- Преподавателю
- История
- План-конспект: Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва
План-конспект: Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ежова В.С. |
Дата | 07.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Выполнила Ежова Вероника
План-конспект урока
Класс: 7а.
Тема: Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева (1773-1775)
Тип урока: Изучение нового. В блочно-тематическом планировании урок 2.
Ведущий метод: диалогический (рассказ+ беседа).
Идея урока: Не приведи Бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный.
Ответ:
А может быть, извечный кнут,
Повсюдный, тайный и площадный -
И породил российский бунт,
Бессмысленный и беспощадный?
Цель урока: Создать условия для формирования представления о феномене Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва, показать тяжёлое положение казаков и крестьян, особенности крестьянской войны, привить понимание борьбы за свои права, способность их отстаивать.I. Эмпирический уровень
1. Феномен «Крестьянская война»
-
Причины войны;
-
Е.И. Пугачёв;
-
Программа Пугачёва;
-
Значение Крестьянской войны
Регулятивные компетенции:
Определяет цели и задачи урока, проблему, гипотезу.
Коммуникативные компетенции:
Строит монологические высказывания. Умеет аргументировать свою точку зрения.
Информационная компетенция: самостоятельный поиск информации в источниках и учебнике, в интернете, сбор и систематизация, отбор информации.
- Составляет портретную характеристику (по картинам (с помощью учителя).
- Выявляет основные направления в программе Пугачёва;
- Применяет знание фактов для характеристики особенностей внутренней политики Екатерины II и связывает с причинами войны;
- Раскрывает основные характерные черты Крестьянской войны.
На основе Крестьянской войны показать становление гражданских основ населения России и способности к самоуправлению, независимости. Привить чувство справедливости, ответственности, идеи свободы.
II.Теоретический уровень
Основное понятие:
- Крестьянская война;
- Второстепенные:
- Самоуправление.
Причинно-следственные связи:
-
Ужесточение политики в отношении крестьян, казаков привело к Крестьянской войне;
-
Внутренняя политика Екатерины носила противоречивый характер;
Оценка Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва.
Общеинтеллектуальные компетенции:
Владение умениями работать с понятийным аппаратом, соотносить с изучаемой эпохой.
Учебно-познавательные компетенции:
Умение анализировать события, произошедшие в России, обобщать факты, выстраивать события в хронологической последовательности.
Ценностно-смысловые компетенции:
Высказывает собственную точку зрения на факт или событие.
Владеет социокультурными навыками для формирования исторической памяти.
- Объясняет сущностные характеристики ключевых понятий, конкретизирует их применительно к эпохе.
(с помощью учителя и учебника)
- Характеризует политику в отношении крестьян и казаков;
- Объясняет связь между политической ситуацией, которая сложилась в 17 веке и с 18 веком.
- Рассказывает о переменах в обществе.
- Выявляет итоги Крестьянской войны.
2 мин. Учитель истории приветствует учащихся.
Учитель истории проверяет готовность к уроку.
Крестьянские войны в России создали и развивали традиции борьбы с бесправием и угнетением. Они сыграли свою роль и с истории политического и социального развития России.
Не приведи Бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка»
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Ответ
А может быть, извечный кнут,
Повсюдный, тайный и площадный -
И породил российский бунт,
Бессмысленный и беспощадный?
Ребята подумайте о чём эти строки? Какой вывод о причинах восстаниях в Российской империи можно сделать?
Приветствуют учителя, готовятся к уроку.
Угнетение крестьян, жёсткая политика в отношении крестьян и казаков.
Актуализация знаний
3 мин.
Какая цель перед нами стоит?
Определите задачи?
Что явилось причиной многочисленных народный выступлений второй половины XVIII в.
Причины:
Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами.
Тяжелое положение работных людей на мануфактурах.
Ущемление прав нерусского населения.
Ликвидация казачьего самоуправления.
Изучение нового
Портретная характеристика
Емельян Иванович Пугачев
Емельян Иванович Пугачев родился на Дону в "доме деда своего" в станице Зимовейской, в той самой Зимовейской, где за сто лет до него родился другой вождь мятежного крестьянства Степан Тимофеевич Разин. Зимовейская станица считалась еще в XIX в. "малороссийской", что свидетельствовало о наличии среди ее обитателей немалого числа переселенцев с Украины, а переходы на Дон с Днепра "повелись у нас исстари". Возможно, что и семья Пугачевых была украинского происхождения. Деда Емельяна Ивановича звали Михаила Пугач, а "пугач" по-украински означает "филин".
Год рождения Пугачева можно установить только со слов его самого. На допросах, учиненных ему в 1774 г. в Яицком городке и в Москве, он говорил, что "от роду" ему 32 года, что "считает себе тридцать третий год". Следовательно, Емельян Иванович Пугачев родился в 1742 г.
Согласны вы с мнением Пушкина?
Пушкин, ездивший на Урал собирать пугачевский фольклор, много общавшийся с казаками и казачками, знавшими и видевшими Пугачева, в "Капитанской дочке" со слов очевидцев грозных событий крестьянской войны дал такое описание Пугачева: "Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были острижены в кружок...".
Программа Пугачева. Учебник. Стр. 183-184
-
Проанализируйте манифест Пугачёва. Подумайте, что могло привлечь в нём широкие слои населения?
-
Работа с текстом учебника.
Заполните таблицу. Стр. 180
Работа с картой. Покажите основные районы восстания на карте.
-
Каковы итоги Пугачёвского восстания? Какие последствия для дальнейшего развития страны оно имело?
Изобразите в виде схемы.
Память о Пугачёве
Именем Пугачева были названы улицы Москвы и Петрограда. 3 музеях революции в Москве и Ленинграде, в краевых музеях бережно собирали реликвии, связанные с восстанием Пугачева, открывали специальные отделы, выставки, стенды. Пугачевское восстание завоевало сцену и экран; пугачевская тематика широко распространилась в изобразительном искусстве, музыке, художественной литературе.
В годы Великой Отечественной войны имя Емельяна Пугачева стало боевым призывом советских воинов. Имя Пугачева носили отряды действовавших в тылу врага советских партизан. В городе Гуменне в Чехословакии высится обелиск в память капитана Советской армии "Алеши Пугачева" (Емельянова), командира партизанского отряда имени Емельяна Пугачева, а в Пражском музее антифашистских бойцов хранится знамя "Пугачевского" отряда.
Учащиеся определяют черты характера, качества присущие Пугачёву.
Учащиеся называют основные пункты, требования восставших.
Учащиеся показывают основные этапы войны.
Отработка приёмов
Учащиеся по схемам и таблицам повторяют основные характеристики пугачевского восстания.
Вывод:
Крестьянская война не принесла крестьянам облегчения. Напротив, помещики продолжали увеличивать повинности в свою пользу и с большим, чем раньше, ожесточением их взыскивали. Тем не менее, крестьянская война оставила заметный след в истории России, прежде всего тем, что она поддержала традиции борьбы с бесправием и угнетением.
Ребята, достигли мы целей, которые ставили в начале урока.
Все, кроме подведения итогов.
Домашнее задание
Основное:
-
Параграф 26.
-
Оформить итоги Крестьянской войны в виде схемы.
Опережающее:
-
Портфолио
(Памятники Екатерине II, монеты с изображением императрицы)
Рефлексия
Оцените свою деятельность на уроке, поставьте оценку.
Я охотно выполнял все задания - 5.
Я выполнил не все предложенные задания- 4.
Я работал на уроке, но не приложил усилия- 3.
Я не работал на уроке- 2.