Донбасса: - Д, 2011,с.45

В случае повторного обращения к этому автору, на этой же странице можно указать: Там же

Приложение 2

Оформление списка использованной литературы

В конце реферата составляется список использованной литературы, при котором, как правило, литературные источники располагаются согласно алфавиту. При составлении списка литературы ученик обязан пользоваться общепринятыми библиографическими нормами описания. Например :

Список использованной литературы

1. Годы и люди Донеччины. - К.: Изд-во Национального университета, 2004. - 504 с.:

2. Донецк: ист.-краевед. очерк. - Донецк: Донбас, 1981. - 328 с.

Приложение 3

Образец оформления титульного листа реферата

Донецкая общеобразовательная школа I-IIIступеней №57

Министерства образования и науки

Донецкой народной республики





Реферат





По предмету «История Донбасса»


На тему: «От Юзовки до Донецка..»



Выполнила:

Ученица 8 класса

Иванова В.В.



Проверила: Учитель истории Нимак Елена Константиновна



© 2010-2022