Рабочая программа по истории России

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дубровский филиал

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы с. Русский Камешкир



Рассмотрено

на заседании РМО

Протокол №______ от « _____» _____________

Руководитель:____________ / /

Утверждаю:

Директор школы:

_____________/А.М. Глухов/

Приказ №____ от «_____» _______________


Рабочая программа

по истории России

для 6 класса














Составитель:

Агеев В.Н.

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории











2016 г.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов

Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:

  • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • познавательный интерес к прошлому своей Родины;

  • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

  • проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

  • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

  • навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

  • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности; • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

  • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

  • собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

  • использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

  • привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

  • ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

  • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

  • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

  • использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

  • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

  • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

  • определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

  • установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

  • составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

  • определение и использование исторических понятий и терминов;

  • овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

  • использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

  • использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

  • изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

  • описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

  • понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

  • высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

  • описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

  • поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

  • анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;

  • использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

  • понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

  • оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

  • умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

  • сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

  • определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

  • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV - начале XVI в.);

  • поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

  • приобретение опыта историко-культурного, историкоантропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

  • личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

  • уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.












































2.Содержание учебного предмета


«История России» (в рамках учебного предмета «История») - 40 часов.

Введение. Наша Родина - Россия. 1 час. Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности. 4 часа. Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху.

Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

Русь в конце IX - начале XII в. 11 часов. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: при- чины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески.

Иконы. Декоративно-прикладное искусство.

Быт и образ жизни разных слоёв населения.

.Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель.

Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества.

Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения.

Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

Русь в середине ХII - начале XIII в. 5 часов. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель - самостоятельных государств.

Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.

Международные связи русских земель.

Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Русские земли в середине XIII - XIV в. 10 часов

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса.

Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля.

Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.

Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.

Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.

Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.

Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Формирование единого Русского государства. 10 часов. Политическая карта русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.

Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства.

Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.

Расширение международных связей Московского государства.

Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.

Повседневная жизнь и быт населения.

Понятия и термины:

Присваивающее и производящее хозяйство. Славяне. Подсечно-огневая система земледелия, перелог, двухполье, трёхполье. Натуральное хозяйство и рынок. Город. Концы и улицы (Новгород). Село. Дань, полюдье. Монархия, республика. Князь, вече, посадник, воевода, тысяцкий, бояре, отроки, гриди, детские. Дружина. «Люди градские», «гражане». Купцы. Гости. Смерды, закупы, холопы. Язычество, христианство, православие, ислам, иудаизм. Епархия. Монастырь. Митрополит. Патриарх. Автокефалия (церковная). Десятина. Раздробленность. Вотчина. Поместье. Крестьяне. Барщина и оброк. Граффити. Базилика. Крестово-купольный храм. Плинфа. Фреска. Мозаика. Летопись. Жития, житийная литература. Берестяные грамоты. Былины. Орда. Курултай, тумен, нойон, баскак, ярлык, «выход». Крестоносцы. Централизация. Кормление. Царь. Государственная символика. Герб.

Персоналии:

Рюрик. Аскольд и Дир. Олег. Игорь. Ольга. Святослав Игоревич. Владимир Святой. Борис и Глеб. Святополк Окаянный. Ярослав Мудрый. Ярославичи: Изяслав, Святослав, Всеволод. Всеслав Полоцкий. Святополк Изяславич. Владимир Мономах. Мстислав Великий. Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславич. Даниил Галицкий. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Мстислав «Удатный». Игорь Святославич. Чингисхан. Батый (Бату-хан). Юрий Всеволодич. Ярослав Всеволодич. Михаил Всеволодич Черниговский. Александр Невский. Даниил Московский. Михаил Ярославич Тверской. Юрий Данилович. Иван Калита. Миндовг. Гедимин. Ольгерд. Ягайло. Витовт. Узбек. Мамай. Тохтамыш. Едигей. Тимур. Дмитрий Донской. Василий I. Василий Тёмный. Иван III.

Кирилл и Мефодий. Кий. Митрополит Иларион. Нестор. Даниил Заточник. Сергий Радонежский. Стефан Пермский. Митрополиты Пётр, Алексий, Иона. Софья Витовтовна. Юрий Дмитриевич. Дмитрий Шемяка. Феофан Грек. Андрей Рублев. ЕвфимийII (новгородский архиепископ). Марфа Борецкая. София (Зоя) Палеолог. Афанасий Никитин. Аристотель Фиораванти.

События/даты:

VI-IX вв. - расселение славян по территории Восточной Европы

860 - поход Руси на Константинополь

862 - «призвание» Рюрика

882 - захват Олегом Киева

907 - поход Олега на Константинополь

911 - договор Руси с Византией

941 - поход Игоря на Константинополь

944 - договор Руси с Византией

964-972 - походы Святослава

978/980-1015 - княжение Владимира Святославича в Киеве

988 - крещение Руси

1015-1026 - усобицы между сыновьями Владимира

1016-1018 и 1019-1054 - княжение Ярослава Мудрого

XI в. - Правда Русская (Краткая редакция)

1068 - восстание в Киеве

1097 - Любечский съезд

1113 - восстание в Киеве, «Устав» Владимира Мономаха

1113-1125 - княжение в Киеве Владимира Мономаха

1125-1132 - княжение в Киеве Мстислава Великого

1130-е - завершение разделения Руси на земли

Начало XII в. - «Повесть временных лет»

XII в. - Правда Русская (Пространная редакция)

1147 - первое упоминание Москвы

1185 - поход Игоря Святославича на половцев

1199 - объединение Галицкой и Волынской земли

1223 - битва на р. Калке

1237-1241 - завоевание Руси Монгольской империей

1240, 15 июля - Невская битва

1242, 5 апреля - Ледовое побоище

1242-1243 - образование Золотой Орды

1325-1340 - княжение Ивана Калиты.

1327 - антиордынское восстание в Твери

1359-1389 - княжение Дмитрия Донского

1378, 11 августа - битва на р. Воже

1380, 8 сентября - Куликовская битва

1382 - разорение Москвы Тохтамышем

1383-1389 - закрепление великого княжения Владимирского за московским княжеским домом

1389 - 1425 - княжение Василия I

1395 - разгром Золотой Орды Тимуром

1410, 15 июля - Грюнвальдская битва

1425-1453 - междоусобная война в Московском княжестве

1425-1462 - княжение Василия II

1448 - установление автокефалии Русской церкви

1462-1505 - княжение Ивана III

1472 - прекращение выплаты дани в Орду

1478 - присоединение Новгородской земли к Москве

1480 - «стояние» на р. Угре

1485 - присоединение Тверского великого княжества к Москве

1487-1503 - присоединение Чернигово-Северской и части Смоленской земель

1497 - принятие общерусского Судебника









3. Тематическое планирование

История России

6 класс (40 часов)


Тема урока


Количество часов

1.

Наша Родина - Россия.

1

Тема 1. «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

4 часа

2

Древние люди и их стоянки на территории современной России

1

3

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

1

4.

Образование первых государств.

1

5.

Восточные славяне и их соседи

1

Тема 2. Русь в IХ - первой половине ХIIв.

11часов

6.

Первые известия о Руси.

1

7

Становление Древнерусского государства

1

8

Урок-практикум по теме «Становление Древнерусского государства»

1

9

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

1

10

Русское государство при Ярославе Мудром

1

11

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

1

12.

Общественный строй и церковная организация на Руси.

1

13.

Культурное пространство Европы и культура Руси

1

14.

Повседневная жизнь населения

1

15.

Практикум «Место Руси в Европе»

1

16.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь в VIII-первой половине X11 в.»

1

Тема 3. « Русь в середине XII- начале XIII вв.»

5 часов

17.

Политическая раздробленность на Руси

1

18.

Владимиро-Суздальское княжество.

1

19

Новгородская земля

1

20.

Южные и юго-западные русские княжества

1

21.

Повторительно-обобщающий урок: «Русские земли в период политической раздробленности»

1

Тема 4. «Русские земли в середине XIII-XIV в.»

10 часов


22.

Монгольская империя и изменение политической карты мира

1

23

Батыево нашествие на Русь.

1

24

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1

25.

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура

1

26.

Литовское государство и Русь

1

27.

Усиление Московского княжества

1

28.

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

1

29.

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII -XIV вв.

1

30

Орловский край в древности1

1

31.

Повторительно-обобщающий урок «Русские земли в середине XIII-XIVвв»

1


Тема 5. «Формирование единого Русского государства»


8 часов

32

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века.

1

33

Московское княжество в первой половине XV вв.

1

34.

Распад Золотой Орды и его последствия

1

35.

Московское государство и его соседи во второй половине XV века.


1

36

Русская православная церковь и государство XV - начале XVI вв.

1

37

Практикум «Человек в Российском государстве второй пол. XV в.»

1

38

Формирование культурного пространства единого Российского государства

1

39

Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства»

1

40

Итоговое повторение


1

3. Тематическое планирование

История России

6 класс (40 часов)Тема урока


Количество часов

Дата проведения

1.

Наша Родина - Россия.

1


Тема 1. «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

4 ч

2

Древние люди и их стоянки на территории современной России

1


3

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

1


4.

Образование первых государств.

1


5.

Восточные славяне и их соседи

1


Тема 2. Русь в IХ - первой половине ХIIв. - 11часов

6.

Первые известия о Руси.

1


7

Становление Древнерусского государства

1


8

Урок-практикум по теме «Становление Древнерусского государства»

1


9

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

1


10

Русское государство при Ярославе Мудром

1

11

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

1


12.

Общественный строй и церковная организация на Руси.

1


13.

Культурное пространство Европы и культура Руси

1


14.

Повседневная жизнь населения

1


15.

Практикум «Место Руси в Европе»

1


16.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь в VIII-первой половине X11 в.»

1


Тема 3. « Русь в середине XII- начале XIII вв.» 5 часов

17.

Политическая раздробленность на Руси

1


18.

Владимиро-Суздальское княжество.

1


19

Новгородская земля

1


20.

Южные и юго-западные русские княжества

1


21.

Повторительно-обобщающий урок: «Русские земли в период политической раздробленности»

1


Тема 4. «Русские земли в середине XIII-XIV в.» 10 часов

22.

Монгольская империя и изменение политической карты мира

1


23

Батыево нашествие на Русь.

1


24

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1


25.

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура

1


26.

Литовское государство и Русь

1


27.

Усиление Московского княжества

1


28.

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

1


29.

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII -XIV вв.

1



30

Орловский край в древности2

1


31.

Повторительно-обобщающий урок «Русские земли в середине XIII-XIVвв»

1


Тема 5. «Формирование единого Русского государства» 8 ч

32

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века.

1


33

Московское княжество в первой половине XV вв.

1


34.

Распад Золотой Орды и его последствия

1


35.

Московское государство и его соседи во второй половине XV века.


1

36

Русская православная церковь и государство XV - начале XVI вв.

1


37

Практикум «Человек в Российском государстве второй пол. XV в.»

1


38

Формирование культурного пространства единого Российского государства

1


39

Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства»

1


40

Итоговое повторение


1





1

2

© 2010-2022