- Преподавателю
- История
- План-конспект, история 6 класс
План-конспект, история 6 класс
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Полякова Э.А. |
Дата | 11.11.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
по истории России в 6 классе
.
ТЕМА: Русь между Востоком и Западом. Борьба с внешней агрессией в XIII веке. На изучение темы отведено 6 уроков
УРОК №1. Монгольское нашествие на Русь
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ВИД УРОКА: традиционный с элементами лекции, лабораторной работы, с использованием ИКТ
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, с причинами и последствиями завоевания Руси монголами; показать героизм русского и других народов в борьбе с монгольскими завоевателями..
ЗАДАЧИ УРОКА:
I Образовательные:
1) научиться оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности Руси;
2) познакомиться с этапами монгольского нашествия на Русь, направлением ударов монголов и решающими битвами с использованием карты;
3) познакомиться с историческими и легендарными личностями, дать оценку их деятельности: Чингисханом (Тимучином), Батыем, Юрием Всеволодовичем - Владимирским князем, рязанским боярином Евпатием Коловратом.
4) определить и чётко зафиксировать причины поражения русских княжеств в столкновении монгольскими завоевателями и историческое значение этого события для дальнейшего развития русского государства .
II. Развивающие:
1) Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой с опорой на легенду ;
2) учиться анализировать проблемную ситуацию;
2) развивать умения определять и объяснять термины: «монголо-татары», «монголо-татарское иго», «улус», «тумен»;
3) развить навыки работы с тестами, исторической иллюстрацией «Взятие Рязани» умения составлять хронологическую таблицу.
III. Воспитательные:
-
Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями;
-
подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: монголо-татары, тьма (тумен), улус.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
-
Карта «Нашествие монголов на Русь».
-
Учебник, рабочая тетрадь, план - конспект урока;
-
Компьютер с проектором , мультимедийная презентация «Нашествие с Востока»
-
Стихотворение к началу урока, о нападении на Рязань из книги Н. Кончаловской «Наша древняя столица».
-
Отрывок из труда Плано Карпини о составе, военном снаряжении и тактике ведении боя монгольского войска, напечатанные на карточках для каждого ученика;
КОНСПЕКТ УРОКА :
2
Ориентационно-мотивационный этап
Цель этапа: Обозначить тему урока, цель занятия.
Мотивировать ребят на поиск ответов проблемных ситуаций .
Задача 1
Определение темы урока через прослушивание стихотворения Н.Кончаловской «Наша древняя столица».
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день по степи голой
Топча сухие ковыли.
Жестоких воинов раскосых
Батый собрал со всей земли,
Быки их юрты на колесах
С детьми и женами везли…
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.
(Ответы детей). Запись темы на доске, вывод на слайде 1
Тема урока: «Монгольское нашествие на Русь»
Задача 2. Постановка цели урока.
Учитель: На какие вопросы вам хотелось бы найти ответы по этой теме?
(Ответы детей). Вывод цели на слайде 2.
Цель урока: знакомство с ходом монгольского нашествия, с причинами и последствиями завоевания Руси монголами, подвигом защитников русских земель.
Задача 3. Постановка проблемной ситуации.
Учитель: Почему русские князья , имевшие успешный опыт отражения натиска иноплеменников , не устояли перед монгольским нашествием?
(Ответы-предположения детей).
Учитель: ответ на этот вопрос мы попытаемся на сегодняшнем уроке найти.
(Вывод проблемы на слайд 3.
Вывод на слайд образовательных задач урока 4.)
5 мин.
3
Актуализация опорных знаний.
Цель этапа: определить связь феодальной раздробленности на Руси и установления монголо-татарского ига.
Учитель: Чтобы нам было легче найти ответы на все поставленные вопросы, нужно вспомнить:
-
Что такое феодальная раздробленность?
-
Какие отрицательные последствия она имела для Руси?
Метод: фронтальная беседа.
Если возникли затруднения с ответами, обращаемся к тексту параграфа 13 стр.91-92, а также к рабочей тетради и таблице «Последствия феодальной раздробленности на Руси».
( Ответы детей). Проверка правильности ответов выведена на слайд 4.
Главным отрицательным последствием обязательно должно быть названо ослабление обороноспособности Русского государства.
5 мин.
4.
Изучение нового материала
Цель этапа:
Познакомить учащихся с этапами монгольского нашествия, основными сражениями, персоналиями, а также причинами и последствиями завоевания Руси монголами с использование карты учебника стр.127.
Задача 1: Познакомиться с племенами монголов, областью их расселения, занятиями, образом жизни.
Методы:
А) наглядный - учитель показывает по карте, рассказ учителя.
Б) групповая работа - анализ исторического документа - отрывка из труда Плано Карпини о составе, военном снаряжении и тактике ведении боя монгольского войска. Анализ трёх отрывков из труда в трёх группах. (Приложение 1) Заслушивание.
Дети совместно с учителем делают выводы о преимуществах и силе монгольского войска . Вывод - на слайде5.
В) поисковый - дети самостоятельно ищут в учебнике определение понятий: тумен, татары; Называют их.
Задача 2: Познакомиться с этапами монгольского нашествия на Русь, направлением ударов монголов и решающими битвами с использованием карты, историческими персоналиями.
Методы:
А) наглядный. Дети совместно с учителем изучают по карте учебника стр.127 походы Чингисхана.
Б) проблемная беседа. Обзорная характеристика первой встречи русских князей в союзе с половцами на р.Калке в 1223 г. Почему союзники проиграли битву?
Анализ информации слайда 6.
Дети совместно с учителем делают выводы о причинах поражения:
- отсутствие единства среди русских князей и союзников;
- военная мощь и превосходство монголов( выведено на слайд 7).
Дата записывается в тетрадь
В) наглядный. Дети совместно с учителем изучают по карте учебника стр.127 походы хана Батыя. Выполняют по ходу рассказа задание №1 в рабочей тетради стр.53.
В) самостоятельная работа с учебником. Дети дают краткую характеристику исторических лиц пользуясь учебником: Чингисхана, хана Котяна, Дмитра, Юрия Всеволодовича, Евпатия Коловрата, выполняя задание № 2 в рабочей тетради на стр.53-54.
Г) наглядный. Описание укрепления города Рязани с иллюстрации на стр.124 учебника. В чём был недостаток этих укреплений? (Приложение2)
( Ответ детей: деревянные стены не выдержали атаки монголов с использованием стенобитных орудий, катапульт и огня).
Д) беседа. Учитель рассказывает о битве на р.Сити в 1238 г., подвиге защитников г.Козельска, который по словам летописца «захлебнулся в крови».(слайд 8,9) Даты записываются в тетрадь
Е) чтение исторического документа. Из Ипатьевской летописи о взятии Киева в 1240 г., текст на стр. 128 учебника.
Дети отвечают на вопрос: почему Киев - «матерь городов русских» пал под натиском монголов? Какова судьба жителей города? В чём, наш взгляд, состоит их подвиг?
Если возникают затруднения , то ответ на вопрос можно найти на стр.125-126 учебника.
Задача 3: Определить и чётко зафиксировать причины поражения русских княжеств в столкновении монгольскими завоевателями и историческое значение этого события для дальнейшего развития русского государства.
Методы:
А) самостоятельная работа с учебником стр.126-127. - поиск и выписывание в тетрадь всех последствий монгольского нашествия, (проверка на слайде 10)
Б) рассказ учителяо об историческом значении для русского государства монгольских завоеваний (установление почти на 250 лет монголо-татарского ига).
Содержание понятия «монголо-татарское иго» - тема последующих уроков.
25 мин.
5.
Закрепление изученного материала
Цель этапа : закрепление полученных на уроке знаний по теме: «Монгольское нашествие на Русь»
Задача: выполнение практических заданий, подведение итогов урока, формулировка выводов по теме урока, выставление оценок за работу на уроке.
Методы:
А) практический . Выполнение задания по определению хронологической последовательности событий 1223-1240 гг. (Приложение 3). Устная проверка
Б) аналитический - формулировка причин поражения Руси в столкновении с монгольскими завоевателями.
(слайд 11. )
(1. Военно-техническое превосходство монгольского войска над русскими ратями; 2.Разобщённость русских войск и сил; 3.Структура и организация монгольского войска и полководческий талант Батыя и его военачальников)
8 мин.
6.
Задание на дом.
Цель этапа: проверка степени усвоения пройденного на уроке материала, изучение некоторых вопросов, не рассмотренных на уроке.
Задача: определение перечня теоретических и практических заданий для выполнения учащимся дома.
Метод: запись в дневниках учащимися задания на дом:
Параграф № 18 - выучить даты и события, выполнение задания в рабочей тетради № 4 на стр.55.
1 мин.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются: точно так же, если один или двое смело вступают в бой, десять других не следует, то их так же умерщвляют…
Оружие же все по меньшей мере должно иметь такое: два или три лука, и три большие колчана, полные стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые… У некоторых из них есть копья, и на шейке копья они имеют крюк, которым, ели могут, стаскивают человека с седла… В ходе завоевания соседних стран монголы научились пользоваться осадными орудиями - таранами и метательными устройствами.
Если встретится какая крепость, они окружат ее; мало того, они так ограждают ее, что никто не может войти или выйти; при этом он весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха, сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска, и одно сменяет в бою другое, так что они не утомляются.
Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга (крыла). Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в предвкушении победы, теряя осторожность, то крылья наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву. Такая тактика называлась тактика полумесяца.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Батый привел свою орду.
Дымит кострами в чистом поле
И требует десятой доли
Всего от каждого двора -
Мехов, казны и серебра…
В морозной снежной мгле кострами
Чадит Батыева орда.
К Батыю с пышными дарами
Рязанский князь пришел тогда.
Он сам собрал Батыю дань:
«Возьми дары! Не тронь Рязань!»
Любуясь княжьими дарами,
Батый кумыс из чаши пил
И сидя в юрте меж коврами,
С усмешкой князю говорил:
«Коль хочешь мира, русский бай, -
Княгиню в жены мне отдай!»
Взбешенный, не взглянув на хана,
Князь Федор молча вышел вон,
Но тут ударом ятаган
У входа в юрту был сражен…
Рязань, Рязань! Теперь тебе,
Твоим несчастным горожанам
Уже не выстоять в борьбе,
Не совладать с жестоким ханом.
Враги в ворота ворвались,
Таких не знала ты доныне!...
С высокой колокольни вниз
С младенцем бросилась княгиня.
И чашу смертную до дна
Испив от горького начала,
В огне на площади она
Батыя мертвая встречала…
Горят хоромы, терема -
Все, чем Рязань была богата.
Декабрьская ночная тьма
Багровым пламенем объята.
Отрывок из книги Натальи Кончаловской
«Наша древняя столица»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
-
Захват монголами Китая.
-
Битва на р.Калке.
-
Взятие монголами Рязани. Битва на р.Сити.
-
Захват Батыем Киева.
-
Разорение Батыем европейских стран.
Расставить события в хронологической последовательности.