- Преподавателю
- История
- Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме Поэма Гомера Одиссея
Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме Поэма Гомера Одиссея
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лешукова Л.Ю. |
Дата | 23.12.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока истории в 5 классе
Урок истории в 5-м классе по теме Поэма Гомера "Одиссея" "Путешествие Одиссея".
Цель урока: продолжение знакомства учащихся с произведениями Гомера как историческими источниками, сформирование общих
представлений о поэме Гомера «Одиссея»;
Задачи:
I. Обучающая
1.Совершенствовать навыки работы с историческим источником: анализировать его содержание и делать собственные выводы.
2.Формировать умения работать с исторической картой.
3.Организовать познавательную деятельность школьников таким образом, чтобы научить их совмещать знания, полученные из книг, с
информацией из других современных источников;
III. Развивающая.
1. Развивать информационно-коммуникативные и речевые компетенции учащихся.
2. Развивать интерес к чтению произведений исторической тематики.
II. Воспитывающая
1.Воспитывать интерес к истории мировой культуры.
2.Воспитывать эстетический вкус учащихся.
3.Воспитывать у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея».
Оборудование: проектор, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы.
портрет Гомера, карта греческого Средиземноморья времён Гомера, слайд-презентация (Приложение 1), карточки-тесты для проверки домашнего задания
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями: Илион, Циклопы, Полифем, «между Сциллой и Харибдой», сирены
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Основные понятия изучаемые на уроке: Циклопы, Полифем, «между Сциллой и Харибдой», сирены.
Технологическая карта урока
Этап
УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методы и примы обучения
Формы организации познавательной деятельности
Средства обучения
Время /мин/
1. Оргмомент.
Уметь организовываться к работе
Проверка готовности учащихся к уроку (проверка отсутствующих; эмоциональный настрой)
Здравствуйте, ребята! Продолжим нашу тему: Поэмы Гомера. Сегодня мы поговорим о поэме «Одиссей». У нас еще раз появится возможность перенестись в Грецию в те далекие времена, которые воспел в своих произведениях Гомер.
Доклад дежурного. Концентрация на урок.
1
2. Проверка домашнего задания
Уметь оценить выполненные задания
Текущий контроль знаний и умений.
Осуществляется в форме краткой беседы по содержанию поэмы Гомера «Илиада», и карточки - задания. Приложение 1.5. (работа в группах). Подробное знакомство с произведением состоялось на предыдущем уроке.
Какие крылатые слова и выражения появились после Троянской войны?
- В каких случаях их можно употребить в наши дни? (Яблоко раздора, ахиллесова пята, бойтесь данайцев, дары приносящих (имеются в виду дары, преподнесённые со злым умыслом.)
Фронтальная беседа, выполнение заданий на карточках.
Беседа. О чем говорится в поэме? Какова действительная причина Троянской войны?
Какие качества ценят греки в человеке? (Они ценят силу, храбрость, дружбу, сострадание.)
Попробуйте оценить поступки героев «Илиады». Что вас в них привлекает? Что вы осуждаете? Почему? (Ответы детей.)
4
3.Актуализация опорных знаний
Уметь работать с контурными картами, настенной картой, осуществлять контроль результатов
На экране записаны слова: Балканский полуостров, Крит, Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Минос, Минотавр, Ариадна, Дедал.
- Самостоятельно придумать вопрос к данным словам и составить предложения. Задание по группам.
Поочерёдно придумывают вопрос к словам и составляют предложения, записывая в тетрадь. Сравнивают результат, работая в парах.
2
4.Целеполагание
мотивация учебной деятельности.
Объявление темы урока. Поэма Гомера «Одиссея». Учитель ставит перед детьми цели работы на предстоящем уроке.
Постановка задач.
-Что принесло известность Гомеру?
- Для чего нужно познакомиться с поэмами Гомера?
Обращение к тексту.
Выбрать из текста учебника §23, пункта1 ответ на вопрос. Выступления о своих личностных представлениях значимости темы урока.
Эмоциональная актуализация темы
Презентация
просмотрслайдов
Собеседование
Комментирование поставленного вопроса.
Магнитофон, звучит мелодия «Сиртаки»
(прил. 1. 1)
ПК Медиапроектор, экран, Слайды
Учебник
§23, пункт 1
2
5. Создание проблемной ситуации
Умение строить поиск решения, анализировать результаты
Задания на урок:
-Попытаемся выяснить, что в этих произведения миф, а что - реальность.
-Попытаемся дать оценку поступкам Одиссея. Что вам понравилось в его поступках.
-Объясните смысл слов, сказанных о Гомере: «Гомер сделал из людей богов, а богов превратил в людей»?
Концентрация внимания на задании на урок.
Мотивационная актуализация знаний, погружение в тему.
Обращение к заданию урока
1
6.Введение к новой теме
Продолжение работы с картой
О чем это произведение?
Краткое слово учителя о содержании «Одиссеи».
"Одиссея" повествует о последних приключениях одного из героев Троянской войны, царя острова Итака, Одиссея, возвращающегося от стен разрушенного Илиона в родную Итаку. В отличие от "Илиады", в "Одиссее" показаны испытания, которые Одиссей и его товарищи преодолевали и изображены преимущественно бытовые картины: хозяйственные заботы, домашние занятия, семейные обычаи, обряды гостеприимства и прочее. Создана она несколько позже "Илиады" и содержит около 12100 стихов.
Война завершена, и Одиссей мог возвращаться домой к своей семье - жене Пенелопе и сыну Телемаку. Что помешало их встрече, сейчас узнаем. Началась свирепая буря. 10 дней она играла судном Одиссея, пока он и его спутники не попали на остров.
Просмотр
Рассказ учеников «Одиссей и Полифем» (Подготовка по учебнику и дополнительной литературе).
Посмотрите на карту: как называется этот остров? (Сицилия).
Презентация
просмотрслайдов
Презентация
Просмотр слайдов
3
7.Основной этап урока
Развитие умений работы с картой, текстом.
Переходя к изучению поэмы «Одиссея» учитель вместе с детьми определяет цели:
- познакомиться с приключениями Одиссея на пути на Итаку;
- определить значение поэмы как исторического источника;
Примечание: по ходу сообщений дети записывают имена героев, новые слова и «крылатые выражения» в тетрадь. (ткань Пенелопы, между Сциллой и Харибдой)
Составление описания маршрута Одиссея домой. (испытания). Рассказ Одиссея (аудиозапись)
Работа с картой.
(прил. 1. 2)
(прил. 1. 3)
10
8.Физминутка
Формирование ответствен-ного отношения к своему здоровью
Использует музыкальную физминутку
Выполняют танцевальные движения под руководством учителя
Физминут.
(прил. 1. 4)
2
9.Самостоятельная работа в парах
Формирование умения смыслового чтения, орга-низации познавательной деятельности, осуществле-ние самоконтроля Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь
Организует работу по закреплению первичных знаний.
Организует фронтальную работу по учебнику страница 135.
Работа с контурной картой, выполнение заданий на карточках
Самостоятельно выполняют задания, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку.
Отвечают на вопрос страница 136. Гомер
называет Одиссея хитроумным и многоопытным. Докажите, что он показан именно таким.
Самостоятельно выполняют задание. Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой, обмениваясь тетрадями.
5
10.Коллективная работа с доской
Умение работать по настенной карте, применять полученные знания.
Организует работу по коррекции знаний с настенной картой
.
2
11.Дополнительные сообщения учащихся
Формирование интереса к предмету
Организует учащихся на знакомство с историческими сведениями о
Слушают сообщение ученика об исторических сведениях. На острове циклопов.
На острове Цирцеи
В царстве мертвых.
Тайное возвращение на Итаку. Победа над женихами.
Установление мира.
Презентация
Просмотр слайдов
Презентация
Просмотр слайдов
4
Закрепление знаний о содержании поэмы «Илиада
Помогаю учащимся разобрать то, что оказалось сложным для пересказа. Задаю вопросы по содержанию темы.
Вспомните, какие древнегреческие боги встретились нам в поэме «Одиссея». НА столе атрибуты богов. Соотнесите изображения и атрибуты (Трезубец - Посейдон, орёл - Зевс, копьё и собака - Аид, шлем и змея - Афина.)
Сверяют свои ответы со слайдами
Фронтальный опрос
Презентация
Просмотр слайдов
3
12.Итог урока
Осуществлять познавательную рефлексию
Подводит итог урока, организует работу по рабочей тетради
Чем вам понравилось произведение Гомера «Одиссея»? Каких героев и почему вы назвали бы благородными? Осуждаете ли вы поступки каких-нибудь героев?
Почему на ваш взгляд путешествие Одиссея называют самым известным?
Какие положительные качества в людях ценили греки? (Смекалку, ум, способность не сдаваться суровым испытаниям жизни, целеустремлённость, любовь к своим близким.)
Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям
2
13.
Рефлексия
- Какие трудности встретились Одиссею на пути домой?
- Что помогло Одиссею их преодолеть?
- Какие из описанных событий исторически достоверные?
- Какие человеческие качества воспел в своей поэме Гомер?
Самоанализ на полях тетради
2
14
Выставление отметок
Отметки за урок их комментирование
1
15.
Инструктаж домашнего задания
§ 23 читать
Вопросы в конце параграфа.
По желанию
1.Составить вопросы для викторины по поэмам Гомера.
2.Рисунки о любимом эпизоде поэмы «Одиссея»
Задают вопросы по тексту заданий
1