Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме Поэма Гомера Одиссея

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока истории в 5 классе

Урок истории в 5-м классе по теме Поэма Гомера "Одиссея" "Путешествие Одиссея".

Цель урока: продолжение знакомства учащихся с произведениями Гомера как историческими источниками, сформирование общих

представлений о поэме Гомера «Одиссея»;

Задачи:

I. Обучающая

1.Совершенствовать навыки работы с историческим источником: анализировать его содержание и делать собственные выводы.

2.Формировать умения работать с исторической картой.

3.Организовать познавательную деятельность школьников таким образом, чтобы научить их совмещать знания, полученные из книг, с

информацией из других современных источников;

III. Развивающая.

1. Развивать информационно-коммуникативные и речевые компетенции учащихся.

2. Развивать интерес к чтению произведений исторической тематики.

II. Воспитывающая

1.Воспитывать интерес к истории мировой культуры.

2.Воспитывать эстетический вкус учащихся.

3.Воспитывать у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея».

Оборудование: проектор, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы.

портрет Гомера, карта греческого Средиземноморья времён Гомера, слайд-презентация (Приложение 1), карточки-тесты для проверки домашнего задания

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Планируемые результаты:

Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями: Илион, Циклопы, Полифем, «между Сциллой и Харибдой», сирены

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Основные понятия изучаемые на уроке: Циклопы, Полифем, «между Сциллой и Харибдой», сирены.

Технологическая карта урока


Этап

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и примы обучения

Формы организации познавательной деятельности

Средства обучения

Время /мин/

1. Оргмомент.


Уметь организовываться к работе

Проверка готовности учащихся к уроку (проверка отсутствующих; эмоциональный настрой)

Здравствуйте, ребята! Продолжим нашу тему: Поэмы Гомера. Сегодня мы поговорим о поэме «Одиссей». У нас еще раз появится возможность перенестись в Грецию в те далекие времена, которые воспел в своих произведениях Гомер.

Доклад дежурного. Концентрация на урок.


1

2. Проверка домашнего задания

Уметь оценить выполненные задания

Текущий контроль знаний и умений.

Осуществляется в форме краткой беседы по содержанию поэмы Гомера «Илиада», и карточки - задания. Приложение 1.5. (работа в группах). Подробное знакомство с произведением состоялось на предыдущем уроке.

Какие крылатые слова и выражения появились после Троянской войны?
- В каких случаях их можно употребить в наши дни? (Яблоко раздора, ахиллесова пята, бойтесь данайцев, дары приносящих (имеются в виду дары, преподнесённые со злым умыслом.)


Фронтальная беседа, выполнение заданий на карточках.

Беседа. О чем говорится в поэме? Какова действительная причина Троянской войны?

Какие качества ценят греки в человеке? (Они ценят силу, храбрость, дружбу, сострадание.)

Попробуйте оценить поступки героев «Илиады». Что вас в них привлекает? Что вы осуждаете? Почему? (Ответы детей.)

4

3.Актуализация опорных знаний

Уметь работать с контурными картами, настенной картой, осуществлять контроль результатов

На экране записаны слова: Балканский полуостров, Крит, Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Минос, Минотавр, Ариадна, Дедал.

- Самостоятельно придумать вопрос к данным словам и составить предложения. Задание по группам.

Поочерёдно придумывают вопрос к словам и составляют предложения, записывая в тетрадь. Сравнивают результат, работая в парах.

2

4.Целеполагание

мотивация учебной деятельности.

Объявление темы урока. Поэма Гомера «Одиссея». Учитель ставит перед детьми цели работы на предстоящем уроке.

Постановка задач.

-Что принесло известность Гомеру?

- Для чего нужно познакомиться с поэмами Гомера?

Обращение к тексту.

Выбрать из текста учебника §23, пункта1 ответ на вопрос. Выступления о своих личностных представлениях значимости темы урока.

Эмоциональная актуализация темы

Презентация

просмотрслайдов

Собеседование

Комментирование поставленного вопроса.

Магнитофон, звучит мелодия «Сиртаки»

(прил. 1. 1)

ПК Медиапроектор, экран, Слайды

Учебник

§23, пункт 1

2

5. Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Задания на урок:

-Попытаемся выяснить, что в этих произведения миф, а что - реальность.

-Попытаемся дать оценку поступкам Одиссея. Что вам понравилось в его поступках.

-Объясните смысл слов, сказанных о Гомере: «Гомер сделал из людей богов, а богов превратил в людей»?

Концентрация внимания на задании на урок.

Мотивационная актуализация знаний, погружение в тему.

Обращение к заданию урока

1

6.Введение к новой теме




Продолжение работы с картой

О чем это произведение?

Краткое слово учителя о содержании «Одиссеи».

"Одиссея" повествует о последних приключениях одного из героев Троянской войны, царя острова Итака, Одиссея, возвращающегося от стен разрушенного Илиона в родную Итаку. В отличие от "Илиады", в "Одиссее" показаны испытания, которые Одиссей и его товарищи преодолевали и изображены преимущественно бытовые картины: хозяйственные заботы, домашние занятия, семейные обычаи, обряды гостеприимства и прочее. Создана она несколько позже "Илиады" и содержит около 12100 стихов.

Война завершена, и Одиссей мог возвращаться домой к своей семье - жене Пенелопе и сыну Телемаку. Что помешало их встрече, сейчас узнаем. Началась свирепая буря. 10 дней она играла судном Одиссея, пока он и его спутники не попали на остров.

Просмотр

Рассказ учеников «Одиссей и Полифем» (Подготовка по учебнику и дополнительной литературе).






Посмотрите на карту: как называется этот остров? (Сицилия).

Презентация

просмотрслайдов

Презентация

Просмотр слайдов

3

7.Основной этап урока

Развитие умений работы с картой, текстом.

Переходя к изучению поэмы «Одиссея» учитель вместе с детьми определяет цели:

- познакомиться с приключениями Одиссея на пути на Итаку;

- определить значение поэмы как исторического источника;

Примечание: по ходу сообщений дети записывают имена героев, новые слова и «крылатые выражения» в тетрадь. (ткань Пенелопы, между Сциллой и Харибдой)

Составление описания маршрута Одиссея домой. (испытания). Рассказ Одиссея (аудиозапись)

Работа с картой.

(прил. 1. 2)


(прил. 1. 3)

10

8.Физминутка

Формирование ответствен-ного отношения к своему здоровью

Использует музыкальную физминутку

Выполняют танцевальные движения под руководством учителя

Физминут.

(прил. 1. 4)

2

9.Самостоятельная работа в парах

Формирование умения смыслового чтения, орга-низации познавательной деятельности, осуществле-ние самоконтроля Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь

Организует работу по закреплению первичных знаний.


Организует фронтальную работу по учебнику страница 135.

Работа с контурной картой, выполнение заданий на карточках

Самостоятельно выполняют задания, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку.

Отвечают на вопрос страница 136. Гомер

называет Одиссея хитроумным и многоопытным. Докажите, что он показан именно таким.

Самостоятельно выполняют задание. Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой, обмениваясь тетрадями.

5

10.Коллективная работа с доской

Умение работать по настенной карте, применять полученные знания.

Организует работу по коррекции знаний с настенной картой

.

2

11.Дополнительные сообщения учащихся

Формирование интереса к предмету

Организует учащихся на знакомство с историческими сведениями о

Слушают сообщение ученика об исторических сведениях. На острове циклопов.

На острове Цирцеи

В царстве мертвых.

Тайное возвращение на Итаку. Победа над женихами.

Установление мира.

Презентация

Просмотр слайдов

Презентация

Просмотр слайдов

4

Закрепление знаний о содержании поэмы «Илиада

Помогаю учащимся разобрать то, что оказалось сложным для пересказа. Задаю вопросы по содержанию темы.

Вспомните, какие древнегреческие боги встретились нам в поэме «Одиссея». НА столе атрибуты богов. Соотнесите изображения и атрибуты (Трезубец - Посейдон, орёл - Зевс, копьё и собака - Аид, шлем и змея - Афина.)

Сверяют свои ответы со слайдами

Фронтальный опрос

Презентация

Просмотр слайдов

3

12.Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, организует работу по рабочей тетради

Чем вам понравилось произведение Гомера «Одиссея»? Каких героев и почему вы назвали бы благородными? Осуждаете ли вы поступки каких-нибудь героев?

Почему на ваш взгляд путешествие Одиссея называют самым известным?

Какие положительные качества в людях ценили греки? (Смекалку, ум, способность не сдаваться суровым испытаниям жизни, целеустремлённость, любовь к своим близким.)

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям

2

13.

Рефлексия

- Какие трудности встретились Одиссею на пути домой?

- Что помогло Одиссею их преодолеть?

- Какие из описанных событий исторически достоверные?

- Какие человеческие качества воспел в своей поэме Гомер?

Самоанализ на полях тетради

2

14

Выставление отметок

Отметки за урок их комментирование


1

15.

Инструктаж домашнего задания

§ 23 читать

Вопросы в конце параграфа.

По желанию

1.Составить вопросы для викторины по поэмам Гомера.

2.Рисунки о любимом эпизоде поэмы «Одиссея»

Задают вопросы по тексту заданий

1


© 2010-2022